Крутиков Станислав : другие произведения.

Образ предателя в романе Солженицына "В круге первом"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Писатель-диссидент Александр Солженицын был непримиримым борцом с советским строем и лично со Сталиным. В процессе этой борьбы на волне хрущёвского развенчания "культа личности" Вождя (или первой десталинизации) в 1955-58 годах был написан роман "В круге первом", который был опубликован на Западе в 1968 году, а в СССР в 1990 году, накануне его распада. По сюжету романа был снят телесериал, вышедший на экраны в январе 2006 года.
  
  Действие происходит в Москве в декабре 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства Иностранных Дел СССР Иннокентий Володин (в телесериале его сыграл Дмитрий Певцов), после мучительных раздумий звонит в посольство США и сообщает о том, что готовится передача советскому агенту сведений, касающихся атомной бомбы. Разговор прослушивают и записывают сотрудники МГБ. А в это время в Марфинской шарашке (НИИ Связи) заключённые инженеры разрабатывают аппарат секретной телефонии, а также исследуют возможность распознавания человеческого голоса по индивидуальным особенностям. Их разработки позволяют сузить круг подозреваемых из служащих МИДа до двоих, одним из которых и оказывается Иннокентий Володин. Его арестовывают и помещают в спецтюрьму на Лубянке, на чём повествование о его жизненном пути заканчивается.
  
  В романе видно, что Володин позиционируется как положительный герой. Этакий страдалец за всё хорошее. Однако нельзя не заметить, насколько гениально Солженицын воплотил в нём образ предателя Родины.
  
  Иннокентий Володин внешне вполне благороден. Но уже в начале романа сразу же бросаются в глаза некоторые вещи, характеризующие этого персонажа. Сталина он определённо ненавидит, в мыслях презрительно называет "владыкой". Это же свидетельствует о том, что своими обязанностями Володин тяготится. Более красноречиво это обстоятельство показано в разговоре Иннокентия с писателем Галаховым, где он говорит о качествах советского дипломата (высокая идейность, высокая принципиальность, беззаветная преданность общему делу, личная глубокая привязанность к товарищу Сталину и прочее) "потерянным голосом и с кислой, кривой улыбкой".
  
  Затем во время поездки в деревню Рождество (Наро-Фоминский район Московской области) с сестрой жены Кларой Володин, в ответ на её замечание, что у него интересная работа, дипломат отвечает следующее: "Служить нашим дипломатом, Кларочка - это иметь две стенки в груди. Два лба в голове. Две разных памяти".А в конце поездки после глубоких размышлений показывает ей, чертя на земле круги, что Отечество - это ещё не всё человечество, и у каждого человека своё Отечество, отделённое от остальных "заборами предрассудков". Далее в романе есть такие слова: "Он вполне был и за мировое правительство" (то есть за внешнее управление своей страной). Всё это характеризует Володина и как наивного до глупости "общечеловека", и как скрытого вредителя, хоть и лишённого злобы, но которым, тем не менее, легко манипулировать со злым умыслом, так как он не может толком разобраться в себе. Любопытно, что в экранной версии романа поездка в деревню Рождество отсутствует.
  
  Показательно, что по сюжету романа жена Володина Дотнара изменяет мужу, но он с этим мирится, никак не противодействуя. Более того, неверная жена, "вот такая попорченная", "ещё гибельней" тянет его. Правда, происходит это только после совершённого им преступления, из-за страха ареста. Предатель понимает предателя, подобное тянется к подобному. Но и сам Володин неоднократно изменяет Дотнаре, что показано в его мыслях, когда он очутился в Лубянской тюрьме: "Вот у него были деньги, костюмы, почёт, женщины...". Ясное дело, что он с ними не чаи гонял. Однако Дотнара честнее своего мужа, она в своей измене признаётся и даже просит её побить, чего Володин не делает. Детей у них нет, то есть живут супруги только для себя.
  
