Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

С.Ш.А: Белые начинают...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Бронетехника антиподов

  США непосредственно к Южной Америке, конечно, не относятся. В дела тамошние любят вмешиваться, "а так - нэт". Тем не менее, начав разговор о танковых силах всяких заштатных республик, невозможно обойти молчанием и их "старшего брата". Благо у них, оказывается, больше общего, чем можно было подумать.
  
  

Каракатицы Давидсона были первыми

  
  Американцы отсчитывают начало своей бронетанковой эры с 1898 г, когда майор Национальной Гвардии Давидсон купил трехколесную "вуатюретку", как тогда на французский манер иногда именовали первые автомобили. Это было творение фирмы "Duryea Motor Wagon Company". Кстати, десять таких машин были ПЕРВЫМИ автомобилями, проданными в США. Трехколесная каракатица имела трехцилиндровый мотор и развивала скорость до 12 км/ч - во всяком случае, во время гонок, под управлением одного из братьев Дуреев - разработчиков машины.
  
   Дэвидсон приспособил к ней 7-мм пулемет "Кольт" образца 1895 г, знаменитую "картофелекопалку". Причем со щитом - так что формально мы имеем один из первых образцов бронетехники! Машина могла перевозить 4 человек и 5 тыс патронов к пулемету. Про скорость благоразумно умалчивают. Понятно, что всю работу майор делал не сам: будучи начальником Северо-Западной Военной Академии, он всегда имел готовую рабсилу в лице курсантов. На следующий год этот же пулемет поставили на четырехколесную машину той же фирмы. Впрочем она, кроме числа колес, ничем не отличалась: тот же двигатель, та же конструкция. Обе модели показали военным, но те не оценили новинку. И не потому что она была плоха - просто грешно армейцам что-то перенимать у Нацгвардии, которая как известно третий сорт - не брак.
  
  Но майор (а вскоре полковник) не унимался, и в 1900 г представил публике... паровые автомобили ! С теми же пулеметами, естественно. На сей раз щитов у них не было, броней прикрыт был только паровой котел, и то чисто символически (4 мм). Две таких машины вместе со своими бензиновыми собратьями составили "летучий патруль", который на нацгвардейских учениях использовался для разведки, в сопровождении вооруженных мотоциклистов. Однако армейцы по-прежнему игнорировали все причуды своих "братьев меньших"...
  
   []
  
  

Броневики идут в бой

  
   [] Если танки впервые пошли в бой в 1916 г, то колесные броневые машины сделали это несколько раньше. Не будем сейчас рассматривать паровые бронетракторы времен Англо-Бурской войны. Возьмем привычные нам броневики, на базе автомобилей с ДВС. Первыми их применила, как ни странно, Италия - в войне с турками за Триполитанию в 1911-12 участвовало несколько бронемашин A.Mi.Co. Fiat 1912. К началу Первой Мировой практически все европейские державы имели у себя как минимум экспериментальные броневики, а с началом боевых действий заказали их в немалом количестве. США, хотя и не участвовали в войне, поддались общему поветрию, и в 1915-16 г приобрело у разных фирм несколько штучных бронемашин.
  
  Южный сосед США, Мексика, с 1910 находился в состоянии гражданской войны. Воевали все против всех. Наиболее многочисленными и радикальными были повстанцы-крестьяне из провинции Чихуахуа, во главе с Панчо Вилья и Эмилиано Сапата. Их программой была не только смена правителя, очередного Хулио на такого же Ибаньеса, но и изменение устройства общества - земельная реформа, социальное обеспечение... Узнав, что их противников-"каррансистов" негласно поддерживают США, Вилья не придумал ничего лучше, как напасть на приграничный американский город Коламбус. Это дало американцам повод направить в 1916 г. в Мексику карательную экспедицию против бунтовщиков.
  
