Царскую Россию ругали, и заслуженно, за пренебрежение к своим изобретателям, в том числе по оружейной части. Им приходилось самим, в одиночку, преодолевать все препятствия неповоротливой государственной системы. В большинстве случаев оно так и есть. Но даже тут существовали исключения. Ораниенбаумская Офицерская Стрелковая Школа стала местом, где обсуждались и испытывались новые идеи по части вооружения, и не только стрелкового.
Офицерская Стрелковая Школа в Ораниенбауме.
Сама по себе школа была создана в далеком 1826 году, сразу после восстания Декабристов. Видимо, удачный выстрел Каховского привел кого-то к мысли, что офицер должен уметь не только шпагой махать, но и стрелять без промаха. Этим в Ораниенбауме и занимались - аж 80 лет.
Школа имела свою оружейную мастерскую, баллистический кабинет, музей оружия, фехтовально-гимнастический зал, тир для стрельбы на большую дальность и образцовый ружейный полигон. В 1891 году на стрельбище Офицерской стрелковой школы проведены испытания винтовки системы С. И. Мосина. Постепенно пришло понимание, что помимо обучения собственно стрельбе нехудо бы на базе школы обсуждать другие околооружейные вопросы: тактика применения существующего оружия, пути его развития.
С 1900 года при школе выходило первое в России специализированное периодическое издание подобного типа - "Вестник Офицерской стрелковой школы", 2 раза в месяц.
С 1904 года при Офицерской стрелковой школе существовал пулемётный отдел, который во время Первой мировой войны выполнял функцию армейского пулемётного центра и выпустил сотни пулемётных команд Максима и Кольта.
В августе 1914 года школа была закрыта (все почему-то ожидали, что война закончится уже осенью), а весь ее личный состав пошел на формирование отдельного Стрелкового батальона (позже - полка) участвовавшего в Варшавско-Ивангородской операции.
Но уже в конце 1914 школу восстановили. Генерал-майор Филатов был назначен командовать Запасной пулеметной бригадой, в которую вошли 1-й и 2-й Пулеметные запасные полки, собственно Офицерская стрелковая школа вместе со Школой оружейных мастеров, Ружейным полигоном, Офицерскими пулеметными курсами, 1-й и 2-й Ораниенбаумскими школами прапорщиков, и Запасной бронедивизион. Первый пулемётный запасной полк в Ораниенбауме и Второй пулемётный запасной полк в Стрельне с 1914 по 1917 год формировали пулемётные и конно-пулеметные команды для пехоты и бронесил, а Офицерские пулеметные курсы при Офицерской стрелковой школе готовили для этих команд офицеров. Получился, как бы сейчас сказали, некий "инновационный холдинг"...
В 1916 г. в мастерских Ружейного полигона школы были собраны автоматические винтовки и ручные ружья-пулеметы (автоматы) В. Г. Федорова, которые поступили на вооружение отдельной роты, также сформированной и подготовленной при Школе. В оружейных мастерских при школе служили и работали выдающиеся российские и советские оружейники Ф. В. Токарев и В. А. Дегтярёв.
Таким образом, школа и сама по себе играла важную роль в развитии оружейного дела. Дополнительную роль сыграла незаурядная личность ее начальника - Николая Михайловича Филатова.
Генерал Филатов.
Родился в 1862 году. Закончил Военную гимназию и позже Михайловскую артиллерийскую академию. Преподавал - сначала в юнкерском училище, затем в той самой Офицерской Стрелковой школе. Писал статьи в упомянутом выше "Вестнике...". С 1896 года параллельно сотрудничает с Артиллерийским Комитетом.
С 1904 года становится начальником Ружейного полигона офицерской школы. Активно содействовал работам первых отечественных конструкторов автоматического оружия (Фёдоров, Токарев, Рощепей, Дегтярев, Колесников). Фактически это был первый зачаток, пусть несовершенный, некоего конструкторского отдела, из которого потом выросли все советские КБ и НИИ.
В 1909 г. по инициативе Филатова были организованы пулеметные курсы при Офицерской стрелковой школе. В следующем году под его руководством разрабатывается Курс стрельб для пулеметных команд. Там же опробуется новая версия "Максима" - тульская, на станке Соколова.
