Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Сражение у атолла Мидуэй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Это была первая серьезная победа США в войне на Тихом океане. Еще не конец Японии, но уже начало конца - как для нас победа под Москвой.

  4 июня 1942 г у атолла Мидуэй состоялась грандиозная битва. Японцы потеряли 4 авианосца, американцы только 1. Это была первая серьезная победа США в войне на Тихом океане. Еще не конец Японии, но уже начало конца - как для нас победа под Москвой.
   []
  
  Японский план состоял в том, чтобы навязать генеральное сражение американскому флоту и уничтожить его. Для того чтобы выманить его из Перл-Харбора, было решено захватить Мидуэй - крошечный атолл на примерно на полпути (Mid-way) между Японией и Гавайями. В обычное время он не имел особого значения, его охранял батальон морской пехоты и эскадрилья бомбардировщиков. Но японцы могли основать там промежуточную базу и опираясь на нее угрожать уже самим Гавайям. Этого США допустить никак не могли, так что сражение было неизбежным.
   []
  Атолл Мидуэй.
  
  Японский флот располагал четырьмя боевыми соединениями:
  
  Ударное авианосное соединение адмирала Нагумо - не знавшая поражений группа тяжелых авианосцев, элита Флота, "меч Империи". Это она разгромила Перл-Харбор, а позже пронеслась смертельным вихрем по Индийскому Океану. Сейчас в ее составе было 4 авианосца, 2 быстроходных линкора и корабли прикрытия. Еще два авианосца не участвовали в операции: они только что провели бой в Коралловом море, в результате один имел повреждения, а другой лишился большинства самолетов. Впрочем считалось, что оставшихся сил более чем достаточно.
  
  Главные силы адмирала Ямамото - 7 линкоров и масса кораблей поменьше. Следовали за соединением Нагумо и должны были поддержать его при встрече с флотом США.
  
  Соединение Вторжения адмирала Кондо - 2 линкора, крейсера и др. корабли охранения, транспорты с войсками. Их задачей был непосредственный захват атолла Мидуэй.
  
  Северное соединение адмирала Хосугая - 2 легких авианосца, крейсера, эсминцы и транспорты, предназначенные для отвлекающей операции на Алеутских островах.
  В конце мая все эти силы вышли из различных портов Японии и, соблюдая радиомолчание, двинулись к своей цели.
   []
  
  В том что произошло дальше больше всего "виновны" два человека: капитан-лейтенант Рошфор и адмирал Нимиц. Первый - криптоаналитик, расшифровавший японский морской код. Это дало возможность читать перехваченные радиограммы противника - естественно, не все и не всегда. Нимиц же полностью доверился результатам этой расшифровки, и строил на их основе весь план своей операции. Это было страшно рискованно, ибо от дезы никто не застрахован - но результат оправдал ожидания.
  
  В результате все бывшие под рукой авианосцы были немедленно направлены Нимицем к Мидуэю. Впрочем, было их немного - "Хорнет" и "Энтерпрайз". Третий - "Йорктаун" - был тяжело поврежден в том самом бою в Коралловом море и едва дошел до Перл-Харбора. По нормам, быть ему в ремонте месяц. Но не только русским было знакомы слова "стахановский метод". Нимиц лично явился на верфь и не знаю уж - попросил или приказал - ускорить работу елико можно. В результате авианосец вернулся в строй уже через сутки ! Понятно, что чинили на нем только самое необходимое и "на живую нитку" - но, тем не менее, вскоре он ушел вдогонку за "Хорнетом" и "Энтерпрайзом".
  
  Уход авианосцев был настолько своевременным, что подлодки, посланные японцами для наблюдения за Перл-Харбором, вышли на позицию буквально днем позже и ничего не обнаружили. Попытка Ямамото организовать дальнюю авиаразведку также сорвалась - опять же по данным радиоперехвата, американцы "спугнули" подлодку-заправщик и тем самым не дали японским гидросамолетам дозаправиться и долететь до Гавайев. В результате до самого сражения Ямамото так и не знал о местонахождении американских кораблей.
  