   Поход возглавил генерал Джон Першинг. Он имел 4 полка кавалерии и 2 пехоты, всего около 6600 чел. В состав экспедиции таже входили броневики производства компаний Jeffery, Locomobile, Mack и White, и восемь самолетов-бипланов Curtiss JN3. Снабжение впервые в истории осуществлялось не лошадьми, а колоннами грузовиков. Для управления отрядами применялись мотоциклы и радиосвязь. Броневики в этом походе в основном использовались для патрулирования дорог и сопровождения грузовых колонн. Есть единственное упоминание, что лейтенант Джорж Паттон, адьютант Першинга (и будущий генерал), возглавил первую в этой кампании атаку с использованием трех броневиков. Где и когда, не сказано. Да собственно, крупных сражений и не было. Так, в одном из известнейших - "Битве при Герреро" - участвовало 370 американских всадников, из них были ранены пятеро. Сколько было мексиканцев - данные разнятся, от 200 до 500 конных. Их потери тоже даются от балды, по оценке американцев - 50-75 убитых. В ходе дальнейших операций войска Першинга рассеяли несколько повстанческих отрядов, но Панчо Вилья так и не был пойман. Хуже того, неуклюжие действия американцев привели их к конфликту даже с противниками бунтовщиков - "каррансистами", в результате и с ними тоже произошло несколько стычек. Да и простые мексиканцы косо смотрели на незванных "освободителей". Першинг вовремя это понял. Операция была свернута.
  
  

Дэвидсон-Кадиллак

  
  Первым настоящим броневиком построенным США являлся видимо Дэвидсон-Кадиллак, построенный в 1915 г на базе "Каддилака" уже известным нам военинженером Дэвидсоном и курсантами Северо-Западной военной академии штата Иллинойс. В отличие от "каракатиц" начала века, машина имела полностью закрытый бронекорпус, экипаж 4 человека, была вооружена пулеметом (с возможностью зенитной стрельбы), имела помимо прочего столик для карт, стереотрубу и прочие оптические инструменты, дальномер и высотомер, мощный прожектор, который также мог использоваться как гелиограф (светосемафор). Одна из восьми построенных машин имела радиостанцию и выдвиную телескопическую мачту для антенны, установленную на подножке. Другая была оснащена... электроплитой, и должна была служить походной кухней. 8-цилиндровый двигатель разгонял машину до 70 миль в час (112 км/ч), и помимо прочего приводил в действие 110-вольтовый генератор. В наличии была лебедка. В общем, получилась хорошо продуманная и отлично оснащенная разведывательная бронемашина, которая неплохо бы смотрелась даже в 1930-е годы. Но. Надежность тогдашней техники оставляла желать много лучшего. Машины Дэвидсона совершили 34-дневный демонстрационный пробег по всей Америке - от Чикаго до Сан-Франциско, собрали множество восторженных отзывов, и... израсходовали практически весь свой ресурс. К концу пробега поломки участились, а обратно броневики везли на поезде. Больше они ни в каких активных действиях не участвовали, в частности поход в Мексику прошел без них.
  
   []  []
  
  

Jeffery No 1

  
  Как уже было сказано, одним из первых броневиков, "понюхавших пороху", был Jeffery No 1. Одноименный американский грузовик, впервые в мире имевший полный привод (4х4), неоднократно использовался как шасси для бронемашин - к примеру в Канаде или в России (броневики штабс-капитана Поплавко, 31 шт. построено Ижорским заводом в 1916-17 гг). Но мы сейчас об американском, изготовленном в одном экземпляре в 1915 арсеналом в Рок-Айленд. Броневик имел полностью закрытый корпус с двумя башнями: одна в центре, другая, ниже, уступом - на корме. Экипаж - 4 чел. Двигатель - "Buda", 4-цилиндровый, бензиновый, мощностью 32 л.с. КПП - 6 скоростей вперед и 6 назад. Скорость - 20 миль в час (32 км/ч). Броня - 4-5 мм. Вес - 5.3 т. Колеса металлические со сплошными грузошинами. С вооружением есть разночтения. В одних источниках пишут, что каждая башня вооружалась пулеметом Гочкис Mle 1909, еще два таких пулемета хранились внутри машины как запасные. Итого 4. Другие утверждают - было два пулемета Кольта ("картофелекопалка") и один "Гочкис", кто где - неясно. Как уже было сказано, броневик использовался в экспедиции генерала Першинга в Мексику в 1916 г, но никаких подробностей касаемо применения бронетехники не найдено. Jeffery No 1 служил до 1917 года, позже был разобран. Сейчас в Государственном парке Панчо Вилья в шт. Нью-Мексико, г.Колумбус, (том самом!) есть реплика этого броневика.
  
