В процессе работы над статьёй о Булак-Балаховиче на глаза попались достаточно интересные факты об обороне Красного Петрограда, не вписывающиеся в исходный формат. В частности об использовании бронетехники. Здесь я попробую просто изложить эти факты, с минимумом комментариев.
Бои в начале 1918 года.
25 февраля 1918 года немцы захватили Псков под прикрытием бронепоезда. При обороне Пскова участвовал в боевых действиях Первый революционный бронепоезд, который входил в состав Псковского отряда. 27 февраля бронепоезд т. Зенкевича стоял на приграничной станции Торошино.
Освободительный поход
В ноябре 1918 7-я и Западная Армии красных в общей сложности насчитывали более 15 тыс. штыков, более 600 сабель, около 76 орудий и 489 пулемётов; по другим данным - 17 313 штыков, 661 сабля, около 66 орудий, 285 пулемётов.
Эстонская армия на январь 1919 года насчитывала в общей сложности 13 000 человек, на фронте было 5 700 человек, по другим данным 4 450 человек. Эстонские войска состояли из трех пехотных дивизий и одной дивизии бронепоездов. Также имелись бывшие российские броневики.
В ноябре 1918 года при освобождении красными Пскова большую помощь нашим войскам оказал бронепоезд "Красный финляндец" под командованием С.П. Волкова, который своим огнем подавил артиллерийскую батарею противника в районе псковского пригорода Кресты.
Майское наступление
К началу майского наступления у Северного Корпуса не было бронепоездов, хотя имелся экипаж бронепоезда (около 100 человек без материальной части). Но в ходе наступления партии разведчиков подорвали железнодорожное полотно и отрезали путь отступления двум советским бронепоездам, курсировавшим по линии железной дороги Нарва - Гдов. А 18 мая части белых внезапным налетом овладели ст. Вруда, где захватили красный бронепоезд.
При наступлении белоэстонцев на Псков в конце мая броневые машины противника были остановлены красными броневиками в 12-15 км от города. Но связь между войсками была нарушена броневыми автомобилями эстонцев, который прорвались в тыл красных частей.
Бой с белоэстонцами вели красные бронепоезда и броневики, которые пытались не допустить противника к мосту через р. Великую. С появлением же белоэстонских броневиков советские отошли за мост и уехали дальше в тыл. Прикрывать мост остался только один советский броневик, но и тот затем под натиском шести неприятельских броневиков отошел за мост. Псков был сдан.
Большая устойчивость нарвской группировки 7-й армии объяснялась прибывавшими поочередно боеспособными частями из Петрограда и наличием на линии железной дороги двух уцелевших советских бронепоездов (No 49 и 26).
Бронепаровоз и бронеплощадка бронепоезда No 49
15 июня в 23 часа на форт Красная горка (после того как его оставили мятежники) первым вошел советский бронированный поезд...
Бронепоезда и бронеавтомобили Северо-Западной Армии.
Два из захваченных красных бронепоездов были отремонтированы, названы в честь захвативших их полков и включены в состав белых войск. Еще два были построены военными моряками. Вот описание одного:
"Июнь 1919 года. В Волосово большое оживление... Против платформы стоит только что созданный БП "Адмирал Эссен". Весь черный, с тремя орудиями и несколькими пулеметами, он производил внушительное и элегантное впечатление. Он был доморощенной конструкции, - броня на нем отсутствовала и была заменена песком, насыпанным между двумя стенками. Благодаря моему близкому знакомству со старшим лейтенантом Качаловым, мне удалось подробно осмотреть броневик. Впереди находилась платформа с рельсами и шпалами для починки пути; эта же платформа предохраняла поезд от фугасов, т.к. первая попадала и взрывала фугас. Дальше платформа с 3-х дюймовым орудием, поставленным на деревянный полукруг, за ней вагон с вышкой для мелкокалиберного морского орудия, внутри вагона картечница, перекатываемая, в зависимости от цели на правую или левую стороны, потом пулеметный вагон, паровоз, и в хвосте снова вагон с пулеметами. Большинство офицеров и команды были моряки, почему и терминология у них была морская: вагон для еды и жилья - кают-компания, наблюдательная вышка командира - боевая рубка, правая и левая стороны поезда - борты. Поезду было много работы по охране Волосово от красных бронепоездов, пытавшихся обстрелять станцию и подходивших со стороны Гатчино и по Мшинской ветке."
