Аннотация: ...Когда мирное название завода вполне отражает суть...
Дробильно-размольная техника
Одни военные заводы имеют звучное наименование. Другие так всю жизнь и были известны только под своим номером. Одни известны каждому, о других слышал только узкий круг специалистов. А еще, для пущей секретности, часто военный завод носит вполне себе мирное имя - как к примеру Харьковский Паровозостроительный...
Наш случай не совсем обычный - "мирное" название звучит как вполне прозрачный намёк - выксунский завод Дробильно-Размольного Оборудования.
Видимо те, кто в конце 1920-х давали предприятию это название, ничего такого не думали: ну, будет старый завод клепать всякие камнедробилки и мельницы, ну заодно и для армии что-нибудь делать начнут... А через несколько лет, когда специализация завода определилась, название заиграло новыми красками. Предстояло делать бронетехнику - а танки и броневики, если подумать - самое что ни на есть дробильно-размольное оборудование...
Два слова об истории.
Еще в 1765 г. выходцы из Тулы обнаружили в окрестностях современной Выксы (Нижегородская губерния) залежи болотной железной руды - лимонита. Её разработка была организована с помощью неглубоких конических ям - "дудок". На этой базе вскоре выросли три металлургических завода, на которых работали крепостные рабочие. В XIX веке заводы неоднократно меняли хозяев и специализацию, и к 1917 годы они представляли из себя небольшие и устаревшие предприятия, обслуживавшие в основном местные нужды. В первые 10-12 лет после революции стало только хуже, заводы окончательно приходили в упадок...
В 1929 году всё изменилось. Началось восстановление заводов. Один из них получил, как уже было сказано, название "Завод дробильно-размольного оборудования" , а заодно и неприметный номер 177. Это означало, что помимо мирной продукции завод обязательно будет выпускать что-то более интересное.
Вскоре определились, чтО именно. До этих пор на весь СССР, по сути, только два предприятия более-менее профессионально занимались бронёй - это Путиловский и Ижорский заводы, оба в Ленинграде. Но у них и других заказов хватало, да и нехорошо держать все яйца в одной корзине - особенно когда эти самые яйца находятся в 20 км от финской границы...
N.B. Тут, как правило, вспоминают, что Сормовский завод (в Нижнем Новгороде) тоже в 1920-21 году производил танки! Типа, ленинградским заводам была альтернатива. Да, производил - за 2 года с грехом пополам построили 15 штук. Это были копии французских Renault FT-17, известные у нас как "Борец за свободу товарищ Ленин". Строились целиком вручную, даже шестерни в коробках передач индивидуально подгоняли обычным напильником. При помощи какой-то матери и комиссара Гаугеля. Конечно, опыт такого "производства" в будущем большой пользы принести не мог. Кроме того, у Сормовского завода было достаточно заказов по судостроительному профилю - начиная от речных барж и заканчивая подводными лодками. Только в 1941 году, когда подлодки станут неактуальны, Сормовский завод номер 112 перейдет к выпуску танков. Но это совсем другая история. А пока бронетехнику решили производить все-таки не в Сормове, а в Выксе...
БАИ
3 августа 1932 года решением правительства СССР Выксунский завод ДРО был выделен для изготовления бронированных автомобилей. Планировалось освоить производство средних броневиков БАИ (Броне-Автомобиль-Ижорский) и легких ФАИ (Форд-А-Ижорский). Обе конструкции были спроектированы на Ижорском заводе - но он, как уже было сказано, и без того не справлялся с другими заказами. Поэтому броневое производство и сборку машин решили перенести в Выксу. А шасси под бронировку должен был поставлять Нижний Новгород. Автозавод (будущий ГАЗ) там только строился. Так что пока обходились импортными машинами, сборку которых (тоже в Нижнем Новгороде) вел небольшой завод "Гудок Октября". Ныне это - завод спецавтомобилей. В качестве шасси для БАИ предназначался "Форд-Тимкен" - 3-х осная версия грузовика "Форд-АА". Комплекты для сборки 1000 таких машин были закуплены в США. Казалось бы, всё хорошо...
