|
|
||
О женщинах, освоивших, наверное, самое мужское оружие - бронепоезд... | ||
Единственный известный в истории случай, когда женщина командовала бронепоездом. При этом наша героиня была совсем не пролетарского происхождения и отнюдь не коммунистических убеждений !
Родилась в 1896 году в г. Чернигове в обедневшей дворянской семье. Была незаконнорождённой дочерью дворянки Глафиры Мокиевской-Зубок, и некоего Наума Быховского, известного публициста-народника, некоторое время - члена ЦК Партии эсеров, и к тому же махрового еврея.
Следующей боевой операцией стало прикрытие отхода красных частей, окруженных немцами в районе Харькова в апреле-мае 1918 года:
Не успели перевести дыхание - новая напасть: ярославское восстание ! В начале июля 1918 года бывшие офицеры и прочие примкнувшие к ним деятели захватили склад с оружием. Вся городская милиция (во главе с бывшим прапорщиком Фалалеевым) перешла на их сторону. Так же поступил и бронепулеметный дивизион поручика Супонина (2 пушечных бронеавтомобиля "Гарфорд", 5 пулеметов). Ай да кадры были у большевиков ! Оказавший сопротивление Особый Коммунистический отряд был в итоге разоружен и арестован, так же как и местная ЧК. Комиссар Ярославского военного округа Д. С. Закгейм и председатель исполкома городского совета С. М. Нахимсон были убиты на месте. Большая часть города перешла под контроль восставших...
Едва закончив с Ярославлем, бронепоезд Мокиевской мчится на юг, в Царицын. Там в августе свежесозданная 10-я армия отбивает первый штурм казачьего войска генрала Краснова. По численности обе армии равнозначны - где-то по 40 тысяч. Но у белых большинство - это казаки, прошедшие Первую Мировую, отлично обученные и "идейно стойкие". У красных же откровенный сброд: беженцы с Донбасса и местные мобилизованные крестьяне, осколки старых царских полков и отдельные коммунистические отряды разной принадлежности, обученности и численности. Казалось бы, шансов у красных нет: их пехота однозначно проиграет коннице Краснова. Но помимо них на чашу весов ложатся новые силы: артиллерия и бронепоезда.
Как бы то ни было, ее бронепоезд "Брянский" сыграл немалую роль в отражении первого и второго штурма. Практически сразу же после окончания оборонительных боев, бепо был направлен на ремонт в Нижний Новгород. Там оказалось, что проще изготовить новые вагоны, чем пытаться восстановить вконец раздолбанные старые. Экипаж просто получил новый бронепоезд - почему-то опять номер 3, "Власть советам !". Приказом Всероссийского Бюро военных комиссаров за No 278 от 22.11.18 г. Мокиевская назначается комиссаром бронепоезда и совмещает теперь две должности. Отныне никаких разночтений быть не может. Единоначальник. И судя по всему, для этого ей пришлось вступить в РКП(б), не смотря на некоторые иудейные разногласия. Что делать, "Paris vaut bien une messe!"
Вскоре Купянск был вновь занят белыми. Могилу разорили, тела выбросили в овраг. Осенью, когда город окончательно остался за красными, покойников разыскали и похоронии еще раз. "И нет нам покоя..."
Не смотря на громкие слова, забыли очень быстро. Уже к концу Гражданской половина ее соратников оказалась... хм... вне зоны доступа. Дальше - не лучше. Антонов-Овсеенко, как бывший меньшевик, был расстрелян в 1938. Командарм-13 Иннокентий Кожевников угодил на Соловки, сбежал оттуда, был признан психически больным, отбивался топором от санитаров - и в общем тоже плохо кончил. Да и сама Людмила, как бывшая и нераскаявшаяся эсерка, да еще и дворянских кровей, вряд ли могла рассчитывать на спокойную старость. Нет, уж лучше вот так - от снаряда...
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/ludm/vl.jpg)
Инженер-капитан Ольга Борисовна Власенко служила помощником командира 48-го Отдельного Дивизиона Бронепоездов по технической части. До войны она работала начальником цеха на металлургическом заводе имени В. И. Ленина в Мариуполе, и была награждена орденом Ленина. Перед войной стала директором завода. Богатый опыт организационно-технической работы помог ей на новой должности - зампотеха дивизона - при строительстве бронепоезда 'Смерть немецким оккупантам!' в депо имени Ильича в Москве.
В начале Великой Отечественной работниками Коломенского завода был построен бронепоезд "За Сталина!", без приувеличения уникальный.
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/ludm/chuxnuk.jpg)
На бронепоезде конечно тяжело. Но у него хоть броня есть. А если те же снаряды сыплются, те же самолеты бомбы бросают, а ты небронированный ?! Такая работа, наверное, была ничуть не легче тогго что описано выше....
|