Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Адмирал Уильям Хэлси

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Самый боевой адмирал флота США, "Бык" Хэлси.

  "А не объелся ли аффтар суши ?" - вправе спросить читатели. Действительно, в последнее время он писал исключительно про разных там японцев - Нагумо, Танаку, Одзаву... Что делать, взявшись за одного, поневоле и с другими соприкоснешься. Как ни крути, тема интересная...
  
  Небогатая и пока слабо развитая Япония буквально чудом, вытянувшись в нитку, построила перед войной свой флот, числом лишь немного уступающий Англии или США, а по качеству и сбалансированности не имевший себе равных. Тщательный отбор и многолетняя подготовка дали ему матросов и офицеров, о которых только можно было мечтать. Соответственно, и во главе флота стояли люди неординарные. А возглавлял его адмирал Исироку Ямамото, которого многие исследователи именуют гениальным.
  
  И, по крайней мере, на первом этапе он свою репутацию оправдал: спланированный им удар по Перл-Харбору вывел из строя все линейные корабли США. После этого японцы, не встречая организованного сопротивления, решили все свои текущие задачи: захватили необходимые им источники нефти в Ост-Индии, и заняли "оборонительный периметр", достаточно большой, чтобы обезопасить саму Японию и все нужные ей источники сырья.
  
  Фактически, японцы выполнили весь свой план на войну ! Единственное, что мог предложить (и кстати предложил) Ямамото дальше - это заключить мир, как можно быстрее, на ЛЮБЫХ сколь-нибудь приемлемых условиях. Его не просто не послушали - подняли на смех. После первых успехов штабная верхушка Японии возомнила себя непобедимой, а свои армию и флот - всемогущими. Но что конкретно делать дальше, не знал никто...
  
  У США положение было невеселое. На Гавайях после удара японцев царила откровенная паника. Войска на Филиппинах в первый же день лишились всей авиации. Генерал Макартур вскоре потерял управление ими и фактически самоустранился от командования. Сравнительно небольшие, но активные японские десанты высаживались на острова и теснили американские дивизии, не имевшие ни плана, ни снабжения, ни твердого командования. Трагедия лета 1941 в России теперь почти буквально повторялась в Южных морях. Вскоре Макартур вообще бежал от своих солдат в Австралию. Но покинутые им войска держались вплоть до середины мая.
  
  Героический гарнизон острова Уэйк (батальон морской пехоты, береговая батарея, эскадрилья истребителей) две недели сражался против японского десанта (2.5 тысяч) и эскадры из 3 крейсеров и 6 эсминцев. Японцам пришлось положить 900 солдат и потерять 2 эсминца, прежде чем остров был взят. А вот Гуам пал на третий день - его гарнизон вообще не имел артиллерии, и противостоять японским крейсерам физически не мог.
  
  Так могло продолжаться еще долго, и каждая новая неудача всё больше ослабляла дух американцев. Нужен был моральный перелом, хоть какая-то хорошая новость. И первым эту новость принес Америке адмирал Хэлси.
  
  

Первые рейды авианосцев

   []
  Адмирал Хэлси с 1938 года командовал 2-й эскадрой авианосцев. В день налета на Перл-Харбор его корабли проводили плановые учения, и под удар не попали. Вернувшись на базу вечером 8 декабря , он заявил: "Когда мы покончим с ними, на японском будут говорить только в аду". Подчиненные знали как энергичного, требовательного и агрессивного командира, увлеченного своим делом и всегда готового пойти на риск - и в бою, и в технических вопросах, и в споре с начальством.
  
  Еще до войны к нему приклеилась кличка "Бык". William -> Bill -> Bull. В отличие от русского языка, отрицательного оттенка она не несла. Наоборот, характеризовала адмирала как сильную натуру, не знающую компромиссов и готовую идти до конца не смотря ни на что. И надо сказать, Хэлси ее полностью оправдал.
  
