Руджа Александр Сергеевич : другие произведения.

"Игра престолов" и историческая реальность: кто на ком стоял?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пара-тройка предположений насчет того, от каких событий в нашей богатой истории отталкивался Джордж Мартин при написании "Песни Льда и Пламени".

  Гражданин Джордж Рэймонд Ричард Мартин известен всему миру шестью вещами - пенталогией "Песнь льда и пламени", по которой снято вот уже шесть сезонов отличного сериала "Игра престолов", и которая превратится в гексалогию через каких-то три-четыре года, а также козырной шапочкой. Про шапочку я, может быть и загнул немного, но книги у него получаются и правда выдающимися, читаются с огромным интересом.
  
  Возникает, однако, вопрос - нет ли в произведениях старины Джорджа (а также Рэймонда и всех прочих) каких-то отголосков реальных событий, личностей, процессов и тенденций, имевших место в нашей реальности? Ну, не может же быть, чтобы он прямо сам все придумал, не в человеческих это силах!
  
  Озаботившись этой обличительной мыслью, я принялся тревожно рыться в англоязычном контенте, щедрой рукой разбросанном на просторах Интернета. Потому что, хотя и все знают про граждан, пишущих всякое с мотивировкой "В Интернете кто-то неправ!", но мало кто в курсе про ничуть не меньшую группировку, творящую креатив по причине того, что "В Интернете кто-то не в курсе!" Процесс веселый, мне нравится, поэтому сворачивать свою просветительскую деятельность я пока не собираюсь. В общем, по итогам поиска выяснилось немало интересного, которое я сейчас в общих чертах сгруппирую и изложу ниже.
  
  Во-первых, конечно, обращают на себя внимание "говорящие фамилии" главных фигурантов мартиновской саги - Ланнистеров и Старков. Знающие парни немедленно ассоциируют их с английскими домами Ланкастеров и Йорков, а вражду между Недом и Джейме, переросшую впоследствии в гражданскую войну, опустошившую страну - в начало Войны Алой и Белой Розы (вторая половина пятнадцатого века). Аналогия, в общем, достаточно очевидна, да и сам Мартин публично признавал, что немало вдохновлялся английской историей при написании "Песни Льда и Пламени". Однако, несмотря на первоначальное внешнее сходство, дальнейшие общие места находятся с трудом, параллели весьма неочевидны. Ну, кроме тех очевидных вещей, что в обоих случаях гражданская война до чудовищной нищеты разорила и тогдашнюю Англию, и Семь Королевств, а также изрядно проредила ряды местной аристократии.
  
  Тем не менее, если уж говорить о Войне Роз, как ее иногда называют, можно указать еще на как минимум два интересных факта, имеющие отголоски в "ПЛиП": война фактически началась после того, как герцог Ричард Йоркский объявил правящего короля Генриха VI недееспособным и сообщил, что ему известен куда лучший претендент на престол - он сам. Тому имелись некоторые основания, ибо Генрих и вправду был человеком, мягко говоря, со странностями. Безумным он был, попросту говоря. Тут, при желании, можно найти некоторое сходство с восстанием Роберта Баратеона против Безумного Короля Эйериса II Таргариена.
  
  Второй момент - он именно что момент, зато представляет собой стопроцентное заимствование: герб дома Тирелл однозначно срисован с традиционной эмблемы Ланкастеров, красной розы - можете погуглить, любопытства ради. Ну и, собственно, Красная Свадьба из третьей книги сюжетно основана на мрачном Черном Ужине, когда шотландский клан Дугласов был фактически обезглавлен во время ужина у короля Якова II.
  
  А, еще можно прокомментировать интересный момент: иногда читатели упоминают, что после смерти Неда Старка в первой книге, события развиваются как-то чересчур неспешно и запутанно - в Речных Землях творится форменная анархия, северяне объявляют о сепаратизме, парни с Железных островов делают то же, а в Королевской гавани все плетут интриги и сплетничают насчет настоящих детей покойного Роберта.
  
  В действительности - не знаю, планировал это Мартин изначально или нет - такая неторопливость вполне оправданна. С последней войны, то есть восстания Роберта Баратеона, прошло пятнадцать лет, люди привыкли к мирной жизни, рыцари тренируются убивать людей только на чучелах и турнирах. Такую армию раскачать на полноценную войну достаточно сложно. Другое дело - Англия накануне Войны Роз! Только что закончилась Столетняя война с Францией, по стране бродит уйма вооруженного народа, которая умеет и хочет только одного - начистить кому-нибудь физиономию, и желательно, чтобы за это еще и заплатили. В таких условиях, как говорится: "Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов".
  
  А вообще, я чувствую, нужно писать полноценную историю Англии - там такое количество интересного успело натвориться за последние пару тысяч лет - пальчики оближешь! Но об этом как-нибудь потом.
  
