Аннотация: История о студенте, как он сдавал экзамен по философии.
Заключительный семинар по философии проходил также скучно, как и все предыдущие. Докладчик что-то бубнил о месте и роли философии в системе научного знания, а большинство присутствующих в аудитории занимались разными "полезными" делами: одни незаметно для преподавателя играли в карты, другие слушали музыку, третьи спали с открытыми глазами, изобразив крайнюю заинтересованность на лице. Конечно, каждый из них с радостью бы прогулял подобный семинар или лекцию, тем более это была последняя пара, но слухи о том как профессор поступает с прогульщиками на экзамене, удерживали студентов в аудитории. Через некоторое время докладчик закончил выступление, и профессор обратился к аудитории:
- Будут ли вопросы к докладчику?
Аудитория ответила оглушительным молчанием - все надеялись, что если не будет вопросов, то их пораньше отпустят по домам.
- Я так и предполагал, - сказал профессор, - вопросов как обычно нет. Очень плохо! Садитесь Бельский, - профессор обратился к докладчику, - надеюсь, к экзамену Вы подготовитесь также хорошо, как к семинару. А вот в Ваших однокурсниках я так не уверен, думаю, немногие из них смогут сдать экзамен. Ленивых и тупых студентов я предпочитаю отсеивать еще в начале обучения, чтобы они успели найти себе более подходящее образование и профессию. На семинарах студенты должны практически оттачивать свои знания, учиться формулировать вопросы и вести дискуссии. Без этого вам нечего ловить на старших курсах. Ведь философия развивает творческое мышление, помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
Один из студентов поднял руку и обратился к профессору:
- Юрий Анатольевич, вот Вы говорите, что философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений, а не кажется ли Вам, что курс лекций, который мы прослушали в этих стенах, полностью оторван от реальной жизни и содержит в себе различные предрассудки и заблуждения?
- Конечно же, Павлов, я так не считаю. Вот только количество часов явно не достаточно, чтобы в полном объёме за десять лекций донести до студентов все те полезные знания, которые содержит в себе философия.
- Помилуйте, Юрий Анатольевич! Думаю немногие из присутствующих, выдержат ещё десяток лекций и скучных докладов - они просто впадут в зимнюю спячку... - в этот момент один из спящих студентов свалился в боковой проход между партами, чем вызвал громкий хохот в аудитории. Пока он поднимался на ноги, сонно озираясь по сторонам, игроки отложили карты в сторону, а меломаны поснимали наушники в предвкушении интересной дискуссии. Улыбнувшись, студент продолжал:
- Я посещал все Ваши лекции и несколько раз прочитал учебник философии, который Вы рекомендовали в начале курса, там кратко изложена история философии и различные точки зрения той или иной философской школы на устройство мироздания и фундаментальные принципы бытия. Это конечно всё интересно, но больше напоминает винегрет, из которого я так и не смог выбрать точку зрения, которой бы я придерживался в моей будущей профессии. Каждая из этих философских школ привязана к конкретному историческому периоду, либо к конкретному обществу со своими предрассудками и заблуждениями, которые сильно отличаются от сегодняшних условий и поэтому оторваны от реальной жизни. Философия по отношению к другим наукам является камертоном для настройки, и если инструменты оркестра настроить по нескольким фальшивым камертонам, то в итоге получится какафония вместо мелодии, в таком случае лучше уж настроить инструменты по одному камертону, хоть и фальшивому, если нет идеального. То же самое относится и к философии - пусть она будет не идеальная, но одна для всех наук.
- Ну что касается меня лично, то я склоняюсь к философии марксизма и Вам рекомендую выбрать её для повседневной жизни, - предложил профессор, немного ошарашенный заявлением студента, - она включает объективные законы диалектического материализма, в соответствии с которыми происходит развитие наук и технологий, и наиболее объективно отражают реальность.
- А Павлов марксизм не приемлет - он у нас в Бога верит, - съязвил Бельский.
