Кривенко-Эметов Яша : другие произведения.

Почему я "верю" в Б-га

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   В этих заметках я постараюсь кратко обобщить мои исследования истины, и почему они привели меня к вере в Б-га.
   В существование Б-га я, насколько помню, никогда по-настоящему не сомневался. Однако, даже если бы я не был убежден в существовании Вс-вышнего и сам не имел по этому поводу никаких мыслей, то мне достаточно было бы только прочитать одно или несколько из бесчисленного числа доказательств, приведенных умнейшими людьми прошлого в пользу Его
   существования. Несмотря на возможную незавершенность, для разумного человека этих доказательств вполне достаточно. Не претендуя на исчерпывающее решение данного вопроса, я могу только попробовать привести тут только то доказательство, которое в настоящий момент лучше всего помню и которое, соответственно, сейчас мне кажется наиболее убедительным.
   Если Б-га нет, то жизнь и любые действия человека лишены всякого смысла. В этом случае, как показал французский философ А. Камю, единственным достойным выходом из ситуации является самоубийство. Так как это доказательство может показаться слишком простым, то я скажу иначе: если Его нет, то по всем законам природы человечество не должно было бы быть/очень малая вероятность случайного возникновения жизни/. Если же на это попытаться возразить, что поскольку вселенная очень большая, то такая вероятность должна была где-то реализоваться. Тогда можно ответить, что в жизни встречается столько подлости, что по любой теории вероятности не учитывающей существование Б-га она должна была бы победить. Без помощи Вс-вышнего зло с необходимостью должно было бы победить добро, так как у зла есть больше возможностей для маневра, поскольку оно не детерминировано законами. Этого в глобальных масштабах не происходит- следовательно Б-г существует. На это можно возразить, что поступать хорошо выгодно, так как это развивает волю, что в свою очередь делает человека более способным переносить лишения, делает его более сильным, умным и так далее. Но тогда мы с необходимостью приходим к существованию неких духовных законов, следуя которым люди выживают, а не следуя- погибают/злодеи иногда также проявляют большую силу воли/.
   Однако если существование материальных законов еще как-то и можно приближенно объяснить без существования Б-га/что на самом деле неправильно/, то существование духовных законов не привлекая идеи Б-га никак нельзя. Если пытаться объяснить духовные законы как эффективные, такие без которых человеческое общество не может существовать, то можно столкнуться с законами, которые нельзя объяснить через общество (например, закон веры в Б-га и молитва). На этом я вынужден прервать доказательство существования Б-га, так как его можно было бы еще долго продолжать.
   Вопрос на который я долго не мог найти ответ и который вызывает у меня наибольшие трудности -это вопрос о Божественном откровении. Возможно абсолютное Откровение или нет? Если возможно, то откровение на горе Синай было абсолютным, так как я больше не могу найти в мировой истории аналога этому событию. Этот вопрос долгое время был для меня чрезвычайно актуальным. Именно долгое отсутствие однозначного ответа на этот вопрос и обусловило такую большую задержку с моим принятием Б-га. За то, что откровение было полным говорит то, что в Торе(Библии) находятся глубочайшие философские, этические и научные мысли. Кроме того, представляется чудом факт выживания еврейского народа в то время, как многие другие древние народы исчезли с лица истории. Сама история учит тому, что когда люди обращались к Б-гу евреев, то они имели или успех, или были хорошими людьми, или, чаще всего, и то и другое. Наконец пример моей собственной жизни, когда Вс-вышний вывел меня из глубочайшей ямы.
   Главным возражением против полноты Божественного откровения может быть то, что подсчитано около 10**19 звезд в наблюдаемой части вселенной. Всех звезд возможно гораздо больше - примерно 10**20-10**30. Есть эмпирический и теоретический принцип, который состоит в том, что Вс-вышний создал мир очень экономно. С этой точки зрения кажется маловероятным, что такое большое количество звезд Б-г создал только ради одной Земли. На это можно ответить, что само возникновение жизни является очень маловероятным процессом. Как подсчитали ученые вероятность < 10-10000(насколько я помню). Тогда, если по каким-либо причинам Вс-вышний "не очень интенсивно" управляет процессами вероятности, то, возможно, как раз и получится, что кроме одного-двух раз возникновение высокоразвитой разумной жизни является маловероятным.