Знакомство со многими видами современного оружия застевило его обратить внимание на разработку и внедрение ручных пулеметов. В связи с этим при Офицерской стрелковой школе была организована пеше-пулеметная команда для испытания ручных пулеметов Мадсена и Гочкиса. Филатов понимает перспективность этого вида вооружения и, вопреки мнению Генерального штаба, настаивает на необходимости развития ручных пулеметов.
В 1909 пожалован чином генерал-майора.
С 1911 одновременно с руководством Оружейным полигоном и участием в работе Арткома ГАУ Филатов работает сотрудником редакции "Военной энциклопедии". В этом же году издается книга "Основные принципы использования пехоты", значительная часть которой написана Филатовым. В ней изложены первые рекомендации по использованию автоматического оружия.
С октября 1914 года, как уже было сказано, возобновляется работа Офицерской стрелковой школы, и Филатов назначен ее начальником, затем и начальником Запасной пулемётной бригады - сборного "учебного комбината" в Ораниенбауме. Получив немалые полномочия и достаточные ресурсы, генерал Филатов развернул свою деятельость как конструктор бронетехники.
Броневик "Гарфорд"
По сути Филатов является одним из первых российских конструкторов бронетехники. Более того, в отличие от большинства своих коллег, он создал
конструкцию без явного прототипа, по сути с нуля.
не единичный экземпляр, а массовую машину (48 штук - по тем временам немало)
весьма живучую конструкцию - более 2/3 броневиков не смотря на боевые повреждения пережили Первую Мировую, и были списаны только в конце 1920-х.
Итак, по порядку. Первые же бои русских броневиков "Руссо-Балт" (с пулеметным вооружением) показали, что они нуждаются в поддержке пушечного огня. Даже небронированный грузовик с пушкой в кузове годился для поддержки, ибо лучше так чем ничего.
На правах рояля в кустах, на складе Офицерской школы обнаружили 30 американских 5-тонных грузовиков "Гарфорд" - с огромными деревянными колёсами как у ломовой телеги, и мотором в 30 л.с. Это, для сравнения, примерно как у "Оки-1111" или "горбатого" запорожца (у ушастого - все 40 л.с.). Кабина - по-камазовски, над двигателем. Вместо кардана - цепная передача на колеса. Своеобразная машинка. Кто и зачем заказывал ее перед войной, не совсем ясно, но под бронирование она определенно годилась... Еще 18 подобных шасси позже заказал флот - под броневики для усиления Крепости Петра Великого (Таллина). Эти шасси имели мотор в 35 л.с и усиленную подвеску.
Эти грузовики были закуплены в самом начале войны комиссией генерала Секретева, в числе 1500 автомобилей различного назначения. Как потом оказалось, комиссии очень повезло - в дальнейшем закупка техники в таком количестве не производилась, просто потому что сами Англия и Франция испытывали дефицит автомобилей. Безусловно, при закупке члены комиссии планировали куда-то использовать "Гарфорды", но потом планы поменялись, и машины очень удачно "осели" в гараже Стрелковой школы...
Конструкцию бронекорпуса Филатов создавал сам, с учетом боевого опыта "руссо-балтов". Стало уже общепринятым ходить в атаку кормой, чтобы потом быстрее отойти обратно. Поэтому основное вооружение на новом броневике "смотрело" назад. В его составе были:
76-мм пушка, переделанная Путиловским заводом из горного орудия Шнейдера образца 1909 года. Ослабленный заряд, уменьшенные откат и отдача. Зато могла использовать стандартный снаряд от "трехдюймовки" - хоть фугас, хоть шрапнель...
Пулемет "максим" установленный в той же башне.
Еще два "максима", стоявших в носовых спонсонах и обеспечивавших круговой обстел. Общий боезапас - 44 снаряда и 5000 патронов, экипаж - 7-8 человек.
Броня сухопутных броневиков имела толщину 6.5 мм, у флотских - до 7-8 мм.
