Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Третья война за дерьмо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Аргентино-чилийское соперничество в конце XIX века.

  Мы уже говорили про Первую и Вторую войну за гуано. Согласно законам жанра, должна была быть и третья. И дело к ней в общем шло. На сей раз причиной для конфликта стали острова на самом юге материка - архипелаг Огненная Земля. Десятки и сотни тамошних островов как правило необитаемы, на них ничего не растет (Антарктида рядом !). Единственная их ценность - огромные залежи того самого гуано. Вот из-за него периодически и возникали конфликты между Чили и Аргентиной.
  
  

Чилийский и аргентинский флот к концу 1880-х

  
   [] В 1883 г закончилась Вторая Тихоокеанская война. В самом её начале чилийский корвет "Эсмеральда" вступил в безнадежный бой с перуанским монитором, и погиб не спустив боевого флага. Возможно, именно этот эпизод изменил отношение чилийцев к войне - теперь они видели в ней не банальную "драку за птичье дерьмо", а священную месть злобным перуанцам и подлым боливийцам. Остается фактом, что моральное состояние армии Чили было заметно лучше, чем у ее противников. Это, вкупе с превосходством на море, и обеспечило победу Чили.
  
  
 []
Билет подписки
на строительство
новой "Эсмеральды"
Цена 20 центаво.
Но война порядком разорила и победителей. Денег не хватало, и об усилении флота пока решили не думать - за одним исключением. Еще во время войны, в 1879 г, возникла идея построить новую "Эсмеральду". Назло врагу. В казне нет денег ? Объявили всенародную подписку. Вольные пастухи-гаучо, неграмотные индейцы-арауканы, бедняки из предместий Сантьяго и Вальпараисо - вносили свои центаво на строительство нового корабля. Можно представить себе этот всенародный подъем, вспомнив реакцию в России на подвиг крейсера "Варяг" в 1904, и последовавший за этим сбор средств на "народные минные крейсера".
  
  Новый корабль был заказан в Англии, знаменитому Джоржу Рэнделу. Он спроектировал для чилийцев первый в мире бронепалубный крейсер. Если до этого английские крейсера (тот же "Шах") вообще не несли брони, то "Эсмеральда" имела карапасную броневую палубу от носа до кормы, на 30 см выше ватерлинии. Толщина брони - 51 мм над погребами, 25-мм над машинами, 12,7-мм в оконечностях. По бортам от нее спускались скосы, упиравшиеся в борт в 120 см ниже ватерлинии. Выше них защита дополнялась угольными ямами и множеством мелких отсеков-коффердамов, набитых пробкой. Эта схема применялась на крейсерах еще свыше 20 лет. Вооружение состояло из пары крупных орудий (10-дюйм) и шести 6-дюймовок. По тогдашним взглядам, это делало корабль универсальным, способным вступить в бой как с равным противникам, так при случае и с броненосцем.
  
  В течение нескольких лет "Эсмеральда" была единственным современным кораблем ВМС Чили. Пара броненосных корветов "Кохрен" и "Бланко Энкалада", как и трофейный "Уаскар", уже очевидно устарели. Поэтому в 1887 г была принята программа строительства нового флота. В ее рамках во Франции был заказан броненосец "Капитан Прат" и пара крейсеров. Этим была начата гонка морских вооружений с соседней Аргентиной, отношения с которой обострились из-за споров о Патагонии и южных островах.
  
   Флот Аргентины на конец 1880-х состоял из двух устаревших мониторов, примерно равных чилийскому "Уаскару", и одного казематного броненосца, аналогичного "Кохрену" или "Бланко Энкалада". Таким образом, имело место равновесие морских сил. Но заказ чилийцами новых кораблей в 1887 спровоцировал аргентинцев на ответные меры.
  
   []  []
  
  

Гонка морских вооружений

  
   Проще всего начавшуюся гонку будет отобразить в таблице.

