Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Черноморские десанты Первой Мировой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Весной 1916 года, 100 лет назад, Черноморский флот успешно высадил ряд десантов...

  В ходе Первой Мировой войны Черноморский флот совместно с Кавказской Армией провел ряд десантов. Причем в отличие от Красного Флота 30 лет спустя (у которого все десанты были чистой импровизацией), царский Черноморский флот готовился заранее. И готовился серьезно, ибо глобальная цель - Проливы - никогда полностью из виду не упускались. И вот что получилось:
  
  

Базные транспорты

  С началом войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы "Тревориан" и "Бурдейль". Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах. Кроме того, на них находился личный состав подразделений, обслуживающих высадку, со всем их инвентарём и материалами:
  Не исключалось, что базным транспортам также придётся снабжать берег пищей и водой, для чего могли быть использованы располагаемые на кораблях специальные склады и наливные ёмкости.
  
  Фактически получился прообраз современных универсальных десантных кораблей-доков.
  
  Тактика применения: базные транспорты заблаговременно под охраной боевых кораблей прибывали в район высадки, спускали на воду свои высадочные средства (что требовало порядка 3 часов) и распределяли их непосредственно по прибывающим транспортам с десантом. Понятно, что ни на какое противодействие противника (с берега или с моря) эта система рассчитана не была. Но без нее крупные высадки оказались бы невозможными даже в отсутствии противника !
  
  Базные транспорты обеспечили в частности высадку 2 бригад пластунов и артиллерийского дивизиона (18000 человек на 22 транспортах) у Ризе.
  
  

Эльпидифоры

  Суда типа Эльпидифор использовались на черноморских речных лиманах и в Азовском море в качестве паровой шаланды для подвоза зерна с рек, через мелководные бары, для перегрузки его на морские транспорты. Якобы такие суда первым заказал купец Эльпидифор Парамонов.
  
  Эти суда обладали тоннажем от 500 до 1200 т, с грузоподъемностью до 1000-1300 т. Машины в кормовой части судна, вся же передняя часть, приблизительно на две трети длины, была занята вместительными трюмами. Вследствие этого судно без груза сидело носом менее метра, осадка кормы 1,5 - 2,4 м. Эта особенность, т. е. малая осадка носа, наделяла Эльпидифоры неоценимым качеством и для мирного и для военного времени - работать без пристаней, прямо подходя к берегу, почти выскакивая на него. Как только судно притыкалось к берегу, с носа спускались сходни, по которым сходил десант или подавался груз.
  
  Обычное вооружение Эльпидифоров в Первую Мировую состояло из 75-мм орудия на носу и 2 - 4 47- и 37-мм пушек по бортам. Обладая способностью принимать значительное количество десанта (от 500 до 1 000 чел) Эльпидифоры были неоценимыми помощниками при десантных операциях. В 1916 было заказано несколько увеличенных судов типа "Эльпидифор" специально для военных надобностей. Достраивались они уже при СССР как тральщики и десантные корабли. Уцелевшие к началу 1930-х были перестроены в канонерские лодки "Красная Грузия", "Красная Армения" "Красная Абхазия" и "Красный Аджаристан".
  
 []
  З. Ы. Тем кто читал про десанты на Тихом Океане во Второй Мировой, название "Эльпидифор" будет что-то напоминать. Эль пи ди фор. LPD-4. Не лучше и не хуже чем LSV-1, LVT-4, LCМ-2 и прочая высадочная техника янки. Выдвигалась куча предположений, почему наша шаланда оказалась в этом ряду. От "Россия - родина слонов" (т. е. всё изобрели у нас) до попадания американских десантников в начало XX века.
  
  Но пока что купец Эльпидифор считается более вероятной версией происхождения.
   []  []
  
  

Болиндеры

  Это красивое заграничное название принадлежало десантным моторным баржам, строившимся на Черном море в 1916 году и оснащенным полудизельным (калильным) двигателем шведской фирмы "Болиндер". Использовались в частности при высадке у Трапезунда. Дожили до Второй Мировой (конечно, уже без двигателей) и последний раз использовались как несамоходные танкодесантные баржи в Новороссийском десанте 1943 г. - том самом, после которого появилась "Малая Земля". К сожалению, им (как и всему десанту) пришлось туго. Десант был встречен плотным огнем, из трех барж смогли разгрузиться только две, третья сгорела вместе с танками. Впрочем, и остальные танки далеко не ушли... Но это уже другая история.
 []
 []   []   []
Самоходные баржи "Болиндер"
    []   []   []
Судьба всех трех болиндеров, участвовавших в десанте у Южной Озерейки. Два разгрузились, один не успел.
  

