Красильников Олег Юрьевич: другие произведения.

Мексика: первый танк в Западном полушарии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Бронетехника антиподов

  Сегодня мы посмотрим на бронетехнику еще одной латиноамериканской страны, а именно Мексики. Надо сказать, что сейчас её армия танков не имеет вообще, обходясь колесными боевыми машинами разных типов. Кто бы мог подумать, что более чем сто лет назад именно мексиканцы построили ПЕРВЫЙ танк в западном полушарии ! А дело было так...
  
  

Танк TNCA Salinas

  
   [] С 1910 по 1922 год в Мексике не прекращалась Гражданская война. Коалиции различных направлений создавались и распадались, народные вожди всех мастей возвышались и терпели крах. В 1915-17 г консервативная партия смогла подавить крестьянские восстания в провинции Чихуахуа, которые возглавляли Панчо Вилью и Эмилиано Сапата. Ситуация ненадолго стабилизировалась.
  
  Консерваторам в частности помогло то, что они пытались развивать собственное военное производство. До 1910 года Мексика оружия почти не производила, даже сконструированные мексиканским генералом Мондрагоном автоматические винтовки заказали в Швейцарии. Но начавшаяся Первая Мировая исключила такую возможность: оружия и боевой техники не хватало в Европе, и продавать их третьим странам желающих было мало.
  
  Поэтому в 1915 г Мехико была в частности открыта фирма TNCA - Talleres Nacionales de Construcción Aeronáutica (Национальные мастерские авиационного строительства). Начав с ремонта и поставки запчастей для трех аэропланов, составлявших в 1915 г все ВВС страны, она в дальнейшем приступила к собственному производству самолетов - как лицензионных, так и своей разработки.
  
  Но при чем тут танки, спросите вы. Написано же - "самолетов". Но мы помним, что в той же Англии танками изначально занимался отдел сухопутных крейсеров Флота Его Величества, а броневиками - служба охраны аэродромов RAF. Вот и в Мексике новое дело решили поручить тем, кто связан хоть с какой-то техникой.
  
   [] В 1916 г, чуть не сразу после первого применения танков в сражении на Сомме, летчик-майор Альберто Салинас Карранса предложил построить в Мексике свою такую же машину. Поскольку он был не просто летчик, а племянник руководителя страны, генерала Венустиано Карранса, его предложению дали ход. Дело поручили заводу TNCA, и машину официально назвали "TNCA Salinas", или, неофициально по созвучию, "танк Салинас". Первый и единственный экземпляр был собран в 1917 г на авиазаводе TNCA в г.Бальбуене, пригороде Мехико.
  
  Отметим, в США в это время только еще рассматривали многочисленные проекты танков. Первые реальные машины были выпущены только в конце 1918 г, перед самыми концом войны. Это были копии французских Renault FT-17 и развитие английских "ромбов" - Mk.VIII "Liberty". Так что мексиканцы со своим "салинасом" реально стали первыми танкостроителями обеих Америк!
  
  Танк представлял собой, как и английские машины, классический "ромб". Гусеницы охватывали корпус. Подвеска жесткая, неподрессоренная. Основное пушечное вооружение располагалось в передней плите корпуса, а в бортовых спонсонах располагались пулеметы Гочкис. Броня 6-12 мм. В центре корпуса возвышалась рубка для водителя и командира - как на английском Mk.V. Экипаж - 6-8 человек. Командир, водитель, два-три артиллериста, два пулеметчика (по одному с каждой стороны), и возможно, механик, обслуживавший двигатель.
  
  Марка и мощность двигателя нигде не упоминаются. Поскольку TNCA компания авиационная, скорее всего использовали какой-то из имеющихся авиамоторов. Возможно, это был 6-цилиндровый Aztatl 80 л.с. - первый мексиканский самолетный двигатель, освоенный как раз в 1917 г. Также это мог быть один из типов моторов, закупавшихся в Европе - Hispano-Suiza 150 л.с., Райт 60 л.с. или Renault 60 л.с. Некоторые исследователи утверждают, что двигатель вообще на машину не ставили! На всех фото танк в статике. Упоминаний о том, что кто-то видел, как он двигался - пока не нашли. Никаких сведений про КПП и трансмиссию опять же нет. Так что всё может быть.
  
