|
|
||
| ||
А что же Франция ? До войны она в этом соревновании просто не участвовала. Конечно, существовала компания "Френч Лайн", выполнявшая рейсы от Гавра до Нью-Йорка, но ее суда никто даже приблизительно не сравнивал с обладателями "Голубой Ленты Атлантики". Это была просто другая лига. И вот незадолго до войны решено было изменить ситуацию. В 1912 в строй вошла "Франция" - вдвое меньше по водоизмещению, чем "Мавритания", но почти такая же быстроходная и отделанная с безумной роскошью. Она быстро стала популярна среди пассажиров. Но, как известно, в одиночку совершать трансатлантические рейсы неудобно. Обычно трансатлантики (примерно одного класса) работали парами: один выходил в назначенный день из европейского порта, другой в тот же день - из американского. Неделя на дорогу, неделя на бункеровку - и всё повторялось. А одиночный лайнер мог выполнить только один рейс в месяц...
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/iledefrance/tanz.jpg)
Первое время "Иль де Франс" работал втроем с ветеранами "Франс" и "Париж". Пассажиров хватало на всех. Необычное оформление лайнера привлекало на него многих политиков, аристократов, бизнесменов, актеров и спортсменов. Что же касается скорости, то культ из нее делали далеко не все. Да, "Мавритания" держала среднюю скорость 25-26 узлов, а "Иль де Франс" всего 22-23. В результате он приходил в Америку позже... всего на 10 часов ! Причем эти лишние часы пассажир проводил в окружении всех мыслимых удобств - просторная удобная каюта, роскошные общественные помещения: столовая, неоготическая часовня, спортзал, тир, детская комната с каруселью, салон красоты, танцевательный и курительный салоны...
8 сентября 1939 г лайнер под эскортом двух эсминцев покинул Гавр. На его борту было свыше 3000 пассажиров - вдвое больше нормы. Американские туристы, спасавшиеся от уже начавшейся войны, платили любые деньги за место на судне. Была распродана часть мест в каютах экипажа. Этого было мало, и в обеденном салоне оборудовали сотни подвесных коек. Перегруженный лайнер с потушенными огнями шел в стороне от обычных трасс мирного времени, опасаясь подлодок. Однако до Нью-Йорка дошли без происшествий. Там судно встало на прикол рядом с "Нормандией".
Кое-как довели судно до Сингапура. Там лайнер переоборудовали в войсковой транспорт - сняли всю цивильную мишуру, поставили зенитки и светомаскировочные шторы, оборудовали свыше 4350 спальных мест. А число гальюнов, как и возможности камбуза, так и остались рассчитанными на 1500-2000 человек. Поэтому когда в Сиднее на судно погрузились свыше 4 тыс австралийских солдат, условия им совершенно не понравились. На четвертый день перехода дело дошло до настоящего бунта - зольдаты посылали подальше своих командиров и требовали повернуть судно взад. К счастью, среди офицеров оказался ветеран Первой Мировой, который смог урезонить зарвавшихся любителей комфорта.
Гордость Франции, лайнер "Нормандия", как известно, войну не пережил. Стоя на приколе в Нью-Йорке, он вдруг загорелся, а потом из-за неграмотных действий пожарных опрокинулся и затонул. Многие считали, что дело тут нечисто, и кто-то специально постарался. Однако как ни крути - лайнер потерян. Что характерно, ветераны "Париж" и "Франс" подобным же образом сгорели/утонули еще до войны. На плаву остался лишь "Иль де Франс", но и он после непрерывной пятилетней сверхэксплуатации нуждался в капитальном ремонте. Но ввод его в строй был вопросом жизни и смерти для "Компани Женераль Трансатлантик", АКА "Френч лайн".
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/iledefrance/stokg.jpg)
Как оно обычно бывает, в столкновении виноваты были обе стороны: шведы нарушили порядок расхождения судов у плавучего маяка Нантакет. А итальянцы несли вахту настолько небрежно, что увидели нарушителя, когда отворачивать было уже поздно. Не помог ни новейший радар, ни другая новомодная техника. Хуже того, после столкновения часть итальянского экипажа села в шлюпки и просто покинула свое судно! Похоже, это уже традиция: при сравнительно недавнем крушении "Коста Конкордиа" (2012 г) макаронники вели себя точно так же.
После этого случая лайнер честно служил на трансатлантических линиях еще 10 лет, и ушел только в 1958 году, с распространением межконтинентальных перелетов. Вскоре старое судно было продано в Японию на металлолом. Но перед разделкой кинокомпания "Парамаунт пикчерс" взяла его в аренду, дабы снять в фильме-катастрофе "Последний вояж". Значительная часть фильма была снята в роскошных интерьерах лайнера (оставшихся нетронутыми), а в конце на судне имитировали взрыв котлов, в результате передняя труба упала на полубак. По окончании съемок судно разобрали...
|