Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Черноморские десанты Первой Мировой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Весной 1916 года, 100 лет назад, Черноморский флот успешно высадил ряд десантов...

  В ходе Первой Мировой войны Черноморский флот совместно с Кавказской Армией провел ряд десантов. Причем в отличие от Красного Флота 30 лет спустя (у которого все десанты были чистой импровизацией), царский Черноморский флот готовился заранее. И готовился серьезно, ибо глобальная цель - Проливы - никогда полностью из виду не упускались. И вот что получилось:
  
  

Базные транспорты

  С началом войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы "Тревориан" и "Бурдейль". Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах. Кроме того, на них находился личный состав подразделений, обслуживающих высадку, со всем их инвентарём и материалами:
  Не исключалось, что базным транспортам также придётся снабжать берег пищей и водой, для чего могли быть использованы располагаемые на кораблях специальные склады и наливные ёмкости.
  
  Фактически получился прообраз современных универсальных десантных кораблей-доков.
  
  Тактика применения: базные транспорты заблаговременно под охраной боевых кораблей прибывали в район высадки, спускали на воду свои высадочные средства (что требовало порядка 3 часов) и распределяли их непосредственно по прибывающим транспортам с десантом. Понятно, что ни на какое противодействие противника (с берега или с моря) эта система рассчитана не была. Но без нее крупные высадки оказались бы невозможными даже в отсутствии противника !
  
  Базные транспорты обеспечили в частности высадку 2 бригад пластунов и артиллерийского дивизиона (18000 человек на 22 транспортах) у Ризе.
  
  

Эльпидифоры

  Суда типа Эльпидифор использовались на черноморских речных лиманах и в Азовском море в качестве паровой шаланды для подвоза зерна с рек, через мелководные бары, для перегрузки его на морские транспорты. Якобы такие суда первым заказал купец Эльпидифор Парамонов.
  
  Эти суда обладали тоннажем от 500 до 1200 т, с грузоподъемностью до 1000-1300 т. Машины в кормовой части судна, вся же передняя часть, приблизительно на две трети длины, была занята вместительными трюмами. Вследствие этого судно без груза сидело носом менее метра, осадка кормы 1,5 - 2,4 м. Эта особенность, т. е. малая осадка носа, наделяла Эльпидифоры неоценимым качеством и для мирного и для военного времени - работать без пристаней, прямо подходя к берегу, почти выскакивая на него. Как только судно притыкалось к берегу, с носа спускались сходни, по которым сходил десант или подавался груз.
  
  Обычное вооружение Эльпидифоров в Первую Мировую состояло из 75-мм орудия на носу и 2 - 4 47- и 37-мм пушек по бортам. Обладая способностью принимать значительное количество десанта (от 500 до 1 000 чел) Эльпидифоры были неоценимыми помощниками при десантных операциях. В 1916 было заказано несколько увеличенных судов типа "Эльпидифор" специально для военных надобностей. Достраивались они уже при СССР как тральщики и десантные корабли. Уцелевшие к началу 1930-х были перестроены в канонерские лодки "Красная Грузия", "Красная Армения" "Красная Абхазия" и "Красный Аджаристан".
  
 []
  З. Ы. Тем кто читал про десанты на Тихом Океане во Второй Мировой, название "Эльпидифор" будет что-то напоминать. Эль пи ди фор. LPD-4. Не лучше и не хуже чем LSV-1, LVT-4, LCМ-2 и прочая высадочная техника янки. Выдвигалась куча предположений, почему наша шаланда оказалась в этом ряду. От "Россия - родина слонов" (т. е. всё изобрели у нас) до попадания американских десантников в начало XX века.
  
  Но пока что купец Эльпидифор считается более вероятной версией происхождения.
   []  []
  
  

Болиндеры

  Это красивое заграничное название принадлежало десантным моторным баржам, строившимся на Черном море в 1916 году и оснащенным полудизельным (калильным) двигателем шведской фирмы "Болиндер". Использовались в частности при высадке у Трапезунда. Дожили до Второй Мировой (конечно, уже без двигателей) и последний раз использовались как несамоходные танкодесантные баржи в Новороссийском десанте 1943 г. - том самом, после которого появилась "Малая Земля". К сожалению, им (как и всему десанту) пришлось туго. Десант был встречен плотным огнем, из трех барж смогли разгрузиться только две, третья сгорела вместе с танками. Впрочем, и остальные танки далеко не ушли... Но это уже другая история.
 []
 []   []   []
Самоходные баржи "Болиндер"
    []   []   []
Судьба всех трех болиндеров, участвовавших в десанте у Южной Озерейки. Два разгрузились, один не успел.
  

