Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Дробильно-размольная техника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    ...Когда мирное название завода вполне отражает суть...

  

Дробильно-размольная техника

  
  Одни военные заводы имеют звучное наименование. Другие так всю жизнь и были известны только под своим номером. Одни известны каждому, о других слышал только узкий круг специалистов. А еще, для пущей секретности, часто военный завод носит вполне себе мирное имя - как к примеру Харьковский Паровозостроительный...
  
  Наш случай не совсем обычный - "мирное" название звучит как вполне прозрачный намёк - выксунский завод Дробильно-Размольного Оборудования.
  
   [] Видимо те, кто в конце 1920-х давали предприятию это название, ничего такого не думали: ну, будет старый завод клепать всякие камнедробилки и мельницы, ну заодно и для армии что-нибудь делать начнут... А через несколько лет, когда специализация завода определилась, название заиграло новыми красками. Предстояло делать бронетехнику - а танки и броневики, если подумать - самое что ни на есть дробильно-размольное оборудование...
  
  

Два слова об истории.

   []
  Еще в 1765 г. выходцы из Тулы обнаружили в окрестностях современной Выксы (Нижегородская губерния) залежи болотной железной руды - лимонита. Её разработка была организована с помощью неглубоких конических ям - "дудок". На этой базе вскоре выросли три металлургических завода, на которых работали крепостные рабочие. В XIX веке заводы неоднократно меняли хозяев и специализацию, и к 1917 годы они представляли из себя небольшие и устаревшие предприятия, обслуживавшие в основном местные нужды. В первые 10-12 лет после революции стало только хуже, заводы окончательно приходили в упадок...
  
  В 1929 году всё изменилось. Началось восстановление заводов. Один из них получил, как уже было сказано, название "Завод дробильно-размольного оборудования" , а заодно и неприметный номер 177. Это означало, что помимо мирной продукции завод обязательно будет выпускать что-то более интересное.
  
  Вскоре определились, чтО именно. До этих пор на весь СССР, по сути, только два предприятия более-менее профессионально занимались бронёй - это Путиловский и Ижорский заводы, оба в Ленинграде. Но у них и других заказов хватало, да и нехорошо держать все яйца в одной корзине - особенно когда эти самые яйца находятся в 20 км от финской границы...
  
  N.B. Тут, как правило, вспоминают, что Сормовский завод (в Нижнем Новгороде) тоже в 1920-21 году производил танки! Типа, ленинградским заводам была альтернатива. Да, производил - за 2 года с грехом пополам построили 15 штук. Это были копии французских Renault FT-17, известные у нас как "Борец за свободу товарищ Ленин". Строились целиком вручную, даже шестерни в коробках передач индивидуально подгоняли обычным напильником. При помощи какой-то матери и комиссара Гаугеля. Конечно, опыт такого "производства" в будущем большой пользы принести не мог. Кроме того, у Сормовского завода было достаточно заказов по судостроительному профилю - начиная от речных барж и заканчивая подводными лодками. Только в 1941 году, когда подлодки станут неактуальны, Сормовский завод номер 112 перейдет к выпуску танков. Но это совсем другая история. А пока бронетехнику решили производить все-таки не в Сормове, а в Выксе...
  
  

БАИ

   []
  3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод ДРО был выделен для изготовления бронированных автомобилей. Планировалось освоить производство средних броневиков БАИ (Броне-Автомобиль-Ижорский) и легких ФАИ (Форд-А-Ижорский). Обе конструкции были спроектированы на Ижорском заводе - но он, как уже было сказано, и без того не справлялся с другими заказами. Поэтому броневое производство и сборку машин решили перенести в Выксу. А шасси под бронировку должен был поставлять Нижний Новгород. Автозавод (будущий ГАЗ) там только строился. Так что пока обходились импортными машинами, сборку которых (тоже в Нижнем Новгороде) вел небольшой завод "Гудок Октября". Ныне это - завод спецавтомобилей. В качестве шасси для БАИ предназначался "Форд-Тимкен" - 3-х осная версия грузовика "Форд-АА". Комплекты для сборки 1000 таких машин были закуплены в США. Казалось бы, всё хорошо...
  
