Крюков Денис Николаевич: другие произведения.

Детектив бронзового века

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Куда пропало 50000 воинов Камбиза?


Дело о пропаже пятидесяти тысяч воинов

или детектив бронзового века.

Глава первая, одни вопросы без ответов.

   Ну чтож дорогой читатель, нам придётся попотеть, чтоб распутать это загадочное дельце, тем более, что все свидетели вот уже больше двух с половиной тысяч лет мертвы и доказательства давно рассыпались в прах.
   Итак, почитаем "отца истории" Геродота (484 до н. э. -- 425 до н. э.) жившего по прошествии менее 100 лет после расследуемых событий и лично посетившего Египет.
  
   "Часть же войска, посланная против аммониев, выступила из Фив с проводниками. До города Оасиса, населенного будто бы самосцами из филы Эсхрионии, войско без сомнения дошло. Город этот находится в семи днях пути от Фив по песчаной пустыне, а называется эта местность в переводе на эллинский язык Островом Блаженных. Так вот, до этой-то местности, говорят, дошло персидское войско, а что с ним случилось потом, этого никто не знает, кроме, пожалуй, самих аммониев и еще тех, кто слышал их рассказы. До Аммона, во всяком случае, они не дошли и назад не вернулись. Сами же аммонии рассказывают об этом вот что. Из Оасиса персы пошли на них через песчаную пустыню. Приблизительно на полпути между Оасисом и Аммоном как раз во время завтрака поднялась страшная [песчаная] буря с юга и погребла войско под кучами песка. Так погибли персы. Таков рассказ аммониев об участи персидского войска." Геродот, 3 книга Талия, 26
   Подытожим факты. Из пункта А в пункт В вышло войско с проводниками, но...не дошло. При этом известно, что расстояние между А и В - десять дневных переходов, согласно тому же Геродоту.
  
   "Сначала идут аммонии в десяти днях пути от Фив со святилищем Зевса Фиванского. Ведь, как я уже сказал выше, статуя Зевса в Фивах имеет также баранью голову. У аммониев есть и другой источник воды. Утром эта вода тепловатая, около времени, когда рынок наполняется народом, она становится холоднее, а в полдень -- совершенно холодной. Тогда они поливают свои сады. Когда день идет уже к концу, вода делается менее холодной, а после захода солнца вновь становится тепловатой. До полуночи вода делается все более и более горячей: тогда она кипит и клокочет. После полуночи и до зари вода постепенно остывает. Источник этот называется Солнечным."
   Геродот, 4 книга Мельпомена, 181
  
   Войска прошли восемь дневных переходов и на девятый день... "а что с ним (войском) случилось потом, этого никто не знает, кроме, пожалуй, самих аммониев и еще тех, кто слышал их рассказы."
  
   525 год до н.э. персидский царь Камбиз захватил Египет и "После этого Камбис задумал три похода: на карфагенян, на аммониев и на долговечных эфиопов, живущих на Южном море в Ливии. Замышляя [эти походы], царь решил снарядить свой флот против карфагенян, а против аммониев послать часть сухопутного войска. К эфиопам же он хотел отправить сначала соглядатаев, чтобы узнать, действительно ли у них есть так называемая трапеза солнца, и, кроме того, под предлогом поднесения даров их царю все разведать." Геродот, 3 книга Талия, 17
  
   Все три похода были неудачными: на карфагенян поход не состоялся (финикийцы отказались дать корабли персам); на эфиопов поход неудачен (каждого десятого схарчили свои же в походе и Камбиз испугался, как бы остальные друг друга не сожрали); из похода на аммониев не вернулся ни один воин. За прошедшие 2500 лет ни одного воина не нашли, а ведь в сухом песке они должны высохнуть и мумифицироваться, в 20 - м веке для их розыска даже самолёты использовали. Сколько же воинов потерял Камбиз?
  
   "Камбис прибыл в Фивы, то разделил свое войско: 50 000 воинов должны были покорить и продать в рабство аммониев и сжечь прорицалище Зевса. Сам же царь с остальным войском двинулся на эфиопов." Геродот, 3 книга Талия, 32
  
   В торжественном параде 9 мая 2011 года в Москве на Красной площади участвовало более 20 тысяч военнослужащих и это было больше почти в два раза, чем число участников парада в 2010 году. Теперь представьте, что все они бесследно исчезли. И исчезло не 20 тысяч, а в 2,5 раза больше 50 тысяч военнослужащих. Прочувствовали, это не иголка в стоге сена, а население среднестатистического города районного значения Российской Федерации.
  
   Вопросы без ответов, или ответы скрыты от нас заинтересованными лицами?
  

Глава 2

Аммонии

   А собственно кто эти загадочные люди, против которых двинули пятидесятитысячное войско? Обратимся к трудяге Геродоту. А у него, кроме того, что мы уже прочитали в первой главе про аммониев не густо.
  
