Под конец девяностых по НТВ частенько гоняли фильмы Тинто Брасса. Постепенно я стал узнавать творческую манеру этого итальянского режиссера, пристрастился к его фильмам. И как-то вышло, что когда мой друган Вавилон уходил в запой, он начинал продавать видеокассеты из своей обширнейшей коллекции (где-то в 1996 году у него уже было их свыше тысячи). Довольно-таки дешево он мне пытался сбывать панк-роковые видео. Но мне совершенно неинтересно, смотреть как с кассеты на кассету словно на пружинках однообразно скачет на маленькой сцене Уатти из "Эксплойтед" или какой-нибудь другой представитель панк-андеграунда. Пытался Вавилон мне продавать видеокассеты с порно. Но я не особый поклонник такого "кино", а самое главное - все эти кассеты куда-то "уходили". Позже я с удивлением узнал, что это не только у меня друзья такие развратные. На самом деле порноиндустрия имеет огромные, многомиллиардные прибыли, а порно-ролики - самый популярный контент в интернете! Как, оказывается, я плохо знал людей... В итоге мы нашли с Вавилон компромисс - он мне стал продавать во время своих запоев кассеты с фильмами Тинто Брасса.
Поначалу я помню больше всего у него любил "Калигулу"(1979), который считается самым лучшим его фильмом. Этот замечательный фильм о жестоком, коварном и порочном римском императоре Калигуле. Вещь действительно страшная и мрачная, не то что банальные голливудские "фильмы "ужасов"". В "Калигуле" нет ни капли мистики и фантастики, но именно этим он и страшен - предельным натурализмом. Но, как ни странно именно в этом крайне откровенном фильме можно опровергнуть обвинения Брасса в порнографизме. Здесь секс - не самоцель, а часть художественного метода, вызывающая натуралистичность - как проявление прямолинейного реализма. Хочется провести параллель с великим, и несомненно, более жутком фильмом его соотечественника П. Пазолини "Сало или 120 дней Содома". Да и вспомним самого автора романа, по которому снят фильм Пазолини маркиза де Сада. Мир книг де Сада - это мир в первую очередь насилия, а не секса. По поводу этого фильма я всегда вспоминаю одну вещь: мы, русские, всегда были большим сторонниками шатаний их крайности в крайность. Этому тьма доказательств в нашей истории. Экстремизм у нас в крови, недаром, когда говорят об экстремистах, почти всегда экстремистами оказываются русские националисты, а не представители радикальных групп, таких, как скажем, коммунисты или анархисты. В частности, за просмотр "Калигулы" в советские времена можно было попасть на Колыму - фильм был признан порнографическим. Однако в новогодние торжества 2000 года произошло то, что невозможно представить даже и в нынешней чопорной путинской России: государственный канал РТР продемонстрировал без купюр самый скандальный фильм Брасса. Но этот фильм резко выделяется на фоне остального творчества Мастера. Брасс - спец по эротической комедии, это его любимый жанр. Но надо отметить, что и в жанре эротики Брасс снял фильм "Салон Китти" (1976), рассказывающий про бордель в условиях нацисткой Германии. В центре фильма, как правило, героиня - жизнерадостная и чрезвычайно любвеобильная дамочка лет так двадцати пяти или постарше. Согласно опросам, именно в 28 лет женщины бывают наиболее довольны своей жизнью. Я бы так сказал: эротические комедии Брасса - великодушное восхищение женщиной и воспевание Эроса, страстной любви. Ну, и конечно, юмор, порождающий атмосферу непринужденности и игривости в его фильмах. Маньеризм появился на родине Брасса, в Италии - и режиссер продолжает его традиции. Все не так уж серьезно, не нужно быть слишком серьезными в этом мире. Игра, игра... Хотя, я читал, что кое-кто из критиков считает произведения Брасса "интеллектуальным" кино(?). К такому выводу можно прийти ну разве что после просмотра имбецильных творений Голливуда...