На момент октябрьского наступления Северо-западная армия состояла из 17 800 штыков и 700 сабель. На вооружении армии было около 500 пулеметов, 57 орудий, 4 бронепоезда ("Адмирал Колчак", "Адмирал Эссен", "Талабчанин" и "Псковитянин"), 6 английских танков, 6 аэропланов и 2 броневика. Численность красной 7-й армии в это время достигала 24 850 штыков и 800 сабель, при 148 орудиях, 2 бронепоездах и 8 бронемашинах.
Броневик "Гарфорд"
Захватить бронеавтомобиль, имея лишь винтовки было непростым делом. Тем не менее это случилось: в конце июля 1919 г. у деревни Килли (10 верст северо-восточнее Ямбурга) частями 5-й Ливенской дивизии у красных был захвачен один бронеавтомобиль. По некоторым данным это был тяжелый БА типа "Гарфорд" Путиловского завода, вооруженный 3-х дюймовой противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами "Максим". В этом бою русским частям помогали эстонцы, в рядах которых имелся БА "Эстония". Это была самодельная бронемашина, броневая защита которой была набрана из щитов от орудий и пулеметов.
Был в Северо-Западной армии еще один броневик - типа "Фиат-Ижорский", вооруженный 2 пулеметами "Максим" в башнях. Он имел название "Россия" и также принадлежал дивизии Светлейшего Князя А.П. Ливена.
Броневик "Фиат"
На заключительном этапе борьбы, при отступлении от Петрограда появление броневика "Россия" и его участие в бою, позволило сильно поредевшему Волынскому полку отбить у красных потерянную накануне позицию у дер. Луково, захватив пленных и пулеметы. Но как только бронемашина ушла в тыл, положение вновь изменилось в пользу красных....
Танки Северо-Западной армии
(по материалам http://rusk.ru/author.php?idau=10332).
До августа 1919 танков у белых не было. 6 августа в Ревель прибыли первые 4 танка Mk. V, а через месяц еще 2. Все они были уже достаточно изношены на Западном фронте Мировой войны, вследствие чего надежность их была крайне низкой даже для того времени. Как горько шутили севепро-западники "их танки были первейшего типа - времен войны Филиппа Македонского". Тем не менее английские танкисты под руководством майора Карсона начали обучение русских офицеров управлению танками. Кроме того был создан "танковый ударный батальон" - специальное пехотное подразделение для сопровождения танков в бою. Батальон состоял из 2 рот по 200 человек в каждой. Командовать батальоном был назначен полковник Хомутов, командиром же Танкового дивизиона стал капитан 1-го ранга Павел Оттонович Шишко - доблестный морской офицер, участник японской и прошедшей мировой войн. Осенью 1917 г. будучи командиром эсминца "Гавриил", встал во главе Ревельского морского Батальона смерти, с которым до последнего защищал от немцев Ориссарскую дамбу. Во время оборонительных боёв на Моонзундских островах был пять раз ранен. Про Шишко говорили, что это офицер, не знающий чувства страха.
Английский танк Mk V
В первых числах сентября танковый дивизион выступил на фронт. Дивизион имел в своем составе 6 тяжелых танков Mk.V. Все они имели собственные имена.
1. "Первая помощь" (по другим данным "Скорая помощь"),
2. "Белый солдат",
3. "Бурый медведь",
4. "Освобождение",
5. "Доброволец",
6. "Капитан Кроми" (в честь знаменитого британского подводника, воевавшего на Балтике и убитого при штурме английского посольства в 1918 г.).