   "Впрочем, мне удалось узнать от киренцев еще вот что: по их рассказам, при посещении прорицалища Аммона они беседовали с царем аммониев Этеархом" Геродот, 2 книга Евтерпа, 32
  
   "аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов). По-моему, и свое имя аммонии заимствовали от Зевса; ведь в Египте Зевса называют Аммоном." Геродот, 2 книга Евтерпа, 42
  
   Аммониев или Ямониев Геродот не относит к ливийцам, а относит к смеси египтян и эфиопов на основании их языка. Они живут в оазисе с источником воды, который то холодный, то тёплый. Оазис располагался всего в 10 днях пути от Фив. Население земледельцы т.к. "...они поливают свои сады". Возможно, аммонии и мелкий скот выпасают поблизости от оазиса. У них есть царская власть и окружены они кочевыми ливийскими племенами. А кроме фиников и оливок ещё есть прорицалище Аммона, в честь которого, считает Геродот, они и получили самоназвание.
   Итак это древние жители современного оазиса Сива во впадине Катара (на 18 м. ниже уровня моря). В этом оазисе действительно до сих пор существует источник, который дает холодную пресную воду и горячую минерализированную солями воду, непригодную для полива. Там же имеются соляные озёра. Дома жителей оазиса построены из смеси ослиного навоза, глины с кристаллами соли и пальмовых листьев. В современном оазисе населения чуть больше 20 тысяч. В древности вряд ли население было больше. По средневековым источникам в 13 веке население оазиса составляло несколько семей. Постоянные набеги кочевых племен и полная зависимость от количества финиковых пальм и оливковых деревьев вряд ли способствовали росту числа населения оазиса.
   Что могли противопоставить аммонии пятидесятитысячному персидскому войску? По приблизительным прикидкам около тысячи воинов. Так как имелся царь, то скорее всего имелись и боевые колесницы, ведь на дворе "век боевых колесниц". Жители оазиса до сих пор производят мебель и тележки для сельского хозяйства из прочной древесины пальм. Наверняка оружие было смешанного вида и ливийское и египетское. До сих пор возвышается над оазисом глиняная крепость.
   И ещё один момент, аммонии были "очевидцами" событий. Они знали "Из Оасиса персы пошли на них через песчаную пустыню". Из данной фразы видно, что аммонии прекрасно осведомлены о цели персидского войска.
   "Приблизительно на полпути между Оасисом и Аммоном как раз во время завтрака поднялась страшная [песчаная] буря с юга и погребла войско под кучами песка.". Аммонии говорят, что буря, уничтожившая персов пришла с юга и самое главное точно указывают момент гибели - время завтрака!
   Кто может сказать точное время смерти?
   Тот, кто при этом присутствовал конечно!
   Зачем аммонии шли и присматривали за врагами-персами? Так война ведь и враг идёт, чтоб "покорить и продать в рабство аммониев и сжечь прорицалище Зевса (Аммона)". Разведка или мобильные отряды аммониев взяли персов в оборот скорее всего ещё возле "города Оасиса" и шли не упуская врагов из поля зрения. И судя по всему, бурю песчаную они пережили, иначе некому бы было сообщить о направлении бури, времени гибели персов.
  

