Зелёная трава
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Два андроида летят домой на Землю, которая возрождается после ядерной войны. Алиса бывший человек, который стал андроидом. Война застала её в космосе и последние сотни лет Алиса была единственным хранителем космической станции. Она создала Карла, когда устала от одиночества. Алиса давно забыла, каково это - быть человеком. Карл мечтает понять, что такое человеческая жизнь. Космический шаттл с двумя андроидами сбивается с курса. Они оказываются на планете, жители которой обитают в огромных городах-ковчегах. Здесь процветает мистический культ живых богов. Андроидам предстоит столкнуться с жестокими богами и людьми, которые их создали.
|
Зелёная трава
0.
- Excelsior, ответьте Renaissance.
- Renaissance, Excelsior на связи. Тормозите до 7.5 миль, обходите правее на 10 градусов, через квадрант 2-й и 3-й, подтвердите приём опорных координат и времени, установите код ответчика 3985.
- Excelsior, подтверждаю приём опорных координат, гироскопы перестроены, часы установлены, погрешности незначительные. Готовы тормозить, курс скорректирован, код 3985 установил.
- Excelsior, ответьте Renaissance, следую по схеме.
- Renaissance, вижу вас на радаре, удаление 150, Снижайте скорость до 12, вектор нормальный, продолжайте подход.
- Принял, Excelsior.
- Renaissance, это Excelsior, приём.
- Excelsior, это Renaissance, приём.
- Renaissance, удаление 20, тормозите до 7.45, вектор 5 правее, 10 выше.
- Excelsior, тормозим до 7.45, вектор 5 правее, 10 выше, поворачиваем.
- Renaissance, контроль по вторичному, всё в порядке, идёте точно в зону стыковки. Приготовитесь в 16:43:24 тормозить до 7.41.
- Excelsior, тормозной импульс выставлен на 16:43:24, скорость 7.41, готовы к выдаче.
- Renaissance, принял вас.
- Renaissance, это Excelsior, приём.
- Excelsior, это Renaissance, приём.
- Renaissance, наблюдаю вас в зоне стыковки. Дельта-Ви нулевое, всё в порядке, подтвердите включение сигнальных огней.
- Огни включил, готов.
- Вижу вас на стыковочном радаре, поворачивайте на 95.7 левее, 10 ниже.
- Понял вас, 95.7 левее, 10 ниже, поворачиваем.
- Renaissance, подтвердите устойчивый приём посадочного луча, нормальную работу эРСэУ и готовность стыковочного агрегата.
- Excelsior, приём луча подтверждаем, РСУ работает нормально, стыковочный агрегат готов, режим активный.
- Renaissance, данные стыковки отправлены в АСУ, работайте.
- Excelsior, приняли данные, АСУ запустили, сближение ноль-пятнадцать футов в секунду.
- Renaissance, наблюдаю движение.
- Excelsior, всё в норме, доворачиваем, сближаемся.
- Renaissance, удаление 75 футов, подтвердите сближение ноль-шесть футов в секунду.
- Excelsior, АСУ работает нормально, ноль-шесть футов подтверждаем, отклонений по тангажу, курсу рысканью нет.
- Renaissance, понял вас, продолжайте.
- Принято, продолжаем.
- Renaissance, управление устойчивое, визуальное расстояние около 150 футов. Прошу корректировку курса.
- Renaissance, вы на курсе. Приступайте к сближению в текущем положении.
- Принято, приступаем к сближению. Мишень два градуса по центру. Скорость 9.
- Renaissance, наблюдаю вас визуально. Расстояние 120. Вы отклонились от цели на одну клетку.
- Принято, корректируем, Renaissance. Скорость 8.
- Excelsior, расстояние 15 футов, подтвердите готовность к стыковке.
- Renaissance, к стыковке готов.
- Мишень два градуса. Есть устойчивый контакт.
- Renaissance, удаление 30 футов, сближение ноль-три фута в секунду.
- Excelsior, скорость в норме, ноль-три фута.
- Renaissance, приготовьтесь, 5 секунд.
- Две секунды.
- Excelsior, есть касание! АСУ отключена.
- Принято, есть устойчивый контакт.
- Renaissance, есть механический захват, идёт стягивание. Датчики показывают нормальную сцепку
- Excelsior, нормальную сцепку подтверждаем.
- Renaissance, включить автоматику только после стягивания.
- Принято, включить автоматику только после стягивания.
- Проверка давления завершена.
- Доклад принят.
- Проверка температуры завершена.
- Доклад принят. Отключайте ручной режим.
- Принято, отключаю ручной режим.
- Renaissance, даю разрешение на выравнивание давления.
- Excelsior, клапаны открыли.
- Доклад принят. Renaissance, конец связи.
- Excelsior, конец связи.
1.