Впервые белые танки пошли в бой 11 сентября 1919 г. южнее Гдова. Экипажи были смешанными, англо-русскими. В боях также принял участие и Танковый ударный батальон, игравший роль штурмового отряда. После двухнедельного участия в боях дивизион отвели в Нарву для ремонта матчасти и отдыха экипажей, условия работы которых можно смело признать адскими. Хотя три танка были подбиты в этих боях - дебют сочли удачным.
28 сентября 1919 началось наступление частей СЗА на лужско-стругобельском направлении. В нем участвовало 8 тыс. штыков, 100 сабель при 24 орудиях и трех танках. В этот день полки 4-й дивизии князя Долгорукого при поддержке 2 танков перешли в наступление на Струги-Белые. Появление танков ошеломило красноармейцев и они оставили свои позиции. Однако в дальнейшем использование техники на этом участке из-за неудовлетворительного состояния дорог оказалось невозможным.
11 октября 1919 г. в 7 часов утра СЗА повела общее наступление на г. Ямбург. В четырехчасовых боях за обладание Ямбургом принимали участие три танка: "Капитан Кроми", "Первая помощь" и "Бурый медведь". Далее танки следовать не могли: отступившие красные взорвали мосты через реку Луга. Лишь 17 октября после наведения новой переправы весь танковый дивизион по железной дороге был переброшен в освобожденную накануне Гатчину. С 19 по 25 октября танковый дивизион вновь участвовал в боях, содействую наступающим на Царское Село войскам.
24 октября три танка Mk. V при поддержке пехоты и сильного огня белых батарей атаковали позиции красных у дер. Новое Катлино. Ведя орудийных и пулеметный огонь, танки медленно двигались на Царское Село. Две машины с интервалом около 200 м шли впереди и одна в 100 м за ними. Бригада красных курсантов, не выдержала танковой атаки, отошла под защиту своей артиллерии к дер. Перелесино, а 15-й стрелковый полк красных, занимавший позиции у дер. Кискары, бежал к Царскому Селу. У окраины Царского Села, остановленная мощным огнем красной артиллерии, атака захлебнулась. Укрытая в роще у села Красная Слободка латышская батарея прямой наводкой открыла огонь по белым танкам. Был подбит танк "Белый Солдат", а за ним еще один. Третья машина сумела отойти за дер. Перелесино. Красные курсанты, перейдя в контратаку, после упорного сопротивления экипажей захватили оба подбитых танка. Позже добровольцы восстановили положение на этом участке и 25 октября эвакуировали подбитые танки в тыл.
Интересные подробности о боях с танками были обнаружены в советских источниках.
В книге "История латышских стрелков" так описывают бой с танками: "Вечером 25 октября против 5-го особого латышского полка командование белых бросило отборные части пехоты и 2 танка с намерением выбить полк из дер. Большое Кошелево. По сопровождающей пехоте был открыт ружейный и пулеметный огонь, а по танкам - артиллерийский. Первый танк, подбитый артиллерией, остановился, из него вылез водитель, чтобы починить машину, но меткая пуля стрелка сразила его. Второй танк под шквальным артиллерийским и пулеметным огнем повернул обратно. Помощник командира полка Б. Павар в своих воспоминаниях пишет: "Когда мы - командиры и группа бойцов во главе с командиром и комиссаром полка - приблизились к подбитому танку, то увидели, что у него подбиты гусеницы, увидели убитого водителя танка в английской форме. Этот первый подбитый танк рассеял распространившиеся среди воинов нашего и соседних полков слухи о неуязвимости танков вообще".
Подбитый латышскими стрелками белогвардейский танк приезжали смотреть представители Петроградского верховного командования. Его отправили в Петроград и выставили на одной из площадей города. Уцелевший белогвардейский танк с пехотой отошел к дер. Большое Катлино, находившейся недалеко от позиций 5-го латполка. Там танковый дивизион и Семеновский гвардейский полк начали готовиться к новому наступлению. 5-й полк вновь выбил из дер. Б. Катлино Семеновский полк с тремя танками."