  
  В главе о поездке в деревню Рождество показано и потребительское отношение Дотнары к Володину: "Сестра рассказывала о многих мелких случаях их жизни, разногласиях, столкновениях, подозрениях, также о служебных просчётах Иннокентия, что он переменился, стал пренебрегать мнением важных лиц, а это сказывается и на их материальном положении, Нара должна себя ограничивать. По рассказам сестры, она оказывалась во всём права, и во всём неправ муж. Но Клара сделала для себя противоположный вывод: что Нара не умела ценить своего счастья; что, пожалуй, она сейчас Иннокентия не любила, а любила себя; она любила не работу его, а своё положение в связи с его работой; не взгляды и пристрастия его, пусть изменившиеся, а своё владенье им, утверждённое в глазах всех".И ничего удивительного. Скорее всего, Володин нашёл жену, подобную собственной потаённой сущности, а также своей матери, о которой ниже. К тому же, он ещё и подкаблучник. А в быту настолько несамостоятелен, что даже не умеет пришивать пуговицы, что раскрывается на Лубянке.
  
  Причины перемен в характере Володина в его отношении к своей службе в том, что он нашёл письма и дневники своей умершей матери, из которых узнаёт, что она своего мужа и его отца никогда не любила, а испытывала чувства к совсем другому человеку. У него как будто открываются глаза, и расширяется сознание. В романе подчёркнуто, что тут он обнаружил для себя "главное". С этого момента дипломат перестаёт жить "в своё удовольствие", но вместо того, чтобы спокойно разобраться в ситуации, сохранив верность отцу, он попадает во власть своей матери, движимый бурными эмоциями, которые хорошо показаны в романе, например, словами автора: "Он звонил в посольство - порывом, плохо обдуманным". А мать наставляет его через свои записи: "Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильнее тебя, они были и будут, но пусть - не через тебя". Любопытно, это был один из принципов, которым руководствовались советские диссиденты, по их словам. Но когда они увидели, какой трагедией для русского народа окончилась их борьба, то лишь немногие нашли в себе силы признаться, что они "целили в коммунизм, а попали в Россию". Остальные и ныне борются со всем, в чём видят ненавистный "совок". После прочитанного Володин решает съездить к брату матери, дяде Авениру.
  
  Интересно то, что дневники мать Володина вела на русском и на французском языке. То есть она относилась к "внутренним немцам", людям русским по крови, но культурно далёким от своего народа, чувствовавшим себя в России, как англичане в колониальной Индии или Африке. Они появились из-за реформ императора Петра Великого, когда высшим слоям общества была искусственно привита европейская культура, а остальное население страны осталось в традиционной русской. Это один из факторов, приведший к Октябрьской революции. Сам Володин, по сути своей, является таким же "внутренним немцем", так как свою жену Дотнару (сокращение от "дочь трудового народа") он называет на английский манер - Дотти, а вовсе не Нарой, как её родные. Более того, по сюжету романа, он знает французский язык как родной. То есть показано, что Володин всегда был подобием своей матери, но это раскрывается постепенно.
  
  Встреча с дядей Авениром - важный моментна пути Володина к его преступлению. Интересно уже само имя этого человека, в переводе с иврита означающего "отец света". То есть вроде бы он должен выступать этаким хранителем всего светлого и доброго. Но это далеко не так. Ещё апостол Павел говорил, что сам сатана может принимать вид ангела света (2 Кор. 11:14). Известно также, что некоторые целители-шарлатаны производят свои "обряды" при православных иконах, дабы ввести в заблуждение верующих, что осуждается Церковью.
  
  В начале разговора, в ответ на вопрос дипломата о его возрасте, тот насмешливо заявляет, что он - "ровесничек Са-мо-му" (то есть Сталину). И сразу же Володину приходит на ум, что "Сам" оскорблял его вкус "дурным тоном, дурными речами, наглядной тупостью". Такие мысли характеризуют Иннокентия как человека с подчёркнутой манией величия (нарциссизмом). Дескать, Вождь - дурак, а он - само благородство. Далее Авенир, "не встретив почтительного недоумения или благородного запрета" (то есть, поняв, что Володин для него "свой"), говорит следующее: "Согласись, нескромно мне первому умирать. Хочу на второе место потесниться". И оба засмеялись. Два предателя нашли друг друга, пожелав смерти Сталину, которого при жизни называли Отцом Народов! Так произошла своеобразная инициация Володина, как "ученика" для Авенира. "Первая искра открыто пробежала между ними", - как сказано в романе. Далее их разговор идёт, как красочно описывает автор, "с захваченностью влюблённых", то есть с полным доверием, как у учителя с учеником, и,к тому же, в полной темноте, как у заговорщиков. Вроде бы никто за ними не шпионит, однако здесь имеет место явно мистический мотив. Идёт своеобразныйобряд посвящения.
  
