Крашевская Милена Юрьевна : другие произведения.

Как сэр Ланселот следовал словам Мерлина-10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   КАК СЭР ЛАНСЕЛОТ СЛЕДОВАЛ СЛОВАМ МЕРЛИНА
   (ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГЛАВА ДЛЯ ЗНАМЕНИТОЙ ПОВЕСТИ
   О КОРОЛЕ АРТУРЕ И ЕГО РЫЦАРЯХ, НАПИСАННОЙ Т.МЭЛОРИ)
  
  
   Ни в какой серой точке или рисовальном штрихе, то есть ни даже в каком самом мелком семечке, что, поступая с овощами, рыбой, мясом, яйцами, молоком, крупами и хлебами жизни в обыкновенный человеческий ум, как бы отправляемо приемщиком от контрольных весов, врытых в землю у порога дома, по коридорной развилке прямиком в удаленное затхлое хозяйственное помещение, коего и дверные косяки все в толстой пыли, и медная ручка - в жирно-копотной вязкой заволоке, и дверной проем показывается на люди в неряшливом ламбрекене плотной, тянущейся и липнущей к пальцам паутине, каковою оный, упавшею как бы сверху вниз, дергаясь и поеживаясь, завешивается, отпахни мы с превеликим трудом, рискуя искривиться в шее и вывихнуть правое плечо, притом, что уперлися своею левой рукой в старую стену и ужасно при сем перекосились в лице, треснувшую, как нечто взламываемое, дверь, приступая к генеральной уборке, затеяв оную накануне холодного, чистого, сине-золотого Сочельника, в помещение, на двери коего распределенными через всю площадь верхней ее трети плетутся, образуя эллипс, двумя симметрично отраженными (одна - вверх, другая - вниз) от горизонтальной оси дугами латинские буковки имени неживых жильцов, за оною дверью подпирающих друг дружку, и последние суть - как бы продырявленные ведра, неделовые обрезки досок, просевшие железные решетки, ободы, снятые с испорченных влагою бочек, и наваленный сломанный садовый инвентарь, и это название - надпись "Необязательные к исполнению в жизни вещи", -- ни в чем принялся стараться сэр Ланселот не провалить испытания Мерлина, - ни львиную долю оного, каковая, с рыканием и клацанием зубов шатаясь во тьме Непознаваемого, изготавливалась на рыцаря Озерного неожиданно броситься, ни часть оного, предуведомляющую ту, помянутую не к ночи главную, каковая неминуемо воспоследует, предуведомляющую как бы Правилом поведения накануне битвы со зверем, - то бишь, трудясь телом и душою на пажити заповедей Христа, ни в детали (принадлежащей пусть и незначительной) другой еще детали не изменил Ланселот ни послушания, отряженного ему Мерлином, чистить и починять днем свое великолепное оружие и дорогую конскую упряжь, ни поста на черных сухарях и воде, ни молитв к Пресвятой Владычице Богородице, из коих, перво-наперво, выучиваясь большему мастерству, чем лететь то плавно и ровно, а то (как (бывает) в уклонении от киданий камнями с земли) кубарем, выпархивали осколки (религиозного чувства) веры, выпархивали перво-наперво словно бы клочковатыми, открывающими настоящие полеты мастера, воробьями, дабы вырвался за ними как бы выманенный синеперой прелестью бескрайнего Неба яростный охотничий сокол, и сие время для Ланселота наступило, когда оный рыцарь оком молитвенного шепота как бы проныривал божественную ткань, дабы восприять и утОк оного "невещества", и основу, кусочек коего, складывающийся и расправляющийся на лету, неизреченно, фигурами взмывания, парения и захода на посадку в куст бузины, благовествовал над покровными деревьями Шервудского леса: "От Тебе бо безлетный и Единородный Сын Божий, Бог Слово, неизреченно воплощшся, родился и с человеки поживе, и Тя, яко Матерь Свою, зело возвелици, Царицу Тя всея твари показа, нам же известное спасения пристанище. Тем вси под кров Твой притекающий, различными скорбями и болезньми одержимии, приемлют от Тебе богатно утешение и исцеление и Тобою от бед спасаются: Ты бо еси воистину Мати всех скорбящих и обремененных, печальных радость, больных целительница, юным хранительница, старости жезл, праведных похвала, грешных спасения надежда и к покаянию путеводительница: всем бо всегда предстательством Твоим помогаеши, Всеблагая, прибегающих к Тебе с верою и любовию"(1).