Другой советский источник дает следующие подробности: "В конце октября 1919 г. особенного упорства бой достиг под дер. Онтолово. Белые обороняли северную окраину этой деревни. Когда наши части пошли в атаку, они бросили им во фланг танки. Медленно выползли из-за леса покрытые броней танки "Рикардо" и открыли огонь по нашей пехоте, стараясь выйти ей во фланг. Экипажи танков были из англичан. Белогвардейцы рассчитывали, что неожиданное появление танков внесет замешательство в ряды наших бойцов и даст возможность нанести им поражение. На деле получилось не так. Наши бойцы хорошо знали теперь, что танк страшен лишь для труса и паникера. Они теперь умели против него бороться. Увидя движение танка, курсанты бросились со связками гранат на передний из них, по названию "Бурый медведь". За ними последовали другие бойцы. Белые танки оказались атакованными нашей пехотой. И таков был порыв бойцов, так велика была их воля к победе, что танки отступили перед этим геройским натиском."
Следует добавить, что в этих же боях участвовали 2 (по другим данным - 3) французских танка "Рено" FT-17. Их с большим неудовольствием, и лишь благодаря давлению французов прислали финны. 17 октября "Рено" выгрузили в Ревельском порту, 20-го они своим ходом прибыли в Нарву, где были сформированы смешанные франко-русские экипажи под командованием французского лейтенанта Д' Арсье. К 23 октября пройдя своим ходом еще 130 км (!!! Это и через 20 лет было бы достижением !!!) "Рено" вступили в бой в составе ударной группы генерала Б. Пермыкина. С их помощью был ликвидирован прорыв обходной группы красных на левом фланге СЗА, у дер. Кипень.
Французский танк Renault FT-17
Подавляющее численное превосходство красных, отсутствие в войсках боеприпасов и теплой одежды вынудили обескровленную СЗА к отступлению. Белые были вынуждены вывести в тыл свои танковые части. К началу ноября все танки были в Нарве, а к 18 ноября их перевезли в Ревель. Отступившие в Эстонию войска СЗА были расформированы и разоружены.
В январе 1920 г. англичане передали 2 Mk. V Латвии, 4 других остались у эстонцев, в армии которых они прослужили еще 20 лет. К 1940 г. эти крайне изношенные машины были списаны и хранились на кладах. Но в июле 1941 г. при обороне частями РККА г. Таллин (бывший Ревель) их отремонтировали, вооружив их пулеметами "Максим" и направив их в бой против наступавших на город немцев. На этот раз последний...
Финские же "Рено" 9 апреля 1920 г. отправили назад в Финляндию. Состояние их было плачевным и в 1921 г. финны в качестве компенсации получили от французов 2 новых танка.
Вклад петроградских заводов в оборону
На Ижорском заводе с 15 февраля по 15 апреля 1919 г. выпущено 2 бронепоезда и 6 бронеавтомобилей.
В период наступления Юденича (октябрь) на Путиловском заводе были отремонтированы менее чем за сутки бронепоезда No 5, 6 и 45, причем на бронепоезде No 5 была поставлена новая 6-дюймовая крепостная пушка, а на бронепоезде No 45 - поставлена одна новая пушка и три отремонтированы. Бронепоезд No 6, присланный с Ижорского завода в полуготовом виде, ремонтировался вместо нескольких дней всего одни сутки и тотчас же после окончания ремонта был отправлен на Николаевский вокзал.
Кроме этого было отремонтировано 8 бронированных поездов (No 7 - "Стенька Разин", 44 - два раза, 45, б, 39/60, 67 и 17).
С 16 октября по 10 ноября 1919 г. было выпущено после большого и малого ремонта 25 машин (капитальный ремонт 7 грузовых, средний ремонт - 3 грузовых и 3 легковых машин), 2 мотоцикла, 8 разных боевых небронированных машин и 8 бронированных машин, было сделано 40 новых орудий, отремонтированы 32 пушки, а всего 72 орудия. Также было сделано 24 новых панорамы к прицелам разных пушек.
