Красных Татьяна : другие произведения.

Шоу должно продолжаться

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 12


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 12
  
   The Show Must Go On
  
   Добрый вечер. Кто про что, а я -- про духовные прививки. Когда я в 90-х годах наблюдал всех Кашпировских и Чумаков, все Аум Сенрике и все остальное, что у нас творилось, я все время повторял про себя вот эту фразу, которая жила в моей душе как прививка. Правда мы тогда в школе в 70-х годах знали "Золотого теленка" и "12 стульев" практически наизусть. Такое у нас было хобби в 9-10 классах. И друг другу на уроках непрерывно эту книгу цитировали. И портрет Бендера в Чалме, и надпись на афише "Приехал знаменитый бомбейский брамин-йог, сын Крепыша, любимец Рабиндраната Тагора Иоканнан Марусидзе, заслуженный артист союзных республик. Номера по опыту Шерлока Холмса. Индийский факир. Курочка-невидимка. Свечи с Атлантиды, Адская палатка. Пророк Самуил отвечает на вопросы публики. Материализация духов и раздача слонов. Входные билеты от 50 коп до рубля 50 коп. " Я все время это вспоминаю. Я, когда смотрел все эти афиши, все то, что в те годы существовало, у меня в голове так все время и звучало. Я, знавший эти книги наизусть, смотрел на публику и думал: "Господи, неужели не читали?" И мрачно понимал: "Не читали. Какой-то такой прививки в голове не было." Хотя уже в мои годы эти книги были частью школьной программы. Для домашнего чтения. Но все равно проходили.
   Но -- не читали. И поэтому прививок в голове как-то не возникало. И Булгаков в 12 главе, которая знаменитая, и которая -- сеанс черной магии с ее разоблачением, - тоже ведь пытается сделать прививку. И эта прививка относится к шоу вообще. И к театру вообще.
   Я не знаю, стоит ли повторяться. В прошлом эфире, когда мы разговаривали с Татьяной М. О наших телепрограммах, то я вспоминал эту цитату, но наверное давайте я ее повторю. Я вспоминал Филиппа Томазо Маринетти. Он умер в 1944 году, вскоре после Булгакова. Он -- один из основателей футуризма, итальянский писатель когда-то знаменитый. В русском переводе N 5 журнала "Театр и искусство" в 1913 году был опубликован его футуристический манифест, который назывался "Похвала театру Варьете". И скорее всего Маринетти встречался в его заметках, вполне возможно именно поэтому он переименовал московский мюзик-холл (ныне Театр сатиры) на вымышленный театр Варьете. Еще раз прочту:
   "Театр Варьете разрушает все торжественное, святое и серьезное в искусстве. Он способствует предстоящему уничтожению бессмертных произведений, изменяя и пародируя их, представляя их кое-как, без всякой обстановки, не смущаясь, как самую обыденную вещь. Необходимо уничтожить всякую логичность в спектаклях Варьете, заметно преувеличить их экстравагантность, усилить контрасты и предоставить царствовать на сцене всему экстравагантному. Прерывайте певицу, сопровождайте пение романса ругательными и оскорбительными словами, заставьте зрителей партеров, лож и галерей принимать участие в действии. Систематически профанируйте классическое искусство, изображая, например, все греческие, французские и итальянские трагедии одновременно, в один вечер, сокращенно и комически перепутанными вместе. Поощряйте всякие жанры американских эксцентриков и гротескные эффекты, поражающие движением, их неуклюжие выходки, их безмерные грубости, их жилетки, наполненные всяческими сюрпризами и штанами, глубокими как корабельные трюмы, из которых вместе с тысячью предметов исходит великий футуристический смех, долженствующий обновить физиономию мира."
   Вы знаете, что М.А.Булгаков вообще футуризм недолюбливал, все теории левого искусства пародировал и критиковал, точно так же и левое искусство относилось к нему, чем мы еще, конечно, вспомним. Например, можно вспомнить его критику в "Роковых яйцах" театра В.Э.Мейерхольда, умершего с ним в один год. В повести "Роковые яйца" он упоминается как
