Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Финские бронепоезда: между войнами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дальнейшая судьба финских бронепоездов

  

Минута славы

  
   [] Участие бронепоездов в финской Гражданской Войне - тема отдельной статьи. Здесь достаточно сказать, что эта война, как и в России, была "войной дорог". Бронепоезда в ней сыграли даже бОльшую роль, чем у нас - хотя бы потому, что их конкурент - конница - почти отсутствовал.
  
  Первоначально все бронепоезда были у финских красных. Шесть "номерных" поездов выпустили ж/д мастерские Гельсингфорса. Несколько штук прислали русские большевики. Около десятка "бронелетучек" сделали на месте из того что под руку попалось. На стороне белых известен лишь один - импровизированный "Спаситель Карелии"(Karjalan pelastaja) с одной горной пушкой, на платформе блиндированной шпалами.
  
  К концу войны ситуация поменялась. Почти все красно-финские бронепоезда и бронелетучки были захвачены белыми. В их же руках оказались русский тяжелый башенный бронепоезд "Генерал Анненков" (он же "Партизан", "имени Раскольникова" и даже... "Керенский") и одна бронеплощадка бронепоезда "Путиловцы" (с двумя зенитками Лендера).
  
  Сразу же после победы над красными число бронепоездов сократили до двух, оставив в них лучшие бронеплощадки, а остальное пустили на лом. Каждый из бронепоездов (номер 1 и номер 2) теперь включал:
  Бронепоезда передали немецкой "добровольческой" дивизии. Она использовала их для охраны пограничного перегона Петроград-Выборг. После капитуляции Германии немцы покинули страну - но задача охраны границы с большевиками оставалась. Финляндия и РСФСР друг друга не признавали, договоров не заключали - так что демаркационная линия под Белоостровом была вполне себе линией фронта.
  
  Так, 4 июня 1919 бронепоезд номер 1 открывал пулемётный и артиллерийский огонь по бойцам 170 сп. Красной Армии на участке Яппиля в районе от Оллила до Райяйоки. В результате артогонь поджёг здание станции Белоостров и повредил водонапорную башню. В ответ, пресекая возможный прорыв финнов на советскую территорию, красноармейцы подорвали деревянный и ж/д мосты в Белоострове.
  
  В июле 1919 финский бронепоезд обычно находился в Териоки. Разведка красных обнаружила его место расположения. Через два дня с моря его атаковали два самолёта ВВС РККА, которые сбросили до десятка бомб. Бронепоезд отвечал зенитным огнём, но четыре бомбы разорвались рядом с вагонами, нанеся повреждения. И такая "малая война" продолжалась вплоть до заключения Тартутского мира в конце 1920 года.
  
  Бронепоезда, недавно сыгравшие такую важную роль, в дальнейшем оказались не у дел. Хотя вялотекущая война в Карелии шла до середины 1920-х, обе стороны (Финляндия и Россия) делали вид, что ничего не происходит - ну, может крестьяне из пограничных сел подрались, не более того. Поэтому тяжелая техника там не могла использоваться даже теоретически.
  
  

Поражение без войны.

  
   [] А дальше бронепоезда... пошли по рукам, буквально. Когда же в начале 1919 немцы покинули Финляндию, оказалось, что желающих принять от них бронепоезда ещё найти надо !
  
  Кое-как всучили их саперному батальону 2-й пехотной дивизии: вы как-никак инженеры, техника по вашей части. Когда батальон переформировали в территориальный "Инженерный отдел Выборг", бронепоезда остались за ним. Логично, где как не в Выборге им и находиться. В 1921 хозяин вновь сменился - им стала гражданская (!) Администрация Железных Дорог. Но она не имела никаких возможностей для организации подготовки экипажей.
  
  В результате приняли шедевральное решение. У бронепоездов стало ТРИ хозяина: комплектацией и боевой подготовкой заведовал Тяжелый Артполк, охраной месторасположения - 2-я пехотная дивизия, а техническим обслуживанием - та самая Администрация Железных Дорог. Этот союз ежа с ужом просуществовал около года.
  
  Дальше вмешался командир 2-й ПД генерал Ветцер, известный герой боев с красными поездами под Тампере в 1918. Он осознавал ценность бепо, и желал бы иметь их в составе своей дивизии, без этого дурацкого тройного подчинения. Осторожно, мечты иногда сбываются ! Его предложение приняли - но оказалось, что в дивизии заниматься бронепоездами тоже некому! Легкий артполк умыл руки: "У нас лапки лошади, паровозов знать не знаем!"
  
