Крюк Вадим Константинович :
другие произведения.
Язык тела
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Крюк Вадим Константинович
(
k87vadim@mail.ru
)
Размещен: 08/06/2015, изменен: 08/06/2015. 16k.
Статистика.
Эссе
:
Естествознание
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Язык тела-Как читать мысли и манипулировать людьми
Вадим Крюк
По данным исследований
ученых, только 10% информации передается посредством "го-
лых" слов, 30% - звучанием голоса и 60% - невербаликой.
А умение "читать" язык телодвижений к тому же позволяет
с наибольшей эффективностью преподать свою личность, так
как манера держать себя даже более важна, чем просто слова.
Кроме того, наблюдая те или иные невербальные проявления у
оппонента, вы можете буквально читать его мысли и понимать
его отношение к обсуждаемым вопросам, в соответствии с этим
менять свою стратегию влияния на более результативную. То,
какие жесты и телодвижения человек использует, полностью
отражает его эмоциональное состояние, на которое посредством
контрмер можно влиять. Как говорится: "Предупрежден -
значит вооружен".
Большинство людей привыкли только к ярко выраженным
знакам выражения эмоций. Например, если человек улыба-
ется, то мы делаем вывод, что он радостен; если плачет, - что
пребывает в глубокой грусти. Но это только вершина айсберга
эмоциональных переживаний человека. Система "тело - пси-
хика" очень взаимосвязана. Все, что происходит в психике, от-
ражается на теле порой отчетливо, а порой в виде микродвиже-
ний. И при внимательном отношении к человеку можно понять,
что он испытывает. Признанный специалист в области языка
телодвижений Аллан Пиз писал: "Понять, что в действитель-
ности происходит с человеком, не очень легко, но возможно. Вы
должны мысленно проанализировать то, что видите и слышите,
и при этом учесть обстоятельства, в которых находитесь". На
сегодняшний момент исследователями в области языка телодви-
жений создан своеобразный словарь языка тела и мимических
сигналов. Основными его категориями являются:
1. Мимика (соответствие знаков эмоциям):
а) радость - уголки губ приподняты вверх, глаза с блеском,
сбоку глаз морщинки (гусиные лапки), брови приподняты;
б) печаль - уголки губ опущены вниз, глаза поникшие и
зачастую бывают направлены вниз, веки приопущены, брови
сведены друг к другу, и внутренние уголки их приподняты;
в) гнев - брови сведены вместе и опущены вниз, зубы сжа-
ты (что отражается на напряженных скулах), губы сомкнуты,
верхние веки приподняты, нижние веки напряжены, присталь-
ный взгляд, ноздри раздуты, морщины на лбу;
г) отвращение - ноздри приподняты, нос сморщен, по бокам
переносицы видны морщины, брови опущены, нижняя губа
приподнята и выступает вперед, от ноздрей до уголков рта
наблюдаются морщины;
д) страх - брови приподняты и сведены над переносицей,
глаза широко открыты, и при этом нижние веки напряжены,
уголки губ оттянуты назад и опущены, рот бывает открыт с
искажением, нижняя челюсть опущена;
е) удивление - широко раскрытые глаза, высоко поднятые
брови, нижняя челюсть опущена вниз (это может отразиться
на приоткрытом рте), горизонтальные морщины на лбу.
Глаза также несут некоторую информацию: суженные зрач-
ки сигнализируют о раздражительном состоянии и негативных
эмоциях; расширенные могут означать волнение, страх, гнев,
сексуальное возбуждение, радость. В общем, зрачки сигнализи-
руют об интенсивности эмоции, которую можно вычислить по
другим признакам. Также по направлению взгляда можно су-
дить о деятельности мышления. Например, взгляд влево вверх
или просто вверх может сказать о том, что человек вспоминает
ранее увиденный образ; взгляд вправо вверх - визуальная во-
ображаемая конструкция (придумывает); взгляд влево по гори-
зонтали - вспоминание ранее слышанного; вправо по горизон-
тали - конструирование звуков; взгляд вправо вниз или просто
вниз - вспоминание ранее испытанного ощущения; влево вниз -
коррекция речи, внутренний диалог с собой.
