Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Конструктор танков Алексей Сурин

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
Оценка: 4.54*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется...

  Конструктор Сурин ? Нет, не слышали.
  
   [] А про резуновские "38-тонные танки", надеюсь, слышали все. Если без глупостей, то речь идет про чешские легкие танки LT vz.38, более известные под немецким обозначением Pz.Kpfw.38(t). Созданные фирмой ЧКД в 1938 году, они так и не успели послужить своей стране, зато исправно несли службу в панцерваффе Гитлера. Так к сожалению тоже бывает.
  
  

Вольноопределяющийся

  
  А конструктором этих танков, и не только их, был русский белоэмигрант Алексей Михайлович Сурин. Он родился в 1897 году в Харьковской губернии. В 17 лет он окончил гимназию в городе Ахтырка, и поступил в Киевский Политехнический. Но учебу не довелось даже начать - грянула Первая Мировая, и студенты-первокурсники практически поголовно вступили добровольцами в армию.
  
  Для лиц с образованием в царской армии существовал особый статус - вольноопределяющийся. Основным их отличием была возможность упрощенной сдачи экзамена на чин прапорщика или подпоручика - только военные дисциплины. Но экзамен ещё когда будет, а пока грамотных добровольцев с руками отрывали всё более множащиеся технические войска - артиллерия, авиация, саперы, связисты...
  
  Алексей Сурин попал в артиллерию, на Юго-Западном фронте. В офицеры вышел не сразу - не до экзаменов было. Служил сначала рядовым, потом был произведен в унтер-офицеры. Позже закончил Высшую артиллерийскую школу и был произведен в чин подпоручика. В 1916 году участвовал в наступлении 9-й армии ген.Лечицкого (одновременно с "Брусиловским прорывом" под Луцком). Потом был переброшен в Румынию, где русские войска спасали своего новоявленного союзника от полного разгрома. Там, в Румынии, и встретил А.Сурин революцию.
  
  

Белоэмигрант

  
  Вначале он мыслил аполитично. Ни за красных, ни за царя - пропади всё пропадом, а с него хватит. Бросил свой полк, добрался до Киева, надеялся продолжить учебу в политехе. Но разве там было до учебы! Власть менялась каждую неделю, каждая старалась своей дуростью превзойти предыдущую. Было на что посмотреть, над чем подумать... Главное живым остаться.
  
  И потому когда в августе 1919 в Киев вошли части Добровольческой Армии (корпус генерала фон Бредова), Алексей без колебаний присоединился к ним. Сначала вступил в известный добровольческий Киевский Офицерский полк, потом был переведен по специальности, в один из артдивизионов. Участвовал в боях в районе Чернигова и Житомира - как против красных, так и против петлюровцев. На этом вроде бы не главном направлении тогда тоже происходило много интересного. В октябре добровольцы сначала в очередной раз по глупости потеряли Киев, а потом через три для снова взяли его у петлюровцев... И так до декабря, пока отступление Деникина на Московском направлении не заставило оставить и Киевскую губернию...
  
  Алексею повезло: основная масса белых из-под Киева отошла к Одессе и была отрезана красными. Но его часть смогла прорваться в Крым - чтобы позже эвакуироваться. Никаких подвигов на крымской земле они не совершали: безнадежность Белого Дела была очевидна, речь шла лишь о том, как это всё поскорее закончить.
  
  

Конструктор.

  
  Алексей Сурин высадился в Константинополе. Технические навыки и здесь не дали пропасть - вскоре он устроился автомехаником в гараж при французской военной миссии. По тем временам редкое везение. Но услышав, что в далекой Чехословакии русских эмигрантов разрешили принимать в учебные заведения - бросил насиженное место и в 1921 году приехал в Прагу. Сразу же поступил в Технический институт (СVUT), быстро справился с новой обстановкой, учебой и чешским языком. Экзамены сдавал досрочно, и быстро получил диплом инженера-машиностроителя и электротехника.
  
  С 1924 года Алексей работает на фирме ЧКД - одной из двух (наравне со "Шкодой") ведущих фирм чешской военной промышленности. Когда-то эти фирмы снабжали оружием всю Австро-Венгрию. Сейчас маленькой Чехословакии столько вооружения не требовалось - и поэтому оба предприятия ориентировались в основном на экспорт. Но и свою армию не забывали.
  