   Если видимые противоречия Торы и науки религиозные ученые научились преодолевать более глубоким прочтением Торы (что само по себе является еще одним аргументом в пользу ее истинности), то сам принцип жизненных примеров художественного стиля оставался для меня долгое время непонятен. На первый взгляд казалось, что можно было бы просто написать духовные законы, как в учебниках физики или математики. На это можно возразить, что такое написание не заставило бы простых людей их выполнять. Не все люди могут сразу подняться до чистого интеллектуального познания и единства разума и поступков.
   Однако, все люди в той или иной мере эмоциональны. Поэтому, хотя бы на первом этапе, необходимо дать художественные примеры, которые показали бы как поступают хорошие и плохие люди в тех или иных ситуациях и следствия из этих поступков. Возможно также, что такой перевес в сторону эмоций вызван тем, что жизнь дана людям для радости, а радость это тоже эмоция. Кроме того, некоторые люди без молитвы просто не могут существовать. Науки и философии при всей их огромной значимости для таких людей недостаточно, даже если к научной деятельности и относиться как к молитве. Игры на музыкальных инструментах, посещения концертов, театров, музеев при всем их огромном духовном потенциале также недостаточно, так как чтобы выжить человеку постоянно приходится бороться и без молитвы на это просто не хватит сил. Этот вопрос можно попробовать решить философски- если научными методами все-таки возможно познать Б-га и духовные законы, то абсолютное Божественное откровение хотя и может быть, но не является необходимым, так как возможно дать промежуточные (частичные) мелкие откровения, которые поднимали бы духовный и интеллектуальный уровень человечества пока оно не "дозрело бы" до познания Б-га и его Законов. Но это является неудовлетворительным, так как простому человеку необходимо сейчас и теперь иметь абсолютное Откровение, чтобы знать как поступать в кризисных ситуациях. Простому человеку может не хватить сил, времени или интеллекта, для того, чтобы вникнуть во все научные доказательства истинности Закона. Для правильного выбора ему необходим Абсолютный авторитет. Кроме того возможно прав Кант и познание метафизической области известными методами разума невозможно. С другой стороны, без постоянной поддержки Б-га просто невозможно оставаться хорошим человеком. Если в самом себе невозможно найти духовных сил, то остается надежда только на Б-га. Тут вступает в силу некое "личное" общение с Ед-ным, как это и не представляется невозможным с точки зрения разума, поскольку у ограниченного в пространстве и времени происходит отчаянная попытка оказать влияние на Б-га, находящегося вне пространства и времени, на Того, кого нельзя ничем ограничить. В идеале законы такого воздействия должны следовать из науки о которой говорилось выше, но сомнительно, чтобы наука могла это решить по отношению к бесконечному тогда как она не может это решить удовлетворительно даже по отношению к рядовому гражданину.
   Если более глобальные этические вопросы можно обосновать с помощью разума и этих доказательств может оказаться достаточно для выполнения, то более мелкие и менее очевидные положения, если и удастся доказать, то в критический момент искушения человек об этом может забыть, или поставить доказательство под сомнение.
   Кроме того имеется свидетельство целого народа - примерно 600000 евреев (1000000) о том, что на горе Синай они получили Тору. Eсли бы этого не было, то наверняка остались бы какие-нибудь упоминания об этом, передаваемые устно или записанные, которые сделали бы невозможным такого быстрого и достаточно безоговорочного принятия и выполнения Торы в первые века после исхода из Египта.

Кажется невероят

ным , что такой человек как Моисей пошел бы на мистификацию- ведь через него человечество узнало заповедь неприятия лжи и неоправдания средства целью. Маловероятно также что он со своим глубоким умом мог заблуждаться.

Альтернативой религии может быть только наука, но она не запрещает исповедовать религию. Со своей стороны религия не запрещает заниматься наукой, если не относиться к ней как к идолу.

Яша Кривенко-Эметов


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"