- Что касается веры в Бога, то человек, который не верит в существование Бога и Души, ошибся учебным заведением, потому что психология - это наука о душе, - ответил Павлов на выпад Бельского. - А на счет марксизма и диамата, то я честно пытался понять формулировки законов диалектики и найти жизненные примеры для подтверждения их объективности, к сожалению безуспешно. Я обращался к своим родителям с вопросом для чего и как пользоваться ими в повседневной жизни, но они при слове диалектика испытывали приступы тошноты и ничего вразумительного так и не смогли сказать.
- Ваше бытиё, которое включает в себя веру в несуществующего Бога, затмило Вам разум и помешало понять суть законов диалектики, потому что бытиё определяет сознание, - ответил профессор.
- Это спорный вопрос, что мне помешало понять суть: либо затуманенный разум, либо туманность самих формулировок законов диалектики. Для меня более понятна диалектика Сократа, которая является методом поиска истины путём постановки наводящих вопросов. Основным вопросом философии марксизма является "вопрос об отношении сознания к бытию", который делает всю эту философию бесполезной в реальной жизни.
- Почему же бесполезной? - удивился профессор.
- Да потому что изменить эту данность человек не в силах, не зависимо от того, что на самом деле из них первично. Ну, согласитесь, какая разница скажем для птицевода, что появилось раньше курица или яйцо? Он может купить либо курицу несушку, либо яйца для выведения в инкубаторе. Для птицевода наверняка будет более важно знать, как добиться лучших показателей при выращивании цыплят или как предвидеть результат своей деятельности, другими словами стоит ли вообще ввязываться в это дело. Поэтому основным вопросом любой практически полезной философии, должен быть вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности, - в этот момент раздался долгожданный звонок, который известил об окончании пары и студенты начали поспешно собирать свои вещи.
После пары к Павлову подошёл его лучший друг Мишка Рыбак:
- Ну, ты Ваня даёшь! Ты зачем так философа раздразнил? Он же тебя на экзамене порвёт.
- Пусть попробует, - улыбнулся Павлов, - ты же знаешь, я люблю поспорить. И ещё неизвестно кто кого порвёт. А вообще ты же сам слышал, что у него уже все студенты заранее поделены на любимчиков, которые сдадут экзамен, и на ленивых и тупых студентов, которым ничего не светит.
- И что ты позволишь, чтобы тебя из-за какой-то дурацкой философии отчислили из университета, а как же твоя мечта - стать психологом?
- Во-первых, меня ещё никто никуда не отчисляет, а во-вторых, сейчас время не то, чтобы какой-то профессор по собственному произволу кого-то отчислил. Может случиться так, что он еще за мной будет бегать, чтобы принять у меня экзамен, - Иван улыбнулся во весь рот.
* * *
Павлов знал от студентов старших курсов, что философ всегда принимает экзамены до позднего вечера, прервавшись только на обед, к вечеру он обычно устаёт и принимает экзамены без особой строгости. Поэтому он решил прийти на экзамен ближе к 17-00. Когда Иван пришёл в университет, в коридоре ожидали экзамена пятеро человек, и ещё четверо находилось в аудитории.
- Ну как настроение у философа? - Павлов обратился к Лиде Егоровой, которая перечитывала свои конспекты, - сильно валит на экзамене?
- Всего десять человек сдали со всего потока, - ответила Егорова, грустно взглянув на Ивана. На факультете психологии вместе с Павловым училось тридцать студентов второго курса из двух групп одного потока.
- Небось любимчики только сдали? - поинтересовался Павлов.
- Угу, - ответила Егорова.
- Да он своих любимчиков даже толком не спрашивал, - вклинился в разговор Игорь Бодров, это который на семинаре уснул и свалился с парты, - остальных мурыжит по минут двадцать.
В этот момент из аудитории вышел Миша Рыбак и все разом накинулись на него:
- Ну как?.. Сдал?
- Фу-у-у... - выдохнул Миха, - минут двадцать с ним воевал, короче трояк поставил, - махнул рукой Мишка.
