Красильщиков Аркадий : другие произведения.

1959 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В конце 1959 года возникло самое крупное движение арабов Палестины - ООП под руководством Ясира Арафата. Кто тогда обратил на эту "мелочь" внимание?


   Израиль становился зеленым островом в желтом океане безжизненной арабской пустыни. С мелким зверьем, убегавшим в Еврейское государство от засухи, проблем не было, но с более крупными представителями фауны проблемы были.
   Читаем: "Около 400 верблюдов просачиваются на территорию Израиля каждый месяц из-за засухи в арабских странах. Большинство, тем или иным способом, превращаются в некошерную колбасу. Пограничная охрана обещает, что в ближайшее время будут приняты меры, направленные на предотвращение нарушения границы верблюдами".
   Евреи Восточной Европы, как всегда, страдали от особой засухи. Коммунисты Румынии решили отпустить своих потомков Иакова, и в 1959 году Израиль получил 150 тысяч репатриантов из этой страны.
   Солидная прибавка народонаселения, но газетчиков, как всегда, волновал и отток граждан, особенно гражданок самого привлекательного возраста.
   Читаем: "Можно понять девушку, которая влюбилась с первого взгляда, но, похоже, в Израиле этот вид любви превратился в эпидемию. Наши девушки сходу влюбляются в абстрактного иностранца-миллионера, желательно из США и Канады, в крайнем случае, из Англии, остальные страны Западной Европы ценятся меньше. Все мечтают о миллионере, но за мечтой этой совсем необязательно миллион долларов или фунтов, а всего лишь устойчивое положение в обществе. У потенциального жениха свой дом, машина, постоянная зарплата - этого достаточно, чтобы очередная тель-авивская модница полюбила его с первого взгляда. Какие реальные возможности существуют у подобных барышень:
   - туристы-евреи, приехавшие в Израиль в поисках "кошерной" невесты;
   - дипломаты, зачастую не имеющие к еврейству никакого отношения;
   - мужчины, пойманные в силки во время зарубежной поездки.
   Наши девушки рвутся работать стюардессами, туристскими агентами, гостиничными горничными, экскурсоводами за воображаемую возможность выгодно устроить личную жизнь. За последние 5 лет мы не раз описывали подобные истории, в основном, с манекенщицами. Как правило, заканчивались они не лучшим образом".
   Такие дела. Вообще, тема "невест и женихов" почему-то занимает в газетах 1959 года видное место.
   Вот еще один подобный материал: "В Тель-Авиве завершился курс профсоюзных инструкторов в школе рабочих Гистрадрута. Впервые среди участников были замечены арабские девушки в возрасте 20 лет и выше. С большим трудом родители и мужья отпускают этих девушек и женщин на учебу.
   Тем не менее, преподаватели курсов уверены, что со временем арабки займут достойное место в руководстве Гистадрута и даже в Кнессете. Молодые арабы, судя по опросам, более скептичны. Они спрашивают, что арабская девушка может сделать на работе, если у себя в семье она не смеет перечить отцу и братьям, если институт выкупа несокрушим, и она, как и тысячу лет назад, не смеет выйти замуж по любви.
   С арабками-христианками все проще, а жениху-мусульманину образованная невеста принесет только огорчения. И так цена выкупа постоянно растет. В 1953 году - 300 лир, сегодня средняя цена выкупа - 5000, а за образованную девушку, даже не очень красивую, отец может потребовать и все 12000. Зачастую жених и отец жениха не могут выложить всю сумму сразу, и получается семейная жизнь, разложенная на платежи.
   Араб не способен выжить в одиночку, только опираясь на семью и традиции. В противном случае он становится изгоем.
   По Корану выкуп может быть и невелик, но он предназначен защитить, в первую очередь, невесту. Например, если муж не сможет зарабатывать, но на деле отцы невест стремятся получить максимум денег и используют эти средства на свои цели.
   Опросы подтверждают, что 90% девушек до свадьбы даже не знакомы со своим будущим мужем, и зачастую семья девушки не нуждается в деньгах, и выкуп является своеобразным доказательством жизненности будущего брака".
   Несмотря на издержки "семейного кодекса", арабы и тогда плодились исправно, но конкурс на "самую многодетную семью" выиграла еврейская мать из квартала Мэа Шеарим - 17 детей. Впрочем, от заслуженной награды семья эта отказалась и заявила буквально следующее: "Здоровье наших детей - вот главный приз, который дарует нам Б-г, а в других подачках мы не нуждаемся". Государство обиделось, и главный приз получила другая семья из Цфата с 16 детьми.
   Государство не разбрасывается наградами без цели. Дело в том, что статистики отметили тревожное снижение рождаемости. Меньше заключалось браков, а количество разводов и абортов росло. В 1952 году на 1000 граждан приходилось в год 32.6 родов, в 1958 году эта цифра упала до 20.
   Газеты активно искали причины такого положения вещей. Таких причин обнаружилось две: уменьшение арабского сектора и низкая рождаемость в нищих районах.
