Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Венесуэла: броневик "Тортуга" и другие

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Бронетехника антиподов

  Как-то получилось, что танками в основном увлекались европейцы. Там их придумали, там по большей части производили, там в основном и применяли. Ну, США и Канада еще отметились, так опять, только чтоб не у себя дома, а в Европе воевать.
  
  А что в нашей любимой Южной Америке ? Да в общем мало чего. Все случаи создания и/или применения бронетехники можно буквально пересчитать по пальцам. Тем не менее, кое-что интересное есть и там. Сегодня наш рассказ о бронетехнике Венесуэлы - с самого начала и до 1960-х гг.
  
  

Мечты президента Гомеса

  
   [] В интересующее нас время страной правил генерал Хуан Гомес. Он пришел к власти в 1909 г, и фактически был у руля до смерти, в 1935 г. Правда, для соблюдения демократических приличий он периодически уступал президентскую табуретку другим товарищам - местным Медведевым, но при этом сохранял за собой пост Главнокомандующего. Это автоматически гарантировало его возвращение на пост.
  
  Хороший он был правитель или нет? Как сказать. Да, народ при нем жил так же бедно как и раньше, образование и медицина почти не развивались. Но именно при нем в стране начали добывать нефть. Сам факт, что в стране за 30 лет не случилось ни одного переворота - уже говорит о том, что политик он был незаурядный. Достаточное внимание уделялось армии. А авиаторы так до сих пор вспоминают Гомеса как одного из отцов-основателей венесуэльских ВВС. Он лично встречал знаменитого летчика Чарльза Линдберга во время его турне по Латинской Америке. Он очень много сделал для развития авиации. Но, как мы увидим, и бронетехнику президент не забывал.
  
   Уже в 1919 г правительство страны выразило желание приобрести образцы бронетехники во Франции. В частности, речь шла о танках "Шнейдер" и "Рено FT-17". В 1921 уполномоченная делегация отправилась в Париж. Она закупила полевые орудия, минометы и другое оружие - но вот о танках договориться не удалось. Огорченный президен решил опереться на собственные силы. Утверждают, что в 1925 г он сам разработал проект бронемашины. Лично или с чьей-то помощью, история умалчивает. Впрочем, от идеи до реализации прошло долгих 8 лет. В конце 1920-х страна просто не имела технических возможностей для постройки у себя даже примитивных бронеавтомобилей. К примеру, не было подходящих шасси. Да много чего не было, поэтому проект долго откладывали.
  
   []
  
  

Такой непростой парад

  
  Но в 1932-33 на границах стало неспокойно: соседние Перу и Колумбия начали войну из-за спорного участка амазонских джунглей. Колумбийцы, хоть и с трудом, победили, и забрали спорную территорию себе. Ну и как водится, на радостях возомнили себя крутыми и начали задирать соседей. Между Колумбией и Венесуэлой произошло несколько дипломатических и пограничных инцидентов. Остудить горячие латинские головы можно было только демонстрацией силы.
  
  23 декабря 1934 года на венесуэльском аэродроме Маракай был проведен большой военный парад, в котором участвовали самые отборные подразделения Армии, флота и Военной авиации. Это было явным предупреждением для соседней Колумбии - которое, кстати, сработало. Провокации на границе резко пошли на убыль. Перед генералом Хуаном Висенте Гомесом, президентом Республики и Верховным Главнокомандующим, прошла самая современная на тот момент армейская техника.
  
   []  []
  
  Особый интерес вызвали грузовики с бронированными кузовами, спроектированные и построенные на военно-морской верфи Пуэрто-Кабельо. Они имели разное назначение: бронетранспортеры для перевозки войск, военно-инженерные машины, радиостанции, зенитно-пулеметные установки. Армия показала также медицинские фургоны, полевые кухни, ремонтные "летучки". По уровню моторизации армия Венесуэлы была чуть не впереди планеты всей - во всяком случае, если судить по этому параду.
  
  Была показана единственная закупленная в Англии танкетка "Виккерс Карден-Ллойд Mk.VI". До сих пор ведутся споры, были ли там две итальянские танкетки CV/33. Вообще-то сотрудничество с Италией началось позднее, после смерти президента Гомеса, который больше ориентировался на Францию. На фото во время парада итальянские танкетки тоже не попали. Однако некоторые авторы утверждают, что они там были ! Возможно, смешивают с английской каракатицей, или годы путают (пара СV/33 точно была куплена, но по другим источникам не ранее 1937 г).
  