  Насчет орудия тоже непонятно. На фото ясно видна пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса. Такие стояли на мексиканском легком крейсере "Игнасио Сарагоса", оттуда ее скорее всего и взяли. Тем не менее, в отдельных источниках пишут о 47-мм Гочкисе (возможно, просто опечатка - пятистволок такого калибра не было), или даже о 75-мм пушке "Сен-Шамон-Мондрагон".
  
  Насчет тактического применения, вряд ли об этом думали вообще. Если англичане создавали свои танки под конкретные условия позиционной войны в Европе, то мексиканцы, похоже, строили свою машину "щоб було". Сама по себе их Гражданская война, как и в России, была маневренной, с ведущей ролью подвижных конных отрядов. Как в такую войну вписался бы "угрюмый танк", неясно. Скорее всего что никак. Впрочем, ему бы нашлась работа в многочисленных "пронунсиаменто", когда вся революция сводилась к изгнанию из Президентского дворца одного раздолбая, и занятию его места другим. Вот тут наличие бронированной громадины у дворца (вопрос, с чьей стороны) могло иметь большое значение.
  
  В источниках есть только предположения, что танк мог применяться в боях дважды. Либо в 1919-21 гг, на последних этапах мексиканской революции, либо в 1926 году для подавления католических мятежников во время войны с Кристеро (1926-29). Прямых свидетельств этому нет, только логика типа "раз танк тогда был, почему бы его не использовать".
  
  'Танк Салинас' эксплуатировался до 1930-х годов, когда он был превращен в караульное помещение или контрольно-пропускной пункт на авиабазе ​​в Бальбуене, недалеко от Мехико. Это рядом с тем заводом, где был когда-то построен - еще одно косвенное доказательство, что самостоятельно он не двигался. Вооружение с него было снято, что видно на фотографии. Позже, судя по всему, корпус отправили в металлолом.
  
   []  []  []
 []
  

З.Ы.

  
  Причем есть версия, что и этот танк в Мексике не был первым ! Сохранилось фото импровизированных бронетракторов, реально применявшихся в боевых действиях Гражданской войны. В общем-то, мексиканцы, не мудрствуя лукаво, слепили примерно то, что потом назовут "одесским танком". На гусеничный трактор установили простейший бронекорпус, с вертикальными стенками без крыши. К сожалению, сейчас невозможно определить, к какому периоду - до 1917 г или после - относится этот снимок. Так или иначе, после завершения гражданской войны об этих "танках" уже никто не вспоминал.
  
  О "танке Салинас" если и вспоминали, то это мало что меняло. Он был один, и не факт что на ходу. Назвать его "танковыми силами страны" язык не поворачивался. И замену ему так и не выпустили. Таким образом, Мексика, в числе первых блестяще отметившись в танковом производстве, так же резко сошла с дистанции. Больше она танков не строила. Все те, что принимались на вооружение позднее - были иностранными.
  
  

Танки Marmon-Herrington CTVL

  
   [] В середине 1930-х правительство Мексики снова вспомнило про танки. На этот раз к делу подошли практичнее. Определились с требованиями, сравнили разные предложения. Собственно, выбирать было из чего: бронетехнику на экспорт предлагали многие. Англичане - легкий танк Виккерс Е и танкетку "Карден-Ллойд". Итальянцы - свою CV/33. Французы - танки R-35/H-35 и танкетки UE. Чехи - танк TNH и танкетку АН-IV. Президент Мексики с 1934 г, Ласаро Карденаса, был достаточно "левым" чтобы также обратиться к СССР за покупкой Т-26 или БТ.
  
   Но мексиканцев это всё не устроило. Выбрали фирму поближе - не за океаном, а за Рио-Гранде. Правда, компания Marmon Herrington танками до этого не занималась, только тракторами. Но это заказчика не смутило: обслуживать простые отработанные тракторные шасси было легче, чем навороченные танковые. И к ТТХ особо не придирались: сухопутные границы у Мексики только с САСШ, Гватемалой и Белизом. Первые при любом раскладе просто затопчут её, зато она затопчет остальных. Танки тут мало что меняют. А для внутреннего употребления вполне хватит простых танкеток.
  