   Цитата
   "театр покойного В.Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского Бориса Годунова, когда обрушились трапеции с голыми боярами."
   Это ведь, действительно, какой-то невероятно важный вопрос. Потому что театр 20-го века так или иначе пытался разрушить все глубокое, серьезное искусство. Что-то неуловимо древнее в этом жанре искусства, то, что мы считаем и чувствуем как подлинное. То в нем, что было подлинным, на самом деле было сакральным, священным, поскольку вне всякого сомнения театр происходит из сакрального действа, из мистерии. Утративший свой сакральный мистериальный смысл, он постепенно конечно стал превращаться и превратился в действительности... Я сейчас говорю вещи, болезненные даже для себя. Потому что для советского человека 60-80-х годов театр собственно говоря и был церковью. Он был некоторым храмом культуры, которым руководили великие духи действительно великих режиссеров, к которым относились с почтением почти как к богам. Только вот спасли ли они нас? То, что они сами, эти великие режиссеры хотели нас спасти -- несомненно. Но вот спасли ли? Вряд ли. Потому что их послания между строк читать умели, и, самое главное, хотели, далеко не все.
   А сейчас мы находимся в театре Варьете. Я имею в виду сегодня, наши дни, потому что в том самом театре Варьете Маринетти или Булгакова, в котором царствует хозяин шоу. А он несомненно сатана или дьявол, по той простой причине, что долгие годы тяжелый рок напрямую это постулировал. Хотя это было всего лишь шоу, всего лишь игра. О цене этой игры в сакральное, игры в искусство по всей видимости и пытается предупредить Булгаков, пытаясь сделать какую-то свою собственную прививку. Наверное, это некий род прививки от глупости.
   И снова надо читать и следовать за автором в размышлениях. Хотим ли мы это? Нет. Это все сложно. Но что делать? С точки зрения интерпретатора ничтоже сумняшеся глава эта непростая. И условно наверное ее можно разделить на три главные части
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Одна из них - само явление Мага. Я как всегда начинаю с иллюстраций Андрея Карапетяна. Который рисует на мой взгляд совершенно потрясающего Воланда, который ... он -- единственный человек, который рисует эту огромную фигуру над театром в кривых зеркалах.
   Что происходит дальше? С чего все начинается? Все начинается со знаменитой фразы "Кресло мне", и прямо непосредственно так и хочется сказать по тексту Ильфа и Петрова "Что там тянуть с раздачей слонов до конца представления"- это станет принципом очень многих шоу и маркетинга этих самых шоу.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот в комиксе Родиона Танаева тоже, по-моему, очень здорово выглядит это явление. Но на самом деле все начинается с Бенгальского, правда? С конферансье. Как, собственно, и должно начинаться шоу.
   Цитата
   "-- Итак, граждане, -- заговорил Бенгальский, улыбаясь младенческой улыбкой, -- сейчас перед вами выступит... -- тут Бенгальский прервал сам себя и заговорил с другими интонациями: -- Я вижу, что количество публики к третьему отделению еще увеличилось? У нас сегодня половина города! Как-то на днях встречаю я приятеля и говорю ему: "Отчего не заходишь к нам? Вчера у нас была половина города". А он мне отвечает: "А я живу в другой половине!" -- Бенгальский сделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никто не засмеялся, то он продолжал: --...Итак, выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд с сеансом черной магии! Ну, мы-то с вами понимаем, -- тут Бенгальский улыбнулся мудрой улыбкой, -- что ее вовсе не существует на свете и что она не что иное, как суеверие, а просто маэстро Воланд в высокой степени владеет техникой фокуса, что и будет видно из самой интересной части, то есть разоблачения этой техники, а так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!"
  