  Но возможности недавно восстановленного завода военные основательно переоценили. Предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 броневиков, а в течение следующего года - уже 2500 бронемашин разных типов. В реальности же из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также солидной задержки с поступлением чертежей завод до конца 1932 года вообще не смог приступить к производству броневиков. На следующий год "наполеоновскую" цифру 2500 машин скорректировали до более скромных 400 (300 БАИ и 100 ФАИ). Но даже это количество бронеавтомобилей Выксунский завод ДРО не осилил.
  В начале сентября 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны неутешительные новости о ходе выполнения заводом годовой программы выпуска БАИ:
  
  
  БАИ - сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет, вероятно, не больше 150-200 штук...
  
  Однако до конца года завод с огромным трудом изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БАИ Выкса собрала в начале 1934 года, после чего производство этих броневиков было прекращено. Таким образом, всего было изготовлено 109 экземпляров бронеавтомобиля БАИ. Другие предприятия его не выпускали.
  
  

ФАИ

   []
  Что же касается легкого ФАИ, его производство началось в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде, затем было передано на Выксунский завод., где и продолжалось до 1936 года.Причем с 1934 года использовалось уже отечественное шасси ГАЗ-А - лицензионный вариант Форд-А. Ситуация с производством легких бронемашин начала выправляться только в 1934 году, когда Выксунский завод сдал 135 ФАИ (включая 10 штук изготовления 1932 года), из них 115 передали РККА и 20 - главному управлению пограничных войск ОГПУ.
  Пик производства ФАИ пришелся на 1935 год, когда Выксунский завод сдал 452 броневика (442 для РККА и 10 для ОГПУ). В следующем году РККА получила еще 110 ФАИ, после чего их выпуск был прекращен. Таким образом, за все время производства завод изготовил 697 бронеавтомобилей ФАИ : 667 для РККА, и 30 для ОГПУ.
  
  

БА-20

   []
  Следующим бронеавтомобилем, производимым в Выксе, стал БА-20, созданный конструкторами Горьковского завода на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1 (легендарной "Эмки"), к выпуску которого ГАЗ приступил в 1936 г. Их производство продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Бронеавтомобиль БА-20, его модернизированный образец БА-20М и БА-20 ж.д., приспособленный для движения, как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям, был самой массовой бронемашиной Красной Армии.
  В сентябре 1941 года Выксунский завод вошел в состав вновь созданного наркомата танковой промышленности и стал именоваться завод No 177. Его основной продукцией стали бронекорпуса и башни танков Т-60 и Т-34, выпуску которых предавали первоочередное значение. Поэтому производство БА-20М отошло на второй план. А с принятием на вооружение легкого полноприводного бронеавтомобиля БА-64, спроектированного на Горьковском автомобильном заводе, принимается решение о свертывании изготовления бронемашин БА-20М. 9 марта 1942 года постановлением ГКО No 1415сс заводу No 177 (бывший Выксунский ДРО) предписывалось прекратить выпуск бронеавтомобилей БА-20М.
  
  Однако, несмотря на эти приказы, план по изготовлению БА-20М на заводе No 177 в мае был перевыполнен - вместо 25 было сдано 66 машин. Кроме того, из имеющегося задела корпусов и шасси в июне сумели изготовить 2 БА-20М, еще 14 машин сдали Красной Армии в июле, после чего выпуск бронемашин на заводе No 177 был прекращен. Таким образом, за все время серийного производства с 1936-го по июль 1942 года на заводе ДРО (No 177) изготовили 1567 бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М всех типов.
  
  

Лаврентий Берия.

  
   []  [] Недостатком БА-20 была их весьма ограниченная проходимость. Привод только на заднюю ось - это не то, что нужно на бездорожье. Первой попыткой исправить ситуацию стало создание 3-осного шасси на базе "Эмки". Кустарным образом к заднему мосту добавили еще одну ось. Полученное шасси забронировали в Выксе. Машину назвали ЛБ-23, в честь незабвенного Лаврентия Павловича Берии. Но, не смотря на вдохновляющее имя, машина осталась в одном экземпляре.
  