- Повезло! - послышался чей то голос сзади.
- Павлов, давай иди ты сдавай, - Егорова подтолкнула Ивана к двери.
- Нет-нет, - стал упираться Павлов, - я самый последний пойду.
- Ладно, я пойду, - Бодров, мысленно настроился и громко выдохнув, зашёл в аудиторию.
Через три часа в коридоре остались только Павлов и Егорова, но и та вскоре пошла тянуть билет. Как назло Павлову приспичило в туалет, и он быстро побежал по лабиринтам коридоров, затем поднялся на второй этаж. Когда он вернулся, на него накинулся Игорь Бодров:
- Ты где шарахаешься? Там философ тройки раздаёт всем, кто пришёл в последних рядах. Иди быстрей, может успеешь на раздачу!
Павлов зашёл в аудиторию, когда профессор и все присутствующие студенты собирали вещи. Иван расстегнул свою папку, положил её на ближайшую парту и подошёл к столу профессора. Билетов там уже не было.
- А-а-а, Павлов! Слишком долго ходите, мой лимит экзаменационного времени на сегодня исчерпан, - профессор захлопнул свой дипломат, - лавочка закрыта!
Павлов пожал плечами и пошёл к парте, где он оставил свои вещи.
- Ладно, Иван иди, тяни билет, - профессор решил положить конец своей шутке и стал раскладывать билеты на парте.
- Извините профессор, но мой лимит экзаменационного времени тоже на сегодня исчерпан, - и Павлов демонстративно закрыл папку, - лавочка закрыта!
Присутствующие студенты покатились со смеху, но Иван, с невозмутимым выражением лица, сунул папку под мышку и вышел из аудитории.
* * *
- Что это было на экзамене? - Мишка допытывался у Ивана, - ребята говорят, ты там над философом опять издевался?
- Это кто ещё там издевался? - возмутился Павлов, - как можно экзамен принимать целый день? По двадцать минут каждого спрашивать на экзамене - это нормально? Ничего пусть теперь он за мной побегает.
- Зачем же ему за тобой бегать? - удивился Мишка.
- А это чтобы экзамен у меня принять, - проговорил Павлов голосом Кота Матроскина, - я же не по своей вине не сдал экзамен.
* * *
- Юрий Анатольевич, это уже ни в какие ворота не лезет! - ректор университета отчитывал профессора философии, - Вы же знаете, что факультет философии и социологии переживает кризис. Почти никто не идёт учиться на социологов, там постоянный недобор, а Вы устраиваете тут... - не найдя подходящих слов, ректор взмахнул руками.
- Аркадий Маркович, я уже не первый раз Вам говорю, что количество часов, которое отведено на философию, явно недостаточно, чтобы в полном объёме дать студентам весь материал.
- А я уже не в первый раз Вам отвечаю, что мы не можем увеличить количество часов на общеобразовательные предметы. Студенты справедливо жалуются на низкое качество образования, и что Вы их на экзаменах до позднего вечера тираните. Мало Вам социологов, так Вы ещё умудряетесь и на более престижных факультетах отсеивать студентов. Лучше придумайте, как с пользой для всех использовать имеющиеся у Вас часы. Да, кстати, что там за история с Иваном Павловым, почему Вы у него экзамен не принимаете?
- Так это... - замялся профессор, - он сам не приходит на экзамен...
- Знаю я, как он не приходит на экзамен! Мне уже рассказали про закрытую лавочку, - ректор сверлил профессора своими карими глазами, - что это вообще за дурацкие шутки?
- Да, я уже сам не рад своей шутке, - развёл руками профессор, - после этого случая он больше не появлялся на кафедре и студенты не знают где он.
- Значит, сами найдите его! - с нажимом предложил ректор, - я знаю этого студента очень хорошо, он очень способный и вполне способен сам преподать Вам несколько лекций по философии, и у него есть чему поучиться.
В течение недели профессор каждый день приходил в общежитие, где проживал Павлов, но каждый раз ему сообщали, что тот либо в университете, либо уехал в город или еще куда. Наконец они встретились на входе у общежития, и профессор попросил Павлова прийти в понедельник к нему на экзамен.