   Позже, в 1916, была изготовлена целая партия таких броневиков. Она была передана Великобритании для использования в Британской Индии против пуштунских племен Моманд, нападавших на Пешавар. На этих броневиках британцы осуществляли рейды из блокгаузов. В Европе эти броневики не применялись.
  
  

White/Locomobile/Mack

  
  Еще несколько броневиков, принявших участие в экспедиции Першинга, были построены в 1916 г. по заказу Национальной гвардии Нью-Йорка при поддержке компании Redmond, ныне знаменитой своими чайниками. Это была, наверное, первая попытка унификации бронетехники, выпускаемой частными предприятиями. Идея состояла в том, что разные фирмы ставили на свои шасси унифицированный бронекорпус. Таких фирм было три: White, Locomobile, Mack. Вместе они изготовили, по разным данным, от 7 до 10 бронемашин. Они вошли в состав 1-й бронированной батареи, которой командовал автор идеи, капитан Гарри Дж. Монтгомери. Планировалось, что в случае вступления США в войну в Европе батарея будет переброшена на фронт. Но армия совершенно не заинтересовалась поделками нацгвардейцев, и отказалась не только принимать их на вооружение, но даже проводить испытания. Единственное, где участвовали эти броневики - тот самый поход Першинга в Мексику.
  
  Унифицированный корпус толщиной 4-5 мм представлял собой открытую сверху бронекоробку. Штатного вооружения не предполагалось, экипаж (4-5 чел) должен был вести огонь из личного оружия через амбразуры или поверх бортов. На машинах производства Mack были установлены два пулемета "Кольт" с бронещитами. Базой служили шасси различных коммерческих грузовиков (4х2, грузоподъемность 1.5-2 т, мощность моторов 40-50 л.с.).
  
  Кроме этих машин, существовал и другой броневик фирмы White - известный как номер 2. Бронекорпус был изготовлен в одном экземпляре Рок-Айлендским арсеналом в том же 1916 г. Он имел более привычную нам форму, с одной пулеметной башней в центре корпуса. Шасси - однотонный грузовик, 4х2. Масса - 3.6 т. Двигатель 4-цилиндровый, бензиновый, 36 л.с, скорость до 64 км/ч. Экипаж 3 чел, вооружение 1 пулемет "Кольт". Этот броневик был изготовлен по заказу Национальной гвардии Нью-Йорка, так же как и предыдущая серия. Подробностей о его службе практически нет, но есть несколько фото этого броневика на мексиканской границе. Так что в походе генерала Першинга он почти наверняка участвовал. А уж чем отличился - то науке пока неизвестно.
  
   []  []
  
  

King Armored Car

  
  Наконец-то! Вот он, первый броневик, официально принятый на вооружение американцами - в данном случае, Корпусом Морской Пехоты (US Marines). Заказ в 1915 получила специально под это дело созданная компания "Armored Motor Car Company", Detroit, Michigan, US. Более того, она же сподобилась и патент на бронеавтомобили получить! Янки такие янки... Один экземпляр был построен в 1915 и успешно прошел испытания. Франклин Делано Рузвельт, бывший тогда Секретарем Морского Флота США, утвердил принятие его на вооружение. Интересно, что в это же время в Англии Уинстон Черчилль занимал подобную должность (Первый Лорд Адмиралтейства) и тоже вплотную занимался бронетехникой !
  
   Была заказана целая партия броневиков, отличавшаяся от головного образца устройством башни.. Из этих восьми машин в том же 1916 г был сформирован 1-й эскадрон бронеавтомобилей, в составе 1-го полка морской пехоты. Предполагалось, что с вступлением США в войну его перебросят в Европу. Но генерал Першинг, после похода в Мексику считавшийся экспертом по бронетехнике, отклонил этот вариант. Формально - по несоответствию каким-то требованиям. Хотя скорее речь шла просто о конкуренции между двумя родами войск и двумя генералами-новаторами - армейцем Джоном Першингом и морпехом Джорджем Барнеттом.
  