  Вот и сейчас, разозленный неудачным началом войны, адмирал немедленно предложил новому командующему на Тихом Океане адмиралу Нимицу свой план. Трезво оценивая свои силы, Хэлси не искал эскадренного сражения. Он вспомнил старую как мир тактику "кусай и беги". Его авианосцы должны были внезапно атаковать отдельные японские базы, и тут же возвращаться в Перл-Харбор. Цели ставилось две. Дать летчикам хоть какой-то реальный боевой опыт, и поднять дух Америки этими пусть незначительными, но все-таки успехами. Нанесение реального урона противнику было конечно желательно, но никто пока не рассчитывал на многое.
  
  Уже в феврале американские авианосцы атаковали японские базы на островах Гиберта и Маршалловых островах. Самолеты "Энтерпрайза" нанесли удар по Кваджлейну и Вотье, в то время как крейсера и эсминцы его эскорта обстреляли эти острова. Повреждены сооружения на побережье, потоплен ряд мелких судов, поврежден легкий крейсер "Катори", сбито 15 самолетов. Потеряно 6 своих самолетов, один тяжелый крейсер поврежден авиабомбой. "Йорктаун" в это же время атаковал острова Джалуит и Макин с подобным результатом: разрушены постройки, уничтожены три самолета, правда, потеряно 8 своих.
  
  В марте подобным образом был атакован захваченный японцами остров Уэйк. А в апреле произошло чудо: американские самолеты нанесли удар по Токио ! Япония считалась абсолютно недосягаемой для авиации противника. Но двое сумасшедших - подполковник авиации Джеймс Дулиттл и вице-адмирал Хэлси - с этим не посчитались, и провели, наверное, самую авантюрную операцию в истории. Сухопутные самолеты В-25 взлетели с авианосца "Хорнет" и отбомбились по Токио и другим городам Японии. После чего их экипажи, исчерпав горючее, спрыгнули с парашютами или сели на вынужденную в Китае.
  
  

Мидуэй

  
  Реальный ущерб опять же был невелик. Но японцев испугал тот факт, что янки имеют возможность сбросить бомбу на самого Императора ! Для укрепления пресловутого "периметра" было решено захватить атолл Мидуэй. В операции участвовали все силы японского флота, они рассчитывали навязать бой остаткам американских сил и уничтожить их.
  
  Адмирал Нимиц узнал о планирующейся операции из радиоперехвата. Он мог противопоставить японской армаде только свои авианосцы, и было их... два с половиной: "Хорнет" и "Энтерпрайз" эскадры Хэлси были в полной готовности. А вот единственный оставшийся авианосец адмирала Флетчера - "Йорктаун" - нуждался в срочном ремонте после боя в Коралловом море. Тем не менее, героическими усилиями ремонтников его как-то подлатали буквально за один день, и он пошел в бой.
  
  А вот с Хэлси случилось непредвиденное: а самый последний момент обострилось какое-то кожное заболевание, чуть не чесотка, и бравый адмирал очень некстати вышел из строя. На замену ему Нимиц предложил адмирала Спрюэнса, что было крайне неожиданно. Во-первых, Спрюэнс до этого командовал крейсерским эскортом, и авианосцы видел только со стороны. Во вторых, по характеру он был полной противоположностью Хэлси: сдержанный, осмотрительный, осторожный, вдумчивый. Не "бык", однозначно. Но как показали события, с задачей он справился, и принес Америке первую громкую победу в этой войне.
  
  Кстати, как мы помним, и у японцев перед этим боем тоже неожиданно заболели оба ведущих специалиста - Гэнда и Футида.... Вот и не верь после этого в высшие силы и Провидение.
  
  

Гуадалканал

   []
  После выздоровления Хэлси был назначен командовать всеми силами южной части Тихого Океана, заменив не шибко удачливого адмирала Гормли. Октябрь 1942, самый разгар боев за Гуадалканал. Сам факт назначения Хэлси - по общему мнению, самого боевого адмирала Америки - подняло дух защитников острова. А до этого ведь уже шли разговоры об эвакуации гарнизона... И кто знает, где и когда в этом случае смогли бы остановить японцев ?
  