* * *
На этот раз Павлов пришёл пораньше к началу экзамена, там собрались студенты, которые уже в третий раз пытались сдать его. Профессор зашёл в аудиторию и пригласил:
- Заходите, Павлов и ещё три человека! - Юрий Анатольевич стал выкладывать билеты на столе.
Иван подошёл к столу профессора, вытянул первый попавшийся билет и собрался сесть за парту для подготовки...
- Иван, у меня к Вам предложение, - обратился профессор к Павлову, - я уверен, что Вы хорошо подготовились к экзамену и можете считать, что тройка у Вас уже в кармане. Можете не готовиться к вопросам по билету, но я предлагаю Вам ответить на несколько дополнительных вопросов и получить более высокую оценку.
- Хорошо, я согласен, - Павлов сел на стул рядом с местом профессора и, не переворачивая, положил свой билет рядом с собой на столе.
- Помнится в прошлый раз, Вы поставили под сомнение важность основного вопроса философии об отношении сознания к бытию. Стало быть, Вы признаёте первичность сознания и вторичность бытия?
- Я считаю, что сознание и бытиё это два процесса, которые постоянно чередуются в том, кто кого определяет. Вопрос первичности того или иного процесса это вопрос выбора точки начала координат для своего мировоззрения. Когда человек познаёт мир, он получает знания подобно стёклышкам для выкладывания собственной картинки мира в виде мозаики. Для меня удобней выбрать Бога, в качестве начала координат моего мировоззрения, тем самым я расширяю свой кругозор до размеров Вселенной и рассматриваю любые вопросы с этой позиции, заполняя пустоты своей мозаики новыми знаниями. Кто-то может выбрать другую точку отсчёта для строительства своей мозаики, но при этом часто случается так, что появляются новые стёклышки-знания, которые портят всю картину мира, построенную ранее, и приходится заново отстраивать её, чтобы новые стёклышки гармонично вписывались в неё, другими словами приходится придумывать новые модели мира и теории.
- Другими словами Вы верите в Бога.
- Для меня не стоит вопроса веры в Бога, я точно знаю, что Бог есть, и я ему верю, а это разные вещи: "верить в Бога" и "верить Богу".
- И где же он? Вы можете доказать его существование? - улыбнулся профессор.
- Вам нужен эксперимент? - в свою очередь улыбнулся Иван, - только у нас с Вами ничего не выйдет, потому что Бог даёт доказательства своего бытия персонально каждому человеку и разговаривает языком, понятным только им двоим.
- Вы хотите, сказать, что Бог и со мной разговаривает? - удивился профессор.
- Конечно, у каждого человека есть свой канал связи с Ним, называемый Совесть, только не все хотят её слышать.
- А что это за язык такой, который понятен мне и Богу?
- Это язык жизненных обстоятельств. Поток событий в нашей жизни представляет собой некое повествование, а жизнь это и есть Бог плюс сотворённое Им мироздание. Когда я, к примеру, обращаюсь к Богу с молитвой или вопросом, Он мне отвечает изменением моих жизненных обстоятельств тем более убедительно, чем я был более отзывчив к Богу, когда Он ко мне обращался через мою совесть. Вот, скажем, живу я и делаю что-то в своей жизни, как говорят люди, не по совести, а мне жизнь тут же предупреждение даёт, сначала в виде мелких неприятностей, потом обстоятельства могут стать ещё хуже, и так далее, пока совсем невыносимо жить не станет. И всё это для того, чтобы я понял и исправил свои ошибки и переосмыслил свои намерения на будущее. Могу предположить, что Он обращался и к Вам, тем обстоятельством, что на Ваших лекциях студенты падают во сне или ещё каким способом, одному Вам известным, а Вы так до сих пор ничего не сделали для того, чтобы изменить что-то в своей жизни.
Профессор молча взял зачётку и, поставив в ней отметку, отдал её Ивану.