  Пытались сформировать в составе дивизии отдельный полк или батальон бронепоездов - но общее сокращение армии делало такие предложения невыполнимыми. Наконец, крайнего нашли - 3-я и 4-я (кадрированные) пулеметные роты дивизии должны были вести обучение экипажей и осуществлять охрану составов. Кто занимался ремонтом, история умалчивает. Но и это счастье длилось недолго: следующая реформа штата превратила пулеметные роты в велосипедные....
  
  Командир 2-й дивизии давно поменялся, и возиться с бронепоездами желающих особо не было. Как вся эта чехарда сказывалась на подготовке экипажей и состоянии техники, можно себе представить. Немудрено, что возникло предложение - сбагрить бронепоезда... шюцкору, местному финскому ополчению ! Сказано - сделано, и в 1926 г оба многострадальных бронепоезда передали Гражданской Гвардии (шюцкору) города Выборга. Всё, конец ?!
  
  

В составе шюцкора

  
   [] Но чудеса иногда случаются. Ополченцы сумели сделать то, чего не смогла армия. Шюцкор, не так сильно повязанный жесткими ограничениями, смог сформировать отдельное подразделение бронепоездов (Panssarijuna osasto), которое заведовало бронепоездами вплоть до войны. Чехарда начальников прекратилась, и это уже было огромное благо. Но не это самое главное.
  
  Шюцкор - по определению более открытая организация, чем собственно армия. И кроме обязательной допризывной подготовки всех военнообязанных, много работал с добровольцами, служба которых по сути не отличалась от армейской. Так вот, даже для самого командования стал сюрпризом наплыв добровольцев именно на бронепоезда! Уже в первый год они составляли 75% экипажей. В 1927-м число желающих превысило количество мест. Так продолжалось и в дальнейшем. Видимо, даже на флегматичных финнов действовала романтика "сухопутных броненосцев"...
  
  Улучшение качества личного состава и завершение административной чехарды сказалось и на боевой подготовке. Если в 1925 г, в армии, поезда получили за стрельбу "неудовлетворительно", то через несколько лет результаты стали гораздо лучше. Но по-прежнему оставалась проблема с ремонтом. Это требовало денег, деньги выделяла армия, а армия была не уверена, что бронепоезда вообще нужны...
  
  Тем не менее, в 1931-32 силами Выборгского депо был произведен капремонт железнодорожной части составов: проверялись и заменялись буксы, тормоза, сцепка, трубопроводы. Заменили внутреннее оборудование - от телефонов до столов и рундуков. Перебрали механизмы башен. Заново покрасили вагоны. У бронепоезда номер 1 поменяли вооружение: русскую трехдюймовку и "виккерс" заменили на две немецких горных 76-мм пушки, добавили один 81-мм миномет Брандта-Стокса (впрочем, вскоре его сняли). Зенитное вооружение усилили, дав возможность части бортовых "Максимов" стрелять и по самолетам. Бронепоезд номер 2 прошел ту же процедуру в 1937-38 году.
  
  

Зимняя война

  
   [] Осенью 1939 оба бронепоезда были срочно приведены в боевую готовность. Это облегчалось тем, про многие обучавшиеся на них добровольцы жили в самом Выборге - издалека никого везти не пришлось. Каждый бронепоезд включал:
  Бронепоезд номер 1 всю войну действовал в районе Суоярви, севернее Ладожского озера. Патрулировал железную дорогу, сопровождал эшелоны, оказывал поддержку пехоте огнем двух своих пушек, отбивал атаки авиации. Основными проблемами в ходе войны стали (1) демаскирующий столб дыма и (2) слабость зенитного вооружения (несколько "максимов"). Соответственно, он становился приоритетной мишенью для советской артиллерии и авиации, получал повреждения и дважды отправлялся на ремонт. Его состав-базу бомбили еще чаще. Интересно, что охотой за бронепоездом занимались даже советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3, одним из которых командовал Герой Советского Союза М.В.Водопьянов.
  
  Одним из немногих ярких эпизодов стал бой 2.12.39 у Сувилахти. Накануне бронепоезд получил задачу произвести дальнюю разведку вдоль ж/д. Но ночью финская пехота оставила позиции, и бронепоезд оказался чуть ли не в тылу у красных. Вместо разведки он вынужден был отходить сам и прикрывать огнем отступающую пехоту. На станции Суоярви оказались брошенными 22 вагона с эвакуируемыми местными жителями. Другого паровоза не было. Бронепоезд вытащил этот состав из-под огня на станцию Паперо.
  