  Располагая весьма ограниченными морскими силами, Хэлси не имел возможности разгромить мощный японский флот. Но отдельные сражения и стычки периодически происходили. В октябре, в бою у Санта-Крус, Хэлси потерял свой испытанный авианосец "Хорнет", а "Энтерпрайз" был тяжело поврежден. Но и у японцев два авианосца надолго вышли из строя, а главное - они потеряли даже больше летчиков, чем при Мидуэе. Эту потерю они возместить не могли ничем.
  
  В последовавшей в ноябре морской битве у Гуадалканала (в том самом проливе Железное Дно) японцы потеряли два линкора и тяжелый крейсер. У американцев погибли два легких крейсера и несколько эсминцев. Множество кораблей с обеих сторон получили повреждения. В конце концов, у США остался в строю лишь один легкий крейсер "Хелена", но японцы об этом не знали и повернули назад, отказавшись от бомбардировки Гуадалканала и высадки нового десанта.
  
   Интересно, что линкор "Хиэй" был полностью выведен из строя огнем легких сил. В хаотичной ночной свалке, напоминавшей "драку в баре, где выключили свет", три эсминца оказались настолько близко к японскому дредноуту, что тот не мог по ним стрелять из-за "мертвой зоны". Зато они поливали его громоздкие надстройки-"пагоды" из всего, что стреляет. В результате погибло много офицеров, системы управления вышли из строя, а главное - остановились генераторы. В это же время единственный снаряд с крейсера "Сан-Франциско" разбил рулевое отделение. И огромный корабль, не получивший ни одной пробоины в бортовой броне, потерял ход и беспомощно закачался на волнах.
  
  С рассветом "Хиэй" был атакован американской авиацией. Он отбил несколько атак, но к исходу дня все-таки был потоплен. Это был первый линкор, потерянный Японией. Впрочем, "Кирисима" пережил его ненамного: следующей ночью в бою с двумя американскими линкорами он смог вывести из строя "Саут Дакоту", но не замеченный им сразу "Вашингтон" нанес японцу смертельные повреждения...
  
  В 1943, сломив сопротивление японцев на Гуадалканале и заставив их эвакуироваться, Хэлси продолжил движение на север вдоль цепочки островов. Но это наступление "от пальмы к пальме", как его называли, было слишком медленным. Так, японская база Рабаул, в 600 милях к северо-западу от Гуадалканала, так и не была взята до самого конца войны. Таким образом войну выиграть было нереально. Была предложена другая тактика - "лягушачьих прыжков", когда захватывались только ключевые острова, а остальные отрезались от снабжения и в дальнейшем просто игнорировались.
  
  

Раздвоение личности.

  
  В 1944 году американцы ввели в центральной части Тихого Океана уникальную, больше нигде не встречавшуюся систему командования, эдакий таймшер: у одного и того же флота стало... два имени и два командующих ! Полгода кораблями командует адмирал Спрюэнс, и называется это Пятым Флотом. Завоевывают у японцев очередной остров. Операция завершилась, Спрюэнс со своей штабной командой уходит на берег - анализировать результаты, планировать следующую операцию, ну и отдыхать по мере возможности. А их место на флагманском корабле занимает команда адмирала Хэлси - с уже готовым планом нового наступления, свежие и отдохнувшие. Флот при этом автоматически переименовывается в Третий. Такая смена лидеров позволяла не делать больших пауз между операциями и исключала возможность переутомления командующих, когда у них уже теряется внимание к деталям и вообще снижается работоспособность. Кстати, большинство высокопоставленных офицеров флота предпочитало работать с осторожным и расчетливым Спрюэнсом, в то время как рядовые моряки обожали грубоватого и рискованного Хэлси.
  
  Во всей этой замечательной системе лично мне не понятны две вещи. Когда успевали отдыхать подчиненные двух славных адмиралов ? И в какой геморрой выливалась переделка "шапок" на всех эскадренных документах ? Я уж надеюсь, что хоть таблички на флагманском корабле каждый раз не меняли.... При этом Нимиц по-прежнему бессменно командовал всеми силами Тихого океана, а с юга, от Австралии, не торопясь наступал непотопляемый сэр МакАртур.
  
