1.
Часто бронепоезд Калиновского ассоциируют с бепо "Генерал Анненков", захваченным красными матросами в октябре 1917. Потом его якобы переименован в "Имени Федора Раскольникова" и дали номер 8.
Но проблема в том что этот бронепоезд был захвачен белофиннами в конце 1918 года. Сохранились не только фотографии - одна из бронеплощадок до сих пор находится в финском музее в Парола.
Так что Калиновскому в 1919 достался какой-то другой состав, возможно с тем же номером и названием. Как именно он выглядел - неизвестно.
2.
N.B. Описание боя под Зябками взято из статьи Сергея Третьяка.
3.
Не то чтоб совсем ничего... такое впечатление что некоторые вещи делались специально в расчете на провал. На доведение до абсурда.
- Бронетранспортер таки спроектировали. На базе Т-26. В виде железного ящика, в который должно было убираться 16 человек (в три слоя, видимо). Когда на испытаниях этот гроб справедливо раскритиковали, работу закрыли. Альтернативных вариантов не рассматривали.
- Легкими и средними самоходными пушками
не занимались занимались очень активно, но... М.Свирин в своей книге про самоходки хорошо описал эту мышиную возню, когда из десятков начатых проектов абсолютное большинство кончалось ничем. К примеру, закажут зенитную САУ на базе Т-28 (самого по себе не дешевого). Через год, получив результат, осознают что установка слишком дорога. "Сделайте то же, на на Т-26." Еще через год выясняется, что Т-26 такой дополнительный вес даже приблизительно не выдержит. Тему закрывают, деньги списывают, никого не расстреливают.
В результате до войны РККА имела только 32 САУ типа Су-5 (76-мм пушка на Т-26, эдакий "Мардер-0")
- Тяжелые установки калибра 203 мм и выше тоже требовали делать самоходными - в результате их масса стремилась к бесконечности, и испытаний не выдержала ни одна.
- Реактивные пушки Курчевского были явно недоведенными: заряжание с дула и матерчатый картуз для заряда не позволяли рассчитывать на сносную надежность. Точность тоже никуда не годилась. Тем не менее, вместо доводки системы (или создания новой на тех же принципах) шел тупой "внедреж" имеющихся безоткаток везде куда можно и куда нельзя: от кораблей до мотоциклов, от танков до самолётов.
- В танковых орудиях монополистом при Тухачевском был конструктор Сячинтов. Он знаменит тем, что спроектировал несколько передовых (по ТТХ) орудий, но... ни одно из них не было освоено промышленностью ! Зачем и для кого это делалось ?! Самый характерный пример: на базе того же немецкого 37-мм орудия были созданы две пушки: 45-мм 20К (самая массовая предвоенная, разработана тюремным КБ) и 37-мм Б-3 (разработана Сячинтовым, выпущено практически вручную 200 шт вместо 600 по плану)
- Опупея со станковым пулеметом: вместо нормального конкурса - дали задание Дегтяреву: переделать ДП в станковый вариант, при этом сохранив характеристики "Максима" но вдвое уменьшив массу. Достаточно сказать, что даже сейчас такая задача невыполнима. И пришлось РККА встречать новую войну со старым "Максимом"...
- Обострившаяся в 1936-37 гг тяга перевода всех танков на колесно-гусеничный ход, когда объективные предпосылки к этому уже отпали: гусеницы научились делать достаточно надежными. Тем не менее, тратили средства на Т-29 (к-г вариант Т-28), Т-39 (к-г вариант плавающего Т-38), Т-46 (к-г вариант Т-26), Т-51 (копия шведского к-г танка Landsverk L-30)
- "Цирк Гроховского" - отдельное КБ десантной спецтехники. Его очень недешевые игрушки не имели смысла по одной причине: у Красной Армии катастрофически не хватало самолетов для десанта. Так что из всех изобретений Гроховского использовался только... обычный десантный мешок.
И т.д...
| |