  В результате броневики на Первую Мировую не попали. Но чуть-чуть понюхать пороху им пришлось. В 1919 в очередной раз взбунтовались негры на Гаити, и туда был послан контингент морской пехоты, включая броневики. В течение двух лет они давили бунтовщиков, именовавших себя "како". В 1921 г эскадрон был выведен с Гаити и вскоре расформирован. Пять броневиков было еще раз использовано при высадке морпехов на Санта-Доминго в 1927 г. А в 1934 окончательно вышедшие из строя машины были сданы на переплавку.
  
  Сам броневик представлял из себя привычную нам конструкцию с одной пулеметной башней по центру. Шасси - грузовик King Motor Car, 4х2. Двигатель 8-цилиндровый, 70 л.с., скорость до 72 км/ч. Масса 4 т, броня 4.75мм. Экипаж 2-3 чел. Первый образец был вооружен пулеметом "Hotchkiss Mle 1909", он выпускался в США по лицензии под названием ".30 cal. LMG Model Benet-Mercier". На последующих стояли пулеметы "Льюис".
  
  Интересной особенностью броневика были приспособления для преодоления препятствий. Уже на первом образце были установлены штурмовые мостики - грубо говоря, две доски, при помощи которых броневик мог переехать через траншею. В более поздней версии на носу появилась специальная рама для прорывания колючей проволоки. Насколько она была эффективна, трудно сказать. На дороге для её заграждения как правило применяют бревна, а не проволоку, а без дороги броневик просто никуда не уедет. Ну да ладно, всё меньше шансов повредить радиатор о какой-нибудь пень...
  
   []  []
  
  

Первые танки США

  
   [] Дурной пример заразителен. Насмотревшись на Европу, американцы тоже задумались о танках. Известный нам генерал Першинг, в сентябре 1917 назначенный командующим экспедиционными силами США в Европе, потребовал срочно произвести 1200 легких и 600 тяжелых танков. На данный момент англичане и французы придавали американским дивизиям свои танковые подразделения, но Першингу это не нравилось, он хотел полной самостоятельности. Для начала надо было выучить экипажи. Поэтому под наблюдением капитана Дуайта Эйзенхауэра партия французских FT-17 была отправлена в США для освоения.
  
   В марте 1918 первый батальон Танковой Службы США был обучен и готов к отправке в Европу. Но Эйзенхауэра с ним не отпустили, назначив начальником танковой школы. Вместо него на фронт отправился капитан Паттон. Впрочем, и он там первое время занимался танковой школой в Лангре, пропустив таким образом битву при Камбрэ. Он принял участие в боях за Сен-Мишель в сентябре 1918, возглавляя 304-. танковую бригаду в составе 144 танков Renault. Американцев также поддерживали английские тяжелые танки Mk.Vs В ходе боев Паттон был ранен пониже спины, навылет, когда запрашивал помощь для группы танков, застрявших в непроходимой грязи. После этого его всю жизнь звали "half-assed general".
  
  Тем временем в США уже с 1917 г предлагалось множество проектов собственных танков. Некоторые самые интересные будут описаны ниже. Но поскольку времени на эксперименты не было, для массового производства выбрали уже проверенные прототипы - французский Renault FT-17 и английский Mk.VII. Первый практически без изменений начали выпускать по лицензии как "6-ton M1917". Неожиданной проблемой стал перевод чертежей из метрической системы в дюймовую, на это ушло несколько месяцев. В результате из 4400 заказанных танков только три прибыли на фронт за неделю до Перемирия, а всего в 1918-20 гг было выпущено около 950 штук. Они служили до конца 1920-х гг, после чего часть была передана в учебные центры, остальные пошли на слом.
  