   Продолжалась активная борьба за нравственность еврейского народа. Читаем: "Порнографическая литература сально подмигивает с наших прилавков. Этот сектор рынка достиг в последнее время небывалого расцвета. Похабные анекдоты, рассказы извращенцев, изображения голых женщин - все это успешно подрывает дух нации, так как большинство покупателей порнушки - дети".
   Ответ общества последовал незамедлительно. Полиция Тель-Авива решила сжечь порнолитературу, пагубно влияющую на психологию подростков, и впредь уделять особое внимание борьбе с ее распространением.
   Есть в газетах и гневная реплика о том, что стриптиз добрался и до Тель-Авива. От полиции требуют закрыть ночной клуб на улице Алленби.
   Но есть и значительные достижения в этой области: так, например, 90% курящих дам заявили, что на улицах они не дымят, так как для женщины это неприлично.
   Строги все еще были нравы в конце пятидесятых. Вот удивительный пример, правда, из иной области. Немцы сняли в Израиле фильм, рассказывающий о Еврейском государстве с большой симпатией и уважением. Документальная лента с огромным успехом была показана во многих государствах мира, но в Израиле была запрещена к широкому просмотру, так как зритель не должен был слышать немецкую речь.
   Это, вообще-то, понятно. Со времен чудовищной травмы Холокоста прошло всего лишь 14 лет.
   В связи с этим как не сообщить, что в конце 1959 года возникло самое крупное движение арабов Палестины - ООП под руководством Ясира Арафата.
   Кто тогда обратил на эту "мелочь" внимание? Гораздо больше интересовали публику достижения в космосе или то, что завод "Рено" прервал свои отношения с Израилем и не будет дальше поставлять свои запчасти на завод "Кайзер Фрайзер". Это "трагическое" событие произошло из-за мощного давления на французских промышленников со стороны арабских государств.
   Ответ Израиля последовал незамедлительно. "Я вам клянусь, что в течение 2 лет будет создан израильский автомобиль, - поклялся Эфраим Илан, генеральный директор фирмы "Кайзер Фрайзер". - Принципиальное решение у меня уже есть, окончательный вердикт будет принят советом директоров, и тогда мы приступим к работе. Мы сделаем нашу, еврейскую машину!"
   А что там в космосе? Много шума наделал советский спутник "Луна-2" и флаг с серпом и молотом на этой планете. Во всех газетах помещены фотографии советских дипломатов, которые радуются, как дети, при этом известии.
   Кстати, совсем немного в газетах материалов о Советском Союзе. Вот выдержки из статьи "собственного корреспондента в Москве": "У русских широкое сердце, но 40 лет коммунизма не прошли даром: они боятся иностранцев, как огня. В результате советская мода отстает от западной лет на 25. Вашему корреспонденту, побывавшему в торговом центре, было страшно не только примерить платье, но даже просто к нему прикоснуться... В результате, пагубное правило, вбитое в голову коммунистическим режимом: "Клиент всегда не прав"... В результате русский рабочий должен вкалывать целых две недели, чтобы купить пару ботинок. И это происходит в стране передовой космической техники!" И так далее.
   На первой странице газеты две фотографии. На одной красавица Элизабет Тейлор, на другой - Бен-Гурион. И две заметки рядом.
   Вот они: "Элизабет Тейлор на приеме в Голливуде приобрела израильских облигаций госзайма на сумму 100 тысяч долларов. Всего там было собрано 1.3 миллиона долларов. Деньги пошли на создание нового поселка на 400 единиц жилья".
   Могуч был доллар! Нетрудно подсчитать, что одна "единица" под крышей стоила 3250 зеленых. Вовремя нужно было приезжать, вовремя!
   Под фотографией бегущего Старика текст такой: "Бен-Гурион вводит новые нормы гостеприимства. Гостившему в Израиле председателю комиссии ООН пришлось совершить вместе с ним марш-бросок вокруг Сдэ Бокер. Бен-Гурион проповедует здоровый образ жизни. Он считает, что каждый израильтянин должен заниматься спортом".
   Невольно представил нашего бывшего премьер-министра, совершающего вместе со своим заместителем пробежку вокруг собственной фермы.
   Но продолжим рассказ о разных внеполитических мелочах этого года. Вот замечательные материалы. Чуть ли не пол-газеты занято ими.
   "Новая мода из Парижа: цветные носки!" Судя по обилию статей и заметок, Израиль бурно прореагировал на это "эпохальное" событие. Некоторые корреспонденты были счастливы и бурно приветствовали яркое новшество, другие посчитали цветные носочки полным помешательством.
   Вот одна из таких заметок: "В то время как розничные цены на обувь поднялись на 3-4 лиры, нам еще предлагают прятать ноги в это дорогостоящее безумие из Парижа. Есть опасение, что в результате подобной моды весь Израиль будет ходить босиком".
   Упомянем еще одну заметку на близкую тему: "На вечеринке у главы кабинета безопасности Шимона Переса всех удивила певица Яффа Яркони. Когда она перешла к песне "Баб эль вад", Яркони сбросила туфли на высоченных каблуках и осталась босиком. Без обуви спела она и следующую песню "Были времена". Певица объяснила нам, что к этим "скромным" песням не подходят богатые платья. К сожалению, я не смогла сменить наряд, но петь босиком была просто обязана".