Десант у Ризе.

 []
  Как было уже сказано, после того как Босфор был завален минами, а перевозка угля из Зонгудлака в Стамбул сведена на нет, Черное море стало полностью русским. Если раньше силы флота приходилось держать в кулаке на случай встречи с "Гебеном", то в 1916 году стало возможно выделить несколько кораблей во главе с броненосцем "Ростислав" для поддержки Кавказской армии.Они составили Батумский отряд.
  
  Правый фланг Кавказской армии, упиравшийся в Черное море, действовал в особых условиях: прибрежную полосу от остальной территории Турции отделял тянувшийся вдоль моря горный хребет (Понтийский Тавр), почти непроходимый. Поэтому русские войска на побережье были объединены в Приморский отряд генерала Ляхова (два полка плюс мелкие подразделения), который действовал практически независимо от остальной армии, но зато в тесном взаимодействии с флотом. Корабли осуществляли снабжение войск и оказывали огневую поддержку артиллерией и даже пулеметами.
  
  В начале февраля 1916 г. турки упорно оборонялись на рубеже реки Беюк-Дере. Трудно проходимая местность и невозможность обхода делали эту позицию неприступной. Поэтому приняли решение высадить тактический десант в составе двух батальонов пехоты, двух орудий и пулеметной команды. Для перевозки десанта были назначены два "эльпидифора" и транспорт. Это был первый случай применения "эльпидифоров" для десанта. До этого они применялись для траления, перевозки войск, доставки снабжения на берег и огневой поддержки пехоты
  
  Высадку наметили в 3-4 км за линией фронта.. 5 марта корабли затемно подошли к берегу и в 5:45 начали высадку пехоты. Турки ничего не заметили. Первые выстрелы прозвучали только через 15-20 минут, когда десантирование заканчивалось. С рассветом к берегу подошел транспорт и стал выгружать тяжелое вооружение. Одновременно Батумский отряд (броненосец, канлодка, три эсминца) открыл огонь по турецким позициям. Турки, увидев десант в своем тылу, в панике бежали в горы.
  
  Дабы не дать туркам укрепиться на следующем рубеже в 20 км отсюда, ген. Ляхов решил повторить десант. Тем более следовало спешить, ибо к этой позиции от Трапезунда шло сильное подкрепление. Поэтому высадку произвели уже на следующий день, 6 марта. Тот же десантный отряд погрузился на суда и к рассвету был у Мепаври. На сей раз турки были бдительны и открыли стрельбу. Но мощный ответный огонь заставил их отступить в горы. С подходом главных сил десант также двинулся на запад. Турки отступали. Там где они пытались задержаться, корабли орудийным и пулеметным огнем вынуждали их вновь отходить.
  
  На подходе к г.Ризе был высажен еще один десант: один батальон высадился с "эльпидифоров" западнее города уже без всякого противодействия противника. Захват Ризе позволил организовать тут базу снабжения: на всем турецком побережье это был первый какой-никакой порт, занятый русскими. До этого снабжение осуществляли "эльпидифоры", доставлявшие грузы на необорудованный берег. Но это было возможно только при тихой погоде.
  
  Кстати, во многих источниках указывают, будто бы в Ризе было десантировано две пластунских бригады. Их там действительно выгрузили, но уже после захвата города - 7 апреля. 22 транспорта привезли из Новороссийска около 18 тыс чел - две бригады и горный арт. дивизион. Причем эту перевозку прикрывали основные силы Черноморского флота, включая линкоры. Предосторожность не лишняя: был замечен и обстрелян "Бреслау", обнаружены несколько подводных лодок. Но обошлось... Так как транспорты не могли подойти непосредственно к берегу (вот тебе и порт !), перевозку войск на берег вели как корабельные баркасы, так и "эльпидифоры". Это позволило завершить разгрузку за 11 часов.
  
  Но всё хорошо не бывает. Турки, получив подкрепление, в этот день атаковали отряд Ляхова у Хамуркана (15 км от Ризе). Поскольку по козьим тропам идти было долго и тяжело, Юденич принял решение перебросить одну только что высаженную бригаду (без тылов) в Хамуркан. На "эльпидифорах". При этом флотское начальство, поставленное перед фактом продления операции, чуть было не увело корабли на базу, при этом издевательски предупредив сухопутных о возможном появлении вражеских крейсеров и подлодок. Юденич эскалировал проблему до Наместника, и корабли для прикрытия сразу нашлись...
  