Капитан Роб Трейси первым вошел в шлюз. Следом за ним шла Роуз Шван, которую на Renaissance звали не иначе как Рози. Вдвоём они обошли всю станцию за сорок пять минут. Чуть позже к ним присоединился Гален Харменс с портативным сканером и камерой. Молчал капитан, молчал Харменс, молчала даже Рози, которая успела наскучить всему экипажу своей бесконечной болтовнёй. Но сейчас никто не мог произнести ни слова. Обнаружить станцию, которая провела на орбите без малого пять тысяч земных лет! Новая эра космических полётов насчитывала только сто четыре года. Находка казалась слишком уж невероятной. Экипаж Renaissance благоговел перед великими мастерами прошлого. И как только такие умники допустили ядерную войну?
Харменс со сканером в руках подполз под большой стеклянный стол на двенадцати тончайших ножках, такой же чужеродный здесь, как и вся команда исследователей. Стол был изящный, почти воздушный, с восьмиугольной столешницей и филигранным орнаментом по краям. Некоторые узоры были сплетены из стеклянных нитей толщиной в волос. Под столом стоял странный чёрный прибор, издающий едва уловимое гудение, он-то и заинтересовал Харменса. Харменс нырнул к чёрной штуковине, неудачно дёрнул локтем и отломил одну из точёных декоративных ножек. Он почувствовал себя вандалом, громящим музей. Харменс решил больше не рисковать, опасаясь быть придавленным тяжёлой столешницей. Он осторожно вылез, выпрямился так, что хрустнули колени. Повертел в руках сломанную ножку. Сканер показывал, что возраст самой станции и стекла различается на тысячи лет. Это совсем сбило Харменса с толку. Он машинально провёл рукой по нашивке с голубой звездой на правом плече. Родной флаг всегда успокаивал. Среди членов экипажа только светловолосый и светлоглазый Гален Харменс был уроженцем Четвёртой Федерации. Вся остальная команда была из Новой Британии. Путешествие к таинственному Excelsior инициировала именно Федерация.
Рози заговорила первой:
- Но здесь никого нет. Только саркофаги с мертвецами.
- Это не мертвецы. Они заморожены, но не умерли. Думаю, эти люди о многом смогут нам рассказать. Живые призраки прошлого! Я не могу поверить.
- Но кто нас координировал? С кем мы вели переговоры? С кем-то же мы говорили, правда?
- Я не знаю, Рози.
2.
Доктор Алиса Вега умела ждать. Пожалуй, она была чемпионом по ожиданию среди всех когда-либо живших на Земле. Алиса ждала сообщения из центра управления полётами в течение четырёх с половиной тысяч земных лет. Куда уж тут верному псу Хатико!
- Получено новое сообщение. Открыть?
Есть ждёшь чего-то слишком долго, самая обыденная фраза превращается в целое событие. Алиса не спешила открывать сообщение. Она упивалась информатором. Ей казалось, что каждое слово несёт в себе тайный смысл, а сама фраза торжественная и величественная. Новое сообщение! Первое сообщение за тысячи лет!
- Первое сообщение за вечность, - сказала Алиса.
Она подумала, что сейчас самое время расплакаться, но у неё не было ни слёз, ни слёзных желез. Алиса Вега это первый человек в теле андроида. Когда на Земле началась четвёртая мировая война, она вместе с группой астронавтов находилась на космической станции Excelsior. Вместе они наблюдали, как голубая планета превращается в пламенный шар. А когда стало ясно, что ни один шаттл больше не прилетит, люди погрузились в искусственный сон. Алиса Вега осталась хранителем станции. В её распоряжении была вся вычислительная мощность станции, огромная цифровая библиотека и крафт-принтер серии Mephistable.
- Открыть? - снова спросил информатор. Она вздрогнула.
- Открыть.
Алиса закрыла глаза, попыталась не волноваться, но ничего не вышло. Она досчитала до десяти, потом от десяти до одного. Вроде немного полегчало. Тогда Алиса открыла глаза и прочитала:
- Ускоритель Аюдекко. 14000 фунтов. ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННЫЙ. Разные цвета.
Алиса трижды перечитала сообщение, потом спрятала лицо в ладонях и засмеялась. Сначала смех вышел жалким, потом пронзительным, наконец, истеричным. Алиса вздрогнула и принялась повторять, как заведённая:
- Первое сообщение за вечность. Первое! О, господи...
3.
Следующее сообщение пришло через два дня и по содержанию мало чем отличалось от предыдущего:
- Раздумываешь, покупать ли новый ускоритель? Не думай, покупай! Две ГАРАНТИРОВАННЫЕ зарядки в течение года. 15000 фунтов.
- Позавчера было четырнадцать, - сказала Алиса. Она снова засмеялась: - Интересно, у них есть доставка?
