Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Ник Шпанов - единожды не угадавший.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Никого из советских писателей не ругали так, как Шпанова. И не в узком литературном кругу, а в широких народных массах...

  
   []
  
  Никого из советских писателей не ругали так как Шпанова. Не в узком литературном кругу, а в широких народных массах. Для кого-то он стал чуть не главным виновником поражений 1941 г: "Обещали `на чужой территории, малой кровью`, а получили... Писатели, мать их !..."
  
  Николай Шпанов известен своей повестью "Первый удар", вышедшей в 1939 году. Даже те кто принципиально "не читал такой ерунды", знает о чем речь: враги, без обиняков именуемые немцами, нападают на СССР, но РККА и в первую очередь ее ВВС наголову громят супостатов. Книга была рекомендована для прочтения всем командирам Красной Армии. Но уже через полгода, после пакта Молотова-Риббентропа, она была изъята из библиотек. А еще через два года страна получила "первый удар" с точностью до наоборот. Немудрено, что Шпанов у кого-то оказался крайним...
  
  Сначала несколько слов об авторе. Николай Николаевич Шпанов родился в г. Никольск-Уссурийский (110 км от Владивостока). После гимназии поступил в петербургский Политехнический институт, но вскоре увлекся авиацией и перешел в Высшую Офицерскую Воздухоплавательную школу. Окончив ее в 1916, воевал в качестве летчика-наблюдателя на Германском фронте. В 1918 добровольцем вступил в Красную Армию, и до 1938 года служил в Красном Воздушном флоте.
  
  С 1925 регулярно печатался в изданиях Добролета и Осовиахима, пропагандируя авиацию. Написал ряд брошюр и книг ("Самолет как средство сообщения", "Водяные вездеходы: Что такое глиссер и для чего он нужен.", "Советские снегоходы: Что такое аэросани и для чего они нужны." "Сердце самолета: Как работает и устроен авиационный двигатель." и др.), сыгравших заметную роль в массовом увлечении авиацией в 1920-е. Особо следует отметить созданный цикл методических пособий, написанных столь просто и увлекательно, что с их помощью ранее незнакомый с техникой человек к концу восьмимесячного цикла обучения мог чинить авиационные моторы. Перу Шпанова принадлежит учебник для летных училищ 'Основы воздушных сообщений'.
  
   С 1927 Шпанов регулярно публикуется во 'Всемирном следопыте' и в 'Крестьянской газете', выступая с рассказами для юношества и путевыми очерками. Он участвовал в агитационном перелете дирижабля на Дальний Восток ('Наш полет в лесные дебри'), и агитавтопробеге в те же края ('По автомобильной Трансевразии: На автомобиле по уссурийскому бездорожью'). В 1929-32 главенствовала арктическая тема - он участвовал в походе 'Красина', побывал на островах Новая Земля и Колгуеве ('Полярный поход 'Красина'; 'Во льды за 'Италией'; 'В страну вечных льдов', 'Подвиг во льдах', 'Край земли').
  
   От путевых очерков Шпанов перешел к беллетристике, издав два сборника рассказов 'Загадки Арктики', 'Песцы' и повесть 'Лед и фраки'. Работа над книгой об авиаторах привела Шпанова к изучению истории изобретений в области моторостроения, в результате чего в 1934-36 им было опубликовано несколько книг на эту тему: 'Рождение мотора', роман 'Четыре такта', повесть 'История одного великого неудачника' и беллетризированная биография 'Джеймс Уатт'.
  
   Всенародную известность Шпанову принесла повесть 'Первый удар', рассказывающая о том, как в случае агрессии советская авиация сразу же поразит врага в его логове. Выше уже было сказано о ее необычной судьбе - он "обязательной для прочтения" до "всё вышло наоборот".
  
  Виноват ли в этом писатель ?
  
  Во-первых, не забываем, "Первый удар" - это фантастика. Точнее, оборонная фантастика - вполне обычная вещь для 30-х годов. После Великой Отечественной этот жанр просто вымер (временно, к счастью): желающих читать про выдуманные бои тогда не было - все ещё помнили, как оно было по-настоящему. После он возродился - вначале у Тома Кленси, а сейчас и наших воспевателей будущих войн - как собак нерезаных. Их тоже обзывают сказочниками, доказывают, что в реале всё будет не так - но всё равно читают. Чем Шпанов хуже их ?
  