  

Колесно-гусеничный танк KH-60

  
   [] Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой - пулеметом "Шварцлозе".
  
  По результатам испытаний А.Сурину была заказана новая модель - KH-60. Помимо увеличения мощности мотора до 60 л.с, новый танк получил новую 4-ступенчатую КПП и другую форму корпуса. В увеличенной башне можно было установить 47-мм пушку или спарку пулеметов. Скорость достигла 45 км/ч на колесах и 18 км/ч на гусеницах. Оба изготовленных в 1927 году опытных образца были закуплены... Советским Союзом.
  
  Таким образом, уже самое первое изделие конструктора-белоэмигранта Сурина досталось его злейшим врагам-коммунякам. То ли ещё будет !
  
  В 1929 году вышла еще одна модификация этого танка - КН-70. Она имела более мощный мотор, повышенную скорость и более совершенный механизм смены колес на гусеницы. Впрочем, она тоже осталась в одном экземпляре - его закупила Италия...
  
  

Танкетка

  
   [] Танкетками увлекался не только Тухачевский, и не просто так. Если известный всем по Первой Мировой "угрюмый танк" действительно был тяжелым и тихоходным, то произведение фирмы "Карден-Ллойд" просто рвало все стереотипы. Их модели 1929-30 года развивали скорость до 45 км/ч, лихо преодолевали канавы, косогоры и прочие препятствия. При этом базировались на хорошо освоенных автомобильных и тракторных агрегатах, а по весу и по стоимости не сильно отличались от обычного автомобиля.
  
  Казалось бы, идеальная машина будущей войны. Против сотен и тысяч таких бронированных латников не устоит никто ! Не зря эти танкетки закупались в 15 странах, а лицензии на их производство приобрели семь - от СССР до Франции и от Швеции до Чехии.
  
  Дьявол, как всегда, крылся в деталях. Предельно облегченная конструкция не допускала усиления брони. А та, которая была - пробивалась вблизи из винтовки. Никаких средств связи и даже места для них. Завидная надежность (в английском исполнении) базировалась на лучшей в мире металлургии и вековых традициях фирмы "Виккерс". Попытка воспроизвести ту же конструкцию в местных условиях давала самые разные результаты. То же касалось и брони, стойкость которой могла различаться в разы, в зависимости от производителя.
  
  

Танкетка vz.33

  
   [] Сами англичане рассматривали танкетку в основном как пулеметовоз и подвозчик патронов. В атаку на ней ходить никто в здравом уме не собирался. Тем более - бодаться с орудиями ПТО. В Англии, даже в худшие времена имевшей кроме танкеток и "нормальные" танки, не требовали от "Карден-ллойдов" невозможного. В малых же странах танкетки считались основной ударной силой, и на них порой возлогались совершенно неподъемные задачи...
  
  В Чехословкии фирма ЧКД на основе английской танкетки выпустила свою - vz.33. Главным конструктором был Сурин. Основным отличием от прототипа было наличие двух пулеметов ZB vz.26 - у стрелка и у водителя. Видимо считали, что у мехвода в бою будет достаточно свободного времени... В 1933 году танкетка была принята на вооружение под наименованием Tancik vz. 33. Всего было выпущено более 70 штук.
  
  

Танкетка АН-IV

  
   [] На ее основе Сурин создает более совершенную модель - АН-IV. Компоновка осталась та же, но стрелок теперь сидит во вращающейся башне и вооружен тяжелым пулеметом ZB.vz.35 с ленточным питанием. Справа от водителя сохранился курсовой пулемет ZB.vz.26, но теперь его можно закрепить в фиксированном положении и вести огонь с помощью тросика Боудена (как тормоз на велосипеде). А ходовая часть впервые получила по четыре катка большого диаметра - в будущем такой же вид будут иметь и 38(t), и "Хетцеры"... Однако чешское руководство не проявило интереса к новой модели.
  
  Пришлось обратиться за рубеж. Там желающие нашлись. Примерно по 50 машин закупили Швеция и Иран. Румыны заказали 37 машин, получили (до ликвидации Чехословакии) около 30. Под обозначением "R-1" эти танкетки были распределены (по 4-6 штук) по 6 румынским кавбригадам и использовались ими вплоть до конца 1942 года для разведки, охранения, поддержки кавалерии и т д.
  
