Кречетов Алексей Игоревич : другие произведения.

Днепр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "ДНЕПР!"
  
   "Болатовское"
  
  Весной, в 2015 году я и начальник партии Дмитрий заканчивали геолого-технологические исследования на скважине близ города Чайковский. Мы думали, что поедем сразу домой, но планы изменились и нас отправили на Болатовское месторождение под городом Сарапулом. Чайковский находится на границе с Удмуртией, поэтому мы оказались ближе всех. Нас успокаивали тем, что работа займёт всего десять дней. Основная задача - описать керн (цилиндрический столбик горной породы), и провести геолого-технологические исследования.
  За нашим вагоном приехал водитель на автомобиле КАМАЗ из Чернушки по имени Марат. Вместе с ним был его постоянный напарник "ФИГА", старый татарин со всегда усталым видом. Марат был низкого роста, смуглый и весёлый татарин, постоянно что-нибудь говорил, рассказывал или просто матерился. За нами отправили отдельную машину "Уаз", водителем которой был Лёха. Перед въездом в Чайковский, Лёха заметил, что у КАМАЗА протекает масло (ручьём бежало). Сорок минут ушло на устранение поломки. Марат всё время ремонта материл ФИГУ, я искал в пыльном кузове кусок резины на замену изношенной прокладке, а ремонтом занимался только Лёха.
  Мы ехали намного быстрее КАМАЗа с вагоном, поэтому приходилось делать периодические остановки. Марат не знал дорогу на скважину, а навигатор был только у Лёхи, вот, поэтому необходимо было ехать вместе.
  Когда заехали в Сарапул, то уже смеркалось, было примерно 23 часа, а до скважины "пилить" ещё километров тридцать. А если быть точным то тридцать километров было только до деревни, рядом с которой расположена скважина. Скважину нужно было ещё найти.
  В двенадцать часов ночи мы приехали в деревню и не видели рядом никаких скважин. Марат ещё не приехал. Тогда мы стали опрашивать местное население.
  - Дак, тут две скважины! Вам какую надо? - отвечали нам.
  - Там, где ДНЕПР! - говорили мы.
  - А! ну тогда вам туда! - и нам показали дорогу.
  Когда приехал Марат, то он решил не рисковать сразу, завозить вагон на скважину. Он сел к нам в Уаз, и мы поехали разведывать дорогу до скважины. Проехав пять километров, мы по-прежнему не видели скважины. А нашли её в двенадцати километрах. Дорога была убитая, изъезженная. Теперь перед нами стоял только один вопрос: Где ночевать?
  На буровой нас встретил мастер по имени Слава и предложил ночевать в городке.
  - Найдём, вам место, не волнуйтесь! - говорил он.
  Слава был в спортивном костюме, молодой, худощавый, с большими мешками под глазами. По разговору он был очень дружелюбен, и глаза радостно светились. Буровую и городок описать сложно, так как было темно, хоть глаз высверли. Единственное что, тогда запомнилось, это то, что не было никакого порядка: вагоны стоят, как попало и не выкрашены; вагон мастера напоминал вагон лесоповальщиков. На всех прошлых буровых картина была полностью противоположная: вагоны в городке стояли, как строй солдат - по линейке и свежо выкрашены; освещение было везде, кроме леса; одним словом, передвижной жилой комплекс со всеми удобствами: душ, сауна, баня, столовая, сушилка и т.д. А тут всё было не так.
  Мы вернулись к нашему вагону, высадили Марата (он остался ночевать в КАМАЗе с ФИГОЙ), взяли из своего вагона матрасы, рабочую одежду, еду, питьё и втроём (я, Димон, Лёха) поехали ночевать в городок.
  - Пройдёмте в вагон тракториста, там есть два места свободных! - встретил нас Слава, ещё более повеселевший.
  - А где ещё место? - спросили мы.
  - Там разберёмся! Найдём, не переживайте! - успокаивал он.