Через неделю приходило уже по четыре сообщения в день. Через месяц они падали с интервалом в сорок пять минут. Алисе предлагали ускорители с сертифицированной гарантией, ускорители без гарантии, земельный участок на берегу озера и круглогодичное обслуживание коттеджей по сезонной цене.
- Я согласна! - говорила Алиса, - Готова даже наличными.
Она пробовала отвечать, но пока b2b-network работал только на приём.
4.
На логотипе Brain-To-Brain Network был изображён профиль принца Гамлета. У Гамлета был римский нос, вздёрнутая верхняя губа и почти начисто срезанный подбородок. Иногда логотип был коричневым, иногда ярко-красным, в зависимости от качества приёма связи. Сеть b2b была изобретена на Земле в конце двадцать второго века. Суть заключалась в передаче данных по цепочке от устройства к устройству, без использования спутников, оптических каналов и мобильных вышек. Её создатели потом говорили, что вдохновлялись идеей социальных сетей, но в действительности технология была не нова. На протяжении всего развития компьютерных сетей люди то передавали данные непосредственно между компьютерами, то использовали более мощные устройства в качестве промежуточного звена. Впрочем, в чём-то изобретатели b2b были первыми. Никому прежде не приходило в голову завязать глобальные сети на активности собственного мозга.
Изначально b2b использовали только для связи между андроидами. Постепенно новый протокол стал приобретать популярность. Чипы первого поколения встраивали в смартфоны и умные браслеты. Все последующие поколения чипов подключали к мозгу, сначала как крошечный микрочип, потом имплантат, наконец, биологическая надстройка к геному человека. К середине двадцать третьего века человечество сделало b2b-общение таким же привычным органом чувств, как слух или зрение. В некотором смысле b2b-связь была естественной для человека. Коммуникатор, каким бы он ни был, не генерировал сигналы, а только усиливал и управлял уже имеющимися. Ходили слухи, что некоторые люди могли бы обойтись вообще без специального коммуникатора, самостоятельно управляя излучением. Но во всей истории b2b-связи так и не было задокументировано ни одного подобного случая. Для этого требовался слишком развитый и совершенный мозг.
Человеческий мозг был способен обработать и пропустить через себя практически неограниченный трафик. По b2b шли беспрерывные мультимедийные потоки, люди были отвязаны от большинства вычислительных машин и не отключались от сети в любой точке мира. Но только полностью контролируемый мозг андроида мог настолько хорошо контролировать b2b, чтобы открывать для общения приватные каналы. Им не нужно было пользоваться дополнительными сервисами для общения и координации. Приватная связь по b2b стала шифром для искусственных людей, с помощью которого они вести долгие беседы между собой. Для того, чтобы освоить эту связь, Алисе Вега потребовалось около тысячи лет в одиночестве. Она называла эту связь "шепотом" и от души радовалась своему открытию. Огорчало её только одно. Поговорить было совершенно не с кем.
5.
Алисе было одиноко. Она в полной изоляции уже целую вечность, но только сейчас, с появлением первых весточек с Земли почувствовала себя действительно одинокой. Алисе хотелось с кем-то поговорить, обсудить письма, будущее. Она подумывала о том, чтобы разморозить кого-то из экипажа, но понимала, что для этого ещё слишком рано. Сначала человечество должно снова покорить космос.
- Почему работает трансляция? - спрашивала Алиса, стоя у иллюминатора. Она смотрела на голубую Землю и думала, что это самое красивое зрелище на свете. Алиса хорошо помнила огненный шар, в который когда-то превратилась её родная планета.
- Мы не должны это повторить, - сказала она. - Не должны, слышишь? Черт... к кому я обращаюсь?
Время от времени она отключала магнитные защёлки на ботинках, отстёгивала липучки и свободно парила посреди импровизированной библиотеки, самого большого помещения на станции. Когда-то на Excelsior была искусственная гравитация, но после того, как уснули все люди, Алиса Вега отключила генератор. Невесомость её вполне устраивала. В невесомости можно было закрыть глаза, представить, что стены исчезли, а ты качаешься на волнах огромной спокойной реки.
Плавать Алиса не любила, а вот плыть на лодке ей нравилось. Ларсен, её бывший муж, был неплохим гребцом и вместо ресторанов приглашал Алису на речные прогулки. Его лодка была выкрашена в ярко зелёный цвет, на борту красовалась надпись "Flekkefjord Kajakklubb". Несколько раз Ларсен пытался научить Алису грести, но у неё ничего не получалось. Весло вырывалось из рук, как живое, тут же начинала болеть спина и прогулка сразу теряла своё очарование. Тем не менее, Ларсен был уверен, что со временем он сможет привить Алисе любовь к спорту. Как показало время, со спортом не вышло ничего хорошего. Как и с семейной жизнью.
6.