   Ну дальше вы все знаете.
   Цитата
   -- Кресло мне, -- негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг, -- скажи мне, любезный Фагот, -- осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме "Коровьев", -- как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
   Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Я хочу сказать, что дальше последуют вещи общеизвестные, и кажется абсолютно понятные.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Я хочу сказать, что дальше последуют вещи общеизвестные, и кажется абсолютно понятные. Фагот будет выпускать из рук колоду карт, Бегемот будет заглатывать эти самые карты, Бенгальский продолжать пытаться шутить, а Воланд -- наблюдать.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
   Откуда взялось само по себе это представление? Наиболее распространенным и общепринятым является взгляд на то, в Московском Мюзик-холле
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   в 1928 году, когда Булгаков сел писать первую версию "Мастера и Маргариты", выступал Гарри Август Янсен. Это американский иллюзионист датского происхождения. Он выступал под псевдонимом Данте Маг. Маг по имени Данте. Благодаря макияжу он выглядел как Мефистофель, который является героем "Фауста" Гете. Выступал он в Мюзик-холле, и публика вспоминала, что он смотрел со сцены со снисходительной улыбкой дьявола-философа. Я давно держу у себя бюст Мефистофеля. Очень хочется поговорить о Фаусте как-то отдельно, как о важнейшей книге, определившей судьбы человеческие. Не знаю, удастся ли это когда-нибудь.
   Правда, если говорить честно, то я думаю, что все было сложнее и имело гораздо больше связей с Ильфом и Петровым, с вот этими самыми психологическими прививками и перекличками. Почему меня больше всего волнуют навязчивые слова о разоблачении? Том самом разоблачении, которого так и не произошло.
   Образ этого самого Варьете -- собирательный. Но на самом деле то, что делал Маг Данте на сцене мюзик-холла, было вещами вполне корректными, а вот разоблачениями занимались совершенно другие люди.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В Москве, насколько мне известно, всего один раз выступал, я пытался нащупать хоть какие-то сведения об этом человеке, но он сгинул в истории, и только практически Эмиль Кио посвятил ему пару слов в своей книге. Это знаменитый иллюзионист 20-х годов, которого звали Доцар. Его инициалы С.М. Доцар. Если кто-то что-то о нем знает или знает источники -- напишите. Потому что персонаж был удивительно интересный, и совершенно точно известно, что
   во-первых, именно он был человеком, который занимался разоблачениями. В отличие от Мага Данте. Который представлял чудесную иллюзию. А Доцар был специалистом по разоблачению. Главной его специализацией было разоблачение религиозных чудес. В первую очередь, в середине и в конце 20-х годов он разоблачал евангельские чудеса. Видите, в его афишах всегда будет "Долой чудеса и религию".
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
   Видите, он исполнитель и разоблачитель египетских, тибетских и прочих чудес. Вот на предыдущей афише есть разоблачение чудес Иисуса Христа.
   Насколько мне известно, он был единственным разоблачителем чудес Иисуса. И он активно рекламировал именно эту часть своей работы. Поэтому, как мне кажется, Доцар и ему подобные фокусники (он был не один, потому что одна из главных задач той секулярной эпохи -- была разоблачение религии. Поэтому Доцар повторял чудеса Иисуса Христа.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Вот его портрет. Как видите, он вполне себе тоже гипнотический, демонический, и по крайней мере, очень многие свидетели тех времен утверждают, что
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   образ Остапа Бендера -- это Сергей Юрский из старого фильма, - у него есть многие черты Доцара. Доцар ходил по улицам в клетчатом пиджаке и с шарфом, обернутым вокруг шеи, правда, более элегантным, чем у Бендера. Во всяком случае, в наших фантазиях.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Может быть, таким, как у Андрея Миронова?
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Дацар (это из Великих Лук, как вы видите, фотография) вообще появлялся на сцене ровно с этой фразой. Как вспоминают, он говорил "Стул мне", и откуда-то сверху падал стул, не кресло, правда, а стул. И он говорил вначале краткую речь, естественно, связанную с разоблачением религии, о том, что это самые обычные фокусы, и уже только потом эти фокусы показывал.
   Вот это самое "Приехал индейский жрец брамин йог" несомненно некая пародия, связанная с теми самыми афишами Дацара, которые я вам показывал. И есть у меня тайное подозрение, что Дацар с его вот этими разоблачениями тайн древних магов и Иисуса Христа, вне всякого сомнения в образ знаменитого театра Варьете из романа Булгакова конечно же затесался.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это -- типичные афиши 90-х годов. Обратите внимание на надписи -- пророк, апостол.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ну и конечно это тоже из 90-х годов. Вы можете, если захотите, найти и более современные аналоги Show Must Go On Это как бы черная магия, только без ее разоблачения. Несмотря на всю сатирическую силу как мне кажется, несомненно перекликавшихся Ильи Ильфа и Михаила Булгакова, прививка не сработала. Потому что все это внутренне, согласитесь, до смешного похоже.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это Александр Ботвинов, ничего не могу с собой поделать, на тему Show Must Go On, потому что... Да, есть головы в современных шоу, которые особенно сильно хочется оторвать.
   Но все начинается не с этого. Разумеется, мы сейчас эту оторванную голову вспомним. А все начинается, напомню вам, с денежного дождя, который как раз и дает возможность Воланду сказать свое знаменитое и сакраментальное "Все те же москвичи". Что он в итоге произносит?
  
