Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Еврейский вопрос в Финляндии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трудно выпить воду из тысячи озер... (13/02/2020 - поправил ссылку на пейсню)

  Как утверждал один из героев "Золотого теленка", еврейский вопрос существует везде, где есть евреи. Даже на Северном Полюсе, где в составе группы Папанина был беспартийный радист Кренкель (он правда сам утверждал, что немец - но родился таки в Белостоке. Да и составители списков "евреи - герои CCCP" почему-то не забывают упомянуть его). Но сегодня мы не о них.
  
  

Евреи в довоенной Финляндии.

  
  В Финляндии испокон веку евреев не было. Отдельные купчишки, лекаришки и прочие шарлатаны, приезжавшие в портовые города (Оулу, Выборг) не в счет. Первые евреи, поселившиеся в стране, были 'николаевскими' солдатами из кантонистов, отслужившими свои 25 лет здесь же, в Финляндии. Но их хорошо если наберется сотня.
  
  Гораздо больше прибыло в Финляндию после революции. Всего к концу 1930-х в стране числилось около 1700 религиозных евреев в составе трех общин (Хельсинки, Виипури, Турку), плюс несколько сотен "невоцерковленных", которых специально никто не считал. Доля евреев в 3.5-миллионном населении Финляндии составляла 0,05%.
  
  После прихода к власти Гитлера, евреи естественно стали разбегаться из Германии. Практически все страны Европы приняли сколько-то "евробеженцев". Из них Финляндия была наверное на последнем месте: ссылаясь на то, что ее первейший долг - принимать беженцев с востока, из СССР, она отказывала большиству переселенцев из Германии. И это были не просто отмазки: за межвоенные годы в страну прибыло через советскую границу 12 тыс финнов, карел и русских. Всем им оказывало помощь государство. Евреев за это время приняли менее 200 человек (для сравнения, в Швецию - свыше 2 тыс). С особо наглыми поступали достаточно жестко. Так, в августе 1938 года 60 австрийских евреев, прибывших на пароходе 'Ариадна' в Хельсинки, были отправлены тем же пароходом обратно в Штеттин.
  
  Национализм, включая его крайне правые формы, в Финляндии конечно был, но массовой поддержкой не пользовался. Партия "Патриотическое народное движение" (до 1932 года - Движение Лапуа) получило на предвоенных выборах только 6,7% голосов. Причем оно выступало против всех иностранцев, не выделяя евреев из общей массы "ненаших".
  
  

Зимняя Война

  
   [] Как было выше сказано, большинство финских евреев были эмигрантами из России, и Советскую Власть, естественно, не любили. Поэтому с началом войны против СССР никаких моральных дилемм у них не было: они пошли не только воевать со старыми врагами, но и защищать свою новую Родину, считая это справедливой ценой за место в финском обществе. Около 200 евреев находилось на передовой, и 13 человек из них погибли в боях. Напомню, это примерно из 2000 - каждый десятый встал в строй. Даже больше, чем собственно у финнов (250 тыс из 3.5 млн).
  
   Евреи служили в разных войсковых частях. В 10-м пехотном полку, состоявшем в основном из бойцов шведского происхождения, было подразделение, где больше половины составляли евреи. Полк оборонял районы Харанпаанниеми и Виланиеми на Карельском перешейке. Бои там были жестокие, многие офицеры погибли. Тогда сержантов-евреев Натана Майшлича и Рафаила Штайнбока произвели в лейтенанты и поставили командовать ротами. До войны они оба обучались в школе офицеров запаса, но ушли в армию в самом конце курса, не успев получить диплом.
  
  В марте 1940 года, когда советские войска подошли к Виипури (Выборгу), все еврейское население города - около 300 человек - покинуло его вместе с финской армией.
  
  Немало евреев из оккупированных немцами Нидерландов, Бельгии и Польши также пошли добровольцами в финскую армию - ведь участие в войне давало им право убежища, хотя бы временного. А когда Зимняя война закончилась, большиство отказались выезжать из страны. Отношение властей к таким волонтерам было подозрительным - троих даже обвинили в коммунизме и симпатиях к СССР и посадили в тюрьму, но большинству позволили остаться и дали разрешение на работу.
  