В экстренном порядке мастерская оборудовала 5 броневых автомобилей "Остин" с двигателями в 50 сил и со специальными приборами системы "Кегресса". Последнее оборудование давало возможность такому автомобилю преодолевать канавы, рвы и другие заграждения на своем пути, приближаясь в этом отношении к танкам.
Броневик "Остин" с гусеницами Кегресса
Ижорский завод в октябре-ноябре построил 2 бепо и 1 бронедрезину, отремонтировал 3 бепо и 13 броневиков. Для укрепления позиций завод отправил до 30 штук броневых пушечных башен, ранее изготовленных и употреблявшихся для защиты крепостных орудий.
Четыре 76-мм горных орудия были установлены на трамвайные площадки. Установка орудий происходила на заводе бывш. Речкина, там же производились работы по бронированию трамвайных площадок, одна из которых была готова к 24 октября.
Зарубежная помощь белым
6 августа в Ревель прибыли первые танки Mk. V. О них было сказано выше. Но вот мнения о них были разные. "Шесть английских танков, переданные генералу Юденичу, оказались негодным хламом без запасных частей, без металлических лент для танковых пулеметов и т.д. После 2-3 километрового перехода эти танки требовали ремонта."
9 сентября в Ревельский порт прибыл английский пароход с обмундированием. По некоторым данным, груз этого парохода вначале предназначался для английского десанта в Архангельске. Но в связи с эвакуацией из Архангельска, пароход получил распоряжение взять курс на Ревель. Этим обстоятельством в значительной степени объясняется то радостное недоумение, с которым принимали груз представители Северо-западного правительства. Пароход доставил: 40 тысяч комплектов обмундирования (рубашки, кальсоны, френчи, штаны, шапки, носки и проч.), 48 тысяч пар ботинок с обмотками, 20 тысяч шинелей, провизию, туалетные мелочи, 20 тысяч чемоданчиков с бритвенным приборами, зубными щетками и, наконец, как восторженно пишет один из министров Северо-западного правительства М. С. Маргулиес: "Да здравствует культура, будет из чего солдатам курить папиросы" - три огромных тюка клозетной бумаги.
На пароходе было доставлено также 20 тысяч ружей, 15 миллионов патронов и 30 грузовиков.
Английские пушки и доставленные затем танки не отличались высоким качеством, позволявшим немедленно их использовать в боевых действиях. Орудия были без замков, танки нуждались в капитальном ремонте, что принесло немало неприятностей и забот белогвардейцам при их втором наступлении на Петроград.
20 английских орудий, присланных Юденичу, были заржавлены, испорчены, и большинство их них не имело затворов, отсутствие которых объяснялось тем, что просто "забыли погрузить". Хороши были только германские орудия, имевшиеся в отряде князя А. П. Ливена. Что же касается 6 аэропланов, то только два из них - русский и германский были годны к использованию, а на остальных 4 английских аэропланах даже отчаянные смельчаки не рисковали подняться.
25 октября 1919 г. министру Северо-западного правительства М. С. Маргулиесу было сообщено французами, что 24 октября вышел из Бреста (французский порт) в Ревель для Юденича пароход с 58 пушками, 1000 пулеметами, 10 танками и проч. Однако эта информация не соответствовала действительности и была, по-видимому, продиктована теми соображениями, чтобы поднять настроение белых генералов. 26 октября французский генерал Этьеван сообщил, что пароход из Бреста привезет 48 пушек и 200 пулеметов, но что он еще не вышел...
Действия красных бронепоездов
(по материалам советского агитпропа).
Бронеплощадка бронепоезда No 44
В октябре части Красной Армии были вынуждены оставить Гатчину. Последним город покинул ижорский бронепоезд No 44 имени Володарского. На подходе к станции Тайцы по нему прямой наводкой открыла огонь замаскированная вражеская батарея. Командир бепо Евдокимов принял рискованное решение: возвращаться назад и с боем прорываться на Варшавскую дорогу (через Гатчину в Петроград идут две линии - Балтийская и Варшавская). В город влетели на максимальной скорости, но тут по володарцам открыл огонь стоявший на подъездных путях вражеский бронепоезд. Красноармейцы, отстреливаясь из всех своих орудий и пулеметов, уже почти проскочили опасную зону, когда попадание неприятельского снаряда в паровоз сделало их положение практически безнадежным. Отважные володарцы решили драться до последнего и на предложение сдаться ответили новыми залпами. Стальная крепость на колесах, даже став неподвижной, продолжала наносить врагу чувствительные удары...