  Во-первых, шасси, вопреки предварительным ожиданиям, вышло недешевым. Обещали "добавить третий мост из существующих узлов" - на практике до половины деталей пришлось изготавливать заново или дорабатывать. Во-вторых, лишний мост улучшил проходимость совсем ненамного, а на пересеченной местности был склонен к поломкам. И в третьих, проклятый закон квадрата-куба гарантировал, что трехосный броневик выйдет большим и тяжелым, при весьма скромном бронировании и вооружении. В общем, этот путь был признан тупиковым.
  
  

Еще один Берия.

  
  В 1937-38 годах специалисты НАТИ создали первое в СССР полноприводное шасси (4х4) на базе грузовика ГАЗ-АА. На этой базе на Выксунском заводе в сентябре 1939 года был изготовлен бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-НАТИ (а затем ЛБ-НАТИ). В заводских документах машина проходила как БА-8 НАТИ. После предварительных пробегов и доработок ЛБ-НАТИ направили на НИБТ полигон. Испытания машины велись с 25 ноября 1939 года по 20 марта 1940 года. Броневик показал себя средненько. Отмечались перегруженность шасси, плохой обзор, неудобство работы с вооружением. Наконец, шасси НАТИ было по определению единственным, и вопрос о его серийном производстве пока не ставился.
  
  

И снова он !

  
  В конце 1939 года ситуация изменилась. Во-первых, ГАЗ начал осваивать полноприводный грузовик ГАЗ-62. Во-вторых, в "Польском походе" совершенно случайно наши разведчики обнаружили пару абсолютно ничейных бронемашин Sd.Kfz.221, которые, конечно же, были изучены советскими специалистами. В результате 19 ноября 1939 года нарком обороны СССР К. Ворошилов утвердил разработанные в АБТУ РККА требования на легкий разведывательный броневик. Шасси - ГАЗ-62 (4х4). Двигатель - Газ-11, копия американского Dodge D5. Вооружение - как у Т-40, в той же башне. Форма корпуса - как у немецкого броневика. Шины широкопрофильные, тоже американские, с рисунком протектора "Граунд грипп".
  
  Было построено два экземпляра, оба отлично прошли испытания. Военные настаивали на немедленном запуске броневика в серию. Но ГАЗ, загруженный множеством других заказов, так и не освоил производство ГАЗ-62 вплоть до начала войны. А потом стало не до того...
  
  

Броня для ГАЗа.

   []
  С началом войны 177-й завод получил новое задание - производство бронекорпусов для легких танков Т-60. Сборка боевых машин производилась на ГАЗе, имевшем для этого мощные конвеерные линии. Там же производились моторы (модификация того же Газ-11), катки, гусеницы... А вот своего броневого производства на автогиганте не было, и тут его выручали Выксунский и Муромский заводы. Причем в процессе производства пришлось неоднократно менять технологию, чтобы ускорить выход продукции.
  
  Если грубо, то бронекорпус требуется собрать (при помощи сварки) и закалить (термически обработать). Довоенная технология даже для тонкой брони предусматривала минимум четыре этапа: первая закалка, высокий отпуск, вторая закалка и низкий отпуск. А после каждого этапа броню "вело", и ее надо было расправлять - причем не кувалдой, а чем помощнее. В результате тщательного исследования параметров процесса, удалось свести закалку к одной операции. Не будем врать - качество брони от этого лучше не стало. Но и ухудшилось оно совсем ненамного, а призводительность участка термообработки выросла при этом минимум в 4-5 раз.
  
  В дальнейшем Выксунский завод изготавливал броневые детали не только для ГАЗа, но и для завода номер 112 ("Красное Сормово"), выпускавшего "тридцатьчетверки". При том что свое броневое производство в Сормове было. Как и в чем они кооперировались с Выксой, надо смотреть...
  
  Кроме танковых корпусов, 177-й завод выпускает также бронекабины для самолётов - штурмовиков ИЛ-2.
  