   Уже имевшие вид на жительство евреи, служившие в армии на общих основаниях, после войны тоже почувствовали улучшение отношения к себе. Финны оценили их готовность защищать новую Родину и разделить ее судьбу. Действительно, редчайший случай - в момент опасности евреи не побежали из "этой стганы". Правда, и бежать-то было тогда особо нЕкуда... Впоследствии некоторые евреи-беженцы, въехавшие в Финляндию нелегально и интернированные, после Зимней войны были освобождены. Дух единения всех финнов - "Talvisodan henki" - коснулся и иммигрантов, переживших со страной эти тяжелые времена.
  
  
  

С другой стороны фронта

  
   [] Надо сказать, что и в Красной Армии евреев хватало. Причем четверо по итогам Финской войны стали Героями Советского Союза. Это к вопросу о якобы антисемитизме.
  
   Командир роты 212-го стрелкового полка лейтенант Леонид Бубер 17 февраля 1940 года, успешно форсировав реку Тайпален-йоки (Бурная), захватил плацдарм, чем содействовала форсированию реки другими подразделениями батальона. Был трижды ранен (в руку, шею и касательное в голову), но не оставил поля боя.
  
  Помощник командира эскадрильи 3-го легкобомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Израиль (Александр) Летучий совершил подвиг, небывалый в истории авиации. При выполнении задания один из ведомых Летучего был подбит над территорией противника и произвел вынужденную посадку на лёд озера Иля-Лаваярви. Израиль Летучий приказал остальным экипажам барражировать над местом посадки и огнем из пулеметов прикрывать озеро, а сам посадил свой самолет и забрал экипаж с подбитого самолета.
  
   Командир батальона 255-го стрелкового полка капитан Хаим Краснокутский 6 марта 1940 года стремительным броском захватил командную высоту, уничтожив противника, засевшего в траншеях и дотах, решительно повёл батальон в атаку, захватив финские орудия, пулемёты и 2 автомашины.
  
   Капитан Валар Давид Маргулис командовал артиллерийской батареей дальнобойных орудий. 23 декабря 1939 года , когда на позиции батареи прорвались финские лыжники, капитан Маргулис умело руководил боем, ведя огонь прямой наводкой по скоплениям финов. Подоспевшие на выручку подразделения стрелковой части помогли окончательно разгромить прорвавшийся через линию фронта белофинский лыжный батальон.
  
  

Война-продолжение

  
   [] Когда Финляндия в 1941 г снова вступила в войну с СССР, финским евреям уже было о чем подумать. Хотя финское руководство и подчеркивало, что ведет отдельную войну, и не является идейным стронником Германии, факт военного союза никуда не делся. А то что в Германии евреев не жалуют, секретом не было.
  
  Но то в Германии. Хотя Гитлер и пытался требовать от своих союзников "решения еврейского вопроса", практически все страны-сателлиты Германии его саботировали. Благо они, в отличие от оккупированных территорий, какую-то самостоятельность сохраняли. Так, единственной финской акцией в июле 1941 г было выселение евреев из столицы, дабы избежать конфликтов с наводнившими Хельсинки немцами. Так и это до конца не довели: выселили только недавних иммигрантов, а тех, кто жил тут до 1919 года, не трогали. Среди понаехавших же, честно сказать, всякие водились. 40 человек выслали в Швецию, остальных отправили в сельскую местность.
  
  Но что касается военной и трудовой повинности, тут финны не либеральничали. Свыше 300 евреев были призваны в армию. Несколько сот отправили на оборонные работы. Так, бригада из 32 евреев занималась строительством железной дороги в Лапландии. (!!) В лагере Куусиваара, где их поселили, царила военная дисциплина, побудка по утрам и т. п., свобода передвижения была ограничена, а работа весьма тяжелая. Через год эту бригаду перебросили на о.Гогланд.
  
   Евродемократы до сих пор поминают "дело восьми", когда осенью 1942 г восемь евреев (в том числе пятеро из этой бригады) были выданы Гестапо. Финны утверждают, что это была чисто полицейская акция, не имевшая под собой расистских мотивов. Власти обвиняли депортируемых в том, что они злоупотребили правом на убежище в Финляндии. Как бы то ни было, остальных евреев это никак не коснулось.
  
  

Евреи на войне

  
   [] Из 300 с небольшим евреев, призванных в 1941 г, за три года в боях погибло 8 человек (напомню, в Зимней войне за полгода, из 200 - 13). Безусловно, в этой войне им было морально тяжело - ни та ни другая сторона симпатий не вызывала. Но Финляндия свой выбор сделала, и финские евреи, скрипя зубами, служили пусть и без прежнего энтузиазма времен Зимней войны, но в общем исправно и добросовестно. Их даже не обвиняли, как у нас, в любви к теплым местечкам и тыловым должностям - в маленькой стране все на виду, особо не пошустришь...
  