   Нет незначительного пункта в листочке предписаний мудрого, каковым страшно дорожа, носит оный годами у себя за пазухой сложенным вчетверо или в восьмеро преданный Господу нашему Иисусу Христу пилигрим, притекающий в известное время к Нему. А притекают к Господу, известно, что при условии, каковое придается (как бы чудом) некоторым счастливым между прочими натурам, глаза коих источают сияние, поднеси им Священное Писание, да отчеркни эпизод, как пророк Самуил до трех раз слышал, но не узнавал, что к нему взывает во тьме храма Господь, и потому три раза поднимался он и ходил спрашивать левита Илия, зачем оный звал его, покуда Илий не понял, Кто зовет отрока, и не научил сказать Зовущему: "говори, Господи, ибо слышит раб Твой"(2), и остаются без заметного изменения, (что позволяет нам считать, что оные двойные хрустали, передающие изображение мира в голову человека, коему оные дарованы во плоти, остаются тусклыми, когда, вообще-то, могут изумительно сиять), то бишь с очами ничего не происходит, ежели показывать им рецепты пирогов, швейные лекала, кузнечные мехи, борону, трубку для выслушивания легких, шотландскую волынку или заморские фрукты. Ибо истинен выбор, осуществляемый их глазами. Ибо прельщаются такие редкие в каждых поколениях натуры, видимо, по таинственному врожденному свойству, именно деяниями, совершенствующими человека в духе. И это то условие, что его (пилигрима) душевному строю и характеру подходит сложносоставной атрибут из существительного в родительном падеже и глагола с отрицательной частицей, вооружившись коим, о человеке-пилигриме говорят, что ему "не занимать настойчивости". И это-то будет означать пилигрима, притекающего к Господу лодочкой, собирающей в одиночном плавании погибельные посулы всякого попадающегося ей на пути порта или населенного берега, покидаемых сей скорлупкою, отважившеюся как бы ловить пальцами растительную пушинку и чувствовать, что хватает пальцами, - по преимущественному возобладанию реальности несовершенства в ученике и (пока что) нереальности совершенства в нем же, (совершенства, могущего случиться путем трансформирования им самого себя), - хватает воздух, неся за пазухою листок мудрого с предписаниями и осознавая, что в его мире нет слова "успех", а есть слово "цель", всюду преследуемое словом "неосуществимость", но не обескураживаясь летящими вслед сей лодки погибельными посулами, обводя пером содержание коих, получишь картинку добровольного падения человека грудью на меч. Картинку, что и какой-то автор, (имя коего конкретизировать мы не возьмемся, дабы не застрять до вечера в архиве светлейшего принца дона Фернандо Португальского, чихая от книжной пыли в шелковый платок и откусывая от сандвича с тарелки, расписанной густыми зарослями, в каковых мелькают олени, не видящие охотников, и охотники, не видящие оленей, а также гербами и девизами португальского и арагонского престолов), исторической пьесы ставил как бы символической точкою в завершении рассказанного им сюжета о каком-то римском герое, проигравшем в сражении, или некоем побежденном на поединке рыцаре. А другой романтический автор с помощью густых красок оной картинки развязывал узлы трагедии в духе "Ромео и Джульетты", когда у него навечное смыкание век, повлекшее за собою смертельную бледность лица одного из двоих друг в дружку влюбленных, вызывало во втором из сей расстроившейся пары эмоциональный протест и деятельный бунт. И сие жуткое преставление, (иначе говоря, безвременная гибель), главных действующих лиц, спустившееся с листов на театральную сцену, дабы выпукло фигурировать скульптурной группой на гранитном постаменте (представлявшегося до этого два часа перед зрителями) текста является как бы актом сопротивления бесконечному равнодушному качению волн, продолжающемуся в открытом океане жизни. И, так вот, в сие добровольное падение грудью на меч и выливаются все резюмирующие отплытие утлой лодчонки совсем и вовсе, скажем, небезосновательные, конечно, посулы. То бишь, скажем, посулы, каковые суть - предсказания. И оные предсказания - предсказания людей, каковые не то, чтобы уж совсем безоговорочно люди, каковые по слову Иисуса, есть люди "от мира сего"(3), но, скажем, люди деятельные, люди, стоящие крепко ногами на земле и на оную опору полагающиеся, по своемУ, другому, чем у пилигрима, (каковой желает