  Далее "учитель" Авенир в разговоре называет пролетариат "самым диким классом" потому, что рабочие "всю жизнь в мёртвых стенах мёртвыми станами мёртвые вещи делают". То есть Володину внушается отвращение к значительной части своего народа. А также рассказывает, что его тяготит обязанность вывешивать по праздникам государственный флаг своей страны, который для гражданина любой страны, если он не предатель в душе, является священным. Затем цитирует Герцена: "Где границы патриотизма? Почему любовь к родине надо распространять и на всякое её правительство?". Герцен упоминается неспроста. Как известно, это деятель поддержал кровавое польское восстание 1863 года, что подорвало популярность его газеты "Колокол", издававшейся в Лондоне, в тогдашней оппозиционной среде. Позже Авенир показывает Володину старые газеты, которые содержат явный компромат на Сталина, чтобы усилить его ненависть к Вождю.
  
  И удивительно, но в этот обряд, как и для нынешних русофобов, входит осквернение памяти о священной для русского и других народов СССР Великой Отечественной Войне. Авенир спрашивает, как Володин понимает её. Дипломат отвечает: "Трагическая война, мы родину отстояли - имы её потеряли. Она окончательно стала вотчиной Усача". Тогда "учитель" добавляет: "Мы уложили, конечно, не семь миллионов. И для чего? Чтобы крепче затянуть себе петлю. Самая несчастная война в русской истории". То есть он не только антисоветчик, но и ещё откровенный власовец.
  
  И, наконец, начинается разговор об атомной бомбе. Володин рассказывает своему "учителю", что слышал про готовящееся испытание этого нового для того времени оружия. И вот тогда Авенир заявляет: "Если сделают (атомную бомбу - прим. авт.), пропали мы, Инок. Никогда нам свободы не видать. Да, это будет страшно... Она у них не залежится. А без бомбы они на войну не смеют". Эти слова особенно интересны. Возникает вопрос: о какой "свободе" говорит Авенир и почему её не видать, если СССР получит атомную бомбу? Или наоборот: кто эту самую "свободу" ему принесёт, если этого оружия у его страны не будет? Наверное, тот, кто у кого бомба уже есть. То есть, Авенир в завуалированной форме рассказывает, что ждёт американские войска, как очень может быть, в 1941 году он ждал немецкие. Ведь в победе над Германией в 1945 году он видит лишь ещё "крепче затянувшуюся петлю".
  
  Завершается обряд рассказом дяди Авенира про отца Володина, участвовавшего в разгоне Учредительного собрания, в манифестации в поддержку которого участвовал сам Авенир. Дядя говорит также, что это произошло, когда "мама уступила ему". "Они очень любили лакомиться нежными барышнями из хороших домов, в этом и видели сласти революции", - добавляет "учитель". В этот момент дипломат разочаровывается в своём отце, который погиб в бою во время Гражданской войны. А "учитель" наставляет: "Грехи родителей падают на детей. От них надо отмываться". Авенир, таким образом, как бы сводит счёты с мёртвым отцом Володина, завладевая его сыном, делая его своим орудием против Сталина и СССР. Ведь он точно знает его возможности как дипломата, который допущен к некоторым государственным тайнам. В романе очень точно написано: "Будто кто-то вёл его тогда, и не было страшно". Вёл дядя Авенир, "обдумавший" порыв Володина.
  
