|
|
||
Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется... | ||
А про резуновские "38-тонные танки", надеюсь, слышали все. Если без глупостей, то речь идет про чешские легкие танки LT vz.38, более известные под немецким обозначением Pz.Kpfw.38(t). Созданные фирмой ЧКД в 1938 году, они так и не успели послужить своей стране, зато исправно несли службу в панцерваффе Гитлера. Так к сожалению тоже бывает.
Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой - пулеметом "Шварцлозе".
Танкетками увлекался не только Тухачевский, и не просто так. Если известный всем по Первой Мировой "угрюмый танк" действительно был тяжелым и тихоходным, то произведение фирмы "Карден-Ллойд" просто рвало все стереотипы. Их модели 1929-30 года развивали скорость до 45 км/ч, лихо преодолевали канавы, косогоры и прочие препятствия. При этом базировались на хорошо освоенных автомобильных и тракторных агрегатах, а по весу и по стоимости не сильно отличались от обычного автомобиля.
Сами англичане рассматривали танкетку в основном как пулеметовоз и подвозчик патронов. В атаку на ней ходить никто в здравом уме не собирался. Тем более - бодаться с орудиями ПТО. В Англии, даже в худшие времена имевшей кроме танкеток и "нормальные" танки, не требовали от "Карден-ллойдов" невозможного. В малых же странах танкетки считались основной ударной силой, и на них порой возлогались совершенно неподъемные задачи...
На ее основе Сурин создает более совершенную модель - АН-IV. Компоновка осталась та же, но стрелок теперь сидит во вращающейся башне и вооружен тяжелым пулеметом ZB.vz.35 с ленточным питанием. Справа от водителя сохранился курсовой пулемет ZB.vz.26, но теперь его можно закрепить в фиксированном положении и вести огонь с помощью тросика Боудена (как тормоз на велосипеде). А ходовая часть впервые получила по четыре катка большого диаметра - в будущем такой же вид будут иметь и 38(t), и "Хетцеры"... Однако чешское руководство не проявило интереса к новой модели.
Параллельно с экспортной танкеткой, Алексей работал над проектом более тяжелой машины. В 1933 году танк был принят под именем LT vz.34. Это был, подчеркну, первый танк, произведенный и принятый на вооружение в Чехословакии. Весь предыдущий опыт составляли вышеназванные танкетки - поэтому и танк вышел, конечно, не идеальным.
Вскоре после начала производства vz.34 стали очевидные его слабые стороны. Правительство выдвинуло новые требования к легкому танку поддердки пехоты. В техническом задании оговаривались следующие условия: бронирование лобовых бронелистов 25 мм, бортовых - 15 мм, максимальная скорость - 30 км\ч, вооружение - одна 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемета.
Тем временем Алексей Сурин разрывался между конкурсной моделью описанной выше - и несколькими экспортными заказами: для Ирана, Перу, Швейцарии и Литвы. Основной изюминкой этих танков стала новая ходовая часть из 4 больших катков на борт. Почти как у Кристи ? Нет, здесь вместо индивидуальной свечной подвески - обычная рессорная на каждую пару колес. Но в общем вышло достаточно компактно, прочно и надежно - не зря эту подвеску использовали до самого конца войны...
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/surin/38t.jpg)
Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования.
![[]](/img/k/krasilxnikow_o_j/surin/auf.jpg)
Так появился TNHnA (TNH neue Art). Новая башня, новый двигатель, новые катки... Вот только выпускать его так и не начали - от чертежей в КБ до серийного производства дорога неблизкая, особенно если идти нога за ногу. То же случилось с Aufklarungpanzer 38(t), разработанным той же фирмой ВММ в 1944. Большая скорость, хорошие приборы наблюдения, мощная рация, 20-мм автоматическая пушка - отличный разведывательный танк. Но в серию, увы и ах, не пошел... Единственное что удалось этой самой BMM - освоение выпуска самоходки "Хетцер". Но участие в этом деле чехов было минимально...
Когда министр обороны Чехии Мартин Стропницкий вручал медаль Золотой Липы сыновьям А. М. Сурина Владимиру и Александру, он сказал, что Т-35 является лучшим танком чехословацкой истории, созданным русским конструктором. Что vz.35 к Сурину отношения не имел, мы уже выяснили. Ну так медаль и называется соответственно - "липа"...
|