Десант у Ризе.

 []
  Как было уже сказано, после того как Босфор был завален минами, а перевозка угля из Зонгудлака в Стамбул сведена на нет, Черное море стало полностью русским. Если раньше силы флота приходилось держать в кулаке на случай встречи с "Гебеном", то в 1916 году стало возможно выделить несколько кораблей во главе с броненосцем "Ростислав" для поддержки Кавказской армии.Они составили Батумский отряд.
  
  Правый фланг Кавказской армии, упиравшийся в Черное море, действовал в особых условиях: прибрежную полосу от остальной территории Турции отделял тянувшийся вдоль моря горный хребет (Понтийский Тавр), почти непроходимый. Поэтому русские войска на побережье были объединены в Приморский отряд генерала Ляхова (два полка плюс мелкие подразделения), который действовал практически независимо от остальной армии, но зато в тесном взаимодействии с флотом. Корабли осуществляли снабжение войск и оказывали огневую поддержку артиллерией и даже пулеметами.
  
  В начале февраля 1916 г. турки упорно оборонялись на рубеже реки Беюк-Дере. Трудно проходимая местность и невозможность обхода делали эту позицию неприступной. Поэтому приняли решение высадить тактический десант в составе двух батальонов пехоты, двух орудий и пулеметной команды. Для перевозки десанта были назначены два "эльпидифора" и транспорт. Это был первый случай применения "эльпидифоров" для десанта. До этого они применялись для траления, перевозки войск, доставки снабжения на берег и огневой поддержки пехоты
  
  Высадку наметили в 3-4 км за линией фронта.. 5 марта корабли затемно подошли к берегу и в 5:45 начали высадку пехоты. Турки ничего не заметили. Первые выстрелы прозвучали только через 15-20 минут, когда десантирование заканчивалось. С рассветом к берегу подошел транспорт и стал выгружать тяжелое вооружение. Одновременно Батумский отряд (броненосец, канлодка, три эсминца) открыл огонь по турецким позициям. Турки, увидев десант в своем тылу, в панике бежали в горы.
  
  Дабы не дать туркам укрепиться на следующем рубеже в 20 км отсюда, ген. Ляхов решил повторить десант. Тем более следовало спешить, ибо к этой позиции от Трапезунда шло сильное подкрепление. Поэтому высадку произвели уже на следующий день, 6 марта. Тот же десантный отряд погрузился на суда и к рассвету был у Мепаври. На сей раз турки были бдительны и открыли стрельбу. Но мощный ответный огонь заставил их отступить в горы. С подходом главных сил десант также двинулся на запад. Турки отступали. Там где они пытались задержаться, корабли орудийным и пулеметным огнем вынуждали их вновь отходить.
  
  На подходе к г.Ризе был высажен еще один десант: один батальон высадился с "эльпидифоров" западнее города уже без всякого противодействия противника. Захват Ризе позволил организовать тут базу снабжения: на всем турецком побережье это был первый какой-никакой порт, занятый русскими. До этого снабжение осуществляли "эльпидифоры", доставлявшие грузы на необорудованный берег. Но это было возможно только при тихой погоде.
  
  Кстати, во многих источниках указывают, будто бы в Ризе было десантировано две пластунских бригады. Их там действительно выгрузили, но уже после захвата города - 7 апреля. 22 транспорта привезли из Новороссийска около 18 тыс чел - две бригады и горный арт. дивизион. Причем эту перевозку прикрывали основные силы Черноморского флота, включая линкоры. Предосторожность не лишняя: был замечен и обстрелян "Бреслау", обнаружены несколько подводных лодок. Но обошлось... Так как транспорты не могли подойти непосредственно к берегу (вот тебе и порт !), перевозку войск на берег вели как корабельные баркасы, так и "эльпидифоры". Это позволило завершить разгрузку за 11 часов.
  
  Но всё хорошо не бывает. Турки, получив подкрепление, в этот день атаковали отряд Ляхова у Хамуркана (15 км от Ризе). Поскольку по козьим тропам идти было долго и тяжело, Юденич принял решение перебросить одну только что высаженную бригаду (без тылов) в Хамуркан. На "эльпидифорах". При этом флотское начальство, поставленное перед фактом продления операции, чуть было не увело корабли на базу, при этом издевательски предупредив сухопутных о возможном появлении вражеских крейсеров и подлодок. Юденич эскалировал проблему до Наместника, и корабли для прикрытия сразу нашлись...
  