Но возможности недавно восстановленного завода военные основательно переоценили. Предполагалось, что до конца года завод сможет дать армии 320 броневиков, а в течение следующего года - уже 2500 бронемашин разных типов. В реальности же из-за нехватки оборудования, производственных площадей и рабочих, а также солидной задержки с поступлением чертежей завод до конца 1932 года вообще не смог приступить к производству броневиков. На следующий год "наполеоновскую" цифру 2500 машин скорректировали до более скромных 400 (300 БАИ и 100 ФАИ). Но даже это количество бронеавтомобилей Выксунский завод ДРО не осилил.
В начале сентября 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны неутешительные новости о ходе выполнения заводом годовой программы выпуска БАИ:
БАИ - сдано 28, остальные 272 под сомнением. Будет, вероятно, не больше 150-200 штук...
Однако до конца года завод с огромным трудом изготовил лишь 90 машин. Ещё 19 БАИ Выкса собрала в начале 1934 года, после чего производство этих броневиков было прекращено. Таким образом, всего было изготовлено 109 экземпляров бронеавтомобиля БАИ. Другие предприятия его не выпускали.
ФАИ
Что же касается легкого ФАИ, его производство началось в 1933 году на Ижорском заводе в Ленинграде, затем было передано на Выксунский завод., где и продолжалось до 1936 года.Причем с 1934 года использовалось уже отечественное шасси ГАЗ-А - лицензионный вариант Форд-А. Ситуация с производством легких бронемашин начала выправляться только в 1934 году, когда Выксунский завод сдал 135 ФАИ (включая 10 штук изготовления 1932 года), из них 115 передали РККА и 20 - главному управлению пограничных войск ОГПУ.
Пик производства ФАИ пришелся на 1935 год, когда Выксунский завод сдал 452 броневика (442 для РККА и 10 для ОГПУ). В следующем году РККА получила еще 110 ФАИ, после чего их выпуск был прекращен. Таким образом, за все время производства завод изготовил 697 бронеавтомобилей ФАИ : 667 для РККА, и 30 для ОГПУ.
БА-20
Следующим бронеавтомобилем, производимым в Выксе, стал БА-20, созданный конструкторами Горьковского завода на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1 (легендарной "Эмки"), к выпуску которого ГАЗ приступил в 1936 г. Их производство продолжалось до самого начала Великой Отечественной войны. Бронеавтомобиль БА-20, его модернизированный образец БА-20М и БА-20 ж.д., приспособленный для движения, как по обычным дорогам, так и по железнодорожным путям, был самой массовой бронемашиной Красной Армии.
В сентябре 1941 года Выксунский завод вошел в состав вновь созданного наркомата танковой промышленности и стал именоваться завод No 177. Его основной продукцией стали бронекорпуса и башни танков Т-60 и Т-34, выпуску которых предавали первоочередное значение. Поэтому производство БА-20М отошло на второй план. А с принятием на вооружение легкого полноприводного бронеавтомобиля БА-64, спроектированного на Горьковском автомобильном заводе, принимается решение о свертывании изготовления бронемашин БА-20М. 9 марта 1942 года постановлением ГКО No 1415сс заводу No 177 (бывший Выксунский ДРО) предписывалось прекратить выпуск бронеавтомобилей БА-20М.
Однако, несмотря на эти приказы, план по изготовлению БА-20М на заводе No 177 в мае был перевыполнен - вместо 25 было сдано 66 машин. Кроме того, из имеющегося задела корпусов и шасси в июне сумели изготовить 2 БА-20М, еще 14 машин сдали Красной Армии в июле, после чего выпуск бронемашин на заводе No 177 был прекращен. Таким образом, за все время серийного производства с 1936-го по июль 1942 года на заводе ДРО (No 177) изготовили 1567 бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М всех типов.
Лаврентий Берия.