  Бронепоезд номер 2 был в конце ноября 1939 г был послан на Карельский перешеек. Война (30.11) застала его у самой границы, в Териоки (Зеленогорск). Постепенно отходил вместе с пехотой. У станции Перо сбил один самолет. В декабре обеспечивал ПВО прифронтовых станций, а десант с бронепоезда с двумя пулеметами был послан на помощь пехоте. Сам поезд периодически выходил для артподдержки. В один из таких выходов путь позади него был поврежден русской артиллерией, и он провел несколько дней в одиночестве на заброшенной ветке, пока рабочие вспомогательного поезда не восстановили рельсы. В самом конце войны поезд должен был получить радиостанцию, но нет подтверждений что это реально произошло.
  
   [] После Перемирия 13 марта, оба бронепоезда находились на Карельском перешейке, прикрывая новую границу. Оба требовали ремонта (первый - вплоть до замены паровоза).
  
  Первое что уяснили финны: главная задача бронепоездов теперь - ПВО. Все 4 башни со старыми 76-мм пушками заменили на 40-мм зенитки "Бофорс" шведского производства. Правда, они не имели нормального ПУАЗО и пользовались обычным визуальным прицелом. Часть "Максимов" также заменили на спаренные зенитные пулеметы. Оба бронепоезда получили современные радиостанции.
  
  Не забыли и про паровозы. Демаскирующий столб дыма из трубы теперь отводили вниз в сторону, и выпускали "из-под хвоста" - рядом с задними колесами тендера. Как это всё влияло на тягу в топке, история умалчивает.
  
  

Война продолжение - трофеи

  
   [] Сначала о неприятном. Финны в 1941 г смогли уничтожить несколько советских бронепоездов.
   []
  Всё. Из этих трофеев только один броневагон использовался финнами (как сверхштатный во 2-м бронепоезде), и то без особого энтузиазма, поскольку не имел зенитных средств. После войны, как было сказано, он перекочевал в бронетанковый музей.
  
  

Бронепоезд номер 1

  
   [] С июня 1941 по ноябрь 1942 бронепоезд номер 1 провел на Карельском перешейке, прикрывая отдельные станции и эшелоны от воздушных налетов. Служба и вначале была не особо напряженной, а в 1942 вообще превратилась в отбытие номера. В конце 1942 его переименовали в 1-ю железнодорожную артиллерийскую батарею. Вооружение (2 зенитки и 18 пулеметов) и задачи не изменились. Так продолжалось до июня 1944, когда красные перешли в наступление. Бронебатарея прикрывала Выборг - вспомним, большая часть ее экипажа была родом оттуда...
  
  14 июня - налет на город 180 "Петляковых". Зенитчики повредила один. А 15-го на "Выборг-сортировочной" от сброшенной бомбы взорвался целый эшелон с боеприпасами. Как это выглядело - можно представить, если вспомнить наш взрыв на Ржевке в 1942. Бронебатарея стояла невдалеке от эпицентра - два вагона были уничтожены, остальные повреждены. Состав утащили на ремонт, а Выборг пал через несколько дней. К сентябрю технику отремонтировали, но в боях батарея больше не участвовала. В ноябре 1944 ее расформировали. Один из вагонов бронебатареи - принадлежавший когда-то бронепоезду "Генерал Анненков" - и теперь стоит в музее Парола.
  
  

Бронепоезд номер 2

  
   [] Бронепоезд номер 2 с началом войны был направлен в Карельскую Армию, наступавшую севернее Ладоги. Помимо штатного вооружения (2 "Бофорса", 18 пулеметов) он получил еще 75-мм британскую полевую пушку (К/17) на платформе, блиндированной шпалами. Как в 1918 ! Первой операцией стала атака на Вяртсиля - ближайший крупный населенный пункт за "новой" границей.
  
  Поддерживать пехоту, кроме бронепоезда, должна была Первая Железнодорожная Батарея - так скромненько именовались две (позже 4) 6-дюймовки Канэ на специальных платформах, способные дать 6 выстрелов в минуту на дальность 20 км. Рядом с ней все пукалки бронепоезда выглядели как-то несолидно, и он мог заниматься своим прямым делом - ПВО. Он отбил несколько налетов, сбив 7 июля один самолет. Тем временем Вяртсиля взяли 11 июля, помощь британской суперпушки не понадобилась.
  