Постепенно подходили к концу боеприпасы. Участь поезда, казалось, была уже решена, но тут будто сама судьба пришла на помощь, воздав по заслугам мужественному экипажу "сухопутного броненосца". Со стороны станции Александровская к Гатчине подошел красноармейский бронепоезд No 6. Не успели белогвардейцы опомниться, он уже в сцепке с 44-м и, непрерывно отстреливаясь, начал отходить назад. Белогвардейцы ринулись наперерез, стремясь разобрать впереди железнодорожные пути, но было уже поздно: бронесоставы благополучно прорвались к своим.
Пожалуй, самым известным бронепоездом в истории гражданской войны стал No 6 "Путиловцы" имени тов. Ленина, ведущий свою "родословную" от железнодорожной батареи Путиловского артиллерийского "Стального дивизиона". Его облик характеризует ряд особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание доставшийся от старой армии бронепаровоз - пассажирский паровоз серии Я осевой формулы 1-3-0 - случай крайне редкий, если не единственный в своем роде.
Боевая часть включала две легкие сормовские бронеплощадки с 76-мм зенитными пушками. На усиленной платформе монтировались бронекузов (каземат) и две концевые орудийные башни. Бронировка - два слоя высокосортной твердой стали с прокладкой из прокрашенной древесины. Пол усилен 5-6-мм броней.
Бронепоезд No 6: паровоз и бронеплощадка
Орудийная башня состояла из нижней неподвижной части и турели. Поворотный механизм позволял развернуть турель на 360 градусов за 40 с.
Командиром "шестого" был назначен Авраамий Шмай, комиссаром - Иван Газа. "Верим, - говорилось в телеграмме В. И. Ленину, направленной рабочими паровозоремонтного цеха, - что броневик пробьет брешь в рядах врагов рабочих и крестьян".
В октябре 1918 ему выпала малоприятная миссия конвоировать эшелон с грузом контрибуционного золота на сумму 1,5 млрд. германских марок к Орше.
12 марта 1919 изрядно поврежденный в боях бронепоезд прибыл в Петроград на Путиловский завод. Два месяца он курсировал в районе Псковского участка, содействуя частям, ведущим бои с белоэстонцами и войсками белых, после чего снова последовал ремонт на Путиловском.
Бронепоезд No 6
Во время октябрьского похода Юденича на Петроград бронепоезд был экстренно направлен на фронт. Причем он прошел в бой с обычным - "черным" - паровозом, штатный бронированный остался в ремонте. В ходе жарких арьергардных сражений на участке Ямбург - Гатчина "шестой" попал в окружение. Три дня, с 12 по 15 октября, команда без сна и отдыха выдерживала настоящую травлю: бронепоезд атаковали аэропланы, по нему била артиллерия, его неотступно преследовала неприятельская бронедрезина, фиксировавшая любое перемещение до тех пор, пока ее не уничтожили удачным выстрелом. И все же путиловцам удалось вырваться из кольца в Гатчину. А затем - снова бой за Тосно, за Николаевскую железную дорогу, за станцию Александровская (Варшавской ж/д).
По приказу бронепоезд должен был подойти к Ямбургу, удержать станцию и любой ценой обеспечить выход наших эшелонов из окружения. Под прикрытием ураганного огня бронепоезд обеспечил отход 18 эшелонов с имуществом, боеприпасами, красноармейцами, беженцами.
И тогда белогвардейцы на полном ходу пустили навстречу бронепоезду маневровый паровоз. Казалось, катастрофа неизбежна.