  Другим танком, принятым на вооружение американцами, стал тяжелый Mk.VIII, совместная англо-американская разработка. Это была улучшенная версия английских "ромбов". Из нововведений - боевая рубка с 5 пулеметами на крыше корпуса, командирская башенка над ней, изолированные моторное и боевое отделения, улучшенная трансмиссия. Двигатель - американский "Liberty", 340 л.с. Планировали организовать совместное производство таких машин во Франции, чтобы потом далеко не возить. Ежемесячно должно производиться 300 танков, а потом - до 1200. Но война кончилась, и интерес к танку остыл. Конгресс разрешил собрать сто танков из уже заготовленных узлов и деталей, и на этом проект закрыть. До 1930 года Mk VIII был единственным тяжёлым танком в армии США. Машины использовались для учебно-тренировочных целей до 1932 г, а позже были отправлены на хранение.
  
   []
  
  

Не пошедшие в серию

  
  Понятно что описанные танки - лишь верхушка Айсберга. Помимо них, было предложено множество других проектов разной степени бредовости. Самым реальным была, конечно, "танкетка Форда" - трехтонная безбашенная машина, спроектированная Генри Фордом после поездки во Францию и знакомства с FT-17. Модель была ориентирована специально на дешевое массовое производство. Они имела такую же подвеску как "француз", но была ниже и шире. Водитель и командир сидели рядом, командир вел огонь из 7.62-мм пулемета "Браунинг". Для наблюдения он имел командирскую башенку с "грибком", опять же по типу FT-17. Сразу за экипажем располагался двигатель (двойной "Форд-Т" мощностью 90 л.с) и фордовская планетарная коробка передач. Это было главным недостатком танка - отсутствие изоляции моторного отсека делало условия внутри невыносимыми. Шум, выхлопные газы, высокая температура. Правда, это выяснилось уже позднее. Было заказано 15 тысяч таких машин, до Перемирия успели выпустить 15. Первые же испытания показали невозможность нормальной эксплуатации танкеток, поэтому по окончании войны заказ был отменен.
  
  Другой экспериментальный "Pioneer Tractor Skeleton Tank" выглядел еще более странно. Видимо, проектировщики стремились сделать танк минимально возможной мишенью - и при этом оставить возможность преодолевать широкие рвы (то есть иметь большую длину гусениц). В результате получился "скелет", состоявший из двух отдельных рам для гусениц, и укрепленной между ними небольшой "цитадели" для экипажа и двигателя. Вся конструкция держалась на железных трубах, соединенных стандартными сантехническими фитингами. Получилась весьма легкая конструкция - 9 тонн, против 20-25 для других танков подобных габаритов. Танк оснащался двумя 2-цилиндровым двигателям Beaver 4X (50 л.с.), двигавшими его вперед в темпе пехоты (8 км/ч). Броня - полдюйма (12.7 мм). Вооружение - 1 пулемет в башне.
  
   'Скелетный танк' испытывался на Абердинском полигоне. Он отличался от другой бронетехники своего класса более быстрым разгоном, улучшенной маневренностью на бездорожье, возможностью преодолевать брод до 1 м. Но при этом плотная компоновка компактного корпуса затрудняла работу экипажа, а также мешала нормальному охлаждению двигателей. Водитель имел очень плохой обзор. Кроме того, сборка трубчатого корпуса оказалась сложной и трудоемкой, а отсутствие упругой подвески вызывало сильную тряску при движении. Тем не менее, вскоре было принято решение о заказе подобных легких бронемашин. Военное ведомство США желало получить 1000 новых 'Скелетных танков'. Но это было еще до получения лицензии на FT-17. Позже заказ был аннулирован. Влияние этого "скелета" заметно в появившемся через 15 лет английском танке "Mathilda I".
  
   []
  
  

Мы ребята удалые, наши танки паровые...