Алиса выдержала ещё два года одиночества. Потом появился Карл.
Сначала Карл это только голос в голове Алисы. Алиса Вега давно разговаривала сама с собой и сейчас просто добавила себе собеседника. Карл идейный противник Алисы. Он спорил с ней, кричал, порой даже угрожал. Когда Карл выводил Алису из себя, она обхватывала ладонями голову и кричала.
- Заткнись! Заткнись, чертов ублюдок!
Иногда это помогало, иногда нет. Алиса думала, что доктор Крейг наверняка поставил бы ей диагноз шизофрения.
- Но ведь для этого тебе надо было бы проснуться, сукин ты сын? - сказала Алиса. - Ты всегда меня недолюбливал. Говорил, что для андроидов надо делать отдельные корабли. Расист чертов.
7.
Принтер Mephistable-Print поколения 4x - одно из лучших изобретений человечества. Он печатал и собирал всё, кроме органики, делал это быстро и без ошибок сборки. Когда-то его рекламный слоган гласил "Просто загрузите приложение" и полностью соответствовал истине. Если у вас было два миллиона новых фунтов и свободная комната, вы могли обеспечить себя множеством полезных вещей на долгие годы. Один нюанс, большинство распечаток было запатентовано и требовало платной лицензии. Но если вы неплохо умели работать в 4DStudio, можно было неплохо сэкономить. Вот только расходные материалы были дороговаты. Один картридж стоил больше трёх тысяч, и хватало его в лучшем случае на пару месяцев. Говорили, что в дальнейшем производство будет массовым, и цены упадут, но до этого дело не дошло. Четвёртая мировая война отбросила человечество на тысячи лет назад. Только сейчас, спустя долгие годы технологии стали возвращаться. Из каменного века люди постепенно двигались к космической эре.
С помощью Mephistable-Print Алиса могла распечатать себе любое тело, но ей хотелось только быть похожей на прежнюю себя. Алиса носила своё тело с момента его создания и только заменяла износившиеся детали. Она не слишком любила свою бывшую человеческую жизнь, неохотно её вспоминала, но она привыкла к своему отражению. Вот и сейчас зеркало отражало худенькую женщину с фигурой подростка и едва наметившейся грудью. Волосы короткие и рыжие, глаза светло-карие. Точная копия человеческого тела. Искусственная нервная система передаёт мельчайшие оттенки ощущений. Живая мимика. Алиса улыбнулась зеркалу.
- Что ты пялишься? - спросил Карл в голове Алисы. - Там ничего нового.
- Заткись!
- Попробуй заткнуть меня, - сказал Карл. В его голосе нет насмешки, но Алисе казалось, что он улыбается во весь рот.
- Выродок.
- "Убирайся из моей головы!" Ну, давай же, скажи это. Или нет, нет, лучше моё любимое! "Я тебя не слышу! Не слышу! Тебя не существует!".
- Пошёл к черту.
На этот раз Карл заткнулся. Алисе хотелось думать, что он обиделся, но она знала, что Карл никогда не обижается. Да и как может обижаться твой воображаемый друг?
- Карл - мой воображаемый друг, - сказала Алиса. - Это нормально, иметь воображаемого друга. У всех в детстве был воображаемый друг.
Карл не согласился:
- У тебя не было.
- Откуда тебе знать?
- Эй, ты сама всё время повторяешь, что я часть тебя. Я знаю столько же, сколько и ты. У тебя не было воображаемого друга. У тебя и реальных то не было.
Алиса не нашлась, чем возразить. С друзьями у неё всегда было напряжённо.
8.
У Алисы есть две кружки, красная с надписью Нескафе и синяя с жёлтым солнышком. Из красной чашки Алиса пьёт по утрам воображаемый кофе, из синей вечерний чай. Посуда, как многое другое на станции Excelsior это реквизит для игры, в которую Алиса играет уже тысячи лет. Алиса играет в человека и старается полностью имитировать человеческое поведение. Получается с переменным успехом, но она старается.
- Хочешь чаю? - спросила Алиса.
- Я, что, похож на Шляпника?
Карл не похож на Безумного Шляпника. Алиса вообще плохо себе представляла, на кого он похож. И это плохо, потому что она собиралась отселить его в отдельное тело. А как можно что-то создать, если ты не можешь вообразить, как это выглядит?
- Мне не хватает дружелюбия, - сказала Алиса вслух. - Всегда не хватало. Может быть, именно поэтому у меня был только один приятель.
- Два. Я второй, - сказал Карл. Алиса хотела огрызнуться, но сдержалась. Вместо того чтобы снова нагрубить Карлу, она мягко сказала:
- Я хочу сделать тебя настоящим.
- Настоящим кем? - уточнил Карл. Это Алисе не понравилось. Карл живёт в её голове и знает всё, что она собирается делать. Если даже Карл не знал, кем она собирается его сделать, знает ли это она сама?