Недостатком БА-20 была их весьма ограниченная проходимость. Привод только на заднюю ось - это не то, что нужно на бездорожье. Первой попыткой исправить ситуацию стало создание 3-осного шасси на базе "Эмки". Кустарным образом к заднему мосту добавили еще одну ось. Полученное шасси забронировали в Выксе. Машину назвали ЛБ-23, в честь незабвенного Лаврентия Павловича Берии. Но, не смотря на вдохновляющее имя, машина осталась в одном экземпляре.
Во-первых, шасси, вопреки предварительным ожиданиям, вышло недешевым. Обещали "добавить третий мост из существующих узлов" - на практике до половины деталей пришлось изготавливать заново или дорабатывать. Во-вторых, лишний мост улучшил проходимость совсем ненамного, а на пересеченной местности был склонен к поломкам. И в третьих, проклятый закон квадрата-куба гарантировал, что трехосный броневик выйдет большим и тяжелым, при весьма скромном бронировании и вооружении. В общем, этот путь был признан тупиковым.
Еще один Берия.
В 1937-38 годах специалисты НАТИ создали первое в СССР полноприводное шасси (4х4) на базе грузовика ГАЗ-АА. На этой базе на Выксунском заводе в сентябре 1939 года был изготовлен бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-НАТИ (а затем ЛБ-НАТИ). В заводских документах машина проходила как БА-8 НАТИ. После предварительных пробегов и доработок ЛБ-НАТИ направили на НИБТ полигон. Испытания машины велись с 25 ноября 1939 года по 20 марта 1940 года. Броневик показал себя средненько. Отмечались перегруженность шасси, плохой обзор, неудобство работы с вооружением. Наконец, шасси НАТИ было по определению единственным, и вопрос о его серийном производстве пока не ставился.
И снова он !
В конце 1939 года ситуация изменилась. Во-первых, ГАЗ начал осваивать полноприводный грузовик ГАЗ-62. Во-вторых, в "Польском походе" совершенно случайно наши разведчики обнаружили пару абсолютно ничейных бронемашин Sd.Kfz.221, которые, конечно же, были изучены советскими специалистами. В результате 19 ноября 1939 года нарком обороны СССР К. Ворошилов утвердил разработанные в АБТУ РККА требования на легкий разведывательный броневик. Шасси - ГАЗ-62 (4х4). Двигатель - Газ-11, копия американского Dodge D5. Вооружение - как у Т-40, в той же башне. Форма корпуса - как у немецкого броневика. Шины широкопрофильные, тоже американские, с рисунком протектора "Граунд грипп".
Было построено два экземпляра, оба отлично прошли испытания. Военные настаивали на немедленном запуске броневика в серию. Но ГАЗ, загруженный множеством других заказов, так и не освоил производство ГАЗ-62 вплоть до начала войны. А потом стало не до того...
Броня для ГАЗа.
С началом войны 177-й завод получил новое задание - производство бронекорпусов для легких танков Т-60. Сборка боевых машин производилась на ГАЗе, имевшем для этого мощные конвеерные линии. Там же производились моторы (модификация того же Газ-11), катки, гусеницы... А вот своего броневого производства на автогиганте не было, и тут его выручали Выксунский и Муромский заводы. Причем в процессе производства пришлось неоднократно менять технологию, чтобы ускорить выход продукции.
Если грубо, то бронекорпус требуется собрать (при помощи сварки) и закалить (термически обработать). Довоенная технология даже для тонкой брони предусматривала минимум четыре этапа: первая закалка, высокий отпуск, вторая закалка и низкий отпуск. А после каждого этапа броню "вело", и ее надо было расправлять - причем не кувалдой, а чем помощнее. В результате тщательного исследования параметров процесса, удалось свести закалку к одной операции. Не будем врать - качество брони от этого лучше не стало. Но и ухудшилось оно совсем ненамного, а призводительность участка термообработки выросла при этом минимум в 4-5 раз.
В дальнейшем Выксунский завод изготавливал броневые детали не только для ГАЗа, но и для завода номер 112 ("Красное Сормово"), выпускавшего "тридцатьчетверки". При том что свое броневое производство в Сормове было. Как и в чем они кооперировались с Выксой, надо смотреть...