  А ГАЗ в 1942 году перешел на выпуск танков Т-70. И, соответственно, выксунцам пришлось осваивать новый корпус. Несмотря на то, что танк легкий, лобовая броня у него была 45 мм - как у Т-34. Соответственно, технологии, применимые к "тонкокожему" Т-60, здесь не работали. Однако разобрались, освоили и новые корпуса практически без снижения производства.
  
  Еще через год понадобились корпуса для СУ-76. И их тоже освоили. Но, справедливости ради, надо сказать, что сравнительно небольшой Выксунский завод угнаться за ГАЗом все-таки не мог, и горьковчане вынуждены были основать в 1943 свое броневое производство, взявшее на себя часть работ по корпусам. Тем не менее, роль 177-го завода, особенно в начале войны, была огромной.
  

 

  

Снова броневики.

   []
  В марте 1942 на базе освоенного ГаЗом полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 началось производство броневика БА-64 - единственного бронеавтомобиля, освоенного в годы войны. Фактически это был уменьшенный "Лаврентий Берия", с учетом меньших габаритов шасси. Форма корпуса (по сути скопированная с немецких панцершпивагенов) осталась без изменений, а вооружение сократилось до одного пулемета ДТ.
  
  Броневые корпуса для машин опытной партии и нулевой серии изготавливались на заводе No 177 в Выксе, но в дальнейшем был организован их выпуск на кузовном корпусе ГАЗа. В свою очередь, ГАЗ, загруженный множеством других заказов, отсылал часть шасси под бронировку в Выксу, и броневики собирались там, как в старое довоенное время.
  
  А летом 1942 на базе БА-64 в Выксе создали его железнодорожный вариант - БА-64В. Этот бронеавтомобиль имел сменные железнодорожные колеса, выполненные аналогично колесам бронеавтомобиля БА-20ж-д. После устранения недостатков, уже на базе ширококолейного БА-64Б, было произведено около двух десятков железнодорожных броневиков. Все они использовались в составе бронепоездных подразделений вплоть до конца войны.
  
  

После войны

  
  В первые послевоенные годы Выксунский завод полностью был переведён на выпуск гражданской продукции. Однако с марта 1950 г. "мирная передышка" закончилась. В спешном порядке было организовано серийное производство корпусов колёсных БТР-152, созданных на базе грузового автомобиля ЗИС-151. Выпуск БТР-152 был прекращён с переходом на производство колёсных БТР нового поколения. Всего было произведено 15 тысяч БТР-152.
  
  Одновременно с БТР-152 на заводе было организовано производство корпусов гусеничного полубронированного тягача АТП и авиадесантной артиллерийской самоходной установки АСУ-57 Мытищинского машиностроительного завода. К концу 1950-х гг. И то и другое производство было передано на другие предприятия. Выксунский завод перешёл на выпуск корпусов для колёсных БТР нового поколения, разработанных на Горьковском автозаводе.
  
   []  []
  
  В 1959 г. на вооружение был принят колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-60 для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152. БТР-60 стал первым в серии советских колёсных четырёхосных бронетранспортёров, развитие и производство которой продолжается до сих пор. БТР-60 производился серийно, неоднократно модернизируясь до 1976года.
  А затем БТР-70, отличавшийся от "шестидесятки" более мощными двигателями, другим размещением десантников и наличием нижних люков для них. Высота машины уменьшилась на 18 см.
  
  По опыту афганской войны, был разработан БТР-80. Основное отличие - один дизель вместо пары бензиновых моторов. Не очень удобные нижние бортовые люки превратились в двустворчатые двери, причем нижняя створка играет роль подножки, что облегчает выход из машины даже в движении.
  
  

Перестройка.

  
  С концом СССР притворяться стало бессмысленно. Всё что нужно, клятые буржуи о нас уже знают. Поэтому Выксунский завод в декабре 1992 года разделился на два: завод дробильного оборудования "Дробмаш" (ого, оказывается они еще и мирной продукцией занимались !) и Публичное Акционерное Общество "Завод Корпусов", который собственно и продолжает выпускать интересующую нас хрень...
   []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"