"Гарфорды" поступили на фронт в 1915 году. Обычно 1 пушечный броневик придавался взводу из 2-3 пулеметных броневиков "Остин" или "Фиат" - эта структура стала стандартной, согласно ей сформировали около 30 бронеавтомобильных взводов. Опыт боев показал: пушечные броневики чрезвычайно необходимы. Ради их мощного вооружения, мирились с никуда не годной проходимостью и слабым двигателем. Более того, "Гарфорды" оказались очень живучими: на начало 1917 года безвозвратные потери 'Гарфордов' составили лишь 7 машин из 48. "Морские" броневики активно участвовали в боях под Ревелем осенью 1917 года. Так, "батальон смерти" капитана 1 ранга Шишко обнаружил на Ориссарской дамбе два брошенных "Гарфорда", и использовал их в обороне. Броневики поддерживали батальон в боях за дамбу. В ходе отступления оба броневика были взорваны.
После революции "Гарфорды" достались практически всем сторонам, участвовавшим в Гражданской войне. Машины побежденных становились трофеями победителей, и к концу войны большевики стали обладателями как минимум 30 броневиков - что еще раз подчеркивает их прочность и надежность. Последние "Гарфорды" были сняты с вооружения в 1931 г. Еще свыше 10 машин достались в качестве трофеев нашим противникам: Германии (5), Польше (3), Эстонии (1), Румынии (1)...
"Трехколески"
Успех "Гарфордов" доказал, что пушечные броневики нужны и важны. Генерал Филатов и так это знал, проблема была в другом: отсутствии каких бы то ни было шасси под бронировку. Россия грузовиков не выпускала вообще, союзникам не хватало самим - надеяться на заказ крупной партии шасси было нереально. Единственное чем располагал Филатов - это... свалка. Кладбище машин, не подлежащих ремонту. Разнотипных. Как правило не очень мощных. Поэтому новый броневик делался предельно облегченным. Трехколесным. Очень низким. Оружие - пушка или пара "максимов" - устанавливалось на корме. Броня 4-6 мм, экипаж 3-4 человека.
Испытания трех изготовленных броневиков - пушечного и двух пулеметных - прошли в общем успешно. Было отмечено, что более легкий пулеметный броневик имеет преимущество в подвижности. Пушечный особых восторгов не вызвал. Низкое расположение линии огня мешало прицеливанию. Легкий корпус, не смотря на наличие сошника, отскакивал при выстреле и сбивал наводку. Про подвижность уже говорилось. Поэтому бОльшая чась из броневиков, закзанных Обуховскому заводу, составили пулеметные. Всего было выпущено около 20 штук, на фронт они пошли только в конце 1916 года. Размер партии определялся наличием сломанных автомобилей. Поэтому ни о каком наращивании выпуска речь идти не могла. На фронте всё тоже было сложно - вскоре грянула революция.
 
Революция
Как и у многих, революция у Николая Михайловича Филатова разделила даже семью. Его старший сын, боевой офицер, в конце 1917 добрался до Ростова, вступил в ряды Добровольческой армии. В середине января несколько сот добровольцев во главе с полковником Кутеповым упорно обороняли от красных г. Таганрог. По некоторым данным, добровольцы нашли на станции Ряженое брошенный казаками пулеметный броневик, привели его в порядок и использовали в боях. Занимался этим капитан Филатов. После 16 января, пользуясь тем что казаки ушли с позиций, красные обошли отряд Кутепова. Он вырывался из окружения по частям и с большими потерями. Не вернулся и капитан Филатов...
Но его отец об этом не знал. Как и многие офицеры-технари, он без восторга относился к царскому режиму, и Советскую Власть в общем принял. Уже в 1918 он возглавил ту же Ораниенбаумскую Стрелковую школу, именуемую тогда "Высшей стрелковой школой командного состава РККА", а позже "Высшие офицерские Краснознамённые курсы 'Выстрел'". Осенью 1919 года, когда войска Юденича чуть не вплотную подошли к Ораниенбауму, личный состав школы был поднят по тревоге и брошен на фронт - но спустя месяц занятия возобновили.
Он возглавалял школу вплоть до 1922 года, когда по сути ушел в почетную отставку - освободился от всех ответственных постов, но остался председателем стрелкового комитета РККА, и инспектором пехоты. В 1928 году был удостоен звания Героя Соцтруда - для бывшего царского сатрапа очень даже немало, выходит, не зря он красных командиров стрелять учил... При этом продолжал научную деятельность. Его книги - скорее, наставления и методички - по ружейному и пулеметному огню переиздавались неоднократно и при жизни, и после смерти - вплоть до 1944 года.