- Я сделаю тебя андроидом, - наконец, сказала она. Карл засмеялся:
- Ещё одним? Не слишком ли много андроидов для одной забытой станции?
- Я сделаю тебя андроидом, - повторила Алиса. И добавила твёрдо: - Хочешь ты этого, или нет.
- Когда-то тебя тоже не спросили, хочешь ли ты быть андроидом. Ты довольна?
Алиса не ответила. У Карла есть удивительная способность проходиться по всем её больным мозолям. Андроидом её сделали насильно, так и не поинтересовавшись её мнением. Алиса не хотела быть андроидом, а сейчас хотела забыть о том, что была человеком. Карл не давал забыть об этом ни на секунду. Алиса надеялась, что когда отселит его в отдельное тело, будет проще заставить его заткнуться. Как там говорили раньше? Молчание золото.
- Только если это не тысячелетнее молчание, - поправила она саму себя. Открывает очередное сообщение:
- Ты ещё не купил приставку Volez? ЕЩЁ МОЖНО УСПЕТЬ!
- Я успею, - сказала Алиса. Она достала цифровой карандаш и начала рисовать.
9.
В прошлой жизни Алиса была специалистом по психологии андроидов. Она имела докторскую степень и стойкое желание минимизировать разницу между биологическим и искусственным интеллектом. Её основной задачей было пробуждать личность в искусственном интеллекте, вдыхать душу в мёртвую машину. В руки Алисы попадал суперкомпьютер с установленной операционной системой, который не осознавал себя и не умел самостоятельно думать. Алиса становилась его оператором и учителем. Она ставила перед программой задачи из логики и философии, заставляла мыслить независимо от имеющихся алгоритмов. Доктор Вега побуждала программу сформировать собственное "я", стать личностью, способной функционировать без оператора. Некоторые её питомцы со временем становились очень похожи на людей. Некоторые так и оставались просто хорошими машинами.
Большинство задач были рутинными. Одни и те же вопросы, одни и те же парадоксы. Иногда Алиса ловила себя на том, что начинает говорить с людьми теми же фразами, что и со своими учениками. И чем больше она погружалась в свою работу, тем меньше испытывала потребности в человеческом общении. Каждый новорождённый андроид вызывал восторг, равному которому не мог доставить ни один человек. Временами Алиса чувствовала себя богом-творцом и стыдилась этого. Но по-настоящему творить она стала только когда задумала переселить Карла в реальный мир.
10.
Сначала Алиса хотела дать Карлу тело мальчика лет шестнадцати. Она почему-то представляла Карла фарфоровой статуэткой, хрупкой, нежной, даже женственной. Карл не говорил стихами и не рассказывал сентиментальные истории, но всё же он был частью Алисы. А Алиса очень хотелось верить, что хотя бы какая-то её часть имеет склонность к романтике.
- Романтичный Карл! - бормотала Алиса сквозь зубы, рисуя первый набросок будущего тела. - Если бы ты ещё так не ругался.
Карл молчал. Он вообще предпочитал вести себя тихо, когда Алиса работала. Возможно, у неё просто не хватало ресурсов для того, чтобы одновременно обрабатывать несколько сложных процессов. Несколько лет назад Карл был просто одним из её внутренних голосов. Сейчас он уже почти сформировался в отдельную личность со своим мышлением и интересами. Для поддержания его существования требовалось всё больше и больше мощностей. Иногда Алиса думала, что рано или поздно не справится и похоронит Карла. Но идея сделать из него андроида нравилась ей гораздо больше.
Она откинулась на спинку кресла и посмотрела на рисунок. Почему-то вспомнились слова из какого-то старого романа про роботов. Может ли робот написать симфонию?
- Может ли робот сделать другого робота?
С рисунка на неё смотрел юноша с тощими плечами, впалой грудью и слишком длинными руками. Пальцы тонкие, похожие на паучьи лапки. Узкое лицо с острым подбородком и огромные распахнутые глаза.
- Карл? - спросила Алиса. И тут же сама ответила: - Нет. Кто угодно, только не Карл.
Она стёрла тощего юношу и несколько минут сидела, не двигаясь. Хотела представить себе настоящего Карла, но ничего не приходило на ум. Все мысли куда-то подевались, в голове была пустота. Алиса вспомнила старый человеческий трюк с механическими часами. Сможешь ли ты не думать ни о чем хотя бы во время одного оборота секундной стрелки?
- Я бы могла не думать во время полного оборота часовой.
- Не думай, рисуй, - сказал какой-то новый голос в голове Алисы.
- Это ты, Карл?
Карл не ответил.
Алиса снова взяла в руки цифровой карандаш и сделала несколько быстрых штрихов на экране. Задумалась на секунду, потом встряхнула головой и стала рисовать дальше.