Как правило, если человек что-то скрывает или обманыва-
ет в беседе, он будет избегать взгляда в глаза собеседнику. Но не
всегда: порой чрезмерный взгляд в глаза тоже сигнализирует
об обмане.
Например, внешние признаки могут тоже показать некото-
рые эмоции: учащенное дыхание и сердцебиение показывает,
что человек испытывает эмоцию. Но при гневе, возбуждении к
коже приливает кровь, а при страхе кожа становится белее, так
как кровь уходит в конечности с целью бежать или драться (это
выработанный в ходе эволюции механизм). Зачастую обман
сопровождается такими эмоциями: страх быть раскрытым,
чувство вины по поводу обмана, чувство радости в случае со-
стоявшегося обмана. Чувство вины может проявляться в виде
проявлений печали, грусти.
Все вышеприведенные знаки выражения эмоций являются
общими и встречаются, как правило, в синтезе друг с другом.
В ходе общения каждый из них может быть как ярко выражен
на лице собеседника, так и встречаются в виде мимолетного
микровыражения, но все они, как элементы эмоциональной
мозаики, из которых можно собрать картинку эмоционального
состояния. А если известно эмоциональное состояние, которое
человек пытается скрыть, то можно влиять на него или делать
выводы о его намерениях. Ведь несоответствие слов и жестов
говорит о внутреннем конфликте, возможно об обмане. Более
подробно о связи мимических знаков с эмоциями можно про-
читать в книгах признанного специалиста в этой области Пола
Экмана "Психология эмоций", "Психология лжи".
2. Язык тела:
а) жесты открытости, интереса, искренности: открытые
ладони, отсутствие всевозможных положений скрещенных
рук или ног, открытость тела и общая размеренность жестов,
раскрепощенность и наклон тела в сторону собеседника, голова
слегка может быть наклонена набок, приподнимание бровей
(приветствие и доброжелательность, но может использоваться
как подчеркивание важности слов);
б) жесты защиты, подозрительности, скрытности: скры-
тые ладони или сжатие их в кулаки, скрещенные руки или
ноги, наклон тела в сторону от собеседника, жесты зажатые,
создание различных барьеров между собой и собеседником,
опущенные плечи, потирание шеи (сомнение), потирание носа,
ушей, глаз или прикрывание рта рукой (признак обмана при
рассказе, а на слова говорящего такая реакция говорит о не-
доверии), потирание ладоней (ожидание выгоды), одна рука
обхватывает кисть или локоть другой за спиной (раздражение), оттягивание воротничка (сильное волнение), руки сцеплены в
замок (неудовлетворенность);
в) жесты превосходства или бравады: руки на пояснице,
выставленные в направлении собеседника большие пальцы,
ладони сложены в шпиль, руки заложены за голову, опущен-
ные брови (агрессия);
г) прочие: пощипывание переносицы пальцами (сосредо-
точенность), рука у лица, и при этом нижняя часть ладони
подпирает подбородок, а указательный палец направлен к
виску (критическое отношение к говорящему), почесывание
подбородка (критическая оценка), ладонь подпирает подборо-
док (скука), почесывание лба и висков (трудность с принятием
решения, обдумывание), отряхивание несуществующих вор-
синок (несогласие), пальцы во рту (потребность в одобрении), закусывание нижней губы (в зависимости от контекста либо
враждебность, либо сексуальный интерес), облизывание губ
(волнение).
Отзеркаливание жестов говорит о взаимной симпатии. Для
составления более цельной картины о языке тела я рекомендую
прочитать книгу Аллана Пиза "Язык телодвижений". Но боль-