  Тем временем силы японцев приближались к Мидуэю. Первым было обнаружено 3 июня шедшее с юго-запада Соединение Вторжения. Авианосцы уже готовили удар по нему, но опять как нельзя вовремя вмешался Нимиц: "Это не, я повторяю, НЕ УДАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ". Удар по менее важной цели отменили, сосредоточившись на поиске авианосцев Нагумо.
  
  Они были обнаружены на следующее утро, около 5 часов, на северо-западе. Японцы же вражских авианосцев пока не обнаружили, и с утра совершили налет на сам атолл Мидуэй. Несколько американских истребителей были сбиты мгновенно, большая часть складов уничтожена, но взлетные полосы и сами самолеты (заранее поднятые в воздух) пости не пострадали. Японцы считали, что требовался второй налет.
  
  Дальше красивая сказка кончается и начинается грустная быль. Даже сами американцы признают, что своей победой во многом обязаны случайности. Ошибок они наделали предостаточно. Невероятно медленный подъем самолетов с авианосцев (стартовали в 8 часов после обнаружения противника в 5), отсутствие даже элементарного взаимодействия - все три авианосца выпускали самолеты порознь, и даже эскадрильи с одного корабля между собой не взаимодействовали. Каждый летел сам по себе.
  
  В результате вместо одновременного нападения почти 200 машин (а в идеале - еще и 100 самолетов с Мидуэя) получились нескоординированные атаки отдельных эскадрилий, не более 15-20 машин в каждой. Часть самолетов целей вообще не нашла. С оставшимися успешно расправлялся японский воздушный патруль. Потери были чудовищными - из каждой эскадрильи выживало не более 2-3 машин. Но даже когда половина уже была сбита, остальные продолжали самоотверженно идти своим курсом. Пусть кто-нибудь скажет, что у янки кишка тонка...
  
  Во время этого боя японские дальние разведчики доложили об обнаружении американского авианосца. Нагумо пришлось второпях принимать решение - посылать ли самолеты как их готовили против Мидуэя, с подвешенными бомбами, либо заменить бомбы торпедами, более эффективными по кораблям. Он выбрал второе. Вылет второй волны отложили, самолеты начали перевооружать и одновременно принимать на палубу возвращавшиеся машины первой волны. После отражения последнего налета американских торпедоносцев больше никто атаки не ожидал...
  
  Именно в этот момент над авианосцами оказались пикировщики кап.3ранга МакКласки с "Энтерпрайза" и кап.3ранга Лесли с "Йорктауна". Цепь роковых для японцев случайностей: буквально чудом, уже собираясь назад из-за нехватки горючего, нашли они японцев; без всякой координации начали атаку одновременно; не договариваясь, оптимально распределили между собой цели. Наконец, то что весь воздушный патруль был отвлечен вниз - тоже не более чем случайность. В результате за 5 минут три из четырёх японских авианосцев были поражены бомбами. Наличие на их палубах десятков заправленных самолетов и неубранных боеприпасов не давало никаких шансов на борьбу с пожаром. К ночи все три корабля были оставлены экипажем.
  
  Последний оставшийся в строю авианосец "Хирю", на котором находился контр-адмирал Ямагути, тем не менее не прекратил боя. Принял "осиротевшие" самолеты, наскоро вооружил и заправил их, и выпустил 18 пикировщиков и 6 "зеро" против американского соединения. Это чудо, но японцам удалось не только найти его, но и прорваться к авианосцу сквозь заслон истребителей и огонь зениток. Это был "Йорктаун". Оставшиеся японцы добились нескольких попаданий. На "Хирю" вернулись 3 истребителя и 5 тяжело поврежденных пикировщиков.
  
  Обе стороны творили буквально чудеса. Уже через час "Йорктаун" справился с пожарами и снова дал ход 20 узлов. В это же время Ямагути собирал на "Хирю" новую ударную группу, почти из ничего. 6 "зеро" и 10 торпедоносцев, из них один с пробитым крыльевым баком. На нем летел капитан-лейтенант Томонага - ведущий группы. То что топлива в один конец - его видимо не очень заботило, и без того у ведущего шансов вернуться немного. ..
  