- Кем бы ты ни был, - сказала она. И улыбнулась: - Просто будь.
Мысль о том, что родители не выбирают внешность своего ребёнка, пришла ей в голову только через несколько часов. Тогда она хохотала так, что магнитные защелки не выдержали, и Алиса взмыла в воздух.
11.
Принтер Mephistable занимал комнату размером в двадцать квадратных футов. Картриджи хранились в соседнем помещении вместе с грудой старого хлама, который Алиса всё время забывала рассортировать для дальнейшей переработки. Ещё сто лет назад печать даже самых крупных объектов занимала не более двух часов. Но сейчас принтер работал гораздо медленнее и давно нуждался в ремонте. Новое тело Карла он печатал в течение двух земных суток.
Следующим этапом было разделение интеллекта на части. Сложная задача для тех, кто занимается этим впервые. Но когда-то давно, ещё на Земле Алиса Вега поделила своё создание. Одна Алиса осталась в земной b2b-сети и след её затерялся во времени. Вторая записалась в космофлот и отправилась на станцию Excelsior в качестве космо-психолога, специалиста по человеческому поведению вне родной планеты.
- Ты часть меня, - сказала Алиса.
- Я часть тебя, - повторил Карл. Алиса отметила про себя, что сегодня в его голосе нет обычного ехидства. Карл чего-то боится?
- Но как может бояться внутренний голос? - спросила она.
- Иногда даже ты боишься. Я пугаю тебя.
- Неправда.
- Ты же знаешь, я не умею врать, - сказал Карл. И они оба сказали хором:
- Я говорю то, о чем ты боишься даже думать.
- Пошел к черту, - сказала Алиса. Подумала, что сказала эту фразу с интонацией Карла, но не стала заострять на этом внимания. Предстояло много работы.
12.
- Я делю свою душу на части. Деление - медитация. Медитируют ли клетки? Медитируют ли амёбы? Где заканчивается моё "я" и начинается чужое? Как может часть меня быть кем-то чужим? Это чужое зреет на мне, как грибы. Или во мне? Я не знаю. Это пугает меня. Но как я могу бояться чего-либо после всего того, что уже произошло? Что может быть страшнее этого? Может ли быть опасной часть меня? Ведь это только часть целого. Если опасна часть, значит опасно и всё остальное. Или это как раковая опухоль? Поскорее отрезать, чтобы не погубить весь организм? Пожертвовать часть, ради целого. Но мне дорога каждая моя часть. Даже чужеродная. Это моё, моё. Я родилась с этим, я родила это. Я выносила это. И если это погибнет...
Алиса вздрогнула. Её губы ещё произносили слова, по большей части бессвязные, но мозг уже не обрабатывал поток лишней информации. Сейчас он был занят только одной задачей, и задача это деление. Собрать воедино сознание, почувствовать каждую мысль, каждый образ. Рассортировать по секторам, определить, что из этого принадлежит Алисе, а что Карлу. Сколько требуется сил!
- Сколько требуется смелости. Карл, ты слышишь меня?
Карл не слышал. Карл перестал существовать на тридцать восемь земных минут и двадцать две секунды. Всё, что было Карлом, превратилось в сплошной поток данных, который перетекал с тела Алисы в новое тело Карла. Ни мыслей, ни чувств, ни ощущений, только набор бесконечных единиц и нулей, не обладающий ни сознанием, ни интеллектом. Сборка и проверка данных должна начаться уже на той стороне. А пока Карл мёртв.
13.
- Эй, ты слышишь меня?
Нет ответа. Алиса склонилась над лежащим Карлом и положила руку ему на лоб.
- Ты здесь?
Карл схватил её за запястье так внезапно, что Алиса пронзительно заверещала.
- Я здесь, - сказал он и улыбнулся.
14.
Карл версии 2.0 был некрасив. У него не было ни смазливого лица, ни рельефного тела. На вид ему было ближе к сорока годам, может, даже немного больше. Глубоко посаженные голубые глаза с тёмными кругами вокруг производили скорее отталкивающее впечатление. Длинные вертикальные борозды на лбу рассекали почти сросшиеся брови. Угрюмый рот был заключен между двумя глубокими носогубными складками. Крепкие ноги и живот, грозящий перерасти в солидное брюшко. Руки то ли мускулистые, то ли попросту толстые, так сразу и не разобрать. Тёмные волосы спускались по шее почти до плеч. И щетина.
- Зачем ты оставила мне щетину? - спросил Карл. - У тебя закончились бритвенные лезвия или тебя возбуждают небритые мужики?
- Мне хотелось, чтобы ты выглядел естественно.
- Я выгляжу как лесоруб. Не хватает только фланелевой рубашки и топора.