  

Трапезундская операция

  После взятия Ризе большинство "эльпидифоров" и миноносцев нуждалось в текущем ремонте. Поэтому флотское командование "взяло паузу". В это время в Ризе оборудовался защищенный порт - база для дальнейших операций. А в штабах планировали десант на Трапезунд. Причем если армейское командование говорило о тактических десантах типа уже проведенных, то флотское начальство предлагало крупный десант стратегического масштаба, счет шел на корпуса. Чуть не подрались...
  
  Но Ставка одернула мечтателей :
"При всем желании дать широкое развитие нашим действиям на Кавказе, мы не можем выделить для этой цели войск с западного театра..."
  
  Так что отряд Ляхова продолжал наступление вдоль побережья. Теперь его поддерживали два броненосца -"Ростислав" с 10-дюймовыми орудиями и "Пантелеймон" (бывший "Потёмкин") с 12-дюймовыми. Удалось продвинуться еще на 12 километров. До Трапезунда осталось 15. В это время броненосцы ушли на бункеровку в Батум. Пришлось сделать паузу. Турки же в это время уничтожили в Трапезунде что могли, и 16 апреля... покинули город. Русские об этом узнали только через два дня. Трапезунд был занят без боя.
  
  Всё ? Как бы не так !
  
  Судя по всему, у турок творился знатный бардак. Кто-то принял решение сдать Трапезунд. Сдал. Получил от начальства по голове, вместе с приказом - вернуть. Подтянул подкрепления. Атаковал Приморский отряд, что потребовало от русских ввести в бой все силы. С другой стороны, расширение прибрежной полосы (и увеличение протяжённости фронта, соответственно) также требовало усиления войск Ляхова. Когда-то он успешно наступал с двумя полками. Сейчас с трудом оборонялся, имея шесть! Ставка, не давшая в свое время войск для наступления, теперь расщедрилась и выделила аж две дивизии. Перебросить их пешком, за сотни километров по горным дорогам было нереально. Значит, опять переброска морем ! Не совсем десант - все же высадка будет на свою территорию - но тем не менее высадка на голый берег (порт Трапезунда еще восстанавливать надо) и под перманентной угрозой немецких подлодок.
  
  13 мая в Мариуполе началась погрузка 127-й дивизии. 27 транспортов - 17 тыс. чел., 36 орудий, 4300 лошадей, 1500 повозок. 16 мая отправились. Осторожно прошли мимо минных полей в Керченском проливе. Встретились с флотским конвоем - крейсера, авиатранспорты, эсминцы. Основной угрозой считали подлодки, поэтому гидросамолеты постоянно вели патрулирование вокруг. В дальнем прикрытии находились оба новых линкора - "Екатерина" и "Мария". Так шли вплоть до 19 мая. Для перевозки с транспортов мна берег, помимо "эльпидифоров" и ботов, впервые были применены самоходные баржи - "болиндеры". К полудню почти вся пехота и артиллерия выгрузились. Стала портиться погода. Боты и болиндеры при таком прибое работать не могли, и в дальнейшем выгрузку вели только "эльпидифоры". Работа закончилась ночью.
  
  30 мая из Мариуполя вышел караван со 123-й дивизией. Дошли без приключений, но высадку опять осложнил шторм: 8 транспортов не были разгружены и ушли в Батум. Позже то что они везли (900 лошадей, 1 050 человек обозной команды и 650 т груза) было переправлено в Трапезунд на мелких судах. Высадившиеся дивизии были направлены на оборону прилегающего плацдарма - примерно в 50 км от города. Наступательных действий до конца 1916 года здесь не велось, основное внимание уделяли развитию и обороне Трапезунда.
  
  

План операции на Босфоре

 []
  Подготовка к десантам на Черном море велась еще до войны - готовили атаку на Босфор. В Одессе создали "особый запас" - пушки, запасы снарядов, мины и протчая - для быстрой переброски в Проливы и организации там обороны.
  
  В июле 1913 года сотрудники министерства иностранных дел совместно с офицерами Морского генерального штаба разрабатывали проект доклада императору "О цели отечества на ближайшие годы, которая должна лечь в основание всей нашей военной подготовки на море в ближайшие годы". В нём было указано, что "определенно, вплоть до конечного решения задачи, нерушимо предпринимается для всех дипломатических усилий России следующая политическая цель: в ближайшие годы - 1918-1919 - овладеть Босфором и Дарданнелами".
  
  В конце ноября 1916 года командование спланировало "Босфорскую операцию".
  
