Красный Александр : другие произведения.

Евангелие в духовном понимании

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   Как-то во время поездки по Золотому Кольцу мне удалось не спеша побродить по церквям и монастырям русских городов, сохранившим древние следы православия, посмотреть на многочисленные иконы и фрески, изображающие библейские сцены...
   Все эти картины - плод воображения художников, стремящихся, в меру своего понимания и в соответствии с формирующимися канонами, передать в виде наглядных зрительных образов важнейшие библейские (и, в первую очередь, евангельские) события. Церковная живопись была особенно актуальна ввиду неграмотности большой части населения России. В сегодняшней терминологии, иконы и фрески - нечто вроде комиксов, простого и понятного учебного пособия по изучению Слова Божьего. Это попытка совместить непознаваемость Бога с широкой доступностью церковного учения.
  
   Что такое христианство в его исходном понимании? Это учение, последователи которого - убеждены в исторической подлинности всех событий и чудес, описанных в канонических Евангелиях, начиная с непорочного зачатия и заканчивая воскресением Иисуса Христа.
   У меня нет оснований утверждать, подобно, скажем, приверженцам иудаизма, что ничего этого не было. Однако, что если Евангелия - тоже своего рода "комиксы", описывающие в наглядной и доступной форме подлинные глубокие черты нового религиозного учения?!
  
   Что я имею в виду?-
      -- Христианство выросло на почве иудаизма, который, отчасти - религиозное учение, а отчасти - основа судебной системы, поскольку, помимо главных заповедей, он содержит и правовые нормы, и меры наказания за их нарушение (Второзаконие). Думается, что практическая невозможность соблюдать Закон в полном объеме (что видно из многочисленных библейских сюжетов, касающихся и таких избранных людей, как Моисей и Давид), породила потребность в частичном отрицании иудаизма и создании нового учения, центр тяжести которого лежал бы не в области жесткого Закона, а в области этических норм. При соблюдении людьми правильных этических норм - закон не нужен. Кто-то может сказать, что это - утопия: всегда найдутся люди, для которых личная выгода - высшая этическая норма. Да, конечно... но, при отсутствии простых и понятных норм, исчезает и основа закона.
   Фактически, христианство явилось попыткой отделения религии от государства, в чьем ведении оставалась законодательная и судебная системы. Новая религия стремилась создать универсальную гуманную основу общества, которая явилась бы нравственным компасом для своих приверженцев во всех практических делах.
      -- Христианство, в отличие от иудаизма, основано всего на двух заповедях, имеющих не столько нормативный, сколько нравственный характер.
   Из Матфея (22, 35-40)
   "И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
   Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
   Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
   сия есть первая и наибольшая заповедь;
   вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
   на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки."
   Первая из них имеет свой "нормативный аналог" в Ветхом завете:
   "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим." - Исход 20, 2-3.
   Вторая также имеет свой "нормативный аналог" еще в буддизме:
   "Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам." - Конфуций
  
      -- Нравственные нормы имеют универсальный и абстрактный характер, однако они плохо воспринимаются большинством людей при их абстрактном изложении. Поэтому Иисус Христос, излагая учение в форме притч, иносказательных и загадочных, даже для учеников, делами своими и чудесами наглядно подтверждает свою правоту:
   "Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам."- Ин. 14, 10-11
  
      -- Как понимать многочисленные чудеса, описание которых содержат Евангелия: прозрение слепых, очищение прокаженных, исцеление парализованных и расслабленных, изгнание бесов, насыщение пяти тысяч голодных пятью хлебами, воскрешение из мертвых и, наконец, Воскресение Иисуса Христа? -Эти чудеса допускают двоякое толкование: материальное и духовное. Духовные недуги менее заметны, чем физические, однако именно первые в большинстве случаев являются причиной последних. Точнее, физические недуги - выражение духовных недугов:
   Слепота физическая - выражение духовного убожества, непонимания своего предназначения и нравственных норм поведения;
   Проказа - неизлечимая греховность человека;
   Расслабленность - пассивная, бездеятельная позиция человека, неумение и нежелание менять себя к лучшему;
   Бесноватость - аморальное поведение, отсутствие сдерживающих факторов;
   Голод физический - аналог голода нравственного, духовных потребностей;
   Смерть физическая - выражение смерти духовной, когда человеку становится незачем жить.
   Христос, наделенный Святым Духом, способен вдохнуть этот дух в любого человека (по своему желанию), излечив таким образом его недуги и воскресив его к новой жизни. Что и происходит... При этом, на мой взгляд, несущественно: имеют ли эти чудеса своё материальное выражение или только духовное?
      -- Христос болезненно ощущает непонимание духовного учения не только сторонними людьми, но и учениками апостолами, поскольку они привыкли ценить материальные блага выше духовных. Это - основная причина его конфликта с иудеями.
   "Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог." Ин. 6, 26-27.
   Все чудеса, которые он творит, служат одной цели: личным примером увлечь "человеков" к соблюдению проповедуемых моральных норм.
      -- Распятие и воскресение Христа - этическая вершина Евангелий. Христос добровольно идет на самопожертвование ради Господа - Отца Своего и "други своя", показывая им высший пример любви. Распятие на кресте - это не просто болезненная смертоносная процедура, это, в первую очередь, грубое надругательство над духом распятого: такая смерть считалась самой позорной. Однако, дух Христа сильнее плоти: он верит, что Отец не оставит Его в последнем испытании, так оно и происходит. Хотя тело умерло, дух его жив и учение его живо до сих пор.
      -- Мое нынешнее понимание христианства, коротко, состоит в следующем:
   "Бог есть любовь".
   Всякий человек - не только сын человеческий, но и Сын Божий. Он должен чтить своих родителей и быть их достойным.
   Высокий пример такого человека - светлый облик Иисуса Христа.
  
   Всё остальное содержание Священного Писания - в большей степени картинки, поясняющие дух христианства.
   Насколько близки нынешние церкви: православная, католическая и протестантская духу христианства - тема отдельного разговора...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"