  В финской армии многие евреи, получившие лучшее образование, чем большинство финнов, нередко находились на руководящих позициях, служили врачами и т. п. В этом качестве они соприкасались с немцами больше, чем средний финский солдат. Маршалу Маннергейму приписывается фраза, якобы адресованная Гиммлеру: "Пока евреи служат в моей армии, я не позволю их депортировать".
  
   [] Три офицера-еврея служили при Генштабе финской армии: Лео Якобсон, Микко Поляков и Йозеф Лефко. Через лейтенанта Лео Якобсона проходили секретные документы и сообщения, описывавшие действия немцев на Востоке. 'То, что происходило в это время в Восточной Европе, довлело над моим разумом как кошмар, на протяжении всей войны я не мог отключиться от этого', - вспоминал Якобсон после войны. В 1942 Берлин затребовал фамилии всех офицеров, служивших в иностранном отделе финского Генштаба, чтобы наградить их немецкими медалями. Список поручили составить... Якобсону. Он выполнил приказ, но себя из списка исключил. Конфликта с немцами не последовало. Немцы, по-видимому, знали, что в Генштабе есть офицеры-евреи, но не стали заострять на этом внимания.
  
   Отношения финско-еврейских военнослужащих с коллегами-немцами были, как правило, корректными. Немцы никогда не отказывались служить с финскими офицерами, узнав, что те - евреи. Срабатывала традиционная немецкая дисциплинированность. Многие евреи-военнослужащие и не скрывали от немцев своего еврейства.
  
   В 24-м пехотном полку, в районе Свири, где служили шведскоязычные финны, было много евреев. Командир полка, католик, разрешил устроить полевую синагогу в одном километре от линии фронта; еще в километре слева располагалась немецкая 136-я дивизия. По словам одного из строителей, капрала Исака Смоляра, известие о синагоге разнеслось по округе. По субботам в нее кто на лыжах, кто на лошадях стали приезжать евреи. Смоляр позже рассказывал: "Нам разрешили соблюдать шабат с вечера пятницы до 6 вечера субботы. Там я встречал людей, которых раньше никогда не видел в синагоге в Хельсинки". О синагоге стало известно и в других частях; это был знак того, что финская армия лояльна к евреям. О полевой синагоге было напечатано в еврейских газетах страны. Немцы не возражали, некоторые из любопытства даже заходили в синагогу.
  
   Положение евреев-военнослужащих в Лапландии было хуже. В Лапландии служили эсэсовцы-австрийцы, которые были более искренними антисемитами. Во время боев на полуострове Рыбачий два еврея были ранены и попали в немецкий плавучий госпиталь в Лиинахамари; вскоре они потребовали, чтобы их перевели оттуда. Финны выполнили просьбу. Угрозы убить, особенно со стороны эсэсовцев, были нередки. Лео Каплун вспоминает, что ночью он спал вполглаза и лежал, обняв автомат.
  
  Шолем Болотовский летом 1942 года служил переводчиком при 163-й дивизии вермахта, в секторе Масельга (район Медвежегорска). Немцы спросили его, откуда он так хорошо знает немецкий язык. Болотовский ответил: 'Стратегически важно знать язык врага, ведь я - еврей, а вы - немцы'. Наутро он был уволен из переводчиков, но не наказан.
  
  

Шведы и евреи

  
  Шведы составляли свыше 6% населения Финляндии. В некоторых западных районах страны их было большинство. Также много их жило в столице, Хельсинки. Традиционно отдельные шведские семьи играли немалую роль в политической и экономической жизни страны, примерно как потомки переселенцев с "Мэйфлауэр" в США. Не то чтоб финнам это всё очень нравилось (они и до сих пор шведов не жалуют), но ломать существующий порядок ради того, чтобы посадить вместо шведов своих собственных "более равных" видимо считают бессмысленным.
  
  Соответственно, эти самые шведы заняли большинство "блатных" мест, и евреям там ловить было особо нечего. Потомки николаевских солдат ни на что особенное и не претендовали, а "понаехавшие" позже из России и хотели бы сесть на тепленькие местечки - да кто ж им даст ? Поневоле пришлось устраиваться на общих основаниях. С другой стороны, у финнов не было оснований обвинять своих евреев в каких-то особых подлостях и злоупотреблениях, как к примеру в Германии или России.
  