  К 28 июля и батарею и бронепоезд перебросили в район Лоймола, где они поддерживали атаки 163-й немецкой дивизии - впрочем, неудачные. 30 июля готовилась атака на Колласйоки. Бронепоезд выдвинулся вперед по ж/д ветке. поскольку обстановка была неясной, его сопровождали разведчики. Красные засекли движение и открыли огонь. Бепо ответил, хотя никто не видел куда стреляет. Потом наткнулись на поврежденный рельс, но смогли его починить.
  
  В результате бронепоезд смог неожиданно выйти к переднему краю и произвести "классическую" штурмовую атаку со шквальным огнем изо всех стволов. По сообщениям финнов, красные в это время вели перегруппировку, и атака бронепоезда вызвала некое замешательство. Это, наверное, единственный подтвержденный случай использования финских бронепоездов "как в старое доброе время".
  
   [] В конце августа бронепоезд действовал в районе Сортавала, усиливая ПВО 19-й пд. В сентябре - был в распоряжении 7-го корпуса и вместе с ним наступал на Петрозаводск. В дополнение к "Бофорсам", бронепоезд заимел два 76-мм зенитных орудия английского производства - 76 ITK / 34 Vickers (Q.F. 3-in 20cwt.) - дюжину таких Финляндия купила в 1936 г. Также в состав поезда включили трофейную советскую бронеплощадку ПЛ-35, но ее пушки не были зенитными. Так что этот трофей скорее "грел душу", чем приносил какую-то пользу.
  
  В ноябре-декабре бронепоезд был переброшен на фронт на реке Свирь. В начале следующего года, после занятия Медвежегорска, бронепоезд отправили туда - обеспечивать ПВО старой знакомой ж/д батареи. С задачей он справился неважно - после минимум 8 бомбежек батарею отвели в Олонец.
  
  В марте 1942 г в составе бронепоезда номер 2 находились:
  
  Тем временем под Медвежегорском финны начали стройку целого замка - оборонительного комплекса, включавшего помимо прочего 4 позиции железнодорожных орудий и два укрытия для броневагонов. Комплекс находился в 1.5 км от линии фронта, и русские его в покое не оставляли. Бронепоезд смог отбить на этой позиции несколько авианалетов, но в дальнейшем командование решило, что держать тут ценную технику слишком опасно.
  
   []
   []
   Но, на горе перестраховщикам, именно при выводе с этой позиции произошла крупная авария. Пострадала батарея, у бронепоезда были повреждены оба артиллерийских вагона. До ноября вагоны были в ремонте в районе Медвежегорска. А потом, как и для Первого бронепоезда, пришел приказ о переформировании Второго в ж/д зенитную батарею. Боевая часть не поменялась, а вот поезд-базу у нее забрали. Ибо нефиг. Видимо, в это время из состава исключили совершенно больше не нужную зенитчикам трофейную русскую бронеплощадку.
  
  Батарею разделили на две секции. Одну использовали для прикрытия отдельных эшелонов, другая обеспечивала ПВО станций. Вооружение усилили парой небронированных платформ с 20-мм зенитными пушками "Мадсен" - по одной на каждой.
  
  Наступление РККА летом 1944 вынудило финнов забрать из Карелии не менее 5 дивизий. Для прикрытия этих перевозок 2-я ж/д зенитная батарея была переброшена в район Питкяранта. По завершении перевозок ее направили на р.Свирь, где оставшиеся малочисленные части продолжали держать фронт.
  
  Но 20 июня русские нанесли удар и на Свири. Более того, Ладожская Флотилия высадила десант в тылу у финнов ! Морская пехота перехватила прибрежные дороги - железную и шоссейную. Для колесного транспорта все было еще не безнадежно - имелась еще одна дорога, правда плохого качества. А вот рельсов запасных не было. Когда стало ясно, что сбить десант с плацдарма не выйдет, было принято решение уничтожить 2-ю зенитную ж/д батарею.
  
  Зенитки сняли, погрузили на грузовики и смогли даже частично эвакуировать. Личный состав ушел на пополнение в пехоту. А вагоны и паровоз взорвали...
  

И, по традиции, финская песня на тему...

  
  Korsuorkesteri - Muistoja Syväriltä
  
  Вальс-воспоминание о далекой могучей реке, с которой столько всего связано... "Амурские волны", говорите ? А финны вот так же вспоминают Свирь. Ту самую, на которой стояли в обороне почти три года (1005 дней) - рекорд Второй Мировой, между прочим. Немцы под Синявино и то столько не просидели... Да и бронепоезд номер два закончил свой путь именно здесь...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"