ГодКорабльТТХПримечание
 1884Бронепалубный крейсер "Эсмеральда"3000 т, 18 уз, 2х254-мм, 6х152-мм, 2х6-фн (57-мм), 5х1-фн (37-мм), 2 митральезы Гарднера, 3 ТАВ 1894 г продан Японии, переименован в "Идзуми"
 1887Броненосец "Капитан Прат"7000 т, 18 уз, 4х240-мм, 8х120-мм, 6х6-фн (57-мм), 4х3-фн (47-мм), 10х1-фн (37-мм), 4 ТАГК в 4 башнях "ромбом". 120-мм тоже в башнях
 1887Крейсер "Президенте Эррациус"
Крейсер "Президенте Пинто"
2000 т, 18 уз, 4х150-мм, 2х120-мм.
 1888Броненосец бер. обороны "Индепенденсия"
Броненосец бер. обороны "Либертад"
2300 т, 11 уз, 2х240-мм, 4х120-мм, 4х47-мм пушки Нортенфельта, 4х25-мм пушки Нортенфельта, 4 ТА
 1890Бронепалубный крейсер "25 Мая"3500 т, 21 уз, 2х210-мм, 8х120-мм, 12х3-фн (47-мм), 6 ТААнглийской постройки. Разитие типа чилийской "Эсмеральды"
 1891Бронепалубный крейсер "9 июля"3600 т, 22 уз, 4х152-мм, 8х120-мм, 10х3-фн (47-мм), 5 ТАТо же. Уменьшение ГК при квеличении числа стволов.
 1892Бронепалубный крейсер "Бланко Энкалада"4500 т, 23 уз, 2х210-мм, 10х152-мм, 12х47-мм, 12х37-мм, 5 ТАВзамен потопленного в Гражданской войне в 1891 одноименного броненосного корвета. Увеличенный вариант аргентинских крейсеров. Заказан тому же Армстронгу.
 1894Бронепалубный крейсер "Буэнос-Айрес"4800 т, 23 уз, 2х203-мм, 4х152-мм, 8х120-мм, 16х47-мм Симметричный ответ на "Бланко Энкалада"
 1895Броненосный крейсер "Эсмеральда"7000 т, 23 уз, 2х210-мм, 16х152-мм, 8х76-мм, 10х57-мм, 4 пулемета, 3 ТАВзамен "Эмеральды" постройки 1884 г, которая была продана в Японию под именем "Идзумо". Увеличенный и усиленный вариант "Бланко Энкалада". Имел бронепояс 6"
 1895Бронепалубный крейсер "Министро Сентено"3500 т, 20 уз, 8х152-мм, 10х57-мм, 4х37-мм, 3 ТАЗаказан Бразилией, перекуплен Чили.
 1895Броненосный крейсер "Гарибальди"6800 т, 20 уз, 2х254-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм.Итальянской постройки Головной из серии 10 кораблей.
 1896Броненосный крейсер "О'Хиггинс"7800 т, 21.6 уз, 4х203-мм, 8х152-мм, 4х120-мм, 10х76-мм, 10х57-мм, 2 пулемета, 3 ТА. Броня и башни ГК - 5-7".Развитие "Эсмеральды"
 1897Броненосный крейсер "Сан Мартин"8100 т, 18 уз, 2х2-203-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм."Гарибальди" с другим ГК
 1897Броненосный крейсер "Пуэйрредон"8000 т, 19 уз, 2х254-мм, 10х152-мм, 6х120-мм, 10х57-мм, 10х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм.Чили делало попытки купить его у Италии, но в конце концов крейсер отошел Аргентине.
 1898Броненосный крейсер "Генерал Бельграно"8000 т, 19 уз, 2х254-мм, 14х152-мм, 2х76-мм, 10х57-мм, 8х37-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм.
 1901Броненосный крейсер "Ривадавия"
Броненосный крейсер "Морено"
7700 т, 20 уз. У Ривадавии ГК - 1х254-мм и 2х203-мм, у Морено 4х203-мм. У обоих 14х152-мм, 10х76-мм, 6х47-мм, 4 ТА. Броня до 150 мм.Аргентина отказалась от покупки. Включены в состав Японского флота как"Ниссин" и "Кассуга"
 1901Броненосец "Конститусьон"
Броненосец "Либертад"
12000 т, 19 уз, 2х2 254-мм, 14 152-мм, 14 76-мм, 4 57-мм, 2 ТА. Броневой пояс 3-7", башни 8-10"Чили отказалась от покупки. Включены в состав Британского флота как "Свифтшур" и "Триумф"
 1901Два броненосца15000 т, 20 уз, ГК 305-ммЗаказ фирме "Ансальдо" планировался, но был отменен.
 1902Бронепалубный крейсер "Чакабуко"4100 т, 23 уз, 2х203-мм, 10х120-мм, 12х76-мм, 6х47-мм, 3 ТАСистершип японского "Такасаго". Служил в ВМФ Чили до 1959 г.
  