Глава 3

Оракул

   Ора?кул (лат. oraculum, от лат. oro -- "говорю, прошу") -- наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище -- место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания.
   Давайте вспомним задачи персидского пятидесятитысячного войска:
   Пункт первый - покорить и продать в рабство аммониев;
   Пункт второй - сжечь прорицалище Зевса (Аммона)
   Пункт первый невыполним без выполнения пункта второго, а значит именно он и есть главный, а покорение и продажа в рабство аммониев лишь производная задача, вытекающая из первостепенной задачи уничтожения прорицалища - оракула. Для выполнения задачи были выделены более чем достаточные средства: 50 000 военнослужащих и проводники. Геродот ничего не упоминает о голоде, значит и материальное обеспечение войска было получше, чем у войск, ушедших с Камбизом на эфиопов. По крайней мере, жрать им каждого десятого не пришлось и завтракали они не человечинкой утром девятого дня.
   Чем же так напакостил персидскому царю Камбизу оракул? А чем он вообще мог напакостить? Ответ прост - предсказанием конечно, иной продукции оракул "на гора" не выдавал в принципе.
   А многого ли стоило предсказание оракула из храма Амона в далёком оазисе в песках ливийской пустыни? Оказывается много.
   Оракул Юпитера Аммона был расположен в Ливийской степи. "Насчет происхождения оракула и построения капища Аммонова существуют различные мнения. Поэтическое предсказание гласит о двух голубях. Но Геродот, не довольствуясь этим мифом, передает историческое происшествие, говоря, что две фиванские жрицы, похищенные финикийскими купцами, сделались основательницами этих оракулов. Происшествие это случилось около 1800 л. до P. X. Павсаний и Диодор Сицилийский приписывают построение храма Юпитера Аммона, первый -- Аммонитскому пастырю, а последний -- Бахусу, которого называет сыном Аммоновым. Жители окрестных стран, напротив того, почитали основателем его египтянина Даная".
   "Капище Юпитера Аммона окружено было со всех сторон песчаными степями, на которых не видно было ни малейшего следа человеческого обиталища. В священной ограде, окружавшей и оба храма Аммона, и жилища жрецов, под сенью густых дерев протекал источник солнца, так называемый потому, что воды его, теплые в ночное время, теряли теплоту свою с восхождением солнца, кипели в полночь, а в полдень охлаждались".
   "Кумир бога был вылит из меди и унизан драгоценными каменьями. Восемьдесят жрецов ставили его на золотые носилки и несли в ту часть рощи, куда, по словам их, сам Бог повелевал. Множество женщин, воспевая гимны, сопровождали его до того места. Тут, по свидетельству Калисосна, отвечал он вопрошавшим не словами, а знаками. Этим можно объяснить и стих Гомера: "Юпитер манием бровей своих подал знак согласия".
   "История оставила нам описание путешествия Александра (Македонского) к храму Аммона, чудесного спасения внезапным дождем изнуренного его воинства и шествия его через Ливийские степи. Александр вошел в храм и устремил взор свой на истукана; первосвященник, в пророческом вдохновении, воскликнул: "О, сын мой! Прими сие наименование от Юпитера".-- "О, родитель,-- отвечал Александр,-- имя сие будет для меня священно, если ты сделаешь меня властителем мира".
   "При этих словах первосвященник приступил со всеми жрецами к идолу и возвестил Александру, что Бог исполнит его желание. Александр, довольный этими ответами, осыпал жрецов богатыми дарами".
   Впоследствии великий полководец завещал похоронить его в Сиве. Но завещание Александра не было выполнено, он был похоронен в основанной им новой столице Египта -- Александрии, причем гробница его была утеряна еще в древности и будоражит воображение ученых ничуть не меньше, чем пропавшее войско Камбиза.
   Правители, полководцы и философы ездили на поклон к Оракулу бога Амона, чтобы спросить у него совета.
   Известно, что в древние времена оракулы использовали в войне, как своеобразное оружие. Правда не всегда удачно. Самым неудачным военачальником, исользовавшим предсказания оракула стал Крез, богатый царь Лидии, решивший начать войну против царя Персии Кира Великого. Прежде чем принять на веру советы прорицателей, он задумал испытать шесть самых знаменитых оракулов. Он отправил послов к каждому из них так, чтобы те прибыл на место назначения в одно и то же время и задали оракулам один и тот же вопрос: "Чем сейчас занят Крез?" Царь тщательно хранил свою тайну и выбрал для назначенного времени такой род занятия, который было бы трудно даже вообразить. Но пифии Дельфийского оракула дали точный ответ: "Царь варит черепаху в панцире и мясо ягненка покрытые медью сверху и снизу". Услышав это, Крез уверовал в могущество Дельфийского оракула и обратился и нему с волновавшим его вопросом: "Стоит ли мне начать войну с могущественным Киром Персидским?" Последовал ответ безупречным гекзаметром: "Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство". Вообще-то в этих словах была доля правды; но, к несчастью для Креза, разрушенным оказалось его собственное царство.
   Когда Крез отправил в Дельфы посланника за объяснениями, прорицательница была оскорблена. "Нет, - возразили жрецы, - Крез не имеет права возмущаться. Если бы он был мудрым правителем, то должен был спросить, о каком именно царстве шла речь - о царстве Кира или о его собственном. Но если он не понял того, что было сказано, и не побеспокоился о том, чтобы прояснить ответ богов, ему нужно винить только самого себя".
   После этого многие полководцы прибегали к услугам оракулов и прорицателей. А теперь попробуем сложить очевидное и невероятное. На Вас надвигается пятидесятитысячная армия, сил противостоять им в открытом бою нет, но у Вас есть очень специфичное и капризное секретное оружие - оракул. Пусть для других это всего-лишь медная статуя-болван, вы то знаете наверняка кто из жрецов даёт предсказания сбывающиеся на самом деле. Воспользуетесь ли вы этой "последней соломинкой"? Я бы воспользовался.