   []  []
  
  

Бронемашина "Тортуга"

  
  Однако гвоздем парада, конечно, были первые пять бронемашин собственного производства. Давняя мечта президента наконец-то воплотилась в железе. Броневики строили на базе трехосного грузовика "Форд BB" с колесной формулой 6х4. Мы помним, что более ранняя модель трехосного Форда - "Форд-Тимкен" - использовалась в СССР для создания броневиков БАИ и БА-3. Форд-BB отличался от предка большей грузоподъемностью (3 тонны вместо 1.5) и соответственно более мощным двигателем (вместо 40 лс - 65-70, а на модификации "С" все 80).
  
  
ТТХ броневатомобиля "Tortuga"
БОЕВАЯ МАССА~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел.4-6
РАЗМЕРЫ, ДхШхВ5.5 х 2.05 х 3.1 м
ВООРУЖЕНИЕ7,71-мм пулемет Vickers
или 13,2-мм Hotchkiss
БРОНИРОВАНИЕлоб 15 мм
ДВИГАТЕЛЬFord, бенз., 6-цил.
жидк.охл., 80 л.с.
КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА6 x 4
ВСЕГО ПОСТРОЕНО12
ГОДЫ ПОСТРОЙКИ1934-35
ГОДЫ СЛУЖБЫ1934-50
Уникальная, нигде больше не использовавшаяся конфигурация корпуса броневика напоминала черепаху. Поэтому, собственно, машину и назвали "Tortuga" - по-испански "черепаха". Некоторые сейчас сравнивают ее со шлемом Дарта Вейдера. Такая форма обеспечивало рациональные углы наклона бронелистов, что увеличивало пулестойкость. С другой стороны, она же делала машину излишне высокой и оставляла очень немного места для экипажа и оборудования. Броневик был откровенно тесным, не смотря на немалые внешние габариты.
  
  Толщина брони в носовой части "Черепахи" достигала 15 мм. Для броневика очень солидно! С вооружением не совсем понятно. Большинство источников пишут - один 7,71-мм пулемет Vickers Mk.IVb в башне. Это который с водяным охлаждением, на "Максим" похож. Другие утверждают, что там мог быть 13,2-мм пулемет Hotchkiss mle 1931. И на фото с парада стволы броневиков действительно скорее похожи на Гочкис, чем на Виккерс. Возможно, правы оба - машины служили свыше 20 лет, и часть их в процессе могли перевооружить. Или, к примеру поставить на первые пять машин такие пулеметы, а на прочие - совсем другие.
  
  А вот что совсем нереально, это утверждения некоторых авторов о перевооружении одного броневика в 1940 г четырьмя "Виккерсами" в бортах и пятым в башне. Поводом для такого варианта послужил броневик-памятник, у которого особо умные потомки установили в бортах обрезки труб, имитирующие стволы с водяным охлаждением. Изначально эти отверстия в корпусе видимо служили для наблюдения, максимум для стрельбы из личного оружия.
  
  Начать с того, что четыре лишних пулеметчика просто не уберутся в корпусе машины. Ниже будет фото интерьера машины, там видно что две передние амбразуры приходятся как раз над местом водителя и командира. И установить там пулеметы - это как минимум загородить обоим членам экипажа обзор в переднее окно-люк. Да и бортовая установка станкового пулемета - это никак не одна дырка. Достаточно громоздкое и тяжелое сооружение выходит - естественно, если мы хотим двигать стволом влево-вправо, как-то прицеливаться, и при этом иметь защиту от пуль. Даже если один броневик реально пытались переделать таким образом, вряд ли результат устроил заказчика.
  
  Строительство машин производилось на Морском Арсенале в Пуэрто-Кабельо (Puerto Cabello), всего построили 12 бронеавтомобилей. Опыт их эксплуатации, куда деваться, выявил ряд недостатков. Вентиляции не предусмотрели, что в жарком экваториальном климате было смерти подобно. Обзор из машины был очень ограниченный (впрочем, этим страдали большинство танков и бронемашин тех лет). Доступ к двигателю и ходовой части был очень неудобным, быстросъемных капотов или люков не было. Для ремонта машину приходилось частично разбронировать.
  
  Тем не менее, броневики "Тортуга" оставались на вооружении Венесуэлы вплоть до 1950 г. Ни в каких боевых действиях они не участвовали. По утверждению полковника Томаса Переса Тенрейру, выдающегося венесуэльского историка, некоторые бронемашины под конец оказались уборными в казармах Сан-Карлос в Каракасе. Однако рассказывая о военном перевороте 18 октября 1945 года, он же упоминает, что одна из этих бронированных машин участвовала в столкновениях в городе Трухильо.
  