  Хэлси занял архипелаг Бисмарка. Спрюэнс захватил Марианские острова и выиграл "Битву над Марианнами" у адмирала Одзавы. Перед операцией на Филиппинах командование вновь получил Хэлси...
  
  

Битва в заливе Лейте.

   []
  И на старуху бывает проруха. Свою практически безупречную боевую репутацию Хэлси подмочил в один день, 24 октября 1944 года, в сражении за Филиппины. В статье про адмирала Одзаву об этом сказано подробнее. В общем, 3-й флот Хэлси (подчинявшийся Нимицу) совместно с 7-м флотом Кинкейда (подчинявшимся МакАртуру) обеспечивал высадку американского десанта на Филиппины. Их силы значительно превосходили остатки японского флота.
  
  Особенно впечатляющим было превосходство в авианесущих кораблях: у США 8 тяжелых авианосцев, 8 легких и 18 эскортных, с 1500 самолетов, против японских 1 ударного авианосца и 3 легких. Да ещё 2 "полуавианосца", переделанных из старых линкоров. На всех имелось 108 самолетов, причем большинство летчиков не были даже обучены посадке на палубу. Плюс около сотни уцелевших машин на Филиппинах. Вступать в открытый бой с такими силами было бессмысленно.
  
  Поэтому адмирал Одзава предложил прямо-таки фантастический план: использовать авианосцы как приманку и отвлечь все силы Хэлси на себя, дав возможность линкорам прорваться к десантному соединению и разгромить его. Дополнительной "приманкой" служил отряд из двух старых линкоров. 24 октября все колесики этого сложного механизма пришли в движение: авианосцы Одзавы с севера, два линкора Нисимуры с юга, ударная группа Куриты с запада. Все они, как и следовало ожидать, были своевременно обнаружены.
  
  Первой была атакована ударная группа. 250 самолетов смогли потопить только линкор "Мусаси" - систершип "Ямато". Но по преувеличенным докладам летчиков Хэлси пришел к выводу, что с этой эскадрой покончено. Тут как раз были обнаружены авианосцы Одзавы. Главные силы ! Других мыслей у Хэлси и быть не могло - все с 1941 года привыкли, что основную опасность представляют авианосцы. Немедленно все силы Третьего Флота были брошены на север.
  
  Уроки истории - вещь непростая. Два года назад японцы посчитали, что им за глаза хватит четырех авианосцев для захвата атолла Мидуэй. В результате - тотальный разгром. И кто после этого возразил бы Хэлси, когда он двинул на врага все свои 15 авианосцев (один был накануне нелепо потоплен одиночным (!!) японским самолетом) ? Кроме того, он из линкоров и крейсеров прикрытия создал ударный отряд (Task Force 34) и тоже двинул его на север, чтобы пушками довершить разгром противника. То, что не вышло когда-то у Нагумо, сделает Хэлси ! Даже эсминцы, все до последнего, были двинуты в бой - кашу маслом не испортишь. Беда лишь в том, что охранявшийся 3-м Флотом пролив Сан-Бернардино остался не то что без прикрытия - даже без наблюдения ! Безусловно, это была ошибка - но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А импульсивный, увлекающийся Хэлси видел перед собой цель и шел к ней, не отвлекаясь на всё остальное. Наверняка он считал, что прикрытие десанта - обязанность 7-го Флота, а его задача - разгром главных сил...
  
  Но у 7-го флота тоже были дела: с юга приближался Нисимура с двумя линкорами и одним крейсером, его догонял отряд еще из трех крейсеров. Силы вроде не запредельные, и обнаружены своевременно. Целый день авиация пыталась их атаковать, и... ничего ! Ни один корабль не был потоплен, хотя многие и были повреждены. Вечером японцев атаковали 39 торпедных катеров. Безуспешно. Уже на закате в бой пошли эсминцы. Один из линкоров получил около десятка торпед и затонул. Второй, тоже поврежденный, и крейсер "Могами" продолжали свой путь к неминуемой смерти. Впереди их ждал еще один заслон эсминцев. Но командующему 7-го флота Кинкейду этого показалось мало. Все боевые корабли, прикрывавшие десант - 6 линкоров и 8 крейсеров с эсминцами прикрытия помчались на юг. Их вел адмирал Олендорф. При всём прагматизме такого подхода (давить так давить !) несоразмерность сил бросается в глаза. Невелика честь вшестером раскатать одного, тем более поврежденного. Особенно имея радары, коих нет у противника. Война конечно не дуэль, и требовать честного боя один на один никто не станет. Но Кинкейд все равно перестарался, и скоро он это осознает.
  