  Предполагалось, что первый эшелон десантной армии должен высадиться одновременно и составлять от 30 до 50 тыс. человек. Для проведения операции создали Отдельную Черноморскую морскую дивизию, укомплектованную опытными фронтовиками, георгиевскими кавалерами. Эта дивизия готовилась под непосредственным наблюдением Колчака и должна была быть выброшена первым десантом на неприятельский берег, для того, чтобы сразу на нём обосноваться и обеспечить место высадки для следующих войск.
  
  Но операцию пришлось отложить в связи с тем, что два армейских корпуса пришлось отправить на Румынский фронт, так как румынская армия оказалась абсолютно не готова к ведению боевых действий и при этом были задействованы транспортные суда, предназначенные для операции. Решающий удар перенесли на апрель 1917 года, но из-за Февральской революции операция не состоялась.
  

Заключение

  Горячие головы и сто лет назад, и сейчас клянут царское правительство за нерешительность: надо было идти на Царьград ! Высаживаться и брать Проливы в свои руки ! Оно бы конечно хорошо, но меня одолевают смутные сомнения... Начнем с того что от Трабзона до Стамбула 900 км по прямой. Такая глубина операции не снилась даже танковым армиям Второй Мировой... Ну, а может попробуем ??...
  
  К Стамбулу можно идти по суше, либо высадить десант. По суше вообще не вариант: от Эрзурума и Трабзона на запад вообще нет ни одной дороги. В свое время это помешало туркам подбросить подкрепления против Юденича. При нашем наступлении местность будет работать против нас: если пехота по козьим тропам еще пройдет, то артиллерия с обозами - нет. А далеко ли солдаты уйдут без снабжения ? Турки нас ждут в более-менее цивилизованном районе у Самсуна и Сиваса: дороги там уже есть, можно окопаться и спокойно ждать спускающихся с перевалов полуживых русских - голодных, без пушек-пулеметов. Сарыкамыш наоборот может получиться.
  
  У десанта тоже есть много нюансов. Начнем с того, что все состоявшиеся десанты проводились на малом удалении от фронта. Это еще не значит, что за 900 километров высадиться НЕЛЬЗЯ. Просто... не пробовали. Далее. Южней берег Черного моря в районе Стамбула (плюс-минус 100 км) и сейчас мало обжит. Дорог мало, вдоль берега - нет совсем (в отличие от района Ризе - Трапезунд). То бишь найти подходящий участок для высадки не просто. Но видимо нашли, раз что-то планировали ?
  
  Самое главное - все высадки за исключением одной производились без противодействия противника. Причем и в этой одной сопротивление было чисто символическим, а с нашей стороны - высаживалась только пехота, без транспортов. Разгрузка же транспортов даже у себя в тылу требует предельной организованности и... хорошей погоды. Опять же, это не означает что под Стамбулом высадиться нельзя. Можно... попробовать... Кстати, еще учитываем, что пехота, непривычная к длительным морским переходам (а от Одессы дня три идти придется) высаживается на берег полуживая. Требуется несколько часов чтобы просто в себя прийти. И, по опыту Трапезунда - до нескольких дней, чтобы найти среди выгруженного свое имущество.
  
  О противодействии. Если дальние восточные провинции Турции защищала не самая мощная армия во главе с не самым гениальным начальником, то под Стамбулом нас ждет вся королевская рать. "Гебену" не надо даже в море выходить - можно стрелять прямо из Золтого Рога. Береговые батареи, так досаждавшие союзникам в Дарданеллах, на Босфоре тоже имеются. Мин, опять же, у побережья за три года понаставлено немало... Сухопутные войска - видимо, лучшие что есть у султана. Плюс столичное ополчение - пусть мало обученное, но многочисленное и фанатичное. Множество дорог, включая железные, позволяет оперативно подвезти подкрепления из провинций... Да хоть из Германии. Что говорить, столицу всегда защищают упорнее всего. Вспомните Москву. Или Берлин...
  
  Видимо, всё это в русском генштабе учитывали. Поэтому при планировании высадки на Босфоре ничего на "авось" не оставляли. Готовили превосходящие силы, подходящие корабли, достаточное вооружение... Конечно, можно теперь сожалеть, что в 1917 всё вышло так как вышло. Но боюсь что "скороспелый" вариант 1916 года, с недостаточными силами и неготовыми средствами, имел мало шансов на успех.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) М.Боталова "Невеста под прикрытием"(Любовное фэнтези) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) Н.Любимка "Алая печать"(Боевое фэнтези) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Д.Маш "Строптивая и демон"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"