  

Танк LT vz.34

  
   [] Параллельно с экспортной танкеткой, Алексей работал над проектом более тяжелой машины. В 1933 году танк был принят под именем LT vz.34. Это был, подчеркну, первый танк, произведенный и принятый на вооружение в Чехословакии. Весь предыдущий опыт составляли вышеназванные танкетки - поэтому и танк вышел, конечно, не идеальным.
  
   Он был вооружен откровенно слабой 37-мм пушкой А3 и двумя пулеметами ZB 53. Дальность стрельбы из пушки по бронеобъектам - 75 (семьдесят пять) метров, дальше она становилась неэффекивна из-за низкой точности. Башенный пулемет имел отдельную от пушки установку (как у нас на Т-28/Т-35) и мог наводиться независимо. Курсовой пулемет устанавливался между водителем и радистом и мог обслуживаться либо тем либо другим.
  
   Броня, сделанная с оглядкой на прототип (английскую танкетку) тоже оказалась слабовата (лоб 15 мм, борт 12, прочее 10). А вот ходовые качества оказались вполне на уровне: 30 км/ч по шоссе, 15 км/ч по проселку. Подвеска опять же напоминала танкетку (та же характерная горизонтальная балка, соединяющая все мелкие катки), но была пересчитана согласно возросшей нагрузке.
  
   В общем получился бы вполне достойный аналог английского "Виккерс Мк Е", он же Т-26 - если бы не пушка ! Всего была выпущена 51 машина. Из них 27 позже оказалась в словацкой армии, где использовались для обучения водителей. Во всяком случае в боевые части они не включались и территорию страны не покидали.
  
   Весной 1944 года, когда в Словакии началось народное восстание, большинство танков LT vz.34 ещё находилось в ограниченной эксплуатации. Часть этих машин была вкопана в землю и использована в качестве неподвижных огневых точек у города Зволен. Десять других LT vz.34 были захвачены немцами в Турчанске Святом Мартине (Turciansk Svaty Martin) и после ремонта отправлены в Пльзень, где использовались для 'наведения порядка'. Впоследствии эти изношенные боевые машины планировалось передать армии Хорватии, но хорватские военные представители оценили LT vz.34 как безнадежно устаревшие и отказались от такого 'подарка'. Последние танки LT vz.34 закончили свою карьеру в качестве бронированных огневых точек, причем их вооружение состояло из двух тяжелых пулеметов. Войну 'пережили' две машины - к концу 1945 года от них остались только корпуса и башни. О восстановлении этих раритетов тогда никто не позаботился, поэтому начале 1950-х гг. LT vz.34 отправили на переплавку и до наших дней ни один танк этого типа не сохранился.
  
  Остальные 24 танка были отправлены на пункты сбора трофейной техники. По официальным данным, на вооружение они (в отличие от 35(t) и 38(t)) не принимались и в боях не участвовали. Максимум - использование для первоначальной подготовки водителей. К концу войны все LT vz.34 числятся сданными в металлолом.
  
  

Опытный танк P-II-a

  
   [] Вскоре после начала производства vz.34 стали очевидные его слабые стороны. Правительство выдвинуло новые требования к легкому танку поддердки пехоты. В техническом задании оговаривались следующие условия: бронирование лобовых бронелистов 25 мм, бортовых - 15 мм, максимальная скорость - 30 км\ч, вооружение - одна 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемета.
  
  Надо сказать, что отношения правительства Чехословакии с ее двумя главными оружейными фирмами - "ЧКД-Прага" и "Шкода" были весьма сложными. Обе требовали свой кусок бюджетного пирога, ни одну нельзя было всерьез обидеть и оттолкнуть - иначе вторая, став монополистом, совсем потеряет совесть. Поэтому крупные выгодные заказы давались фирмам попеременно, иногда даже вопреки техническим и военным резонам.
  
  В таких условиях и проходил конкурс на легкий танк. Одни авторы откровенно пишут, что "Шкоду" выбрали заранее и конкурс был лишь формальностью. Другие сравнивают ТТХ представленных машин и находят, что ЧКД из-за спешки все-таки не совсем выполнила условия, в частности по толщине брони. Как бы то ни было, победу одержал танк фирмы "Шкода" - LT vz.35, он же 35(t). Но при этом, из тех же политических соображений... половину заказа на новые танки получила ЧКД ! Так что борьбу нанайских мальчиков придумали не вчера, и совсем не нанайцы...
  