  Как чертик из табакерки, вынырнула эскадра Куриты. Незамеченной прошла пролив Сан-Бернардино, повернула на юг. Если накануне авиаразведка велась по всем правилам, то сегодня ни один самолет в этих краях не пролетал, ни один даже маленький корабль не наблюдал за стратегически важным проливом. План Одзавы сработал, все силы американцев увлеклись ложными приманками.
  
  Подвиг - что в Америке, что в России - чаще всего является компенсацией чьей-то ошибки, недоработки, разгильдяйства. Пока 15 авианосцев Хэлси гонялись за четырьмя небоеспособным кораблями Одзавы, а 14 вымпелов эскадры Олендорфа расстреливали единственный линкор Нисимуры, 4 линкора во главе с "Ямато" и десяток крейсеров наткнулись на шесть эскортных авианосцев адмирала Спрэга и прикрывавшие их 7 эсминцев. Больше остановить Куриту было некому.
  
  К чести Спрэга, он сделал всё что мог. Его миноносцы пошли в самоубийственную торпедную атаку. Эскортники подняли все свои самолеты на противника, а сами попытались уйти подальше на восток. Но по скорости они вдвое уступали японским крейсерам, так что выиграть удалось немного. Ушел в эфир призыв о помощи, открытым текстом. Но флот Хэлси находился уже в 500 милях от них, и сразу помочь не мог. Как, впрочем, и линкоры Олендорфа. Пришлось спасать себя самим. Из семи эсминцев погибли три. Из шести авианосцев все получили повреждения, а один затонул. Но поднявшиеся с них самолеты, вовсе не предназначенные для атак на корабли, совершили чудо: один крейсер пошел на дно, еще два вышли из боя. У Куриты создалось впечатление, что его атакуют самолеты с тяжелых авианосцев - а с ними связываться было чревато. И он, находясь в шаге от цели, отвернул !!!
  
  

All the world wonders.

   []
  Тем временем Нимиц в далеком Перл-Харборе пытался разобраться, что происходит. Если в свое время при Мидуэе он полностью контролировал обстановку, то сейчас был введен в заблуждение своими подчиненными. О том, что десантный отряд оказался без прикрытия, он узнал только постфактум. Срочно приказал Хэлси развернуть назад часть сил. Но тот, увлеченный погоней, не сразу отреагировал. В результате получил по радио еще один нагоняй.
  
  И это был не просто нагоняй. Чисто техническая ошибка сделала его единственным в своем роде. Дело в том, что флотские шифровальщики использовали при кодировании вставки случайного текста. Они добавлялись к началу и концу сообщения для затруднения противнику частотных методов дешифровки. При получении лишний текст, конечно, отбрасывался. Вставки обычно брали из классики.
  
  Так вот, при расшифровке телеграммы от Нимица радист поторопился, и лишний текст был напечатан вместе с самим сообщением. На сей раз это была строка из знаменитого стихотворения Теннисона "Атака легкой бригады", посвященного событиям Крымской войны. "All the world wonders" - "Весь мир удивился". Эта фраза была приписана тексту самой радиограммы, где Нимиц не слишком вежливо интересовался, куда, черт возьми, подевались все линкоры Третьего Флота (Task Force 34) . И Хэлси с горя решил, что он опозорен на весь мир ! Не терявшийся в свое время и в более серьезных переделках, тут он откровенно запаниковал. Схватившись за голову, матерно ругался при подчиненных. На час забросил всю текущую работу. Он осознавал, что допустил грубейший промах.

