Крихели Ангелина: другие произведения.

Сложнее ли писать для детей?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Сложнее ли писать для детей?" - я так часто слышу этот вопрос на встречах с читателями и презентациях, что, полагаю, теперь стало уместно поговорить об этом и здесь, в сети.На этот вопрос нельзя ответить коротко или односложно, он многогранен, а потому требует тщательного, детального рассмотрения каждой грани.Начнем с того, кто такой ребенок. Является ли малыш уменьшенной копией взрослого? Так ли существенно отличается его психология и восприятие от человека старше?..

  "Сложнее ли писать для детей?" - я так часто слышу этот вопрос на встречах с читателями и презентациях, что, полагаю, теперь стало уместно поговорить об этом и здесь, в сети.На этот вопрос нельзя ответить коротко или односложно, он многогранен, а потому требует тщательного, детального рассмотрения каждой грани.Начнем с того, кто такой ребенок. Является ли малыш уменьшенной копией взрослого? Так ли существенно отличается его психология и восприятие от человека старше? Психологи не раз уже говорили о том, что ребенка не следует воспринимать как уменьшенную копию взрослого. И это верно. Ведь посмотрите на отношение взрослых к своим сверстникам, если те имели неосторожность пытаться сохранить чистоту души и светлое отношение к окружающему миру. В силу стереотипного мышления таким тут же навешивают ярлык ребенка, и почему-то относятся в дальнейшем снисходительно, даже высокомерно. Друзья мои, но разве к своим детям вы относитесь так же? С другой стороны, разве не вы же восхищаетесь громким шепотом своими детьми, утверждая, что на мир они смотрят мудрее многих взрослых?
  Итак, ребенок, к сожалению, не сможет провести параллель и объяснить другим различия со взрослыми, ибо взрослея, он сам забывает, каково это - быть ребенком. Нам остается лишь предполагать, как именно они видят и чувствуют мир на самом деле. Одно неоспоримо - действительность они воспринимают иначе.
  Еще один немаловажный вопрос: кто такой писатель? Как он мыслит? Как чувствует? И почему именно так? Если со взрослыми и детьми можно каким-нибудь образом определиться, пусть даже определения эти будут довольно шаткими, то с писателями дело обстоит куда сложнее. Они служат живой границей между взрослыми и детьми, тонко воспринимая мир и тех, и других. Глядя на окружающую действительность то глазами мудрого старика, то юношеского максимализма, то детской непосредственности и беззаботности. И в этом пограничном состоянии автор творит и созидает, интуитивно, на ощупь шагая по дороге изучения человеческой души. Однако ребенком он никогда не перестает быть, не теряет любознательности, обретая пресыщенность; не теряет внутреннего света, попадая в кромешную тьму. Словом, каждый писатель - немного ребенок, пусть и живущий по взрослым правилам, успевший нахлебаться (читай - набраться мудрости).
  Теперь о том, кто такие взрослые. Казалось бы, здесь должно быть простое объяснение. Но по мере взросления увеличивается и количество граней каждой личности. Впрочем, личность эта очень старается жить по установленным правилам (что существенно отличает взрослого от ребенка). И этими неписаными правилами предусмотрено, что мультфильмы и сказки не предназначены для взрослых, которые об этом очень сожалеют. А иначе откуда столько фэнтези, которое, по сути своей, сказки для взрослых? Значит, им это нужно, не так ли?
  И это дает автору неограниченные возможности - писать для взрослых то, что они смогут прочесть детям. Нет разделения между книгами на взрослые и детские. Есть только книги, которые детям читать пока рановато. Однако для взрослых и такого ограничения нет (кроме общественного мнения, разумеется). Итак, детская книга - прекрасное прикрытие для взрослого, чтобы в очередной раз окунуться в сказочный мир и обнаружить там не только чудесные события, наполненные волшебством, но и повод для дальнейших размышлений. Таким образом, все книги написаны в какой-то мере именно для взрослых.
  С другой стороны, принадлежность книги к детской литературе дает возможность писателю сохранять мораль на поверхности. Ведь принято считать, что так детям будет понятнее. Когда на самом деле, они интуитивно понимают лучше то, что спрятано от их глаз (и в этом я не раз убеждалась, обсуждая со своими юными читателями мои книги). В то время как именно для взрослых мораль и "крючок" для размышлений необходимо оставить на поверхности.
  Так сложнее ли писать для детей? Разумеется, да. Поскольку детские книги нужно продумывать так, чтобы взрослому было интересно погрузиться в сказку, прикрываясь чтением своим детям. Вот, в чем наибольшая сложность.
  Многие говорят: "Писать для детей сложнее, поскольку они легче распознают ложь". Позвольте! - восклицаю я. Неужто вы беретесь за работу над книгой, оставляя ложь при себе?
  Другие утверждают, что сложность в том, чтобы подыскать простые аналоги "взрослых" слов. И тут я тоже недоуменно вскидываю брови. Давно ли вы общались со своими детьми? Приятно ли вам читать во "взрослых книгах" одни только "сложные" слова, для расшифровки которых и сами лезете в словарь?
  Стало быть, рецепт незатейлив - максимум честности и искренности переживаний автора, желания отдать крошечный кусочек себя, знаний, эмоций, опыта... И вот уже по ту сторону страниц дети увлеченно читают о приключениях новых героев, а взрослые узнают в них себя... Легко ли это? Нет, не легко. Нет в работе писателя того романтического налета, который рисуют исследователи их творчества и фанаты. Это тяжелый эмоциональный, интеллектуальный и физически изматывающий ежедневный кропотливый труд. И не имеет значения, пишете вы для взрослых или для детей.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Жасмин "Несносные боссы" (Современный любовный роман) | | Я.Ясная "Батарейка для арда" (Любовное фэнтези) | | Д.Хант "Наложница дракона" (Любовное фэнтези) | | Л.Демидова "Волчий блюз" (Городское фэнтези) | | А.Эванс "Сбежавшая жена Черного дракона. Книга вторая" (Приключенческое фэнтези) | | О.Валентеева "Прокляни меня любовью" (Любовное фэнтези) | | А.Эванс "Сбежавшая жена Черного дракона. Книга первая" (Любовное фэнтези) | | М.Кистяева "Аукцион Судьбы" (Романтическая проза) | | Д.Тараторина "Равноденствие" (Любовное фэнтези) | | В.Ксения "Леди-детектив" (Магический детектив) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Смекалин "Ловушка архимага" Е.Шепельский "Варвар,который ошибался" В.Южная "Холодные звезды"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"