  Ударные группы противников разминулись: американцы смертельно повредили "Хирю", японцы вновь смогли прорваться к многострадальному "Йорктауну" и всадить в него две торпеды. Бой авианосцев кончился. Ночью "Хирю" затонул вместе с отважным адмиралом Ямагути.
  
  Но сражение еще могло продолжаться: весь японский линейный флот был невредим, налицо были и тяжелые крейсера - скоростные, вооруженные, кроме пушек, мощными торпедами, страшные в ночном бою. Нагумо двинул остатки своих сил вперед, туда где были обнаружены авианосцы США. Понесшие огромные потери в самолетах, прикрытые только несколькими крейсерами и эсминцами, они могли оказаться легкой добычей японцев, которые считали ночной бой своим козырем.
  
  Но ничего не произошло. Адмирал Спрюэнс, командовавший соединением "Хорнета" и "Энтерпрайза", заблаговременно приказал отступить на восток, не имея ни малейшего желания подставляться под "длинные копья" (японские 607-мм торпеды). Удар Нагумо пришелся по пустому месту. На следующее утро Ямамото отменил высадку и скомандовал общее отступление. Вот теперь все ?
  
  Почти всё. 4 тяжелых крейсера были посланы к Мидуэю с целью обстрелять его. Приказ об отмене операции застал их в 90 милях от острова. На обратном пути "Могами" и "Микумо" столкнулись, "Могами" снизил скорость до 12 узл. Вскоре они было обнаружены американской авиацией и подверглись нескольким налетам. В одном из них самолет капитана морской пехоты Ричарда Флеминга был подожжен. Все русские источники утверждают, что он направил свой самолет прямо на "Микумо" и снес ему одну из башен. Американцы утверждают, что Ричард "всего лишь" продолжил атаку, сбросил бомбу рядом с целью и рухнул с самолетом в воду. Кто прав не знаю, но факт что настоящие люди встречаются во всех странах, и при демократии и при ее полном отсутствии... Так или иначе, "Микумо" затонул, а "Могами" добрался до о.Уэйк.
   []
  Капитан Ричард Флеминг. 24 года.
  
  Вот и всё. Авианосный флот Японии на этом кончился. Хотя были еще авианосцы, были летчики, был линейный флот. Более того - еще впереди была ситуация, когда у США не осталось ни одного боеспособного авианосца на всем Тихом Океане (после гибели "Уоспа") - но японцы уже не могли этим воспользоваться. "Меч Империи" - лучшие авианосцы и лучшие экипажи - ушли на дно 4 июня 1942 года. Оставшиеся просто в подметки не годились погибшей гвардии Нагумо - и это сразу сказалось на воздушных боях. Отныне средний американский летчик на "Уайлдкэте" вполне успешно противостоял среднему японцу на "зеро". А с учетом количественного превосходства янки, японцам уже ничего не светило...
  
  Это удивительно, но за Мидуэй никто в Японии не был наказан. Даже несчастный адмирал Нагумо остался формально на своем посту: после потери авианосцев в его распоряжении остались только силы эскорта: легкий крейсер "Нагара" и десяток эсминцев - вот ими-то он и командовал еще год, став из командира сильнейшего в мире ударного соединения предводителем ординарной эскортной флотилии. Позже он возглавлял оборону острова Сайпан и погиб там вместе со всем гарнизоном.
  
  Адмирал Ямамото тоже остался на посту. Он лучше других понимал, что игра в общем-то закончена. Потеряв с таким трудом подготовленные ударные силы, Япония не имела шансов на выигрыш войны. Достигшее уже высокого градуса взаимное озверение исключали возможность компромиссного мира. Дорога шла в никуда. После Мидуэя за Ямамото не числится ни одной интересной операции - только текущие распоряжения (хотя и они привели к двум успешным сражениям, но это ничего не изменило). А 17 апреля 1943 самолет, на котором летел адмирал, был сбит американцами. То, насколько Ямамото нарочито нарушал радиодисциплину перед вылетом (подробно передав заведомо ненадежным кодом, куда и когда летит), навевает мысли о возможности сознательного ухода из жизни таким вот способом.
  
  Мертвые сраму не имут...
Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"