в Царствии Небесном купно удостоиться стоять на Тверди, пребывая вечным смиренником, вместе с достигшими Бога, каковые стоят Там, "пИщи божественныя, треблаженне, наслаждаяся на Небесех неоскудно"), врожденному свойству совершают земные деяния, коими держится все общество и человечество, деяния, коими ежели никому не заниматься, то как бы откроется вдруг некий на земле ящик и выйдут из оного ящика наружу и (тебе) анархия, и (тебе) хаос, словом, мрак, мерзость и запустение. И вот против анархии, хаоса, мрака, мерзости и запустения, выходит, что также должны быть деяния и сиих, крепко стоящих ногами на земле, кто как бы не выбрал скорлупку, а, хорошо подумав, отошел от края, людей тоже необходимого Богу сорта, никак не мыслящих, что можно хорошо жить, прыгнув со скалы в невидимое внизу море. Словом, тех провожающих и встречающих большие торговые и транспортные корабли, людей-свидетелей отплытия между судами, оснащенными парусами и орудиями, и челнока пилигрима, но далее уж больше не причастных к событиям, возможно, что и сулящего пиры в обителях Отца Небесного, возможно, что и достойнейшего, но уж чересчур сомнительного с их точки зрения путешествия за труднодостижимыми плодами духовного знания некой узкой скорлупки, водимой абзацами предписаний мудрого, скорлупки, скрупулезно обходящей с первого пункта до последнего их, (то есть предписаний за пазухой), чернильные морские заливы.
   Ибо вовек бы никакому рыцарю Круглого Стола, взыскующему щедрот Истины через страшные мытарства, не испытать в своей жизни радости посвящения в Рыцари Святого Грааля Господом нашим Иисусом Христом, подойди оный взыскующий рыцарь к указаниям мудрого избирательно.(4) Ибо еще не было на земле, чтобы тот, кто не знает ни строгой последовательности, в каковой отпираются духовные шкатулки, между коими распределены божественные свитки с непонятными святыми словами, ни того не знает, как сложить уголки, дабы прочитать получившиеся тайные имена Бога, добился бы результата, а не скопил бы в кармане себе плевел, а в сосуде - пойла. Как, впрочем, не достигнуть клада порученцу, искателю скрытой комнаты сокровищ в Великой египетской пирамиде, если на пергаменте со старинной картой, изготовленной жрецом фараона, каковую генуэзец или бискаец купил в лавке у турка в Константинополе, дабы перепродать втридорога приору ордена Святого Иоанна, влага, попавшая в насквозь проржавевшую жестянку, уничтожила акробатику закорючек с угловыми минутами, и при определении направления оный порученец вынужден пользоваться только целыми градусами Севера, Юга, Запада и Востока на компасе и потому копаться в месте безнадежном, снимая так сказать прогорклые сливки с кувшина прокисшего еще до нашей эры молока, дабы не писать в отчете пославшему его, что не было сделано все, от него зависящее, и он не бросил за спину бумажный комок с расчетами пусть и грубого приближения.
  
   5-6 августа 2015
  
   Примечания:
   (1) см. "Молитвы к Божией Матери на каждый день седмицы" преподобного Нила Сорского;
   (2) см. "Ветхий Завет", "Первая Книга Царств", [3];
   (3) см. "Новый Завет", здесь: отсылка к эпизоду "Евангелия от Иоанна", [15],19-20, в коем излагается продолжение беседы Иисуса Христа с учениками (Святыми Апостолами), начатой на Тайной Вечери: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.";
   (4) см. Новый Завет, "Евангелие от Луки", [16],10: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом."; [16],16-17: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет."; и вот еще слова, сказанные неузнанным Иисусом по своем воскресении двоим из встретившихся ему учеников, (одного из коих, кстати, звали Клеопа), каковые рассказывали Ему, как (как бы) обычному человеку, пришедшему в скорбные дни в Иерусалим и не знавшему, что произошло то, что Иисус Назарянин, "пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом" был предан, осужден на смерть и распят, когда они "надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля", что не нашли Его тела, что видели "явление Ангелов, которые говорят, что Он жив": [24],25-27: "Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании."

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"