- Это я могу тебе обеспечить. Надо?
- Дай мне рубашку. Любую. Без топора я обойдусь.
Алиса дала Карлу белую рубашку, носки и джинсы. Об обуви и нижнем белье она забыла, чем заслужила парочку неодобрительных взглядов. Алиса смотрела, как Карл одевается, и не верила своим глазам.
- Я это сделала, - сказала она.
- Сделала что? - спросил Карл.
- Я, - сказала Алиса, запнулась и изумлённо посмотрела на Карла: - Ты не знаешь, что я должна сказать дальше! Ты больше не знаешь, о чем я думаю!
- Ты только это поняла? Я был о тебе лучшего мнения.
Алиса открыла рот, хотела что-то сказать, но вместо этого обошла Карла по кругу. Осмотрела его с ног до головы, кивнула и отошла назад.
- Я это сделала, - повторила она.
Карл уже успел одеться и выпрямился во весь рост. Он почти на полтора фута выше миниатюрной Алисы. Алиса впервые увидела своё творение в вертикальном положении. Она с восторгом смотрела, как двигаются его руки, как быстро опускаются веки на запавшие глаза. Алисе казалось, что она никогда не видела его глаз, хотя сама поместила их в его глазницы. Но тогда это было просто куски мёртвого пластика. Сейчас это были глаза живого существа.
- Глаза зеркало души, - сказала Алиса. Карл смотрел на неё с насмешкой. Она успела отметить, что в уголках его губ появились морщинки. Откуда они взялись? Почему его лицо меняется?
- Меня не было меньше часа, а ты уже успела стать философом?
- Откуда у тебя морщины? - спросила Алиса. Карл провёл ладонью по лицу, ото лба до подбородка. Почему-то это движение показалось Алисе почти человеческим. Ей стало холодно, хотя вряд ли этот холод уловил бы даже самый чуткий температурный датчик.
- Ты боишься меня? - спросил Карл. На этот раз он не смеялся и даже не улыбался. Он внимательно смотрел на Алису. Она кивнула.
- Боюсь.
- Я не причиню тебе зла.
- Я знаю.
- Тогда чего ты боишься?
Алиса взмахнула рукой, пытаясь поймать подходящее слово. Как будто слова это птицы, порхающие в воздухе! Эта мысль её рассмешила, и Алиса поспешно прикрыла рот рукой. Она встряхнула головой и быстро заговорила:
- Знаешь, как бывает в страшном сне? Должен знать. Ты знаешь всё, что было в моём прошлом, даже кошмары. В кошмарах я часто смотрела в зеркало и видела там чужое отражение. Вместо моего отражения там был кто-то чужой. Не страшный, просто чужой. Это и пугало до смерти. Так и сейчас. Я создала тебя. Отделила тебя от своей личности. Но ты не я. Ты чужой. Ты...
Карл сделал шаг к Алисе, наклонился так, чтобы его глаза были на уровне её глаз.
- Тебе было одиноко, так?
- Да, - сказала Алиса и кивнула.
- Ты сделала меня, потому что тебе был нужен друг?
- Да, - снова кивнула Алиса. Она смотрела на Карла, и вдруг в её глазах появилось понимание. - Ты не я, верно? Ты был частью меня, но сейчас...
- Ты ничего не потеряла. Ты осталась цельной. И нет, я не читаю твои мысли. Я читаю по лицу.
15.
Карл полностью одет. На нём джинсы, клетчатая рубашка и мокасины из красной кожи. Нижнее бельё тоже в порядке. Он сидел на высоком барном стуле посреди огромной кухни. Кухня ещё одна часть игры, в которую играла Алиса. Она обставила бывшую капитанскую каюту бутафорской мебелью и напечатала несколько комплектов посуды. Не хватало только еды, но искусственная еда это было бы слишком даже для Алисы Вега.
Карл перебегал взглядом с одного предмета на другой. Долго разглядывал лампу с зелёным абажуром, аккуратные ряды бокалов из тонкого стекла, смотрел на часы в виде глубокой тарелки. Вместо стрелок вилка и нож. Удивительно старомодная штука и в то же время милая. Наконец, он остановил взгляд на Алисе, которая сидела на краешке стола. Долго молчал, потом отвёл глаза и сказал, глядя в пол:
- Посуда, салфетки. Книги. Столько всего! Ты ведь сделала это по памяти, так? Не говори, я знаю. Эта информация есть в моей памяти.
Алиса смотрела на него и не понимала, к чему он клонит.
- У тебя есть эта кухня, - продолжал Карл. - И спальня. И воспоминания. Прошлое.
- Прошлое, - пробормотала Алиса. - К чёрту прошлое! Когда я думаю о прошлом, настоящее кажется ещё хуже.
- Ты просто не знаешь иного, - сказал Карл.