  В некоторых публикациях, Алексея Сурина называют конструктором ВСЕХ чешских танков, включая LT vz.35. Последнее явно неверно, хотя бы потому что Алексей на "Шкоду" никогда не работал. Но кто сейчас будет копаться в таких "мелочах" ! Точно так же в той же Чехословакии изобретение первого "УЗИ-образного" автомата "Samopal.23" вместо Я.Холечека приписывают Вацлаву Холеку - разработчику пулеметов, а фирму "Зброевка Брно" путают с CZ. "К черту подробности, на каком я континенте ?..."
  
  
  

Экспортный танк TNH

  
   [] Тем временем Алексей Сурин разрывался между конкурсной моделью описанной выше - и несколькими экспортными заказами: для Ирана, Перу, Швейцарии и Литвы. Основной изюминкой этих танков стала новая ходовая часть из 4 больших катков на борт. Почти как у Кристи ? Нет, здесь вместо индивидуальной свечной подвески - обычная рессорная на каждую пару колес. Но в общем вышло достаточно компактно, прочно и надежно - не зря эту подвеску использовали до самого конца войны...
  
  50 танков ушло в Иран - они там служили практически без модернизации до 1957 года.
  
  Перу закупила 24 машины. Первым делом, как водится, они приняли участие в очередном государственном перевороте. А в июле 1941 года, когда всем было совсем не до проблем Южной Америки, армия Перу нанесла мощный удар по соседнему Эквадору. В результате продолжавшейся 3 месяца войны перуанцы вернули себе обширные земли в верховьях Амазонки, "исконно" им принадлежавшие. Танки показали себя отлично - в бою не была потеряна ни одна машина. Армия осталась ими настолько довольна, что даже после Второй Мировой Войны пыталась разыскать и купить уцелевшие танки этого типа, считая "чехов" гораздо лучше, чем американские "Стюарты" военного выпуска. Но ничего не нашлось... Оставшиеся машины служили аждо 1988 года.
  
  Швейцария тоже заказала 24 машины - с усиленной броней и вооружением в виде 24-мм пушки "Эрликон". Танк LTH в Швейцарии получил обозначение Panzerwagen 39. Этими машинами были вооружены танковые роты в трех легких бригадах альпийской республики. Танки эксплуатировались вплоть до 1950 г.
  
  Наконец, Литва заказала в 1940 году 21 танк, но по понятным причинам не получила ни одного. Эти танки позже были переданы в армию Словакии, где использовались на равне с 38(t) - от которых они, собственно, и мало чем отличались.
  
  

Легкий танк LT vz.38

  
   [] [] Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования.
  
  В первую очередь, усилить броню и при этом сохранить подвижность. Лоб корпуса и башни получил броню 25 мм, борт - 15. Для обеспечения подвижности на танке устанавливался лицензионный бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 (Praga-EPA) и планетарная коробка передач Praga-Wilson, также выпускавшаяся по лицензии британской фирмы Rolls-Royce.
  
  Танк TNHPS был срочно принят на вооружение в 1938 году под индексом LT vz.38. Был выдан заказ на выпуск 150 машин. Но выполнить его не успели - Чехословакия перестала существовать.
  
  

Легкий танк Pz Kpfw.38(t)

  
  Немцы, захватив Чехию, не могли не оценить нового танка. На тот момент он не уступал по ТТХ их основной машине - "тройке" моделей E-F. И рядом был завод, способный эти танки выпускать ! Неудивительно, что захватив предприятие в свои руки, немцы пустили танки LT vz.38 в серию практически без изменений, разве что радиостанцию заменили на FuG5. Броня-пушки-пулеметы остались как было.
  
  Только через год, по результатам боев во Франции, на 38(t) стали усиливать бронирование, доведя лоб до 50 мм, а борт до 30. В таком виде танки выпускались до 1942 года включительно.
  
  

Судьба конструктора

  
  А что же Алексей Сурин ? Да врагу такой судьбы не пожелаешь. Человек 15 лет честно работал на свою новую родину. Видимо, пришелся ко двору - непонятно кому танки строить не доверят. После стольких лет поиска нашел-таки достаточно оптимальное соотношение характеристик - по русски говоря, ему наконец повезло создать удачный танк. Победил в конкурсе. Подготовил завод к производству. Лег спать победителем - проснулся по сути рабом в чужой стране. Правительство за него решило, с кем дружить и на кого работать... Те же проблемы, что у Вацлава Холека.
  