  

Трапезундская операция

  После взятия Ризе большинство "эльпидифоров" и миноносцев нуждалось в текущем ремонте. Поэтому флотское командование "взяло паузу". В это время в Ризе оборудовался защищенный порт - база для дальнейших операций. А в штабах планировали десант на Трапезунд. Причем если армейское командование говорило о тактических десантах типа уже проведенных, то флотское начальство предлагало крупный десант стратегического масштаба, счет шел на корпуса. Чуть не подрались...
  
  Но Ставка одернула мечтателей :
"При всем желании дать широкое развитие нашим действиям на Кавказе, мы не можем выделить для этой цели войск с западного театра..."
  
  Так что отряд Ляхова продолжал наступление вдоль побережья. Теперь его поддерживали два броненосца -"Ростислав" с 10-дюймовыми орудиями и "Пантелеймон" (бывший "Потёмкин") с 12-дюймовыми. Удалось продвинуться еще на 12 километров. До Трапезунда осталось 15. В это время броненосцы ушли на бункеровку в Батум. Пришлось сделать паузу. Турки же в это время уничтожили в Трапезунде что могли, и 16 апреля... покинули город. Русские об этом узнали только через два дня. Трапезунд был занят без боя.
  
  Всё ? Как бы не так !
  
  Судя по всему, у турок творился знатный бардак. Кто-то принял решение сдать Трапезунд. Сдал. Получил от начальства по голове, вместе с приказом - вернуть. Подтянул подкрепления. Атаковал Приморский отряд, что потребовало от русских ввести в бой все силы. С другой стороны, расширение прибрежной полосы (и увеличение протяжённости фронта, соответственно) также требовало усиления войск Ляхова. Когда-то он успешно наступал с двумя полками. Сейчас с трудом оборонялся, имея шесть! Ставка, не давшая в свое время войск для наступления, теперь расщедрилась и выделила аж две дивизии. Перебросить их пешком, за сотни километров по горным дорогам было нереально. Значит, опять переброска морем ! Не совсем десант - все же высадка будет на свою территорию - но тем не менее высадка на голый берег (порт Трапезунда еще восстанавливать надо) и под перманентной угрозой немецких подлодок.
  
  13 мая в Мариуполе началась погрузка 127-й дивизии. 27 транспортов - 17 тыс. чел., 36 орудий, 4300 лошадей, 1500 повозок. 16 мая отправились. Осторожно прошли мимо минных полей в Керченском проливе. Встретились с флотским конвоем - крейсера, авиатранспорты, эсминцы. Основной угрозой считали подлодки, поэтому гидросамолеты постоянно вели патрулирование вокруг. В дальнем прикрытии находились оба новых линкора - "Екатерина" и "Мария". Так шли вплоть до 19 мая. Для перевозки с транспортов мна берег, помимо "эльпидифоров" и ботов, впервые были применены самоходные баржи - "болиндеры". К полудню почти вся пехота и артиллерия выгрузились. Стала портиться погода. Боты и болиндеры при таком прибое работать не могли, и в дальнейшем выгрузку вели только "эльпидифоры". Работа закончилась ночью.
  
  30 мая из Мариуполя вышел караван со 123-й дивизией. Дошли без приключений, но высадку опять осложнил шторм: 8 транспортов не были разгружены и ушли в Батум. Позже то что они везли (900 лошадей, 1 050 человек обозной команды и 650 т груза) было переправлено в Трапезунд на мелких судах. Высадившиеся дивизии были направлены на оборону прилегающего плацдарма - примерно в 50 км от города. Наступательных действий до конца 1916 года здесь не велось, основное внимание уделяли развитию и обороне Трапезунда.
  
  

План операции на Босфоре

 []
  Подготовка к десантам на Черном море велась еще до войны - готовили атаку на Босфор. В Одессе создали "особый запас" - пушки, запасы снарядов, мины и протчая - для быстрой переброски в Проливы и организации там обороны.
  
  В июле 1913 года сотрудники министерства иностранных дел совместно с офицерами Морского генерального штаба разрабатывали проект доклада императору "О цели отечества на ближайшие годы, которая должна лечь в основание всей нашей военной подготовки на море в ближайшие годы". В нём было указано, что "определенно, вплоть до конечного решения задачи, нерушимо предпринимается для всех дипломатических усилий России следующая политическая цель: в ближайшие годы - 1918-1919 - овладеть Босфором и Дарданнелами".
  
  В конце ноября 1916 года командование спланировало "Босфорскую операцию".
  