  В вагоне тракториста был бардак, разруха, всё было затянуто табачным дымом. Было два отсека: тамбур и спальня. В тамбуре за столом сидел тракторист Олег среднего роста татарин, плотный, в очках. Рядом с ним сидел ещё один человек. Как потом выяснилось, это был кочегар. Кочегар был худее всех, с обвисшим и чёрным лицом. На столе стоял графин, пластмассовые стаканчики и нарезанный плавленый сырок. Языки тракториста и кочегара сильно заплетались. Как зашли мы, так сразу хозяева оказали нам соответствующие почести, как неожиданно нагрянувшим ночным гостям. Первый "устал" Лёха и ушёл спать. Ну, а мы с Димоном показали широту русской души, добавляя "угощения" на стол, к изумлению самих хозяев. Беседа стала бурной, весёлой и интересной.
  - А почему месторождение Болатовское? Обычно, названия дают по близлежащим деревням, рекам, геологам, открывшим месторождения... - спрашивал я.
  - Как, вы не знаете? - переспрашивали меня.
  - Директор "ДНЕПРа" - БОЛАТ! Ну, геологом он начинал работать, кажется! - важно отвечал Слава, ударяя на имя.
  - Да, ладно! - удивился я.
  - И вот говорят, что эту скважину бурим для его сына! - опять важно сказал Слава.
  - А вот мне интересно, зачем заказали нашу контору? У вас в Удмуртии разве своих ГэТэИшников нет? - спросил мой начальник.
  - А мне почём знать? Ну, вы же керн описывать приехали? - опять переспросил Слава, - кто геолог то?
  - Я - геолог! - теперь важно ответил я.
  - А сколько тебе лет, Макс? - хитро улыбаясь, спросил мастер.
  - Двадцать пять!
  - Ух, научим тебя "бурить" Максимка-гелог, а то ведь не умеешь, наверное! - сказал Слава и передал мне угощение.
  - Дак, я умею! - ответил я.
  - А где ещё место? - спросил я, чувствуя надвигавшуюся усталость.
  - Пойдём, покажу!
  Когда мы со Славой шли по городку, я заметил, что, жилые помещения были не вагоны, а контейнеры, какие бывают на кораблях или поездах. Он привёл меня в контейнер, в котором раздавался разнобойный храп, показал на верхнюю шконку справа и сказал:
  - Если, кто обидит, сразу говори!
  - Да пусть только попробуют! - тихо засмеялся я тогда, чтоб не разбудить спящих.
  - Я не шучу! - серьёзно добавил Слава.
  Вернувшись обратно в контейнер тракториста, мы стали обсуждать состояние скважины и какие идут работы на буровой.
  - В данный момент мы готовим раствор, будем переходить на МГБР (малоглинистый буровой раствор). Переходим, потому что было проявление сероводорода. А это явный признак того, что дальше будет нефть! - объяснял нам Слава.
  Димон посмотрел на меня вопросительным взглядом. "Мол, так оно, Макс ты же геолог, чё он несёт?" - говорил его взгляд.
  - Что-то я не припомню такого, чтобы проявление сероводорода было признаком нефтенасыщенности. Ни в колледже, ни в университете, ни здесь на работе я подобного не слышал, - сумничал Максимка-геолог.
  - Будет нефть, точно будет! - настаивал Слава.
  - А где супервайзер? - спросил мой начальник.
  - А это кто такой? - опять переспросил Слава.
  - Как кто? Представитель заказчика, наблюдатель! - ответил Димон.
  - "ДНЕПР" бурит сам для себя! Я тут и мастер, и завхоз, и царь, и бог, и супервайзер, по любому вопросу ко мне! - важно сказал Слава.
  В это время из спального отсека выглянул водитель Лёха и грозно сказал:
  - Мужики, хватит курить и галдеть! Невозможно спать! Мне утром ехать!