Но со временем "Калигула" как-то приелся и моим любимым фильмом Тинто Брасса стала лента "Паприка" (1991) - по сути дела фильм про стремительную карьеру из проститутки в шикарную великосветскую даму. Но этот фильм не только воспевает древнейшую женскую профессию, есть и мрачные моменты - проблемы жизни путан показаны без прикрас. Но и без сгущения красок. Реализм - тоже неотъемлемая часть творческого метода Брасса. В конце фильма героиня становится графиней, и все благодаря своей Pussy. (Вспоминается книга "Счастливая проститутка" Ксавьеры Холландер). Кульминация фильма - шикарная молодая графиня приезжает в свой первый бордель и устраивает праздник любви для всех посетителей: "Сегодня бесплатно даю всем!"
Для Маэстро Брасса женщины не просто объект вожделения, а источник смелых новаций и идей: "Женщины обладают необузданно сильным желанием ухода в мир фантазий и поиска новых эмоций... Женщины чувственны и постоянно ощущают призыв желания".
У многих может сложиться мнение, что Брасс - завзятый феминист. Но не все так просто. Это высказывание режиссера может вызвать бешенство не только самых упоротых феминисток: "Ум женщин, интеллект, духовную наполненность - всё это можно найти на попке, если её окинуть внимательным профессиональным взглядом".
Одно из моих любимых мест в "Паприке". Сцена лесбийского соблазнение 18-летней Паприки другой проституткой.
Совсем недавно Паприка по совету своего любовника пришла на работу в дом терпимости и показала чудесные результаты. Мужики в восторге от новенькой, на красавицу отличный спрос, мадам подсчитывает барыши, и сама начинающая проститутка тоже не обижена финансами.
В конце трудовой смены еще непривыкшей к подобной работе Паприке стало плохо. Хорошенькая рыжая шлюшка помогает девушке лечь, прогоняет всех остальных и меряет ей температуру, вставив градусник во влагалище. (!) Вынимает из влагалища градусник, и говорит, что ничего страшного.
Начинает делать Паприке массаж. Та млеет.
- Это так расслабляет... И мне это нравится.
- Ложись и усни, пусть тебе приснится прекрасный сон.
Потихоньку начинает не просто делать массаж, а ласкать тело Паприки. Та откровенничает:
- Я закрываю глаза, и у меня перед глазами члены летают.
- Именно поэтому девушки занимаются любовью друг с другом. Это дает освобождение.
- Да, но мне это не нравится.
- От этого забываешь все гадости, что случались за день!
Ласки становятся все более откровенными.
- Что ты делаешь? Я не лесбиянка!
Рыжая бестия решительно скидывает одежду с Паприки:
- Зато я лесбиянка!
Говорит зачарованно:
- ...Боже, какая у тебя красивая пипка!
Раздвигает ей ноги и начинает работать языком.
- Нет, Джина, подожди! - не смотря на недомогание, Паприка отчаянно пытается сопротивляться, но куда там!
...Оргазм...
Уставшие девушки лежат вместе.
- Джина, я больше не вижу летающих членов, я вижу плывущие облака. Я вижу летящие облака. Дождь смыл с меня всю грязь, я обновилась... я лечу! Боже, как хорошо!
В дальнейшем эта девушка становится верной подругой Паприки - и отнюдь не в интимном смысле. Восхождение Паприки к социальным вершинам связано с мужчинами. Есть и любовь, которая проходит через весь фильм - опять-таки неподражаемый провокационный юмор Мастера! - к первому партнеру в первом борделе.
В этой сцене весь Тинто Брасс. Его философия. Чувственное наслаждение превыше всего, в том числе и морали, и сексуальных табу, и навязанных обществом норм. Оно - сама жизнь, ее торжество и смысл. Ему нет альтернативы. Клин клином вышибается, так и здесь. Если его мало, оно приелось или доставляет не радость, а страдания - всего-навсего расширь свою сексуальность, открой в себе что-то новое. Все, что мы не делали, должно увеличивать количество любви в этом мире.