   0x08 graphic
   Поскольку там идет длинный монолог. Помните? Он заканчивает этот свой краткий монолог, когда разрешает Бегемоту поставить голову Бенгальского обратно. Не знаю, как ваше мнение. Чего такого особенного говорит Воланд? Очень мало пишут об этом монологе. А на самом деле Воланд говорит в общем страшные вещи.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Мне в этой роли больше нравится не Басилашвили из сериала, а Ширвиндт на портрете Маргариты Яновской. Ну что он такого сказал? Вы никогда не задумывались об этом? Сатана, на представлении, где он пришел посмотреть на москвичей.
   На самом деле, если смотреть на одну из наших предыдущих глав, на предыдущий разговор, наверное, уже в начале 30-х годов, когда ситуация разительно изменилась, когда Сталин, наконец, добился абсолютной власти, Воланда за этот вопрос попытались бы посадить. Ну а вот в середине и конце 20-х в общем конечно нет. Но не забывайте, что мы уже тогда были новыми людьми, новыми советскими мужчинами и женщинами. И советские люди разительно отличались от всех остальных людей на земле. Они, разумеется, работали более напряженно, знали больше других, им была вообще истина известна, зачем и куда идет человек, и зачем и куда его вести. И они, вне всякого сомнения, были гораздо счастливее всех остальных людей. И счастье их было безоблачным именно потому, что они знали правду Маркса, Ленина, Сталина.
   Я почему торможу? Вам не кажется, что ситуация этого великого перелома конца 20-х начала 30-х годов удивительно похожа на нашу с вами ситуацию? Мы же сейчас снова стали лучшими.
  