  Тогда мы вышли на улицу, чтоб покурить и в туалет.
  - Куда мы попали, Макс! - тяжело вздыхал Димон.
  - Ладно, я спать. Спокойной ночи! - сказал я и поплёлся в свой контейнер.
  - Ага, тебе тоже! Кричи, если что! - сказал Димон, и мы оба заржали.
  Я забрался на верхнюю шконку и попытался заснуть, но не смог. Подо мной на нижней шконке спал старик, который так громко храпел, что храпение моего бати показалось мне тогда соловьиным пением. И не только мне одному этот храп помешал. Напротив старика на другой нижней шконке проснулся здоровый мужик и стал матом кричать на храпящего. Обнаружив, что слова его не производят никакого действия, он встал и смачно, хлёстко, звонко ударил "старого" ладонью по лицу. И только тогда храпение прекратилось. "Куда мы попали!" - подумал я и уснул.
  Утром, вышедши на улицу и вдохнув свежий весенний воздух, я окинул взглядом окрестности. Степь да степь кругом... Буровая вышка и городок стояли прямо посреди поля. Ближайшие кустарники были в километре. Как отметил я ещё ночью, порядка не было никакого. Было только три вагона на колёсах: вагон мастера, вагон-столовая и разобранный вагон без окон с торчащей трубой от "буржуйки". А контейнеры будто вывалили, как картонные коробки. Это ещё что! Для туалета не была вырыта яма. Туалетная будка стояла на земле, а внутри и вокруг неё было всё "завалено" дерьмом.
  По замёрзшей грязи Марат привёз наш вагон в городок. И они с Лёхой собирались в обратный путь. На прощание Лёха посмотрел на нас печальным, сочувствующим взглядом и сказал:
  - Удачи, вам, парни!
  Два дня мы делали монтаж станции (устанавливали датчики на буровой). Как только вагон был подключен к электричеству, так сразу нам поступил первый звонок. Ведущий геофизик позвонил, чтоб узнать, как у нас там дела, всё ли хорошо. Мы ответили, что терпимо, жить можно, немножко пожаловались. Уточнили у него, точно ли десять дней здесь работать, он подтвердил. Оставалось ещё восемь дней. Во время монтажа мой начальник говорил:
  - Макс, надеяться, здесь не на кого, кроме, как на себя. Всё монтируем и максимум бдительности. Мастер будто бы не мастер, неизвестно какие ещё буровики. Придётся самим бурить!
  О буровой. Это была искусно сделанная из металлолома конфетка. На удивление всё работало, правда часто что-нибудь ломалось: лопались сварочные соединения, рвалась проволока, шкимарь (на которых всё держалось), замыкала проводка, на насосах часто промывало поршни. Раствор из скважины поступал в открытый жёлоб, по которому переходил в ЦСГО (циркуляционная система гидроциклонной очистки). Перед самым очистным блоком жёлоб раздваивался. Неизвестно, чем буровики занимались до нашего приезда, так как один жёлоб, ведущий на одно вибросито, был до краёв зацементирован. С утра до вечера помбуры по очереди долбили этот цемент ломом. Но ничего у них не вышло из этого, вибросито рабочее осталось только одно, которое впоследствии оказалось абсолютно бесполезным. Проще было "поймать" шлам (выбуренная горная порода) прямо в жёлобе.
  Как по велению судьбы, приехал экскаватор, выкопал яму под туалет. Поставили новую будку, сколоченную из свежих досок. "Ну, теперь, заживём!" - подумали мы. Но не тут-то было. Вода! Такую воду видел я только во взбаламученных лужах, но в лужах грязь имеет свойство оседать, а что было в местной воде, так и осталось тайной для нас, а для внутренних органов - сюрпризом. Вода была мутного жёлтого цвета, без запаха. Как известно, вода - это жизнь, а другой воды на буровой не было, и мы пили эту жёлтую, мутную субстанцию, предварительно вскипятив. Как на сплаве! Вот так, сплав!