  Комплектование финской армии производилось по территориальному принципу. Так, 4-я дивизия (10, 11, 12 полки) формировалась в Хельсинки и его пригородах. Причем 10-й полк, где служили призывники из центра столицы, был более чем наполовину шведским (даже полковая документация велась на шведском языке !) и наверное самым "еврейским" - там служили более сотни прихожан столичной синагоги. Причем оказалось, что такое сочетание удобно еще и в том смысле, что евреи не владеющие пока финским языком, могли худо-бедно понимать шведский, благо в нем (как и в идиш) много немецких корней.
  
   Видимо из этих соображений большое количество евреев, особенно недавних мигрантов (не знающих финского) направили также в 8-ю дивизию, в т. ч. 24-й полк, формировавшийся в провинциях на берегу Ботнического залива. Шведы в этих краях исторически составляли большинство, соответственно и в полку их было очень много, в том числе и среди офицеров. Так что "понаехавшие" могли с ними хоть как-то объясняться на полуидиш-полушведском.
  
  
  

Саломон Класс

  
   [] Первым финским евреем, которого немцы попытались наградить Железным крестом, был капитан Саломон Класс из 64-го пехотного полка. Поводом к награждению было спасение его ротой из окружения немецкого батальона в боях под Ухтой в 1942 г. Но он попросил своего командира исключить его из списка представленных к награде. После этих тяжелых боев командир немецкой дивизии полковник Пилгрим появился в палатке Класса, только что назначенного командиром батальона. Класс пригласил его выпить кофе. Полковник заинтересовался акцентом Класса: 'Вы балт?' Класс ответил: 'Нет, я еврей, дома говорили на идише, отсюда мой говор'. Полковник вскочил на ноги, потряс Классу руку и сказал, что он лично ничего против него как еврея не имеет. Затем он вскинул руку, выкрикнул 'Хайль Гитлер!' и удалился.
  
  Еще до войны Саломон был убежденным сионистом, причем отличался крайними, экстремистскими взглядами. Считал, что евреи должны рассчитывать в первую очередь на собственную вооруженную силу. И поэтому... вступил в финский Шюцкор ! И он был такой не один. Некоторые евреи отличились на этой службе, и получили должности ротных командиров. В том числе и Саломон. Еще до "Зимней войны" Класс провел 5 лет в Палестине, где участвовал в вооруженной борьбе с англичанами.
  
   Старший лейтенант (yliluutnantti) Класс, которого солдаты прозвали "Грозой Палестины", отличился в "Зимней войне". Со своей ротой он сражался на решающем участке в районе Суомуссалми, на дороге Раате. Ему удалось взорвать мост важного значения через реку Пурасйоки и тем самым остановить продвижение советской 163-ей дивизии. После этих боев 64-й пехотный полк, куда входила рота Класса, перебросили к Ладожскому озеру. Рота Класса обороняла остров Максиманссаари, по которому проходила линия окружения двух советских дивизий (18-й и 168-й). Их окружили 10 января 1940 года. Красная Армия пыталась прорваться к окруженным как раз в районе этого острова и прилегающего к нему залива шириной в километр. Классу и его солдатам пришлось обороняться против превосходящих советских сил.
  
   []
  Положение в январе 1940 г севернее Ладожского озера
  
  Во время Войны-продолжения Саломон Класс стал единственным в финской армии евреем, командующим батальоном. А после образования государства Израиль одним из первых приехал туда, возглавив группу финских евреев, имевших опыт боев Второй Мировой и применивших его против арабов.
  
  

Лео Скурник

  
   [] Вторым награжденным Железным Крестом финским евреем должен был стать известный врач, майор Лео Скурник. Он служил в 53-м полку 3-й финской дивизии, в Кестеньге, а рядом располагалась эсэсовская часть - бригада "Норд". Скурник не только делал операции, но порой и сам выносил раненых с нейтральной полосы, подавая пример санитарам. При этом не делал разницы между финнами и немцами. Всего в ходе кровопролитных боев в августе-сентябре 1941 года Скурник спас 600 человек.
  
   В конце войны, уже в должности начальника медицинской службы полка, он во время отступления успешно эвакуировал немецкий госпиталь из-под артиллерийского обстрела. Немцы решили его наградить Железным крестом 2-й степени. Скурник также отказался от награды, причем в весьма резких выражениях. Возмущенные немцы потребовали выдать его на расправу. Доктора защитил генерал Силласвуо, сказавший немцам: 'Что, я должен отдать вам моего лучшего врача?'
  