   Мы же сейчас снова стали лучшими, разительно отличающимися от всех остальных людей на земле. Мы знаем наши цели, и вообще должны быть счастливее всех остальных. И ни о чем больше говорить нельзя. И на самом деле задерживать ваше любезное внимание на этих фразах Воланда тоже нельзя. Потому что это опять прозвучит как обида, как тогда. Да ну бросьте, вы такие же. Вы так же любите деньги, такие же жадные, как когда-то.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Это демон, Бегемот из одной из иллюстраций к Апокалипсису. Демон жадности.

   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Стоит, наверное, отметить, - мне кажется, не все знают, - что там от выстрела Фагота с потолка начинают сыпаться червонцы.
  
   0x08 graphic
   Червонец - это не 10 рублей. Это денежный знак, который был выпущен в обращение в 1922 году, для того, чтобы избежать гиперинфляции. Культурный человек, особенно любящий деньги, на мой взгляд, это должен знать. И хочется мне все время мрачно сказать: Смотрите, самое ужасное, что мы прожили страшный 20-ый век, и ничего не изменилось. Те же люди. И милосердие иногда стучится в их сердца. Это правда. Любят деньги. И квартирный вопрос снова испортил их. Только теперь это вопрос количества недвижимости. Вопрос кредитов. В сущности это тот же квартирный вопрос. Мы какие-то абсолютно замороженные. Все так же считаем истиной то, что нам показывают на шоу. На что намекает Воланд, наблюдая за московской публикой в Москве? Я думаю, на Понтия Пилата, на свою вечную римскую изнанку. Не помните 10-ю сатиру Ювенала, римского сатирика?
   Цитата
   "Этот народ уж давно все заботы забыл
   И Рим, что когда-то все раздавал
   Легионы, и власть, и ликторов связки
   Сдержан теперь, и о двух лишь вещах беспокойно мечтает - хлеба и зрелищ"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Обидно, конечно. Но разве нет? И в зрелищах это главная часть, чтобы мы не осознавали себя такими же, а чувствовали себя самыми счастливыми людьми на земле по-прежнему. Show Must Go On Разве нет? Ну кому нужно смотреть все эти разговоры и читать все эти покрытые плесенью книжки? Но без этого не получается всей этой психологической прививки, какого-то с юности понимаемого, что происходит. Без этого невозможно желание измениться, и правда стать каким-то другим человеком, а не тем из сатиры Ювенала. Разве нет?
   Цитата
   -- Вот, граждане, мы с вами видели сейчас случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никаких чудес и магии не существует. Попросим же маэстро Воланда разоблачить нам этот опыт. Сейчас, граждане, вы увидите, как эти, якобы денежные, бумажки исчезнут так же внезапно, как и появились.
   Тут он зааплодировал, но в совершенном одиночестве, и на лице при этом у него играла уверенная улыбка, но в глазах этой уверенности отнюдь не было, и скорее в них выражалась мольба.
   Публике речь Бенгальского не понравилась. Наступило полное молчание, которое было прервано клетчатым Фаготом.
   -- Это опять-таки случай так называемого вранья,-- объявил он громким козлиным тенором,-- бумажки, граждане, настоящие!
   -- Браво! -- отрывисто рявкнул бас где-то в высоте.
   -- Между прочим, этот,-- тут Фагот указал на Бенгальского,-- мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс! Что бы нам такое с ним сделать?
   -- Голову ему оторвать! -- сказал кто-то сурово на галерке.
   -- Как вы говорите? Ась? -- тотчас отозвался на это безобразное предложение Фагот.-- Голову оторвать? Это идея! Бегемот! -- закричал он коту.-- Делай! Эйн, цвей, дрей!!
   И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи.
   Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один. Кровь фонтанами из разорванных артерий на шее ударила вверх и залила и манишку и фрак. Безглавое тело как-то нелепо загребло ногами и село на пол. В зале послышались истерические крики женщин. Кот передал голову Фаготу, тот за волосы поднял ее и показал публике, и голова эта отчаянно крикнула на весь театр:
   -- Доктора!"
   Мне очень нравится этот трагический крик.
   Цитата
   -- Ну что же,-- задумчиво отозвался тот,-- они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос  только испортил их...-- И громко приказал: -- Наденьте голову.
   Кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на свое место, как будто никуда и не отлучалась. И главное, даже шрама на шее никакого не осталось. Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон, и с них исчезли следы крови. Фагот поднял сидящего Бенгальского на ноги, сунул ему в карман фрака пачку червонцев и выпроводил со сцены со словами:
   -- Катитесь отсюда! Без вас веселей.
   Бессмысленно оглядываясь и шатаясь, конферансье добрел только до пожарного поста, и там с ним сделалось худо. Он жалобно вскрикнул:
   -- Голова моя, голова!
   В числе прочих к нему бросился Римский. Конферансье плакал, ловил в воздухе что-то руками, бормотал:
   -- Отдайте мою голову! Голову отдайте! Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!
   Курьер побежал за врачом. Бенгальского пробовали уложить на диван в уборной, но он стал отбиваться, сделался буен. Пришлось вызывать карету"
  