В эти секунды на красном бронепоезде прозвучала команда комиссара И. Газа:
- Полный назад, бить по паровозу!
- Артиллеристы бросились к орудиям. Прогремели выстрелы. Оглушительный взрыв потряс окрестности. Облако дыма и пара заволокло маневровый паровоз, который свалился с насыпи. Через тылы врага, на третьи сутки, бронепоезд прорвался к своим.
Но отдыхать было некогда. Белые начали штурм Путиловских высот. В считанные часы могла решиться судьба города. Бронепоезд продолжал бой. Он шел в авангарде наших войск, обрушивал на противника всю свою огневую мощь, прижимал его к земле, участвовал в отражении беспрерывных атак.
В романе Всеволода Кочетова "Угол падения" приведен рассказ белых офицеров, встречавшихся в этих боях с бронепоездом:
" - Страшнейшее сооружение! - говорил один из них. - Последнее слово военной техники. С двойной броней из ванадиевой стали. Наши снаряды отскакивали от него, как комки жеваной бумаги. И команда на бронепоезде, вся орудийная прислуга - сущие черти. Мы с ним не однажды встречались... Этот "Ленин" отбрасывал наших пехотинцев сильнейшим пулеметным и артиллерийским огнем... Да. Грозное оружие! Немецкое, конечно, изделие.
- Но какое же это немецкое изделие! - последовало возражение. - Он с Путиловского завода. Командир у него, говорят, еврей Абрам Шмай. А еще, как всегда у большевиков, большую силу имеет там комиссар-путиловец Иван Газа".
Бронепоезд No 4 "Коммунар", построенный в феврале 1919 года, включал две самостоятельные единицы - легкую (налетную) и тяжелую. В состав первой входили 4 компактные легкие бронеплощадки, в качестве тяги использовался паровоз ОВ-3702 типовой сормовской бронировки с четырехосным тендером. Трехосная ходовая часть площадки полностью экранировалась броневыми листами; на палубе устанавливалась полноповоротная башня прямоугольной формы, в лобовой стенке которой выполнялось пушечное окно, а в заоваленных ребрах - пулеметные амбразуры. Вооружение включало 3-дюймовую пушку образца 1902 года и 4 пулемета "максим". Тяжелая часть имела три двухосные малогабаритные площадки; одна вооружалась 6-дюймовой гаубицей, остальные 42-линейными пушками образца 1910 года.
Бронепоезд No 4 "Коммунар" - бронеплощадка.
Командовал бронепоездом Я. Н. Федоренко, впоследствии маршал бронетанковых войск. "Коммунар" действовал под Петроградом против войск Юденича, громил в Крыму врангелевцев, сражался под Мелитополем и Александровском.
В контрнаступлении под Петроградом в октябре 1919 года 7-я армия задействовала 6 бронепоездов(No 6 "Ленин", 33 "Черноморец", 38, 44 "Володарский", 45 "Имени 3-го Интернационала", 89 "Имени Троцкого").
Во время завязавшейся борьбы в районе Ямбурга белые выслали по железной дороге полубронированный поезд в составе нескольких товарных платформ с установленными на них орудиями и пулеметами. Подоспевший вовремя советский бронепоезд "Черноморец" несколькими залпами заставил уйти белых и, подойдя на расстоянии 2 км к Ямбургу, начал в упор расстреливать белогвардейские цепи. Противник в конце концов не выдержал и стал сдаваться целыми партиями, подходя с поднятыми вверх руками к бронепоезду. Стрелковые красноармейские части, воспользовавшись паникой в рядах белых и поддержкой "Черноморца", 14 ноября в 14 часов 30 минут ворвались в город Ямбург.
По воспоминаниям бывших деникинцев, "Черноморец" (который и там воевал) был укомплектован матросами с затопленных в Новороссийске кораблей ЧФ. Вооружение включало 4 102-мм морских орудия. Огонь он как правило открывал без пристрелки, сразу залпами - по-видимому, используя для наводки морской дальномер. Белые считали его очень сильным противником.
Конец