  
  Если просто слово "танк" все в первую очередь понимают как "боевая машина", то "steam tank" любой нормальный человек переведет как "паровой котел". И будет в данном случае в корне неправ! Разбуженная войной инженерная мысль предприимчивых янки порой рождала еще тех чудовищ. К примеру, специалисты Инженерного корпуса, под впечатлением английских "ромбов", решили создать свой такой же. Основной проблемой они посчитали отсутствие мощного двигателя. Что странно, ибо моторов в США производилось много, и разных. Но инженеры во главе с генералом Джонсоном предпочли старую добрую паровую машину, даже две. И соответственно, два котла локомотивного типа (огнетрубных). Кочегаров с лопатами при них, к счастью, не было - котлы отапливались жидким топливом. Каждая паровая машина приводила в движение одну гусеницу, скорость танка достигала 6 км/ч. Вес - свыше 50 тонн, длина 10.6 м, высота 3.2 м. Вооружение - 4 пулемета "Браунинг" М1917 в бортовых спонсонах. Планировалась установка огнемета, тоже приводимого в действие паром. Броня - полдюйма (12.7 мм). Характерной особенностью танка были "лапы" рядом с направляющим колесом гусениц. По идее, они должны были помогать при преодолении широких рвов. Танк назвали 'Америка' и отправили во Францию на испытания. Там очень быстро выяснилось, что внутри танка при работающих машинах становится не жарко, а очень жарко ! Механизмы находились в одном отсеке с экипажем, никаких специальных систем охлаждения не было. "Паровой котел" как он есть ! Поэтому от дальнейшего развития проекта отказались.
  
  Другой паровой танк представила известная фирма "Холт". Та самая, на чьем шасси изначально создавались и английские и французские танки. Для своего проекта фирма почему-то выбрала совсем другой трактор - колесный и паровой (!). Теперь он двигался "задом наперед", с двумя громадными колесами спереди и небольшим катком сзади, напоминая пресловутый "танк Лебеденко". В передней квадратной надстройке размещалось вооружение (75-мм гаубица М1 в лобовом листе и два 12.7-мм пулемета Браунинг в боковых спонсонах). Ближе к корме размещались два паровых котла и 2-цилиндровая паровая машина (75 л.с.). Броня - 16 мм. Проходил только заводские испытания, и военным не передавался - видимо, что-то пошло не так...
  
   []
  
  

Плоды Великой Депрессии

  
  Не смотря на наличие отдельных энтузиастов типа Паттона, танковые войска в США "не прижились". В 1921 г Танковую Службу (Tank Service) расформировали, оставшиеся танки распределили по пехотным дивизиям. Общественного интереса они не привлекли, генералы так и не поняли смысла этих новомодных коробок. Финансы на танки просто не выделялись. До 1935 года в стране был построен всего 31(!) танк. Все - экспериментальные. Половина - под название "боевая машина кавалерии", так как "танк" был признан делом чисто пехотным.
  
  В их числе несколько машин Джона Уолтера Кристи. Его революционная модель 1928 г, впервые имевшая свечную подвеску, прошла испытания и была одобрена комиссией как машина для кавалерии. В составе комиссии был, кстати, и Паттон. Но военный министр отклонил массовое производство M1928, сославшись на чрезмерные расходы. Всего кавалерия США закупила 4 разных, опытных машины Кристи. А сам изобретатель, озлившись на непонимание военных, продал свои новейшие модели в Европу - ляхам и большевикам.
  
  Другой разработчик, компания "James Cunningham, Son, and Co" была в свое время знаменита тем, что первая в США выпустила автомобиль с 8-цилиндровым V-образныи двигателем. В 1927 г она выпустила опытный танк,напоминавший немецкий "кляйнтрактор": тракторное шасси, двигатель спереди, а сзади боевое отделение с небольшой башней. Вооружение башни состояло из 37-мм пушки и спаренного с ней пулемета, что для тех лет было новинкой. Броня от 6.3 до 9.5 мм. Двигатель, разумеется V8, 105 л.с. разгонял машину до 32 км/ч. Масса 7.5 тонн, экипаж 2 чел. Танк был в 1928 г стандартизован (принят на вооружение) американской армией как "Light Tank M1", выпущено 4 штуки - но вскоре это решение было отменено.
  