  Первый опытный образец вышел на испытания в 1937 году. Машина носила индекс CTVL (Combat Tank Very Light). За основу взяли тракторное шасси с четырьмя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждый борт. Ведущие колёса находились сзади, направляющие - спереди. Гусеница резинометаллическая. Корпус представлял собой бронированную коробку с характерной высокой надстройкой, в которой размещался экипаж из 2-х человек: водитель справа и командир слева.
  ТТХ:
  Мексиканцы оказались первыми и единственными заказчиками CTVL.
  
   [] Позже Marmon Herrington на базе этой машины разработает целую серию малых танков CTLS. Первые образцы мало отличались от мексиканской танкетки, только в лобовом листе появился третий (!) пулемет - крупнокалиберный M2HB, при том же экипаже из двух человек. В более поздних версиях добавляется башня и третий член экипажа. Фирма предложила эти машины корпусу Морской пехоты США, однако те отказались. Так же не удалось продать их Польше. Зато Нидерланды заказали свыше 200 танкеток для службы в колониях. Лишь немногие успели попасть на Суринам и Голландскую Ост-Индию до нападения японцев. Остальные, около 150, позже были отправлены в Австралию, где использовались для обучения. 600 штук было построено для Китая в 1942-43 г и отправлено туда по ленд-лизу. Сами США доставили несколько танков на Самоа, а позже использовали на Алеутских островах для патрулирования побережья. В боях эти американские танки, насколько известно, не участвовали.
  
  Вернёмся к мексиканцам. Всего было закуплено девять CTVL, из которых 16 февраля 1938 г была сформирована Рота легких танков, располагавшаяся рядом со столицей Мехико. Рота состояла из трех секций, в каждой по три машины. Командирских танков не было. Радиостанций тоже не было, для связи использовались сигнальные вымпелы (типа флажков). С самого начала рота принимает участие в армейских учениях, отрабатывая как самостоятельные действия, так и поддержку пехоты. На большие расстояния танкетки перевозят в кузове грузовиков. Это не только бережет моточасы, но и при наличии тентов позволяет соблюдать полную скрытность переброски.
  
   []  []
   []  []
  
  На вооружении CTVL состояли недолго. Вскоре началась Вторая Мировая, и первые же сражения показали бесполезность таких вот пулеметных танкеток. Поэтому мексиканское правительство при первой же возможности постаралось усилить свою армию более современными машинами. А CTVL вывели из эксплуатации, и скорее после 1945 г сдали на переплавку. Во всяком случае, ни одного образца этих машин до наших дней не сохранилось. Да и почти все известные фотографии датируются 1938 годом, когда с этими танкетками еще, так сказать, не наигрались. О машинах пришедших им на смену - в следующей главе.
  
  

Во Второй Мировой

  
   [] К началу войны Мексика умудрилась разругаться со всеми. Пришедший к власти в 1934 г президент Ласаро Карденаса придерживался леворадикальных взглядов, и пошел по пути будущего Альенде - стал национализировать предприятия, принадлежащие иностранцам. В результате отношения с Англией и США обострились до предела, в 1938 г Англия отозвала посла.
  
  В начавшейся Гражданской войне в Испании Мексика, одна из немногих, открыто поддержала республиканцев. С "левым" президентом это было вполне логично. Но убийство в 1940 г скрывавшегося в стране Л.Д.Троцкого заставило разорвать отношения и с Советским Союзом.
  
  Первыми опомнились США. Если Англии и СССР на далекую Мексику было в общем начхать, то американцам иметь в "мягком подбрюшье" потенциального врага совсем не хотелось. Тем более когда предстояли большие дела в Европе и на Тихом Океане, и отвлекаться на местные разборки было нежелательно. Особенно если вспомнить, что в Первую Мировую Мексика открыто симпатизировала Германии...
  
   Сразу после того, как президент Ласаро Карденаса был сменен более вменяемым центристом Мануэлем Камачо, США начали делать шаги к прекращению конфликта. Мексике тоже не было смысла далее враждовать с северным соседом. 14 марта 1941 года между странами было подписано Генеральное соглашение, открывшее новые возможности для экономического, военного и политического межгосударственного сотрудничества.
  
  После нападения Японии на Пирл-Харбор, Мексика в знак солидарности тоже разорвала отношения со странами Оси, а с 1 июня 1942 года объявила им войну. Поводом к этому было потопление немецкими подлодками двух мексиканских танкеров в Мексиканском заливе. 22 октября 1941 года были восстановлены дипломатические отношения c Великобританией, а 12 ноября 1942 года - с СССР.
  