  Предполагалось, что первый эшелон десантной армии должен высадиться одновременно и составлять от 30 до 50 тыс. человек. Для проведения операции создали Отдельную Черноморскую морскую дивизию, укомплектованную опытными фронтовиками, георгиевскими кавалерами. Эта дивизия готовилась под непосредственным наблюдением Колчака и должна была быть выброшена первым десантом на неприятельский берег, для того, чтобы сразу на нём обосноваться и обеспечить место высадки для следующих войск.
  
  Но операцию пришлось отложить в связи с тем, что два армейских корпуса пришлось отправить на Румынский фронт, так как румынская армия оказалась абсолютно не готова к ведению боевых действий и при этом были задействованы транспортные суда, предназначенные для операции. Решающий удар перенесли на апрель 1917 года, но из-за Февральской революции операция не состоялась.
  

Заключение

  Горячие головы и сто лет назад, и сейчас клянут царское правительство за нерешительность: надо было идти на Царьград ! Высаживаться и брать Проливы в свои руки ! Оно бы конечно хорошо, но меня одолевают смутные сомнения... Начнем с того что от Трабзона до Стамбула 900 км по прямой. Такая глубина операции не снилась даже танковым армиям Второй Мировой... Ну, а может попробуем ??...
  
  К Стамбулу можно идти по суше, либо высадить десант. По суше вообще не вариант: от Эрзурума и Трабзона на запад вообще нет ни одной дороги. В свое время это помешало туркам подбросить подкрепления против Юденича. При нашем наступлении местность будет работать против нас: если пехота по козьим тропам еще пройдет, то артиллерия с обозами - нет. А далеко ли солдаты уйдут без снабжения ? Турки нас ждут в более-менее цивилизованном районе у Самсуна и Сиваса: дороги там уже есть, можно окопаться и спокойно ждать спускающихся с перевалов полуживых русских - голодных, без пушек-пулеметов. Сарыкамыш наоборот может получиться.
  
  У десанта тоже есть много нюансов. Начнем с того, что все состоявшиеся десанты проводились на малом удалении от фронта. Это еще не значит, что за 900 километров высадиться НЕЛЬЗЯ. Просто... не пробовали. Далее. Южней берег Черного моря в районе Стамбула (плюс-минус 100 км) и сейчас мало обжит. Дорог мало, вдоль берега - нет совсем (в отличие от района Ризе - Трапезунд). То бишь найти подходящий участок для высадки не просто. Но видимо нашли, раз что-то планировали ?
  
  Самое главное - все высадки за исключением одной производились без противодействия противника. Причем и в этой одной сопротивление было чисто символическим, а с нашей стороны - высаживалась только пехота, без транспортов. Разгрузка же транспортов даже у себя в тылу требует предельной организованности и... хорошей погоды. Опять же, это не означает что под Стамбулом высадиться нельзя. Можно... попробовать... Кстати, еще учитываем, что пехота, непривычная к длительным морским переходам (а от Одессы дня три идти придется) высаживается на берег полуживая. Требуется несколько часов чтобы просто в себя прийти. И, по опыту Трапезунда - до нескольких дней, чтобы найти среди выгруженного свое имущество.
  
  О противодействии. Если дальние восточные провинции Турции защищала не самая мощная армия во главе с не самым гениальным начальником, то под Стамбулом нас ждет вся королевская рать. "Гебену" не надо даже в море выходить - можно стрелять прямо из Золтого Рога. Береговые батареи, так досаждавшие союзникам в Дарданеллах, на Босфоре тоже имеются. Мин, опять же, у побережья за три года понаставлено немало... Сухопутные войска - видимо, лучшие что есть у султана. Плюс столичное ополчение - пусть мало обученное, но многочисленное и фанатичное. Множество дорог, включая железные, позволяет оперативно подвезти подкрепления из провинций... Да хоть из Германии. Что говорить, столицу всегда защищают упорнее всего. Вспомните Москву. Или Берлин...
  
  Видимо, всё это в русском генштабе учитывали. Поэтому при планировании высадки на Босфоре ничего на "авось" не оставляли. Готовили превосходящие силы, подходящие корабли, достаточное вооружение... Конечно, можно теперь сожалеть, что в 1917 всё вышло так как вышло. Но боюсь что "скороспелый" вариант 1916 года, с недостаточными силами и неготовыми средствами, имел мало шансов на успех.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Емельянов "Последняя петля 7. Перековка"(ЛитРПГ) Р.Ехидна, "Жена проклятого некроманта"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Ю.Васильева "По ту сторону Стикса"(Антиутопия) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"