   В более новых моделях поменялась пушка (с короткой, как на FT-17, на длинноствольную пушку Браунинг того же калибра), броню усилили до 15 мм (вес возрос до 9 т), поставили двигатель в 132 л.с. Затем в 1932 г танк был полностью переработан, получив корпус и подвеску по типу Виккерс 6-тон. Его тоже улучшали, выпустив несколько версий - но ни одна больше армейцев не вдохновила. Несколько машин этой серии осталось служить в пехотных дивизиях.
  
   []
  
  

Лучше поздно...

  
   [] В 1933 начальник Генштаба армии США Дуглас Макартур распорядился о начале разработки новых танков, поскольку построенные в 1918-20 гг машины окончательно устарели и подлежали списанию. Впрочем, еще два года особой активности не наблюдалось. Реальное понимание, что танки все-таки нужны, пришло примерно в 1935 г. Возможно, под влиянием советских Киевских маневров, в которых бронетехника показала себя во всей красе.
  
   Наконец, в 1937 г в серию пошел первый американский танк новой разработки - "M1 Combat Car". Название, как уже говорилось, обусловлено тем, что Законом 1920 г. кавалерии запрещалось иметь танки, а новые машины предназначались как раз для подвижных частей. Танк весил 8.5 тонн и имел классическую компоновку. В центральной одноместной башне располагались два пулемета - крупнокалиберный и обычный. Считалось, что этого достаточно для борьбы с "одноклассниками" - например, с немецким PzKpfw.II. Еще два пулемета обычного калибра были курсовыми, стояли в лобовом листе справа и слева и обслуживались двумя пулеметчиками. Впрочем, их часто снимали. Наконец, зенитный пулемет устанавливался на вертлюге на башне. Водитель сидел по центру машины. Двигатель в 250 л.с. разгонял танк до 72 км/ч. Броня 16 мм лоб и башня, 13 мм борт. Ходовая часть - проще сказать, что она почти без изменений перешла на М3 "Стюарт". Всего до 1940 г было построено 150 штук трех модификаций, отличавшихся формой корпуса и расположением пулеметов.
  
   Вскоре пехотные генералы захотели себе такую же машину, и та же конструкция с минимальными изменениями начала выпускаться под названием "M2 Light Tank". Построили всего 10 штук, когда пехота потребовала - сделать две пулеметных башни, как на британском "Виккерсе". Сделали, выпустили еще 300 штук. Потом, по опыту боев в Испании, только пулеметное вооружение признали недостаточным. Башню переработали - сделали двухместной и установили стандартную пехотную 37-мм пушку "M5 AT Gun". Число пулеметов обычного калибра возросло до 5 (!!) - спаренный с пушкой, зенитный, два подвижных курсовых по бокам и один неподвижный, управляемый водителем. Лобовую броню усилили до 25 мм. C 1938 по 1942 было выпущено 375 пушечных М2А4.
  
   Если ранние модификации М1 и М2 использовались только для обучения экипажей, то 50 пушечных танков последней модели участвовали в боях за Гуадалканал в 1942 в составе сил Морской пехоты. Также из 100 М2А4, полученных Британией по ленд-лизу, 36 были направлены в Африку, против Роммеля. Часть оставшихся, в составе двух полков (7-й Гусарский и 2-й Королевский) оказались в Бирме, и тоже участвовали в боях японцами.
  
  А потом у М2А4 усилили лобовую броню до 38 мм, и улучшили подвеску (выглядела она почти так же как старая, но работала эффективнее). Получился М3 "Стюарт" - самый многочисленный легкий танк Второй Мировой.
  
   []
  
  

7.. 9.. Кто больше ?...

  
   [] Что такое средний танк ? Вопрос интересный. Во многих странах вплоть до Второй Мировой ответа на него не было - или был, но не тот к какому мы привыкли. Где-то считали по калибру пушки, где-то по массе машины, у многих такого слова в классификации вообще не было. И в США до 1938 г танки делились на легкие и тяжелые, причем легкие только начали выпускать, а тяжелыми числились Mk.VIII 1918 года.
  