  Что касается непосредственно персонажей "ПЛиП", то здесь параллели между двумя вселенными не сильно заметны, и носят, в общем, довольно произвольный характер. Можно, конечно, уподобить Серсею Ланнистер - Маргарите Анжуйской, чей сын, как утверждалось, был вовсе не от Генриха VI, а не пойми от кого, но тут дело такое - можно уподобить, а можно и нет, прямого заимствования нет, тем более, что покуда не изобрели дающего достоверные результаты теста на отцовство, каждый второй подозрительно приглядывался к собственному отпрыску и недоверчиво морщил лоб.
  
  Едем дальше: дом Старков частенько сравнивают с семьей Перси (эрлы Нортумбрии), а Ланнистеров - с семьей Невиллов (их злейших соперников). Тайвин Ланнистер может быть Ричардом Невиллом, а Бран и Рикон Старки - аналогами юных Эдварда V и Ричарда Йоркского (так называемые "принцы в Тауэре", тоже интереснейшая история!), предположительно убитых -а вообще-то, бесследно пропавших - по приказу Ричарда III. Бейелор Благословленный имеет явные черты Эдварда Исповедника - такой же слабак и баба, а Эйегон Завоеватель - это не иначе, как Вильгельм Нормандский (тоже Завоеватель, что характерно), я про него уже писал.
  
  Первые люди, возможно, в общих чертах срисованы с древних кельтов, что делает андалов англосаксами, а валирийцев - норманнами. Суровые Железнорожденные, живущие разбоем на своих островах, сильно смахивают на викингов, точно такие же жадные сволочи. Дотракийцы-кочевники крепко напоминают монголов, даже титулы "кхал" (khal) и "хан" (khan) очень похожи, а Братство без Знамен - это явно намек на Веселых ребят Робин Гуда, только не из комедийных фильмов, вроде "Мужчин в трико", а таких, какими они, скорее всего, были в реальности. Ну, а десница короля, скорее всего, прямо списан с персидских и арабских визирей. И так далее, и тому подобное.
  
  Имеется сходство и в географии - да, в общем-то, даже странно, если бы его не было: Стена (The Wall), на которой несет бессменную вахту Ночной Дозор, напоминает Адрианов Вал (Hadrianʼs Wall), построенный во втором веке еще римлянами и отгораживающим Англию от Шотландии. Он, кстати, до сих пор частично сохранился - легионеры умели строить.
  
  Королевская гавань по значению и общим характеристикам имеет сходство с Константинополем - ее даже штурмовали и защищали очень похоже, средневековым напалмом, хе-хе. Вольные Города, включающие Браавос, где так нехорошо сложилась судьба мелкой Арьи, похожи на вольные города средневековой Италии. Тот же Браавос, кстати говоря, сильно сходен с Венецианской республикой - и тут интересно, что у Сирио Фореля в сериале типично средиземноморская внешность, да и акцент подходящий, в отличие от книги, где он был худой, носатый и лысый.
  
  Орден Безликих, само собой, похож на хашишинов (они же ассассины), и список этот можно продолжать еще очень долго, только вот достоверность его будет сомнительной, ибо все, что Мартин не подтвердил лично - а не подтвердил он много чего - следует считать фанатским вымыслом, ересью и отклонением от генеральной линии партии.
  
  Что из этого следует? Является ли Мартин коварным плагиатором, взявшим готовые шаблоны из нашей истории, и построившим на их основании свою собственную вселенную? Нет, конечно, что за бред вообще. Эвон, Джона Р. Р. Толкиена, у которого с востока прут злобные косоглазые дикари, а им с трудом противостоит коалиция стран Запада, никто не считает ни плагиатчиком, ни пророком, ни даже политическим аналитиком, что даже в чем-то обидно.
  
  Кроме того, Толкиена никто в его полете фантазии не сдерживал, у него и оборотень-вегетарианец в горах обитал, а мощный старик Бомбадил проживал посреди леса в избушке, имея в партнерах только невнятную "дочерь реки" и пожилого пони по фамилии Хопкин-Бобкин. А Мартину постоянно приходится упираться в жестокую жизненную логику, и на ее основе выстраивать модели поведения как отдельных персонажей, так и крупных людских сообществ. А поскольку люди - они всегда и везде одинаковые, то и повторение многих исторических событий даже в напрочь фэнтезийной вселенной неизбежно.
  
  Тогда вопрос - зачем это вообще было написано? Дык, ясный пень, чтобы прежде всего посверкать во все стороны своей могучей эрудицией, ознакомить заинтересованных товарищей с мнением западного фан-сообщества по данном вопросу. Ну и еще с целью привлечь внимание к суровой средневековой истории, делам давно минувших лет, преданьям старины глубокой, само собой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"