   Видно, что обе стороны сделали ставку на мощные крейсеры, которые при необходимости могли сразиться и с броненосцем. Как это обычно и бывет, каждый новый корабль был сильнее, и соответственно болше и дороже предыдущего. Фактически, именно аргентино-чилийское соперничество позволило родиться и расцвести специальному классу - "Эльсвикским" крейсерам. Названные так по месту постройки, они отличались небольшими размерами, но при этом мощным вооружением. Платиить за это пришлось ограниченной мореходностью и дальностью плавания. Поэтому британский флот такие крейсера не заинтересовали. Зато "малые страны" активно закупали их.
  
  Насколько был оправдан такой перекос, сказать трудно. Единственная война, где "эльсвикские" крейсера отличились - это японо-китайская. Но и там всерьез применить свои "большие пушки" у них не получилось. Напротив, в сражении в устье Ялу японские крейсера не смогли пробить броню китайских броненосцев, но зато плотным огнем орудий среднего калибра они снесли с китайских кораблей всё небронированное. По итогам этого боя сложилось даже мнение, что вспомогательный калибр на корабле даже более важен, чем главный.
  
   [] Но мы отвлеклись. Когда и "эльсвикских" крейсеров показалось мало, Аргентина обратилась к итальянцами и буквально "на корню" скупила броненосные крейсера типа "Гарибальди" - 4 из 5 кораблей (заложенных итальянцами вроде как для себя) отправились в Буэнос-Айрес. На тот момент они произвели фурор во всем мире: при водоизмещении крейсера имели вооружение почти как у броненосца 2-го ранга ! С броненосцами великих держав тягаться им было бы тяжело, но в Южной Америке равных им не было.
  
  Чилийцы оценили опасность, и уже в ответ на первый аргентинский крейсер заказали в Англии "Эсмеральду" - чуть слабее вооруженную, но более быстроходную. А когда у аргентинцев появился второй "гарибальдиец", чилийцы вполне ожидаемо снова обратились к англичанам. "О"Хиггинс" был на полторы килотонны крупнее, чем "Эсмеральда", и соответственно лучше бронирован и вооружен, при этом так же быстроходен. В дальнейшем англичане использовали это проект для создания знаменитой "Асамы" - броненосного крейсера для Японии, попортившего русским немало крови.
  
  Обе стороны не собирались останавливаться. Аргентина закупила третьего и четвертого "гарибальдийца" и заказала постройку еще двух. Чилийцы, видя что в "крейсерской гонке" они проигрывают, сделали ход конем и решили строить настоящие броненосцы. Не сами, конечно - в Англии. Новые корабли должны были превосходить аргентинские крейсера по всем параметрам, включая скорость. Поэтому при сравнительно небольшом водоизмещении они имели 4 254-мм пушки в 2 башнях и 14 190-мм орудий в двухъярусных бортовых казематах. Броня примерно вдвое толще, чем у "гарибальдийцев", и скорость до 20 узлов. Платой за всё была весьма ограниченная дальность и мореходность. Эти корабли, наверное, стали бы для аргентинцев серьезным противником.
  
  Но, к счастью, не все тогда еще разум потеряли. Во-первых, Англия совсем не обрадовалась перспективе серьезной морской войны у Магелланова пролива. Закрытие этого морского пути означало прекращение поставок в Европу чилийской селитры и другого сырья. Сбыт британских товаров в Южную Америку тоже был бы под угрозой. Ни того ни другого растущая промышленность Великобритании совершенно не хотела.
  
  Во-вторых, и Чили и Аргентина уже превысили предел своих финансовых возможностей. Корабли заказывались, что называется, на последние гроши - а ведь сама война будет стоить еще дороже. Под давлением англичан начались переговоры в Сантьяго, результатом были Майские Пакты от 28 мая 1902 г. В частности, Аргентина и Чили обязались Между прочим, это было первое в новой истории соглашение об ограничении вооружений.
  
  

Делёж наследства

  
   [] Так получилось, что чилийские и аргентинские корабли неоднократно пытались купить другие страны. Первые попытки делались еще в 1893 году, когда Китай ввиду назревающего конфликта с Японией зондировал почву насчет чилийского броненосца "Капитан Прат". Не вышло. Обращались китайцы и в Аргентину, насчет крейсеров "25 мая" и"9 июля". Даже были согласны на древний казематный броненосец "Альмиранте Браун" образца 1880 г. Но тоже ничего не вышло.
  