   Мы не последний раз сталкиваемся с отрезанной головой и с ее превращениями. Я не буду рассказывать о прообразах Бенгальского. Я хочу сказать, что... Про что Булгаков? Мне кажется, вот про эту секуляризацию. Что делают бесы на сцене? Они выворачивают что-то священное и что-то очень важное наизнанку. Делают наоборот. Между прочим что-то такое, что имеет в виду русская пословица "Снявши голову, по волосам не плачут". На самом деле все это имеет безумно древние корни. И я глубоко убежден, что не только иудаистские, как... мы еще обсудим. Потому что у нас еще будет случай принесения жертвы на великом балу. Когда мы до нее доберемся... А Варьете у Маринетти, у Булгакова, сама идея шоу выворачивает наизнанку какие-то очень древние и по всей видимости христианские смыслы, если уж говорить о том, что эти самые разоблачения чудес, которые Дацар, стали одним из протообразов по крайней мере в воображении Ильфа и Булгакова.
   Чего же выворачивается наизнанку? На самом деле в самом начале 20-го века, опять же в 10-х годах получил свое название один из стилей христианского искусства, католического в первую очередь, это святые, которые держат перед собой в качестве страстей собственную голову. В 1914 году их стали называть кефалофорами. Т.е. в прямом смысле этого слова главоносцы. Кефалофор держит в руках собственную голову, и это служит указанием на то, что он был умерщвлен посредством отсечения головы. Самый известный образ, потому что "увидеть Париж и умереть", по крайней мере у нас, это католический святой ( у нас -- блаженный), Дионисий Парижский, и, наверное, святой Юстус.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это -- сюрреалистические иллюстрации Сергея Тюнина. Об этом вывернутом наизнанку сакральном моменте главы, о котором мы говорим. Кот отрывает голову.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это скульптура святого Дионисия в Париже.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это тоже из Парижа в церкви св. Женевьевы.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это иллюстрация Калиновского -- оторванная голова конферансье.
   Кто такой конферансье? На самом деле это тоже отчетливо видно из 12-ой главы. Конферансье- это невероятно важная фигура. Фактически -- режиссер, дирижер некоторой сборной солянки, которая называется спектакль Варьете или шоу. На самом деле его задача самая главная.
  
   Это связать представление воедино, придать ему ну хоть какой-то смысл. И заодно отвлечь публику от всяких разных вопросов и неудач, ее развлекая. Это тогда он был конферансье.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Я же недаром показываю первым картинку Александра Ботвинова с изображением современного телеведущего. Потому что тот, кто был конферансье Варьете, через некоторое время станет ведущим шоу, радиоведущим, телеведущим, дирижером, Воландом, сидящим в видимом или невидимом кресле. Он будет анимировать, рассказывать нам о том, в чем заключен смысл того представления, например информационного, которое мы видим в новостях. Он сядет на место дьявола. Поэтому Булгаков чувствовал, по всей видимости, фигуру конферансье как фигуру знаковую. Роль ее будет нарастать вполне незаметно, и увидеть ее полностью изменившейся благодаря шоу, тому, что Булгаков называет Варьете человечества, можно будет в роли аниматора, на свадьбе, на банкете. Когда люди больше не хотят или не могут говорить друг с другом, общаться за столом, вместо них это делает аниматор. Человек, который рассказывает им, о чем говорить, кому говорить. Произносит вместо них тосты. А когда он молчит или отдыхает, играет музыка, и уровень громкости ее такой, что разговор становится практически невозможным. В ночном клубе нельзя разговаривать. А место конферансье занимает диджей. Он придает смысл этому нашему пребыванию вместе. И для Булгакова это роль анти святого, того, кому надо голову оторвать. И Булгаков-врач это очень хорошо знает. Бенгальский, который накапливает свои денежки, вкладывает их в картины, который в общем типичный нэпман, - ему голову оторвали. Однако он не в состоянии обратиться к Богу, он кричит "доктора". В секулярном мире это он, доктор, управляет твоей душой. И вы знаете, что он окажется в той же клинике, в которой уже сидят Мастер и Бездомный. Кто подлинный инженер человеческих душ теперь? Ведущий шоу или врач.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это так, в качестве метафорической иллюстрации. Посмотрите. Это зачетка медсестры. Как вам это издевательство понравится? Нижегородский медицинский колледж.
   И это тоже некоторый род шоу. Внутреннего смысла и связи нет. Есть только одни соблазны.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это блаженный Юстус.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это -- итальянка Валентина Шути. Кто отрезал головы кеталофорам? Дьявол, конечно, в каком-то человеческом обличьи.
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это Рубенс "Св. Дионисий Парижский".
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   А это замечательный Икер Споцио, плакатные иллюстрации которого мы уже видели, совершенно знаковые. Так и слышишь голос "Доктора!"
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это иллюстрация из рукописной книги "Житие Дионисия"
  