  

Дина Полякофф

  
   [] Третьим кавалером Железного Креста могла бы стать Дина Полякофф, еврейская девушка, медсестра из женской военизированной организации "Лотта Свярд". О ней известно очень мало. Работала в госпитале, славилась своей заботой и вниманием к пациентам. Различий между ранеными финнами и немцами не делала. Пользовалась заслуженной симпатией тех и других. Хотя немецкое руководство и требовало иметь арийский медперсонал в немецких госпиталях, никто на это не заморачивался. Более того, именно по представлению немецкого медицинского начальства ее и наградили Железным Крестом. Удостоверения к награде, как и для Саломона Класса с Лео Скурником, были подписаны самим Адольфом Гитлером. Но как и они, Дина отказалась от такой двусмысленной награды.
  
  Её брат, уже упоминавшийся капитан Микко Полякофф, служил в финском Генштабе.
  
  
  

О военнопленных

   []
  Среди советских солдат, попавших в финский плен в 1941 г, были конечно и евреи. Из 70 тыс пленных их было около 500 (0.7%). В ходе войны финские власти передали нецам около 3000 пленных, в большинстве прибалтов и кавказцев - в обмен на карел, ингров и вепсов, попавших к немцам. Но также в это число входило свыше 500 "опасных коммунистов", в числе которых точно указаны 47 евреев (а если судить по именам, то аж вдвое больше).
  
  Это до сих пор ставят финнам в вину. Якобы они специально выбирали людей на расправу по морде лица. А то что люди с определенной мордой лица чаще других попадались на определенных должностях, признавать не хотят. Но куда деваться, если до войны свыше 20% советских политработников (а это не только комиссары частей, но и всякие пропагандисты, корреспонденты и прочая шушера) составляли "б-гоизбранные" ? И кого прикажете считать опасным коммунистом, как не этого товарища со звездой на рукаве, которому соввласть как раз за это деньги платила ? Так что заподозрить финнов в массовом антисемитизме ну никак не выходит. Отдельные эксцессы возможно имели место, но вот такой пример приводит сайт "Лехаим", который трудно заподрозрить в симпатии к антисемитам:
  
   В феврале 1942 года в финском лагере для военнопленных товарищи по заключению донесли на Самуила Асиновского, что он коммунист и агент НКВД. Школьный учитель по профессии, Асиновский попал на допрос, но сумел оправдаться. Характерно заключение в протоколе допроса: поскольку против Асиновского нет других отягчающих обстоятельств, кроме того, что он еврей, дело прекратить.
  
  

После войны

   [] []
  Когда Финляндия подписала перемирие с союзниками, война против СССР превратилась в войну против немецких войск, занимавших Лапландию. Переход страны в антинацистский лагерь ликвидировал моральную проблему, существовавшую у финских евреев. В День независимости Финляндии 6 декабря 1944 года маршал Маннергейм посетил хельсинкскую синагогу, что было воспринято как жест извинения перед евреями за участие в войне на стороне Германии.
  
   В синагоге Маннергейм почтил память финских солдат-евреев, павших во Второй мировой войне. Он также дал понять, что финские солдаты-евреи, переживавшие эту войну, выполняли свой патриотический долг по защите независимости Финляндии и не несли вину за немецкие преступления.
  
   Тем не менее, чувство нечистой совести из-за войны на стороне Германии не покидало финских евреев после второй мировой войны. Очень много финских евреев - ветеранов приняли участие в Войне за независимость Израиля - 29 человек (для сравнения: лишь несколько шведских евреев отправилось воевать в Израиль в 1948 году). Возглавлял их уже известный нам Саломон Класс. Впоследствии в Израиле ветераны Войны-продолжения скрывали свое участие в этой войне, не поддерживали контактов с евреями, пережившими Холокост, и не участвовали в церемониях памяти Холокоста, а порой и вообще сторонились центрально- и восточноевропейских евреев.
  
  С другой стороны, евреи, оставшиеся в Финляндии, с гордостью носили финские воинские награды и подчеркивали свое участие в войнах своей страны.
  
   Финляндия была одной из стран, через которые поддерживались неформальные контакты между Израилем и Советским Союзом (прямых дипотношений не было до 1991 г). Финляндия участвовала в миротворческой деятельности ООН на Ближнем Востоке. Уже известный нам генерал Э.Силасвуо на протяжении многих лет возглавлял корпус наблюдателей ООН; финский континент входил в состав Временных сил ООН в Ливане.
  
