Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Дорога Победы, она же Коридор Смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После прорыва блокады в январе 1943 года от врага была освобождена лишь узкая полоска вдоль берега Ладоги. Там немедленно началось строительство железной дороги...

x
 
 []   []
 
  18 января 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда. А уже 19 января Государственный Комитет Обороны принял постановление о строительстве на очищенной от врага полосе земли железнодорожной линии протяжённостью 33 км, которая связала бы Ленинград с железнодорожной сетью страны через станцию Волховстрой. Начиналась линия от станции Поляны на Волховстроевской линии, проходила по лесным и заболоченным местам, пересекала окраину города Шлиссельбург, далее через Неву и выходила на Ириновскую линию. Трасса дороги прокладывалась по краям Синявинских болот, всего в нескольких километрах от позиций противника, из-за чего постоянно подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Возведение 'Дороги победы' возглавил И. Г. Зубков, а стройка получила название 'Строительство No 400'.
 
 []   [] 
Строительство низководного моста через Неву.
 
  Одновременно с запада и с востока к работе приступили около пяти тысяч человек: геодезисты, железнодорожники, военные. В полосе строительства за его период было обнаружено 1338 советских и 393 немецких мины, 7 неразорвавшихся авиабомб и 52 артиллерийских снаряда.
 
  Грунта поблизости не было. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. - вспоминал командир железнодорожного батальона майор Ященко. - Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. Дня не хватало, люди работали ночью.
 
  Уже 5 февраля 1943 года, всего через 17 дней после начала стройки, путейцы и мостовики западного и восточного участков трассы новой железнодорожной линии встретились. Дорога, вошедшая в историю как Дорога Победа, получила жизнь. Главным объектом строительства стал 1300-метровый свайно-ледовый мост через Неву, который построили за 11 дней. По нему и был пущен первый сквозной поезд, который подошёл к перрону полуразрушенного Финляндского вокзала Ленинграда 7 февраля в 10 часов 9 минут.
 []   [] 
 
  Состав вела паровозная бригада во главе со старшим машинистом Иваном Пироженко - победителем социалистического соревнования, организованного за две недели до этого под девизом 'За право вести первый поезд с Большой земли в Ленинград'. Состав вел паровоз Эу 708-64. В 1979 году этот паровоз разыскали на Южной железной дороге, доставили в Ленинград и поставили навечно на станции Волховстрой.
 []   [] 
Паровоз-памятник серии Э на станции Волховстрой-1.

 
Также 7 февраля 1943 года с пятой платформы Финляндского вокзала на Большую Землю отправился товарный поезд, груженый отливками орудийных стволов. Состав вел паровоз Эм 721-83. Паровоз поставлен на вечную стоянку в 1975 году на станции Петрокрепость рядом с мемориальным музеем "Дорога Победы".
 []   [] 
Паровоз-памятник серии Э на станции Петрокрепость.
Надпись на тендере: "Этот паровоз в 1943 г. доставил первый поезд на Большую Землю после прорыва блокады"

  Благодаря вводу 'Дороги победы' уже 23 февраля нормы выдачи продовольствия ленинградцам существенно повысились. Более капитальный железнодорожный мост через Неву был возведен 25 марта этого же года, а для снижения эффективности артобстрелов противника параллельно дороге соорудили 18-километровый обход, который располагался на 1,5-2 км ближе к озеру. Мосты также были возведены с отступлениями от обычных технических требований, а при их строительстве применялась простейшая конструкция, состоявшая из так называемых шпальных клеток. Поезда по этой дороге могли двигаться лишь ночью, причем только 'караванным способом': один за другим и на расстоянии видимости хвостовых сигналов. На первом этапе пропускная способность трассы была недостаточной: не более двух-трех пар поездов. После применения одностороннего потока составов: одну ночь - в сторону Шлиссельбурга, в другую - на Волховстрой, а также введения "живой блокировки", когда для регулировки движения светофоры были заменены опытными движенцами, пропускная способность трассы значительно увеличилась. После 25 марта по Дороге Победы стали пропускать по 20-25 поездов за ночь, а после 25 мая пропускная способность дороги увеличилась до 32 поездов в ночь, которые двигались со скоростью не более 25 км/ч.
 
 
 []   [] 
Памятник железнодорожникам на станции Петрокрепость.

"Ведя состав, машинист должен был неотрывно следить за всем происходящим впереди, чтобы не врезаться в хвост впереди идущего поезда. В то же время от него требовалось пристальное наблюдение за состоянием топки, котла, за работой всех механизмов локомотива. - писал в воспоминаниях заместитель начальника службы движения А.К.Угрюмов. - Отопление локомотива нельзя было резко форсировать применением искусственных способов усиления тяги, так как при этом неизбежно вырывался огонь из трубы, и тем самым обнаруживалось движение перед наблюдателями противника'.
 
 
 []   []   [] 
Вид через Неву на крепость Орешек; Древний фонарный столб в Петрокрепости, пробитый пулями.

С 7 июня 1943 года на ветке было открыто и пассажирское движение - к товарным составам прицепляли два пассажирских вагона назначением до Москвы. Каждый рейс по ней был равен подвигу, поскольку фашистские артобстрелы и бомбардировки только за один год 1200 раз разрушали железнодорожный путь и линии связи. Не зря машинисты прозвали этот перегон "коридором смерти". Гибель машинистов, уничтожение груза, разрушения железнодорожного полотна были обычным делом. Более 200 железнодорожников отдали жизнь на 'Дороге победы', которая действовала больше года: до 10 марта 1944 года. За это время в Ленинград было доставлено 4,4 млн. тонн различных грузов (в 2,5 раза больше, чем по 'Дороге жизни'), а это около 150 тысяч вагонов с продовольствием, оружием, боеприпасами - или свыше 6000 составов. После полного снятия блокады Ленинграда дорога утратила свое значение и была частично разобрана.
 
 
 []   [] 
Памятник строителям ж/д моста на берегу Невы

 []   []
Памятник строителям ж/д моста на берегу Невы

Надпись с одной стороны: "Эту ж/д линию строили 9-я и 11-я ж,д бригады и спецформирования НКПС, работали на ней желенодорожники Октябрьской магистрали. С 7 февраля 1943 г до 13 мая 1944 в Ленинград было доставлено 4.5 миллиона тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов."

Надпись с другой стороны: "Здесь после прорыва блокады под огнем врага были построены переправа и ж/д линия, связавшая осажденный Ленинград со страной. Первый поезд прошел на Лениград 7 февраля 1943 года."

 []   [] 
Памятник понтонерам на берегу Невы

 []    [] 
Памятник понтонерам на берегу Невы

 []  [] 
Залы музея на станции Петрокрепость

 []  [] 
Залы музея на станции Петрокрепость

 []   [] 
"Ответная часть" памятника строителям ж/д на другом берегу Невы (кладбище г. Шлиссельбурга)

 []   [] 
Вид с другого берега Невы, из Шлиссельбурга, на памятники понтонерам.

 []   [] 
Паровоз-памятник серии Э на станции Ладожское Озеро. На протяжении всей блокады работал на доставке грузов от Ладожского озера в город.

 [] 
Вид станции Петрокрепость с птичьего полета. Виден памятник-паровоз, красно-кирпичное здание музея, стела в честь железнодорожников.

 [] 
Вид станции Ладожское Озеро с птичьего полета. Виден памятник-паровоз, скульптура "Броня" и оригинальное здание станции. При Советской Власти в нем работал музей, посвященный железнодорожной части "Дороги Жизни" - от Ладожского Озера до Ржевки и далее к Финляндскому Вокзалу.


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"