  Как воюющее на стороне США государство, Мексика могла претендовать на программу ленд-лиза. То, что реально пока ни с кем боёв не было, дела не меняло. Первой реальной помощью от мексиканцев стала организация противолодочного патрулирования в близлежащих водах. Для этого США прислали самолеты, а Мексика обеспечила их базирование и снабжение. Одна эскадрилья мексиканских летчиков ("Орлы ацтеков") участвовала в 1945 г в боях с японцами за Филиппины. И всё.
  
   [] Наземные войска Мексики в боях не участвовали. Однако уже с 1942 г из США стала поступать техника по ленд-лизу. Согласно документу, было получено, в частности:
  Но и это не всё. Часть техники покупалась за живые деньги, в том числе уже после войны. Например, в 1947 г поступили 17 легких танков М5A1 Stuart (улучшенный М3). Также закупались броневики М8 "Грехаунд" - 40 штук. Один из них, кстати, до сих пор находится в строю (по крайней мере на 2015 год). Правда, 37-мм орудие поменяли на 20-мм автоматическую пушку SEDENA. Упоминаются также британские броневики "Humber". Закуплены после войны и служилм до 1960-х гг. Но никаких подробностей - сколько, когда и как использовались - я не нашел.
  
   С "Шерманами" тоже непонятно. В списке ленд-лиза их нет, зато есть три БРЭМ на их базе. Ни одного фото мексиканских "Шерманов" найти не удалось, но в некоторых источниках они мельком упоминаются. То ли покупали их мексиканцы, но очень мало - то ли за "Шерманы" вообще БРЭМ посчитали... Так или иначе, основой танковых войск Мексики до 1980-х стали легкие танки "Стюарт" - М3А1 и М5. Отслужив своё, многие из них стали памятниками. Минимум 7 М3А1 сейчас находятся на вечной стоянке. А в войсках их заменили французские ERC-90, которых закуплено не менее 120 штук.
  
  Мы видим, что техника времен WWII служила в Мексике достаточно долго, проходя неоднократные модернизации. Как уже было сказано, воевать им особо не с кем (хотя умудрились в 1958 г сцепиться с Гватемалой), так что ТТХ отдельных танков особой роли не играют. Главное, щоб було.
  
 [] []
 [] []
 [] []
 [] []
  
  

Мексиканская бронетехника сегодня

  
   [] C 1967 г в Мексике снова обратились к собственному производству бронетехники. На сей раз невыполнимых задач себе не ставили, а решили на базе шасси американских полноприводных грузовиков производить бронемашины различного назначения. Разработки велись под управлением департамента национальной обороны, поэтому все машины имеют индекс DN.
 []  []
 []  []
 []  []
  
  Наряду с собственным производством, Мексика активно закупает бронетехнику, в основном у Франции и прочей Европы. Большая часть - колесная. Исключение составляют лишь две гусеничные машины: совместая немецко-мексиканская БМП "HWK-11", и бельгийский гусеничный БТР AMX VCI, которых закупили аж 669 штук.
  
 []  []  []
  
  

Нарко-броневики

  
  Из песни слова не выкинешь. Мексика сейчас занимет не последнее место по производству наркотиков. А где наркота, там и разборки, и перестрелки... Неудивительно, что производство бронированных автомобилей (не броневиков, а защищенных броней легковушек) составляет не малую долю мексиканской автомобильной индустрии. Производятся машины как для частных лиц, так и для людей "при исполнении" - полицейских, прокуроров и прочих.
  
   Официальные государственные заказы на такую продукцию часто выполняет фирма NAPKO. Что русскоязычному читателю само по себе доставляетЪ. Но оказывается, и мексиканцы обзывает такие машины NAPKO-Blindados. Фирм же, осуществляющих бронировку частных автомобилей, в Мексике великое множество. Даже больше чем у нас в 1990-е годы, когда эта услуга тоже была очень востребована. Достаточно набрать "Blindados en venta en México", чтобы убедиться в этом...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Ра "Седьмое Солнце: игры с вниманием"(Научная фантастика) О.Коротаева "Моя очаровательная экономка"(Любовное фэнтези) Г.Крис "Дочь барона"(Любовное фэнтези) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"