  Сохранились два экземпляра этих машин: один корпус в очень плохом состоянии стоит как памятник в форте Мара в штате Сулия. 'Реставраторы' понавтыкали во все отверстия грубую имитацию пулеметов, а вот покрасить машину руки не дошли. Второй броневик восстановили до ходового состояния курсанты венесуэльского бронетанкового училища. Конечно, из оригинального там тоже только бронекорпус, однако машинка пользуется популярностью и регулярно участвует в парадах и прочих мероприятиях.
  
   []  []
   []  []
   []  []
  
  

Итальянский след

  
  Президент Хуан Гомес умер в 1935 г, через год после того самого парада. Его пост занял генерал Лопес Контрерас. Когда-то он по поручению Гомеса ездил в Европу закупать вооружение в Англии и Франции. Но придя к власти, он стал больше ориентироваться на Италию. Были закуплены для ознакомления две танкетки CV/33. Велись переговоры о поставке более солидной партии бронетехники. Группа венесуэльских танкистов прибыла в Италию. Их направили в 3-й Броневой Полк в г.Болонья, вооруженный CV/33. Прибывшие южноамериканцы под руководством итальянских инструкторов осваивали новые для них машины.
  
   Тесное сотрудничество с Муссолини касалось не только бронетехники. Также Италия поставила правительству Контрераса современные гаубицы, зенитки, артиллерийские тягачи. В Венесуэлу прибыла целая авиационная миссия (два офицера и несколько унтер-офицеров-инструкторов) для помощи в освоении итальянских истребителей CR.32, знаменитых "Чирри". 9 штук было закуплено в 1938 г, они составили костяк венесуэльской авиации.
  
   Флот получил от итальянцев два вполне современных сторожевика (800 т, 2х102-мм пушки, 15 уз.) Правда, экспортная версия вообще не имела противолодочного вооружения (ни сонара, ни глубинных бомб). Но как ни крути, эти два корабля (плюс несколько торпедных катеров) были единственными боеспособными единицами флота Венесуэлы, кроме них там числились только несколько канонерок образца восемьсот лохматого года.
  
   В 1942 гг, когда немецкие подлодки практически безнаказанно топили транспортные суда США вдоль всего побережья обеих Америк, присутствие этих сторожевиков в территориальных водах Венесуэлы вынуждало гитлеровских подводников искать другие места для охоты. Ибо атаковать конвой на глазах хозяина здешних мест, пусть и нейтрального - все-таки чрезмерная наглость.
  
   Обе стороны строили грандиозные планы будущего сотрудничества. Но началась Вторая Мировая. Хотя Италия и вступила в нее не сразу, но ресурсов для помощи латиноамериканцам у Муссолини больше не было. Дай бог в Европе справиться. Поэтому все контракты с Венесуэлой и другими странами были аннулированы, специалисты отозваны, поставки техники прекращены.
  
   []  []
  
  

Танковый батальон

  
  
Аякучо
город в Перу, у которого 9 декабря 1824 года повстанцы Боливара разгромили и заставили сдаться испанскую армию. Это стало переломным моментом в войне за независимость. Отмечается не только в Перу, но и в соседних государствах, входивших тогда в одно испанское генерал-губернаторство - включая Венесуэлу.
В 1930-е годы вся боевая техника Венесуэлы (броневики, танкетки, бронированные грузовики) числилась за 1-м Артиллерийским Полком Аякучо. Это было чисто административное подчинение, какого-либо совместного тактического применения этих сил даже не планироваалось. Полк худо-бедно обеспечивал техобслуживание - и на том спасибо. К тому же техника, построенная и закупленная в начале 1930-х, через 10 лет безнадежно устарела. В Европе в это время шла Вторая Мировая, и с этим надо было считаться.
  
   Венесуэла разорвала отношения со странами Оси еще в декабре 1941, после нападения Японии на США. Но войну им объявила только в феврале 1945 г, впрочем и это было чистой формальностью. Как бы то ни было, лишней военной техники тогда в мире не было, и попытки далекой нейтральной страны купить у воюющих государств танки и прочее ни к чему не приводили. Но в 1945 ситуация изменилась. У тех же США к концу войны остались тысячи единиц техники, которую просто некуда было девать, и ее продавали всем, кому только можно, по цене металлолома. Даже Аргентина, еще в 1944 г поддерживавшая отношения с Гитлером, не была исключена из числа покупателей. Что уж говорить о "почти союзной" американцам Венесуэле !
  