  Как видно, Авенир хитёр. В него не попали пули при разгоне Учредительного Собрания и во время Гражданской войны, его не вычистили никакие репрессии. Скорее всего, он просто, как говорят, "не высовывался", а затаился и ждал удобного момента, чтобы вонзить кинжал в спину советской власти. И этим "кинжалом" стал его Володин. "Учитель" действует в связке со своей сестрой и его матерью, ведь наверняка предполагал, что рано или поздно его племянник придёт к нему. Он говорит, что его отец "полакомился" матерью, но явно лукавит. Ведь он же её не "поматросил да и бросил", но взял в жёны, а та и не противилась этому. А потом вдруг вспомнила, что любила другого. Любой мужчина, которому изменяла жена, прекрасно знает, что женщина, сходившая "налево", в мучительной борьбе со своей совестью выставляет своего мужа этаким воплощением зла, а себя - жертвой. Или любовника своего выставляет этаким дьявольским обольстителем, то есть возлагает вину на кого угодно, себя же выставляя невинной жертвой. Такчто поведение матери дипломата можно рассматривать и с этой точки зрения. Кроме того, сказано, что она - "барышня из хорошего дома", то есть принадлежит к благородному сословию, а значит, и её брат Авенир - тоже. Раз он в 1917 году поддерживал Учредительное Собрание, значит, поддержал и Февральскую революцию, свергшую императора Николая II. Получается, Авенир - предатель последнего русского царя. И ведёт он себя так же, как и его сестра - выставляет себя жертвой. Дескать, это революционные матросы и отец Володина в их числе виноваты во всех несчастьях России, а он, Авенир, "хотел как лучше".
  
  После разговора с дядей Авениром Володин окончательно становится потенциальным предателем. И действует строго по образцу своей материи по заветам своего "учителя". Во что смотришься, в то и обращаешься.
  
  Известно, что и генерал Власов, попав в немецкий плен и перейдя на службу к немцам, объявил себя "освободителем России".Так и наш "герой", накануне своего ареста и находясь на Лубянке, воображает себя ни много ни мало "ГРАЖДАНИНОМ МИРА", который "пытался спасти цивилизацию", сокрушаясь, правда, что о его "подвиге" мировая общественность не узнает. Размышляет, зачем атомная бомба жителям деревни Рождество, которую он посетил. И потом ещё и воображает столкновение американской статуи Свободы с Рабочим и Колхозницей, то есть жаждет войны США против СССР, как и дядя Авенир, которого он, при этом, вспоминает вместе с цитатой Герцена и в мыслях называет "изо всей жизни главным человеком" (то есть учителем). С сотрудниками МГБ дипломат ведёт себя вызывающе, хотя точно знает, что его преступление карается в любой, даже самой демократической стране и называется государственной изменой. То есть Володин полностью теряет адекватное восприятие происходящего, действует точь-в-точь по логике блудной женщины, для которой неправы все, кроме неё. Тяжесть своего предательства он даже не пытается осознавать. Володин - враг своей Родины, предатель Вождя, страны, жены, родного отца. Он должен получить свою заслуженную пулю, как последняя мразь. И в этом будет справедливость, а не в его бредовой картине мира, которая выродилась в жажду победы США над своей страной. А Советский Союз, в итоге,создаёт свою атомную бомбу, которая позволила защитить страну от угрозы ядерной войны со стороны США. И бомба эта, несмотря на все опасения дяди Авенира, "залежалась" до сего дня.
  
  Итак, основные характеристики предателя Володина:
  
  1) Ненависть к правителю, как воплощению архетипа Отца, и своему отцу, на что его не стоило труда подтолкнуть. Тяга к матери, которая также его отца не любила.
  
  2) Вредительство или готовность к этому на работе.
  
  3) Фактическое пребывание в культуре иного народа.
  
  4) Слабохарактерность. Позволил манипулировать собой жене и дяде Авениру.
  
  5) Неспособность к трезвому логическому мышлению. Женская эмоциональность, что является последствием безотцовщины.
   6) Нарциссизм. Будучи изобличённым в предательстве, настолько потерял адекватность, что возомнил себя мучеником за справедливость.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"