  - А, чё это вы делайте? - спрашивал нас Слава-мастер, когда мы монтировались.
  - Датчики ставим! - отвечали мы.
  - Вы же керн описывать приехали?! - вновь спрашивал он, состроив непонимающее выражение лица.
  - И керн опишем! И весь процесс бурения запишем! - отвечали мы.
  - Что, конкретно запишите? Какие датчики у вас?
  - Газоанализатор, давление на входе, расход на входе и на выходе, температура раствора, объёмы в ёмкостях, плотность раствора, видеокамеру поставим на стол ротора и связь с бурильщиком и так далее. Я зайду к тебе с актом, там всё прочитаешь! - объяснил Димон.
  - Как записывать-то будите это всё? - вновь спрашивал он.
  - Диаграммы, Слава! Тебе сетку (витая пара) кинуть, чтобы ты мог тоже видеть, что происходит на буровой? - ответил и спросил Димон, устало выдохнув при этом.
  - Дак, я итак всё вижу! Мне бы камеру и "матюгальник" (он имел в виду связь с бурильщиком)!
  - Ладно, сделаем!
  И мы сделали! Монтаж готов! Пора бурить, описать керн и домой! Но никто не собирался начинать бурить. Растворщица Вера "готовила" МГБР, утяжеляла его мраморной крошкой. Нужно было достичь плотности раствора 1,21 г/см3. До малоглинистого раствора в плане был "нарисован" неизвестный мне до этого дня другой раствор - ЕПЖ.
  - Что за раствор такой, ЕПЖ? - спрашивал я тогда у неё.
  - Естественная промывочная жидкость! - отвечала она, ударяя на первое слово.
  Словно не доверяя всей буровой, на скважину приехал ведущий инженер по бурению "ДНЕПРа", по совместительству сын Болата (директора). Он отобрал в полторашку приготовленный буровой раствор и поехал до ближайшего магазина, чтобы "взвесить" - независимо определить плотность раствора. "Хороший начальник! - подумал я тогда, - доверяй, но проверяй! Здесь только так!". После того, как инженер убедился, что плотность раствора действительно 1,21 г/см3, началось движение на буровой, а потом началось и бурение.
  Независимо от того, что происходило на буровой, городок жил своей жизнью. Там все "душевно отдыхали"! А нас хватило только на два дня задушевных бесед. Помню, как сидим в контейнере: я, Димон, растворщица Вера, помбур, электрик, Слава-мастер. Помню, как я рассказывал про ВУНГП (волго-уральская нефтегазоносная провинция), про "Бабушку" - первую скважину, давшую промышленную нефть в Пермском крае. А дальше я устал. Проснулся утром в своём вагоне и надо бежать описывать и укладывать керн. Ох-ох-о! В целом атмосфера в городке была добродушная, а люди отзывчивые и взаимные. Большинству было лет за сорок, но был один паренёк лет двадцати Альберт. Он работал больше всех, он был везде, только за палкой бурильщика не стоял. Он был и помбур, и сварщик, и дизелист, и кочегар, и слесарь, и электрик, одним словом знал и умел всё. Другие его "на руках носили".
  - Какая у тебя на самом деле должность? - спрашивал я его, когда он приваривал крепление к датчику.
  - Электрик! - отвечал он.
  "Вот бы мне бригаду таких супер-электриков, и не было бы для нас ничего невозможного!" - фантазировал Максимка.
  Началось бурение! Не смотря на МГБР плотностью 1,21 г/см3, ГНВП (газонефтеводопроявление) продолжалось. Чёрная нефть выходила из скважины с раствором и текла ручьём по жёлобу.
  - Слава, скажи буровикам, чтоб не курили на буровой! Нефть течёт по жёлобу! - скомандовал Димон, когда мы увидели курящих буровиков.