   А вот японцы тогда же (1894) смогли каким-то чудом купить красу и гордость чилийского флота - "Эсмеральду" (бронепалубную, обр. 1884 г). Она к тому времени нуждалась в капитальном ремонте со сменой котлов. В общем, японцы деньги заплатили, ремонт котлов (в Англии) завершили, переименовали крейсер в "Идзуми" (не путать с броненосным "Идзумо"). Но на войну с китайцами крейсер опоздал. А к следующей, русско-японской, он уже порядком устарел, и числился в 6-м отряде 3-й эскадры, вместе с "Чен-Иен" и "Симами". Ничем особым не прославился. Зато чилийцы сразу же заказали Армстронгу новую "Эсмеральду", на сей раз броненосную...
  
  Вторым обострением стало преддверие испано-американской войны. Флот США на тот момент состоял только из крейсеров. И броненосец, пусть устаревший, им бы не помешал. Но "Капитана Прата" им не продали. Как и лучший на тот момент чилийский крейсер "О'Хиггинс". Испанцы тоже спохватились, и облизывались на того же "Хиггинса", новую броненосную "Эсмеральду" и бронепалубник "Сентено" - впрочем, бесполезно. Как было сказано выше, конфликт между Чили и Аргентиной был в разгаре, и ни та ни другая сторона не собиралась продавать свои корабли, тем более новейшие. Более того, Чили пытались перекупить "гарибальдийца" "Francesco Ferruccio", уже вошедшего в состав флота Италии. Но... в результате крейсер был продан их противнику, Аргентине, и назван "Pueyrredón".
  
  Третьим и последним сезоном распродаж стали 1902-03 годы, когда конфликт между соседями был улажен. Но к тому времени выявилась новая пара желающих подраться - Россия и Япония. Два уже готовых броненосных крейсера типа "Гарибальди", от которых отказалась Аргентина, предложили и русским и японцам. Русские, а именно начальник Морского Генштаба адмирал Зиновий Рожественский, отказались - сославшись на то, что ТТХ предложенных кораблей не соответствуют русским стандартам. По довоенным меркам наверное так и было. Злые языки, конечно, до сих пор объясняют отказ от покупки тем, что кто-то не договорился о размере отката. Но не пойман - не вор...
  
   [] Японцы в свою очередь ломаться не стали - буквально накануне войны купили эти крейсера, обозвали их "Ниссин" и "Кассуга". Надо сказать, что по ТТХ они японцам тоже не совсем подходили: тихоходны по сравнению с "Асамами", и при этом слабоваты в линии броненосцев. Но лучше уж так, чем никак. После потери на минах двух нормальных броненосцев, "итальянцы" встали на их место их в 1-м боевом отряде. Еще японцы опять приценивались к многострадальному чилийскому "Капитану Прату", но с ним и в этот раз ничего не выгорело.
  
  Купленные у итальянцев "Ниссин" и "Касуга" 9 января 1904 покинули Геную, с командой из наемных английских механиков и итальянских кочегаров. Они были полностью небоеспособны. Любители ненаучной фантастики наперебой предлагают утопить их нафиг, благо рядом находились наши "Ослябя", "Аврора" и ряд посудин поменьше. Все бы ничего, но крейсера шли под британским флагом, и их сопровождал броненосный крейсер "King Alfred". Прямой конфликт с Королевским флотом - это то, чего России тогда не хватало...
  
  Непонятно получилось с крейсером "Чакабуко", строившимся в Британии для Чили. Он был готов к 1903 г, к нему приценивались Япония, Турция, Италия - но в итоге он все-таки достался чилийцам, вопреки Майским Пактам. Возможно, все договаривающиеся стороны посчитали этот небольшой бронепалубник недостатольно сильным, чтобы сломать достигнутое равновесие.
  
   [] А продажа заказанных чилийцами броненосцев "Конститусьон" и "Либертад" была объявлена позднее, когда война уже началась. По правилам нейтралитета, продажа оружия воюющим странам считалась контрабандой. И Англия, хотя и являлась фактически невоюющим союзником Японии, не могла нарушить ею же в свое время писаные правила. Продать корабли Японии, не поступившись репутацией, было нельзя. Продать России - тем более. Продать третьей стране, какой-нибудь Эфиопии ? А где гарантия, что они в тот же день не продадут корабли русским ? Пришлось покупать самим...
  
