Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1976) и аспирантуру Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по кафедре эстетики (1979). Специалист по теории искусства, психологии творчества, философии культуры. Доктор философских наук (1992), профессор (1997).
Автор свыше 90 научных работ, в том числе 4-х монографий и учебника; ряд из них опубликованы в Чехии, Польше, США, Германии.
Смысл творчества в интерпретации художника 20 века.62k Оценка:7.00*3 "Статья"
Аннотация к разделу: Размещены тексты статей и книг, посвященных философским проблемам искусства, психологии творчества, личности художника (писателя), изменения его статуса в истории русской культуры, изменения авторского самосознания, представлений смысле и предназначении своего творчества на разных этапах истории.
Также в разделе помещены статьи об отдельных оперных и драматических спектаклях, эссе, опубликованные в разное время в периодических изданиях для широкой аудитории.
О многоликости творческого "Я". О способности творца к "обмену сущностями" с изображаемым персонажем, к обогащению "взаимной одушевленности". Варианты, когда человеческое и творческое "Я" художника совпадают, либо находятся в конфликте, либо совпадают частично. О многослойности творческого сознания...
Об умении автора в процессе творчества направлять внимание не только на создаваемое произведение, но видеть и оценивать в этот момент собственные усилия со стороны. Потребность и способность творца в процессе творческого акта быть как наблюдающим, так и наблюдаемым одновременно.В какой мере рефлективное сознание автора, направленное на самое себя, потенцирует творчество, а в какой мере - тормозит его? Рассматриваются и более широкие аспекты "нарциссического сознания", свойственные творческому человеку.
О разнообраных факторах, повлиявших на изменение исходных оснований и стимулов художественного творчества в русской культуре ХХ века. Об изменении ожиданий, связанных с произведением искусства, эволюции способов его восприятия и воздействия. Автор размышляет, в какой мере слом традиционных моделей бытования искусства в обществе привел к переоценке целей, которые исповедует современный писатель и художник.
Изучается как изменялось в истории восприятие фигуры писателя его современниками. Положение писателя, художника, актера среди иныхсоциальных групп (аристократии, купечества, интеллигенции)оценивается как важнейший фактор мотивации творчества.Выявляется историческая твраектория изменений, происшедших всамосознании русского художника от 18 к 20 веку.
В какой мере творческая биография и бытийная биография писателя выступают как "сообщающиеся сосуды"? Существует ли своеобразная ТИПОЛОГИЯ судеб художников в истории? Имеется ли некая единая последовательность фаз в жизни творческого человека? Какие типы художников культивирует та или иная эпоха? Об этом - статья.