Поскольку штатные агенты госдепа видимо отдыхают, придется делать их работу и напомнить об одном из необычных эпизодов Второй Мировой Войны.
70 лет назад, 18 апреля 1942 года, американские летчики впервые бомбили Токио.
Для тех кто забыл, напомним что это время было для США отнюдь не радужным. Война с Японией началась 7 декабря 1941 внезапным погромом в Перл-Харборе. И с тех пор за полгода - ни одной хорошей новости. Потеряны базы на островах Гуам и Уэйк. Полностью уничтожена авиация на Филиппинах. Бои за сами острова еще идут, но их исход предрешен. Неподалеку от Сингапура потоплены сильнейшие английские корабли - линейный крейсер "Рипалс" и линкор "Принц Уэльский". Сам Сингапур пал в феврале. У берегов Индонезии и Цейлона было потоплено японцами множество американских, английских и голландских кораблей...
И вдруг - американские самолеты над Токио !
Откуда могли взлететь эти самолеты и как им удалось достичь берегов Японии, если ближайшая американская база находилась по меньшей мере в пяти тысячах километров?
Когда на пресс-конференции возбужденные газетчики задали этот вопрос президенту Ф. Рузвельту, тот, улыбнувшись, ответил, что налет был произведен с секретной авиабазы Шангри-Ла...
Замысел этой, без приувеличения, авантюрной операции родился в штабе адм. Кинга: раз дальности стандартных авианосных самолетов не хватает для удара по Японии, использовать с авианосцев сухопутные бомбардировщики.
Как утверждают злые языки, моряки просто представить не могли всех трудностей осуществления этого плана, иначе сразу бы отвергли его. Но они по неведению своему согласились. А дальше им невероятно повезло - для решения сумасшедшей задачи нашлись такие же исполнители.
Их было двое: командир авиагруппы подполковник Джеймс Дулиттл и командующий авианосным соединением вице-адмирал Хелси. Первый - автор многочисленных воздушных рекордов, фанатик авиации. Второй - Уильям "Бык" Хелси - возможно не самый гениальный, но уж точно самый харизматичный из американских командиров-авианосников. Оба действовали по принципу "кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет повод". Оба, если нужно, плевали на все формальности и инструкции. Оба пользовались безграничным доверием подчиненных.
Благодаря их энергии были разрешены все основные проблемы: как разместить сухопутные B-25 на палубе авианосцев; как взлетать со вдвое более короткой, чем нужно, палубы; как увеличить в полтора раза радиус действия бомбардировщиков. Многочисленные тренировки дали некоторую уверенность в удачном исходе.
В конце концов, 16 бомбардировщиков В-25 были доставлены на палубу авианосца "Хорнет". Его сопровождал авианосец "Энтерпрайз" с обычной авиагруппой, для обеспечения защиты всего соединения от подлодок и авиации. Планировалось подойти 19 апреля на 400 миль к Японии и выпустить бомбардировщики. Те должны были атаковать назначенные цели в Токио, Йокогаме и др., а затем садиться в Китае на аэродромах чан-кайшистов. Возврат на авианосцы был все-таки признан абсолютно нереальным.
Но жизнь внесла коррективы. Утром 18 апреля авианосцы были обнаружены японскими патрульными кораблями и самолетами. До условленной точки взлета было еще 250 миль, или 8-10 часов хода. За это время японская ПВО наверняка успела бы подготовиться, да и сами авианосцы очень рисковали попасть под удар. Поэтому было принято решение взлететь за 600 миль до берега. Это означало что топлива даже до пресловутых китайских аэродромов не хватит... Впрочем, все экипажи были добровольцами и заранее представляли, на что идут.
Так или иначе, все 16 самолетов взлетели и нанесли удар по намеченным целям. Каждый нес по 2 227-кг фугаски и 2 227-кг кассетные зажигательные бомбы. Каждая кассета содержала 128 зажигательных бомб. 10 самолетов бомбили Токио, 6 - другие цели. После чего один Б-25 сел на территории СССР и был интернирован, остальные пытались сесть в Китае, но до аэродромов не добрался никто. 4 самолета сели на вынужденную, экипажи остальных прыгнули с парашютами. Большинство (в т.ч. Дулиттл) так или иначе с помощью китайцев вернулись в США, но 8 летчиков попали в плен, из них 1 умер и трое были казнены 15 октября 1942 г.
В одном из источников говорится, будто чуть не каждый самолет уничтожил по заводу. Видимо реальный эффект был все же более скромным, но разве в этом дело ? Моральное значение налета намного превзошло все потери от собственно бомбежки. Японцам напомнили, что янки еще не разгромлены - более того, войну они только начинают.
Собственно, ту же роль сыграл и известный налет советских самолетов на Берлин (8 августа 41 г, командир полковник Преображенский). Особого материального ущерба от вслепую сброшенных бомб быть не могло. Но Геббельсу предстояла нелегкая работа - объяснить, почему давно уничтоженная красная авиация летает над столицей Рейха...
Данный эпизод естественно привлек внимание киношников. Можно вспомнить два американских фильма - старый и вполне пристойный "Мидуэй" и недавний попсовый "Перл-Харбор". Первый начинается с рейда Дулиттла, второй им же заканчивается...