  Уже в феврале 1945 был сформирован "Мотоброневой батальон номер 1 имени генерала Хосе Франциско Бермудеса", его состав представлен в таблице справа.
Мотоброневой батальон номер 1 имени генерала Хосе Франциско Бермудеса
Первоначальный_составОрганизационная структура
  • 18 легких танков M3A1 "Стюарт"
  • 12 двухосных бронемашин M3А1 "Скаут кар"
  • 9 полугусеничных БТР М3А1
  • 2 БРЭМ M32 на базе "Шермана"
  • 20 мотоциклов "Харлей-Дэвидсон"
  • 30 джипов
  • 6 1-тонных грузовиков Chevrolet.
  • Рота управления и обслуживания
    • полугусеничные БТР, джипы, грузовики
  • Рота разведки
    • бронемашины "Скаут кар", мотоциклы
  • Рота боевых машин
    • танки "Стюарт", БРЭМ, джипы
  Впервые батальон "понюхал пороху" уже в октябре 1945 г, участвуя в свержении очередного президента.
  
   [] []
   В 1947 г было получено дополнительно 8 полугусеничных БТР, 15 "Скаут кар", и до 200 небронированных машин военного назначения (джипы, грузовики, медицинские фургоны, машины связи). В дальнейшем на 12 БТР были установлены 37-мм зенитные пушки "Шнейдер", а на 18 "Скаут кар" - 13.2-мм спаренные зенитные пулеметы "Гочкис", и то и другое еще из довоенных запасов. В 1948 г из них было сформировано три мобильных зенитных батареи. В 1951 их обединили в Зенитно-артиллерийскую группу, куда также входили халф-траки с буксируемыми 40-мм зенитками "Бофорс" и прожекторными установками.
  
  В 1952-54 гг было закуплено 40 американских противотанковых САУ M18 "Хеллкэт" и более 20 разведывательных броневиков M8 "Грейхаунд". Они заменили собой почти всю ранее используемую технику. "Стюарты" и "Скаут кары" были постепенно выведены из активного использования. Где те времена, когда даже самопальные броневики служили по 15 лет !
  
  В 1954-55 гг были заказаны во Франции 40 новейших легких танков AMX-13, из них сформировали новый "Батальон Отважных из Апуре" номер 22. Название ему дали в честь одноименного батальона, отличившегося в Войне за Независимость. Даже презренные полицаи получили для охраны Президентского дворца свое броневое подразделение в составе 6 "Грейхаундов" и 4 "Хеллкэтов". Впрочем, и это не всем помогало. При свержении в 1958 очередного президента, Маркоса Хименеса, до 30 M18 и AMX-30 подкатили к президентскому дворцу Мирафлорес, как бы намекая... До стрельбы дело не дошло, президент-неудачник сам всё понял и свалил в закат.
  
  До конца 1960-х бронесилы Венесуэлы особо не менялись: батальон Бермудеса на М18, батальон Отважных на AMX-13, броневики M8 "Грейхаунд" использовались в разведывательных подразделениях обоих батальонов, плюс в полиции. Вся более старая техника постепенно выводится из эксплуатации.
  
 [] []
 [] []
 []
В 1961 г Морская пехота Венесуэлы решила тоже завести себе бронетехнику. Они заказали 12 зенитных самоходных установок M42 "Duster" на базе американского легкого танка M41 "Walker Bulldog" (улучшенный М24 "Chaffee"). Интересно, что армия тоже интересовалась этими танками, но предпочла им французские AMX-13. А морпехов "дастеры" с их спаренными автоматическими 40-мм пушками полностью устроили. Кстати, как зенитка М42 не очень - никаких ПУАЗО в нем нет, чисто ручная наводка. А вот как "огненная метла", для прочесывания всех подозрительных мест, самое оно. Не зря сами американцы сначала сняли "дастеры" с вооружения (ибо против реактивных самолетов он никак), а потом, во Вьетнаме, снова приняли - ибо как средство поддержки пехоты в джунглях они были вне конкуренции. У нас в СССР, кстати, нечто подобное произошло с "Шилкой" - в Афганистане ее с успехом использовали по наземным целям.
  
  

***

  
  Вот в таком виде бронетанковые силы Венесуэлы вступили в 1970-е годы. Дальше история теряет своеобразие, ибо на рынке появилась куча бронетехники, вполне доступной странам Третьего Мира. Соответственно, с тех пор и до нынешненго времени в той же Венесуэле побывало на вооружении немало разных образцов. Ничем они особо не отличились, а описывать все - язык устанет. Поэтому закончим на том, что есть...

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Алая "Хозяйка приюта магических существ"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"