  - Дак, вы сами, там командуйте! - отмазался Слава.
  Первый раз тогда я начал задумываться об увольнении. Никогда я не хотел так сильно домой, как тогда. "ОТКРЫТАЯ ЖЕЛОБНАЯ СИСТЕМА, ПО НЕЙ БЕЖИТ НЕФТЬ, А ОНИ КУРЯТ!!! Жёлтая питьевая вода...засраный толчок... хочу домой..." - грустил Максимка.
  Когда достали из скважины первый керн, то его сразу облепили все, как мухи.
  - Ну, чё есть нефть? - спрашивали то тут, то там.
  - Ага, есть! - отвечал Макс.
  - Много? А то ведь нам надо, чтоб много! Нам сразу зарплату дадут!
  - Вон по жёлобу её сколько бежит! Мало что ли? - переняв привычку Славы, Максим стал также отвечать вопросом на вопрос.
  - Ууу...кого это! Мало!
  - Фонтан, надо?
  - Ага, Ага!
  Фонтан, конечно, это хорошо. Но тут же чистое поле, здесь пшеницу можно-нужно выращивать. Было бы болото, пожалуйста, хоть десять фонтанов! Природу жалко, сердце кровью обливается!
  Последний керн меня попросили не укладывать в ящики. Должны были приехать гости: ведущий геолог "ДНЕПРа" и два сына Болата (директора). С одним мы уже встречались - ведущий инженер по бурению. Сыновья повертели в руках "камни", спрашивая:
  - Где нефть то?
  - Выпоты, если присмотреться... - отвечал я.
  - Грязно, очень грязно... - ворчал старый геолог "ДНЕПРа".
  - Ну, а я что сделаю? Такой раствор и нефть к тому же от вскрытых пластов. Если мыть керн, то будет только хуже! - оправдывался Максимка.
  Затем мы пошли в наш вагон. Там сыновья Болата разглядывали наше оборудование. Особенно понравились им люминоском и микроскоп. Тот, что помладше под микроскопом разглядывал нефтеносный образец керна. А тот, что постарше (инженер по бурению) пытался "победить" люминоскоп:
  - А "это" как работает? И что можно с его помощью определить? - заинтересованно спрашивал он.
  И тут Макс показал своё мастерство.
  - Прошу, Внимания! Сейчас всё покажу. Берём образец нефтеносной породы, откалываем маленькие кусочки...
  Максим в ступке растолок породу до состояния муки, высыпал её горкой на бензольный фильтр и капнул несколько капель хлороформа; спустя пятнадцать секунд сдунул оставшуюся горку; включил люминоскоп; поместил в него фильтр и сказал:
  - Теперь смотрите!
  Сначала удивлённо посмотрел один, затем другой, а старому геологу было это всё не интересно. Он внимательно изучал диаграмму ГГИ (геолого-геохимические исследования).
  - С помощью Люминисцентно-битуминологического анализа можно определить концентрацию и качество битумоидов! Вот на стене висит таблица ЛБА! - докладывал Максим.
  - А сколько нефти в пластах, ну, объём, это можете определить? - спросили сыновья.
  Димон тоже услышал вопрос, мы удивлённо переглянулись с ним.
  - Ну, мы же керн описывать приехали... - выпалил я ни с того ни с сего.
  - Остальную более подробную информацию вы получите из отдела интерпретации, - добавил мой начальник, сдерживая смех.
  - Ясно. А вы Славу-мастера не видели? - спросили нас.
  - Нет, не видели! - ответили мы.
  А Слава, Буровой мастер, всё это время прятался от начальства, как они уехали, так он откуда-то и вылез сразу!
  
  
  Бьюсь головой без каски об талевый блок, что имеются тысячи, или больше, историй, которые были бы интереснее, смешнее или ужаснее, чем выше изложенная. Фишка в том, что большинство таких историй со временем превращаются в байки или анекдоты.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"