  
  
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это святая Валерия, которой тоже усекли главу.
   Если мы, говоря о Берлиозе, вспоминали св. Иоанна-крестителя, и его усеченную голову, то почему же мы не можем дальше вспоминать святых? Конферансье, ведущий шоу, этакий святой наоборот, дьявол в человеческом обличии. Только он этого пока еще не понимает. Он эту свою роль потом обретет.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это просто шутка. Потому что модератор -- это ведь тоже своего рода конферансье. Нами все время кто-то должен дирижировать. Разве нет?
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Это .... в той же сакральной сцене. Вспоминать можно огромное количество оторванных голов, например, Чиномасту индийскую, тайную богиню одной из воплощений Парвати, по некоторым версиям. Но она тантрическая, и с ней очень сложно.... По крайней мере, она отрезает себе голову сама, для того, чтобы напоить своих собственных детей, потому что они все время жалуются на голод и не дают ей подумать.
   Мы еще вспомним Чиномасту. Я сейчас пытаюсь сказать следующую вещь. Что такое оторванная голова у кефалофоров? В общем она говорит, что душа, мысли -- это только маска. Что есть нечто абсолютно вечное в человеке, что он может пронести с собой. В конферансье, в ведущем шоу вечного больше нет. Он притворяется дирижером, хотя сам действует, вне всякого сомнения, по указанию власть и деньги имущих. Там сплошная пустота, болезнь, поэтому единственное, что он может, это вопить "доктора". И это как бы все.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
   Эту антиномию света и тьмы очень хорошо почувствовал Хоршак в этом хищном прыжке Бегемота. Что олицетворяет Бенгальский? В общем ложь. Что есть внутри лжи там, под его головой? Да ничего. Одни сплошные болезни.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Что происходит дальше? Вот замечательная графика Костина. Дальше возникает магазин готовых платьев. И я не думаю, что нужно его как-то отдельно комментировать по той простой причине, что это же просто соблазны. Те самые соблазны сатаны, и те самые соблазны, которые, как предсказывает Булгаков, совершенно явно и очевидно вместе с шоу, вместе с этим "хлеба и зрелищ" должны погубить советскую власть.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   И в общем, согласитесь, правда ведь, именно они ее и погубят, эти два начала -- те, кто возьмет на себя роль конферансье, т. е. роль человека, доносящего смысл, истину до народа, в результате оборачивающейся ложью, и соблазны, вечные соблазны, те самые хлеб, зрелища. Красивая одежда, вкусная еда. Они все равно побеждают, - говорит Булгаков. Мне кажется, это не нужно переводить, потому что это очевидно.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Все эти Герлен Мицуко, вечерние платья, хорошая обувь. Булгаков был прав, они же все и погубили. В этом лживом и разрозненном шоу, в котором мы жили, и, очень похоже, продолжаем жить, не замечая той самой огромной фигуры, которая стоит за всем этим. "Человеческое, слишком человеческое" - так Ницше назвал одну из своих книг. И она, мне кажется, светится за 12-ой главой.
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   И ее всегда будут использовать, для того, чтобы объявить, что вот где-нибудь в Москве, в самом центре обязательно повторится великий бал у сатаны. И знаменитый сеанс черной магии без всякого разоблачения в Варьете. И он повторяется раз за разом.
   И наверное на сегодня хватит, потому что стоит только чуть-чуть изменить угол зрения, и голова эта становится совершенно очевидной. Поэтому Воланд положил на место голову Бенгальского. А зачем? Это же его собрат по профессии. Они вместе, как Дацар, вышли на сцену, Ну вот, наверное, хватит на сегодня.
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"