   Любопытен следующий факт. В 1972 году предстояло избрание нового главы ООН. Финляндия предложила Макса Якобсона, еврея по происхождению, который в 1965-1972 гг. являлся постоянным представителем Финляндии в ООН. Но советское руководство, учитывая позицию своих арабских союзников, предпочло избрать на пост Генерального секретаря ООН австрийца Курта Вальдхейма, являвшегося в годы Второй мировой войны офицером войск вермахта в Югославии и принимавшего непосредственное участие в уничтожении югославских партизан. Для Москвы кандидатура бывшего гитлеровца оказалась предпочтительней еврея Макса Якобсона, и он был провален при голосовании.
  
  

Послесловие

  
  Благодаря вот таким странным обстоятельствам, финские евреи оказались на особом положении. В остальной Европе их сородичи обозлились на "местных". Ибо те "недостаточно" спасали еврейчиков, а то и сами холокостили их не хуже немцев. Даже в СССР, пока одни евреи геройски воевали на фронте или ударно работали в тылу, другие проворачивали гешефты на складах и защищали Ташкент. И из-за них (говно всегда наверх выплывает) нехорошее мнение сложилось обо всех.
  
  А Финляндия маленькая, там каждый на виду. Евреи в том числе. Известно, что были призваны в армию практически все мужчины призывного возраста и многие женщины. Служили на общих основаниях, за чужие спины не прятались. А на теплых тыловых должностях вместо них сидели шведы, совсем не настроенные пускать чужаков в свою среду. Поэтому в ходе войны финские евреи в еще большей степени почувствовали себя гражданами своей маленькой страны, частью этого упорного и стойкого народа. В то время как во всей Европе их сородичи считали себя богоизбранным племенем и космополитами безродными... Неудивительно что это поколение финских евреев, сохраняя свою веру, в остальном ассимилировалось с остальными финнами и никогда себя им не противопоставляло.
  
  Этого нельзя сказать про иммигрантов следующей волны. С распадом СССР многие евреи правдами и неправдами добились вида на жидельство в Европе, и Финляндия не исключение. Но советское воспитание, когда каждого Изю с рождения учили обманывать этих тупых гоев, никуда не делось. Вот пример: два "русских" еврея создали новостной сайт, и начали публиковать на нем всякие гадости. "Ну и что ?" - скажет русский читатель. В том же СИ гадостей выше крыши! Да, но у нас к ним уже иммунитет. Не каждое лыко в строку, не верь глазам своим. Это интернет, детка - здесь нах посылают.
  
   А финны привыкли верить друг другу. И этим жидам сначала поверили, и те гадости, что они публиковали, приняли за чистую правду. Потом, конечно, разобрались, и влепили организатору реальный срок - "двушечку", примерно как у нас за танцы в церкви и поминание всуе Эффективнейшего. Что не может не радовать. У финнов, в отличие от нас, еще не все потеряно.
  
  З.Ы. Зато некоторые даже слишком ассимилировались. Вот ниже лента комментариев. Нормальный финн пишет что-то в духе "Мой дед воевал под Кестеньгой, Ухтой и Медвежьегорском, там-то я уже был, а вот туда надеюсь еще съездить...". Без всякой агрессии. Вполне нормальное желание. Встревает насквозь профинненый Соломон с лозунгами: "Выборг - финский город ! Печенга тоже ! Карелия наша ! Русские черти ! Великая Финляндия форэвер !" Ну не жид ли порхатый ?...
  
   []
  
  

И, по традиции, финская песня на тему...

  
  Конечно, не могло такого быть, чтобы евреи где-то жили, и при этом не заразили местных своей музыкой. Даже отдельные злобные антисемиты порой ловят себя на том, что по привычке насвистываюти какую-нибудь "Хаву Нагилу". Не обошла эта беда и финнов. Поскольку со своими композиторами у них напряженка, мелодии они заимствуют любые - русские, еврейские, немецкие, итальянские. А слова, как правило, пишут свои, и порой весьма далекие от оригинала. Но получется всё равно здорово.
  
   [] В этой подборке - несколько известных еврейских пейсен, исполняемых по-фински. Переводов сегодня не будет, за ненадобностью последних.
  
  З.Ы. В процессе подготовки наткнулся на еще одну пейсню. Формально он к теме не подходит. Ибо исполняется на идиш и к финнам не относится. Но пройти мимо нее я просто не смог. Сами посудите.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"