  Раз фантастика, то в книге всё не совсем так как в реальности. Ударную силу Советских ВВС составляют самолеты с паровыми (sic!) турбинами, сделанные из агатовых сталей. Понятно, что они на голову превосходят машины противника. Безукоризненно работает связь. Фотооптика позволяет с 7 км разглядеть на земле любую мелочь. Я уж не говорю о том, что руководство на всех уровнях с первых мгновений конфликта принимает только безошибочные решения. Так, первую волну немецких бомбардировщиков встречают и громят еще над границей. Эдак что ж не воевать !
  
  Не смотря на то, что "враг коварен и злобен", он определенно не трус и совсем не дурак. Должное уважение к противнику присутствует - в отличие от послевоенных приключенческих книг.
  
  Наконец, о фантастичности самого сюжета: "злобные враги начинают и проигрывают". Практически все близкие автору войны именно так и происходили. Конфликт на КВЖД. Хасан. Халхин-Гол. Да что далеко ходить, если даже война 08.08.08 России с Грузией шла точно по этому сценарию ! Фактически, Шпанов не угадал только один раз. Но какой !
  
  И наконец. Николай Николаевич Шпанов родился 22 июня 1896 года. Вот уж угадал так угадал...
  
   В 1939 году Николая Шпанова принимают в Союз писателей СССР и он становится профессиональным писателем. В том же году в качестве корреспондента он принимает участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и публикует ряд очерков, посвященных военному конфликту с 6-й отдельной армией Японии на территории Монголии.
  
  В годы войны Шпанов был военным корреспондентом. И неоднократно, возвращаясь с фронта, в узком кругу он рассказывал о том, что видел, костерил повсеместный бардак, тупость, безответственность. Реальность далеко не всегда была такой как на страницах его книг, и он это прекрасно понимал. Но "к штыку приравнено перо", и он писал только то, что было нужно.
  
   В годы войны был опубликован биографический очерк 'Майор Кошевой' (1941), а также биографическая повесть о герое-летчике Н.Ф.Гастелло 'Мальчик из Полесья' (1942) и сборник рассказов 'Горячее сердце' (1942). Удовлетворяя возникшую в годы войны потребность в агитационной литературе с захватывающим авантюрным сюжетом, Шпанов создал 'Тайну профессора Бураго', где были представлены традиционные персонажи: гениальный изобретатель, коварные шпионы, проницательные контразведчики, беспечные начальники и бдительные простые советские люди.
  
  После войны вышел роман Шпанова "Поджигатели". Толстый. Добротный. Идеологически выдержанный. Про то, как Гитлер, Черчилль и прочие империалисты строили козни СССР. Недостаток только один (IMHO конечно): нет живых положительных героев. Ни одного. Все они лишь детали сложной схемы. Инженер изобретает. Летчик летает. Особист расследует. Грамотно, успешно. Но вспомнить их больше не за что. И какой контраст с "Первым ударом", где даже герои второго плана выписаны индивидуально, со всеми своими мелкими неповторимыми чертами. Как отмечали литературные критики, "отрицательные персонажи выписаны автором с большей тщательностью, чем достаточно однообразные в своих добродетелях коммунисты и борцы за мир. "
  
  Шпанов исписался ? Может быть. Но мне кажется, дело не в этом. Просто в далекие тридцатые он видел перед собой своих героев. Их было много. Не каждый реально был летчиком-асом, но тысячи и тысячи мечтали об этом. С любого встречного парня можно было писать майора Грозу, каждая вторая девчонка могла стать прототипом Олеси Богульной. Поэтому и вышли герои на удивление живыми.
  
  "Поджигатели" писались в другой обстановке. Все кто хотел - навоевался до сыта. Любимой присказкой стало "лишь бы не было войны". Грезящие о военных подвигах, если такие и остались, лишний раз старались не говорить об этом вслух - дабы не услышать в ответ: "Что ж ты жив-то до сих пор, герой ты эдакий ? Вон мой-то Ванька ...". За отсутствием натуры персонажей приходилось придумывать...
  
  А вот такую версию о характере изменения его творчества высказал Д.Быков - человек определенно умный, хоть и "белоленточник":
  
  По Шпанову наглядно можно судить об этапах перерождения советского проекта - от его раннего конструктивистского модернизма в поздний квасной пафос, от интернационализма к синдрому осажденной крепости.
  
   Вот собственно и всё. Да, по книге "Первый удар" был снят фильм "Глубокий рейд". Его интересно посмотреть хотя бы ради раритетной техники (понятно что за отсутствием в реальности паротурбинных суперсамолетов там снимались старые добрые ТБ-3, И-15 и И-16). А вот книгу стоит перечитать как раз не ради технических подробностей, а просто чтобы встретиться с людьми 30-х годов. Людьми, которых сейчас нет.

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) К.О'меил "Свалилась, как снег на голову"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) С.Панченко "Warm. Генезис"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"