   Та же газета учит читателя хорошим манерам при встрече с президентом страны и его супругой: "Нельзя при встрече просто бросить: "Шалом!" Следует говорить: "Здравствуйте, господин президент!" Или: "Добрый вечер, господин президент!" Ни в коем случае не заводите беседу сами и не трогайте президента руками. Если господин президент обратит на вас внимание, ограничьтесь короткими и внятными ответами на поставленные вопросы. Нельзя обращаться к супруге Бен Цви со словами: "Привет, жена президента!". Правильно: "Здравствуйте, госпожа Бен Цви!" Не тяните к ней руку, хватит и вежливого кивка. Не преследуйте по пятам президента и его жену без специального разрешения. Не вздумайте звать знакомого при виде президента, особенно с такими словами: "Эй, Ицик! Ты только посмотри, кто к нам пожаловал!"
   Проблемы в политическом воспитания граждан молодого государства просматриваются с полной очевидностью. Нынче никто в подобных советах не нуждается. Наши премьеры и президенты по улицам просто так давно не расхаживают.
   Зато кое-что остается без изменений. Читаем заметку о запахе от речки Яркон: "Запах этот напоминает историю о той женщине, которая случайно сварила субботний ужин в ночном горшке. Перепуганная, она прибежала к раввину с вопросом: кошерно ли это? На что раввин ответил, что мясо кошерно, но вот запах..."
   С чистотой посудой связан еще один подробный материал в газете: "Не пора ли в Израиле наладить производство одноразовых бумажных стаканчиков? Многим так и не удается попить газировку в жаркий день только по причине обычной брезгливости или из-за опасений подхватить какую-нибудь заразу. Стеклянные стаканы плохо моются, а потому никто не удивляется, обнаружив на ободке следы помады. Министерство здравоохранение рекомендует расставить хотя бы на рынках ящики с одноразовыми стаканчиками, но у городских властей на это нет средств".
   На метрополитен "Кармелит" в Хайфе деньги нашлись. Первыми пассажирами, которые купили жетоны на проезд в новом виде общественного транспорта, стали господин и госпожа Цви-Фейджин. Именно они на осле и первыми заехали на гору Кармель в 1921 году.
   В те давние времена журналисты не ограничивались охотой за новостями, они сами устраивали игры, способные увлечь и развеселить читателя.
   Корреспондент газеты "а-Олам а-Зе" Дан Маргалит решил проверить, чем могут завершиться его попытки не платить за еду и выпивку в кафе и ресторанах. Он заключил пари с коллегами, убежденными, что в следующий раз они увидят Маргалита с синяками на физиономии, и ринулся в бой.
   В первом же кабаке он заказал кебаб на огне и грейпфрутовый сок. Съел, выпил, а потом заявил, что деньги забыл дома.
   - Ничего, заплатишь завтра, - утешил его хозяин заведения.
   Назавтра, но теперь в другом заведении, Маргалит разнообразил программу. Стейк был великолепен, но он поднял шум, что ему подали не мясо, а подметку.
   Хозяин спокойно попробовал недоеденное и взял журналиста за шиворот.
   - Не бей его! - взвизгнула одна из посетительниц. - Я заплачу!
   - Плевать мне на деньги, - ответил разгневанный хозяин. - Но есть предел любому скотству! - и вышиб пинком Маргалита за дверь.
   Официанту в кафе по соседству пришлось потрудиться. Сначала корреспондент занял столик на улице, потом внутри, но и этот столик его не устроил, и капризный посетитель потребовал, чтобы немедленно восстановили устойчивость столика. Он заказал кофе, получил, но отверг принесенное, так как размер чашечки Маргалита не устроил, затем устроил скандал, потому что кофе показалось ему холодным, а пирожное вовсе не тем, что было заказано.
   Измучив бедного официанта, корреспондент заявил, что сегодня шабат, и он по религиозными соображениям заплатить никак не может. Такие дела - не продаем, не покупаем.
   Официант не спросил, почему посетитель курит в шабат, почему он вообще зашел в это кафе. Он просто одним ударом ноги вышиб стул из-под зада корреспондента.
   Журналист понял, что успех эксперимента напрямую зависит от его оценки качества услуг и угощения.
   В очередном ресторане он вел себя смиренно, завершил трапезу громкой похвалой в адрес съеденного и только потом схватился за карман.
   - Брось ты это! - сказал ему хозяин, подсев к столику. - Лучше скажи, как ты думаешь: перебрал я с лимонным соком, когда заправлял авакадо, или нет?
   Пройдет неделя, и другая газета напечатает разгневанное письмо читателя, который, вняв совету Маргалита, битый час хвалил и сам ресторан, и качество кухни, но был грубо выброшен на улицу, когда отказался платить.
  
   Опубликовано в газете "Мост". Материал предоставлен редакцией.
  
   Продолжение следует.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"