Кроме танковых корпусов, 177-й завод выпускает также бронекабины для самолётов - штурмовиков ИЛ-2.
А ГАЗ в 1942 году перешел на выпуск танков Т-70. И, соответственно, выксунцам пришлось осваивать новый корпус. Несмотря на то, что танк легкий, лобовая броня у него была 45 мм - как у Т-34. Соответственно, технологии, применимые к "тонкокожему" Т-60, здесь не работали. Однако разобрались, освоили и новые корпуса практически без снижения производства.
Еще через год понадобились корпуса для СУ-76. И их тоже освоили. Но, справедливости ради, надо сказать, что сравнительно небольшой Выксунский завод угнаться за ГАЗом все-таки не мог, и горьковчане вынуждены были основать в 1943 свое броневое производство, взявшее на себя часть работ по корпусам. Тем не менее, роль 177-го завода, особенно в начале войны, была огромной.
Снова броневики.
В марте 1942 на базе освоенного ГаЗом полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 началось производство броневика БА-64 - единственного бронеавтомобиля, освоенного в годы войны. Фактически это был уменьшенный "Лаврентий Берия", с учетом меньших габаритов шасси. Форма корпуса (по сути скопированная с немецких панцершпивагенов) осталась без изменений, а вооружение сократилось до одного пулемета ДТ.
Броневые корпуса для машин опытной партии и нулевой серии изготавливались на заводе No 177 в Выксе, но в дальнейшем был организован их выпуск на кузовном корпусе ГАЗа. В свою очередь, ГАЗ, загруженный множеством других заказов, отсылал часть шасси под бронировку в Выксу, и броневики собирались там, как в старое довоенное время.
А летом 1942 на базе БА-64 в Выксе создали его железнодорожный вариант - БА-64В. Этот бронеавтомобиль имел сменные железнодорожные колеса, выполненные аналогично колесам бронеавтомобиля БА-20ж-д. После устранения недостатков, уже на базе ширококолейного БА-64Б, было произведено около двух десятков железнодорожных броневиков. Все они использовались в составе бронепоездных подразделений вплоть до конца войны.
После войны
В первые послевоенные годы Выксунский завод полностью был переведён на выпуск гражданской продукции. Однако с марта 1950 г. "мирная передышка" закончилась. В спешном порядке было организовано серийное производство корпусов колёсных БТР-152, созданных на базе грузового автомобиля ЗИС-151. Выпуск БТР-152 был прекращён с переходом на производство колёсных БТР нового поколения. Всего было произведено 15 тысяч БТР-152.
Одновременно с БТР-152 на заводе было организовано производство корпусов гусеничного полубронированного тягача АТП и авиадесантной артиллерийской самоходной установки АСУ-57 Мытищинского машиностроительного завода. К концу 1950-х гг. И то и другое производство было передано на другие предприятия. Выксунский завод перешёл на выпуск корпусов для колёсных БТР нового поколения, разработанных на Горьковском автозаводе.
В 1959 г. на вооружение был принят колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-60 для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152. БТР-60 стал первым в серии советских колёсных четырёхосных бронетранспортёров, развитие и производство которой продолжается до сих пор. БТР-60 производился серийно, неоднократно модернизируясь до 1976года.
А затем БТР-70, отличавшийся от "шестидесятки" более мощными двигателями, другим размещением десантников и наличием нижних люков для них. Высота машины уменьшилась на 18 см.
По опыту афганской войны, был разработан БТР-80. Основное отличие - один дизель вместо пары бензиновых моторов. Не очень удобные нижние бортовые люки превратились в двустворчатые двери, причем нижняя створка играет роль подножки, что облегчает выход из машины даже в движении.
Перестройка.
С концом СССР притворяться стало бессмысленно. Всё что нужно, клятые буржуи о нас уже знают. Поэтому Выксунский завод в декабре 1992 года разделился на два: завод дробильного оборудования "Дробмаш" (ого, оказывается они еще и мирной продукцией занимались !) и Публичное Акционерное Общество "Завод Корпусов", который собственно и продолжает выпускать интересующую нас хрень...