   Специалисты называют первым средним танком Америки кавалерийский "Combat Car T4" - развитие танков Кристи, выпущенный аж в 16 экземплярах в 1935-36 гг. Но глядя на его ТТХ, у нас язык не повернется причислить его куда-либо, кроме легких: масса 12 т, броня 16 мм, экипаж 4 ч, вооружение 1 12.7-мм и 2 7.62-мм пулемета, скорость 38 км/ч на гусеницах и 61 км/ч на колесах. В средние его видимо записали конники, имевшие до этого машины еще более тонкобронные, и с одним пулеметом винтовочного калибра. Что лишний раз подтверждает, насколько зыбки все классификации.
  
  Но пехота, наотрез отказываясь от танков Кристи, тоже хотела "средний" ! Другого прототипа, кроме как уже разработанный легкий M2, не было. И Рок-Айлендский арсенал начал на его базе проектирование "среднего Т5" для пехоты. Старались по возможности унифицировать обе машины. Так, подвеску взяли с легкого - просто вместо двух тележек на борт стало три. Позже эта конструкция перейдет и на "Грант", и на "Шерман"... Двигатель сначала тоже хотели оставить тот же, 250 л.с. Но увидели что "не тянет" и вскоре заменила на 400-сильный. Броню слегка усилили, до 32 мм лоб. Против 16 мм у легкого М2 - вроде неплохо, на даже у "Стюарта" чуть позже сделали 38...
  
  С вооружением было непонятно. Единственным доступным вариантом была 37-мм пушка с легкого М2А4. Ее от безысходности посчитали вполне достаточной и для средней машины. С одной стороны, просто не имели пока других пушек для установки в танк. C другой, на 1939 год пушку того же калибра имели немецкие "тройки" и 38(t). Можно спорить, были они средними или "средне-легкими", но их использовали на тот момент как основную ударную силу Панцерваффе. Да что средние, у англичан тяжелый "Черчилль" вначале имел подобную же 40-мм пукалку ! По той же причине что и в США: других танковых пушек в стране просто не было ! Дело врага народа Сячинтова, похоже, победило в мировом масштабе!
  
   В общем, для среднего танка взяли без изменений башню с легкого, а чтоб танки хоть чем-то отличались - добавили аж четыре пулеметных спонсона во всех углах корпуса. На первый взгляд, вроде бы неплохо: из пушки по бронецелям, пулеметами по пехоте. Но вот сковырнуть огневую точку было уже нечем... Экипаж при этом возрос с 2-3 до 6 человек. Общее число пулеметов достигло 7 и даже 9 ! Два неподвижных курсовых, 4 в спонсонах, 1 спаренный с пушкой и, опционально, 1 или 2 зенитных.
  
  Однако пока М2 проектировали и осваивали в производстве, в Европе уже воевали. И опыт боев потребовал иметь на среднем танке пушку более приличного калибра, желательно 75 мм. В башню М2 она не вставала никак. Поэтому выпуск танка прекратили (после 112 штук), и занялись разработкой новой модели - М3. Грубо говоря, с одним пушечным спонсоном вместо четырех пулеметных. Но М3 - это уже другая, хорошо нам известная история...
  
   []
  
  

З.Ы.

  
  На этом рассказ заканчивается. Дальнейшая история американской бронетехники достаточно известна - хотя бы потому, что она выпускалась в тысячах экземпляров и использовалась десятками стран. А эта статья была посвящена сугубой экзотике. Как мы видим, в отдельные периоды США были не более "танковой" державой, чем та же Бразилия: куча FT-17 с прошлой войны - и больше по сути ничего. Были отдельные "чудики" со своими сумасшедшими проектами - но разве не так было в Мексике и Венисуэле, Австро-Венгрии и России ?..
  
   Впрочем, тыкать в американцев за это пальцем не стоит, скорее наоборот. Все-таки для Америки наземная война - дело третье, после морской и воздушной. Через канадскую и мексиканскую границу вряд ли кто полезет. Да и с Японией в крайнем случае можно было хоть вообще без танков воевать. А в Европу лезть - вопрос свободого выбора: когда, куда и в каком составе. Тут можно и подготовиться. Благо отлично развитая промышленность позволяет если и не творить чудеса, то во всяком случае быстро и качественно копировать то, что придумано другими.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"