TURKEY TROTS TO WATER GG FROM CINCPAC ACTION COM THIRD FLEET INFO COMINCH CTF SEVENTY-SEVEN X WHERE IS RPT WHERE IS TASK FORCE THIRTY FOUR RR THE WORLD WONDERS

  
   Как известно, этот промах к фатальным последствиям все-таки не привёл. Курита в критический момент не решился продолжать бой, и десантное соединение не пострадало. Но Хэлси от этого было не легче. Тем более что эта беда оказалась не последней...
  
  

Тайфун имени Хэлси.

  
  Воевать приходилось не только с японцами. Иногда не менее опасным противником был сам Океан. 17 декабря 1944 года Третий Флот столкнулся с тайфуном "Кобра", который многие потом назвали "тайфун Хэлси". Метеорологи накануне дали противоречивый прогноз: тайфун пройдет то ли здесь, то ли севернее. Хэлси решил не тратить времени на уклонение... и не угадал. Уже вечером из-за сильного ветра и качки самолетам воздушного патруля оказалось невозможно совершить посадку на авианосцы. Хэлси разрешил посадку на воду. Самолеты были потеряны, но все пилоты спасены эсминцами. Впрочем, это было только начало. На следующий день барометр продолжил падать. Хэлси сначала пытался сохранять боевой ордер, но в середине дня отдал приказ кораблям "принять наиболее удобный курс и держаться по способности". Но и это не всем помогло. Волны высотой свыше 20 метров бросали корабли как щепки, ветер достигал 100 узлов. За два часа флот потерял 3 эсминца и 146 самолетов, погибло свыше 800 человек. Еще три для после этого продолжались спасательные операции, после чего 3-й Флот ушел на ремонт. То чего не могли добиться японцы - сотворила стихия.
  
  Вспоминается старое японское предание о Божественном Ветре, в свое время дважды уничтожившем корабли хана Хубилая и не допустившем вторжения монголов в Японию. И в этот раз, судя по всему, боги делали для японцев всё что могли - но этого оказалось недостаточно против абсолютного превосходства янки.
  
  Был созван военный суд для разбора обстоятельств происшествия. Председатель - сам адмирал Нимиц. Расследование показало, что Хэлси действительно совершил ошибку, в результате чего Третий флот оказался в сердце тайфуна. Но суд все же не признал его непосредственно виновным, и не наложил никакого наказания.
  
  

Конец войны.

  
  В январе 1945 Хэлси сдал свой флот Спрюэнсу. В мае принял командование обратно, только для того, чтобы... снова попасть в тайфун ! Собственно, это была единственная помеха. Японский флот в море больше не выходил. Авиация Хэлси наносила удары по городам Японии, сопровождавшие их линкоры и крейсера вели огонь по прибрежным целям. Но дело уже шло к неизбежному концу.
  
  2 сентября 1945 г. на борту флагманского корабля адмирала Хэлси, линкора "Миссури", была подписана капитуляция Японии. В конце года он был произведен в Адмиралы Флота - четвертым за Вторую Мировую и пока последним в истории США. После войны уволился, работал в гражданских организациях. Много сил потратил на попытки организации музея на своем самом заслуженном авианосце "Энтерпрайз", но ничего не добился. Умер в 1957 году, а его корабль на следующий год был отправлен на металлолом...
  
  

Афоризмы:

  
  "Когда мы покончим с ними, на японском будут говорить только в аду" - после Перл-Харбора
  "Бить сильно, быстро, часто" - девиз Хэлси в ходе первых авианосных рейдов.
  Там же: - Адмирал, уж не собираетесь ли Вы начать свою собственную войну ? "- Черт возьми, я это и сделаю. И если что-то помешает мне, я сначала буду стрелять, а уж потом спрашивать".
  "Пока у меня остался хоть один самолет и один летчик, я буду нападать" - во время боев за Гуадалканал.
  "Конец боевых действий. Война закончена. Если появятся японские самолеты - сбивать их в дружественной манере" - в конце августа 1945.
  "Если бы меня спросили, какие машины выиграли войну на Тихом океане, я бы назвал подлодки, радары, самолеты и бульдозеры".
  "Нет великих людей - есть великие задачи, которые обычные люди встречают и должны по необходимости решать"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"