  Как и следовало ожидать, нежданное пополнение не обрадовало английских адмиралов. Новые броненосцы, названные "Свифтшур" и "Трайомф", по стандартам Королевского флота, имели малые размеры (а следовательно недостаточную автономность и морходность) и слабый главный калибр (254 мм), при этом по вспомогательной артиллерии были одними из сильнейших. Поэтому их практически сразу отчислили из Флота Метрополии и направили на Дальний Восток. На флоте это пару звали "Ваканте" и "Окупандо" - по испанским надписям на двери офицерских гальюнов.
  
  

"Экзотические крейсера"

  
   [] Отдельная песня - это попытки России пополнить свой флот за счет латиноамериканцев. Как уже было сказано, до войны такая идея успехом не пользовалась, во всяком случае, ничего практически сделано не было. От единственного реального шанса - двух "гарибальдийцев" - отказались. Но буквально с первых дней войны стало понятно, что пополнение флоту нужно позарез. И тут уж никто не вспоминал про экономию, соответствие ТТХ и прочие глупости мирного времени.
  
  Погуглив в рунете про "экзотические крейсера", мы найдем массу детективных историй про попытки что-то купить уже в военное время. Упоминаются не только реально продававшиеся корабли, но и вообще всё, что числилось во флотах "третьих стран", особенно южноамериканских. Поскольку напрямую это делать запрещали правила нейтралитета, искали варианты через третьи страны и через подставных лиц. По тем же причинам ни одного достоверного документа мы не найдем - кому придет в голову подписывать собственный приговор ?
  
  Видимо, поэтому ни чилийцы, ни аргентинцы, ни мексиканцы с бразильцами так и не сообщают до сих пор, о каких же кораблях шла речь. Хотя переговоры с другими странами на эту тему они никак не скрывают. Так что кем им представлялись посредники русского царя - арабскими принцами, норвежскими коммерсантами или просто космополитами безродными либеральной национальности - уже не так важно. Факт, что ни одна из этих авантюр практического результата не дала.
  
  

Дредноутная гонка

  
   [] Майские Пакты конечно не ликвидировали конфликт, но значительно уменьшили его напряженность. Огромные суммы, уж запланированные в Чили и Аргентине на военные расходы, стало можно потратить более здраво. Торговля и промышленность, уже заложившие было войну в число рисков, смогли уменьшить издержки и ускорить развитие. В общем, нулевое десятилетие нового века было если не "золотым", то все же вполне неплохим по местным меркам. Но всё хорошо быть не может.
  
  Англичане придумали новую игрушку - дредноут. Красивую, но жутко дорогую. И бразильцы вскоре не устояли - заказали себе пару таких штуковин, сами наверное не понимали зачем. А дальше, как в "Вороньей слободке", все жильцы захотели того же самого. Всего было заложено 7 линкоров: 3 бразильских, 2 чилийских и 2 аргентинских. И уже к 1914 году выяснилось, что эти посудины дорого не только строить, но и содержать ! Накануне Первой Мировой все три страны пытались продать свои дредноуты - но страны Европы, озабоченные "равновесием", срывали сделки соперников.
  
  Только бразильцы смогли в 1913 продать 3-й корабль туркам - но и тем он не достался: началась Первая Мировая, и англичане конфисковали недостроенный корабль, включив в состав своего флота под именем "Agincourt". Интересно, что изначально на линкоре гальюны были оборудованы так называемыми "турецкими туалетами". Перед зачислением в Королевский Флот их заменили на привычные англичанам унитазы. Оба недостроенных чилийских линкора также были конфискованы Англией. Один из них позже перестроили в авианосец "Игл". Второй после войны вернули чилийцам. Интересно, что американцы после Перл-Харбора пытались купить у Чили эту посудину, но снова получили отказ.
  
  

Итог

  
  Конечно, никто этого знать не мог - но ни один из кораблей построенных в рамках этих "гонок" так ничем и не отметился. Это не значит что в Южной Америке перестали воевать и тем более бунтовать - но в ходе очередного пронунсиаменто (переворота) ТТХ конкретных кораблей не играют ни малейшей роли. Все решает идейная стойкость тех кто на кораблях - будь это хоть дредноуты, хоть речные баржи. А больших войн на долю упомянутых кораблей, к счастью, не выпало. Почти все успешно дожили до 1930-х годов, а некоторые оставили строй только в 1950-х.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"