  Что далеко ходить - многие еще помнят 1991 год. Немного тогда оставалось настоящих, убежденных коммунистов - но они были. И вот представьте, каково им было одним махом оказаться в проклятом буржуинстве, да еще не самого лучшего пошиба. Идти воевать ? Против кого и за что, если сама верхушка всё слила ?... И если уж мы сами не пошли партизанить против Чубайса с Гайдаром, то вряд ли будем осуждать того же Сурина, который тоже примирился с новой властью...
  
  Тем более что трудовых подвигов от него не требовали. Ходишь на работу, и ладно. А улучшать танк будут в частности ребята из фирмы ВММ. Они кстати и понадежнее будут, чем все эти чехи... По сути фирма ВММ получила в управление заводы бывшей ЧКД, и если на производстве почти все осталось без изменений, то управленцев и конструкторов поменяли. Новое руководство постепенно вошло в курс дела и в 1942 году предложило улучшить выпускаемый танк.
  
   [] [] Так появился TNHnA (TNH neue Art). Новая башня, новый двигатель, новые катки... Вот только выпускать его так и не начали - от чертежей в КБ до серийного производства дорога неблизкая, особенно если идти нога за ногу. То же случилось с Aufklarungpanzer 38(t), разработанным той же фирмой ВММ в 1944. Большая скорость, хорошие приборы наблюдения, мощная рация, 20-мм автоматическая пушка - отличный разведывательный танк. Но в серию, увы и ах, не пошел... Единственное что удалось этой самой BMM - освоение выпуска самоходки "Хетцер". Но участие в этом деле чехов было минимально...
  
  Как-то в 1943 конструктора посетил сам Гейнц Гудериан. Анализируя результаты "Цитадели", он захотел обсудить с Суриным сильные и слабые стороны немецкой бронетехники. Что ему ответить ? Просто врать - бессмысленно, оппонент знает тему не хуже тебя. Сказать что думаешь ? А где гарантия, что среди словесного мусора не выскочит бриллиант, что собеседник в потоке банальных рассуждений не поймает один единственный факт, фразу, слово - которого ему пока не хватает ? За которым он, собственно, сюда и пришел ? В результате Сурин, как говорят, "включил дурака" и по сути сорвал беседу. Некрасиво. Но на войне как на войне.
  
   В конце 1944 Сурин был представлен к Ордену Германского Орла, однако решил избежать позора и, с помощью своего двоюродного брата-врача, симулировал приступ стенокардии и до конца войны остался 'на больничном'.
  
   После прихода Красной Армии он три дня допрашивался НКВД и был признан невиновным в сотрудничестве с нацистами. И это при том, что тогдашние "органы" в излишнем гуманизме замечены не были. Нашлась бы хоть малейшая зацепка - сидеть ему не пересидеть... Однако выпустили !
  
  После войны конструктор продолжил работу на ЧКД. В том числе по выполнению еще довоенных заказов на его танки - 20 штук в Абиссинию, сколько-то в Перу... Но вскоре СССР "танковую самодеятельность" прекратил, оставив "странам народной демократии" для утешения только разработку легкобронированных машин. Да и та из Чехии переезжает в Словакию - подальше от границы с НАТО.
  
   Тем не менее, вплоть до конца 1960-х Алексей Михайлович работал в качестве консультанта в области производства тяжелой военной техники и часто ездил в Словакию в Дубницу над Вагом и Мартину. Будучи пенсионером он еще несколько лет работал в Праге как конструктор газотурбинных двигателей для военной техники, а также и систем силовых передач. Умер в 1974 году.
  
   [] Когда министр обороны Чехии Мартин Стропницкий вручал медаль Золотой Липы сыновьям А. М. Сурина Владимиру и Александру, он сказал, что Т-35 является лучшим танком чехословацкой истории, созданным русским конструктором. Что vz.35 к Сурину отношения не имел, мы уже выяснили. Ну так медаль и называется соответственно - "липа"...
Оценка: 4.54*6  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) В.Коновалов "Чернокнижник-2. Паразит"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) Ю.Кварц "Пробуждение"(Уся (Wuxia)) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) F.(Анна "Избранная волка"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"