Глава 4 Разгадки

   Что же спросить у оракула?
   Нужно чудо!
   А что есть чудо?
   Чудо - это очень редко встречающееся явление.
   По понятиям древних песчаная буря это настоящее грозное чудо.
   А было ли раньше известно аммониям это чудо?
   Геродот даёт нам ответ и на этот вопрос.
   Соседи насамонов псиллы. Племя это погибло вот каким образом: южный ветер дул с такой силой, что водоемы [у них] высохли и вся страна, лежащая внутри [Сирта], стала совершенно безводной. Тогда псиллы единодушно решили идти войной против южного ветра (я сообщаю только то, что передают ливийцы). И когда они оказались в песчаной пустыне, поднялся южный ветер и засыпал их песком. После гибели псиллов землей их владеют насамоны. Геродот, 4 книга, 173
   Насамоны это соседи аммониев, заметьте и эта песчаная буря с юга. От оракула аммонии получили бесценную информацию о надвигающемся стихийном явлении. Им оставалось использовать её для своего спасения. Вряд ли оракул предсказал точное время и место. Именно поэтому небольшая армия аммониев шла от города Оасиса параллельно или впереди персидского войска, наблюдая за врагом посредством разведчиков. В отличие от персов о надвигающейся буре они знали прекрасно и следовательно подготовились к ней.
   Вот персы просыпаются и начинают, не торопясь, завтракать, они уверены в победе. Воздух и само время внезапно остановились и в пустыне наступила звенящая тишина, немногочисленные проводники сбивчиво и знаками (ведь они не персы) объясняли, что нужно делать для спасения. А вдали на юге уже появилось маленькое тёмное облачко быстро начавшее увеличиваться. Небо заволокла красная стена песка, вставшая до земли. Стена эта накрыла армию Камбиза. Песок и пыль сыпали в рот и глаза воинам. В этой ситуации нужно закрыть лицо тканью и переждать в укрытии или зарывшись в тот же песок. Те, кто знал или догадался, тот так и сделал. А кто не знал, тот кушал песок и пытался убежать или бороться с бурей, а значит погиб, либо был недалёк от этого к концу бури. Сколько таких осталось к концу бури из 50 тысяч воинов? Сколько бы их не осталось, а в их числе остались несомненно и все проводники они были опасны для аммониев, они были их враги. Врагов принято убивать и убивать безжалостно.
   И начался второй акт действа, о котором никто не узнал. Не успела ещё осесть пыль, буря только стихала, а боевые колесницы аммониев уже неслись на врага, круша тяжёлыми колёсами кости и черепа полузасыпанных врагов, кони втаптывали в песок тела людей, а за колесницами как демоны пустыни набросились на персов аммонии, осыпанные с ног до головы красной пылью бури. Это была не битва, а кровавое побоище. Никто не ушел, потому, что сил уйти уже не было.
   Перед нами редкий исторический факт успешного применения прорицания оракула в войне.
   Перед аммониями в конце этой битвы было поле, усыпанное трупами и встал вопрос. А что теперь с этим делать? Одно дело песчаная буря засыпала войско, другое дело порубанное немногочисленными аммониями войско. Персидский царь Камбиз мог послать и ещё 50 тысяч и 100 тысяч мог послать. Чтоб отомстить и добиться своей цели. Но мстить можно людям, но не богам!
   Трупы персов были уликами и доказательствами бойни. А преступниками были аммонии, причем все поголовно. И аммонии сделали то, что сделали бы на их месте любые другие разумные преступники - "скрыли улики".
   И вновь мы пришли к тому же вопросу, а где же 50 000 военнослужащих и проводников?
   А на этот вопрос мы теперь сможем ответить, потому как выяснили, кто и для чего их убил и скрыл. Улики скрывали аммонии.
   Куда лучше всего спрятать мертвеца?
   В могилу конечно!
   В оазисе Аммона есть некрополь, который существовал вместе с оазисом и до сих пор существует. Могилы предков всегда защищают потомки. На могилы жертв, легли тела их убийц, а затем детей их убийц, а затем внуков. Тема эта была запретной и постепенно осталась только одна единственная выгодная всем версия событий, записанная Геродотом.
   Никто не найдёт пятидесятитысячного войска Камбиза, потому-что не там ищут. У современного человека вряд ли уложиться в голове, что можно провести военную операцию, опираясь на прорицание оракула. И тем более, что такая операция оказалась успешной и её итоги пришлось скрыть победителям.
   Исследователи полагают, что храм Амона в Сиве оставался действующим значительно дольше всех других древнеегипетских храмов. Все прочие были заброшены в IV веке н.э., с приходом в Египет христианства. В Сиве же никаких признаков христианства до сих пор не обнаружено. Оазис был исламизирован в начале VIII века.
   "И этот оракул подвергся равной с другими участи: во времена Страбона начинал он терять свою силу; при Плутархе никто уже не полагался более на его прорицания; в век Феодосиев, наконец, по свидетельству Пруденция, забыли и самое его существование".
   История умеет хранить свои секреты, но надеюсь на один секрет стало меньше.

конец


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"