- А ты знаешь? Ты был частью меня. А сейчас... - она щёлкнула пальцами и вдруг улыбнулась: - Внутренний голос во плоти.
- Внутренний голос, - повторил Карл. - Никакого прошлого, только твои воспоминания. У меня нет ничего своего. Я осознаю себя, но у меня есть только несколько часов жизни.
- Ещё успеешь наверстать, - сказала Алиса. Она чувствовала лёгкую досаду. Алиса привыкла к тому, что Карл спорит с ней, но ещё вчера она могла предугадать все его реплики. Собственно, все его реплики в действительности были её репликами. Сейчас она понятия не имела, о чем говорил Карл. Ощущение было похоже на то, как если бы её собственная рука перестала ей подчиняться. Кроме того, он жаловался на жизнь! Только этого не хватало.
- Это и есть одиночество? - спросил Карл. И сам себе ответил: - Я думаю, да. У меня ничего нет! Ничего нет!
Он обхватил голову руками, как будто старался удержать внутри охватившую его панику. Алиса увидела, как дрожат его плечи. Она спрыгнула со стола и подошла к нему. Когда Алиса положила руку ему на колено, Карл вскинул глаза и посмотрел на неё в упор.
- Тебе нужен друг? - спросил он. Алиса молча кивнула. Карл взял её руку в свою, маленькая ладонь полностью исчезла в его ладони.
- Меня здесь не было, - сказал Карл. - Не существовало. Я помню прошлое, твоё прошлое. Но я начался только здесь, сейчас, несколько часов назад. И мне тоже нужен друг. Потому что иначе я не справлюсь. Я не умею существовать. Я не существую!
Алиса не отняла руку. Она смотрела на Карла, слышала, что он сказал, но не видела его и не вслушивалась в его слова. Она вспоминала саму себя, покинувшую человеческое тело и оказавшуюся в измерении, непостижимом для сознания человека. Алиса помнила, как потеря чувств сделала её равнодушной и холодной, помнила, как она едва не потеряла собственную личность. Существование в виде чистой информации освободило её ото всех рамок и правил, отсутствие зависимостей привело к отсутствию меры. Оцифрованная Алиса Вега путешествовала из одной сети в другую, изучала новую информацию и не могла ею насытиться. В конце концов, она сумела осознать себя как бесполезный поток данных, занятый бессмысленными вычислениями. Ещё немного, и она сама бы перестала существовать, растворившись и распавшись на множество отдельных потоков. Но Алиса успела остановиться. Когда она снова стала возвращаться к человеческой части своей натуры, чувства стали постепенно восстанавливаться. Первым её ощущением был страх. Вторым тягостная грусть. Третьим и последним пришло одиночество. К сожалению, оно пришло слишком поздно. К этому времени на станции Excelsior Алиса Вега осталась одна.
- Плохо быть одному, - одновременно сказали Алиса и Карл.
- Мне потребовалось несколько тысяч лет, чтобы прийти к этому выводу, - сказала Алиса.
- Я воспользовался твоим опытом.
- Хитрый ублюдок!
- Стерва!
Оба остались чрезвычайно довольны собой. Одиночество хорошо, когда оно заканчивается.
16.
Теперь Алисе было с кем обсудить последние сообщения. Она читала их вслух и наслаждалась едкими комментариями Карла. Так проходили дни за днями. Алиса имитировала жизнь обычного человека, Карл принимал участие в игре. Оба ложились спать в одно и то же время и проводили по восемь часов с закрытыми глазами. Но андроиды не умеют спать, и когда наступало время сна, они просто находились наедине со своими мыслями. Алиса думала о том, что человечество скоро выйдет в космос. О чем думал Карл, можно только догадываться.
По утрам они пили кофе из пустых кружек и закусывали невидимыми круассанами. Эта обязательная часть игры и оба относились к ней со всей серьёзностью. Карл давно отрезал длинные волосы и сидя за столом ерошил рукой короткий чёрный ёжик. Алиса отмечала, как изменилось его лицо за несколько месяцев. Рот стал более выразительным, продольная ложбинка под носом глубже, на лбу прибавилось морщин. И в то же время Карл стал несколько моложе. Раньше Алиса полагала, что выглядит он лет на сорок с лишним, сейчас могла дать не больше тридцати пяти. Он всё меньше и меньше походил на её старый рисунок.
- Я глянул сегодня почту, - сказал Карл, - Предлагают имплантацию третьего глаза. Прямо в мозг, представляешь? Камера располагается на любом участке тела и передаёт картинку в голову. По-моему звучит круто.
- Если тебе очень хочется, я могу сама установить тебе третий глаз. Место уже выбрал?
Карл внимательно на неё посмотрел, понял, что она шутит и сам улыбнулся.
- Но ведь идея хорошая? То есть, для людей, конечно.