Травка Мария: другие произведения.

Ольга Вербовая - Реальная жизнь

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
  • Аннотация:
    Рецензия написана для Конкурса Критики

  Рецензия на рассказ Ольги Вербовой "Реальная жизнь" (http://samlib.ru/w/werbowaja_o_l/realxnajazhiznx.shtml)
  
  
  Мифы и легенды...кто в детстве ими не увлекался? Наверняка, у каждого из нас в книжном шкафу в обязательном порядке наличествовали толстенькие сборники "Сказок" того или иного народа, полными захватывающих дух историями, сюжеты которых словно были почерпнуты друг у друга.
  Ну, а чуть повзрослев, многие из нас принимались сочинять и собственные страшилки, где бы непременно фигурировала черная-пречерная рука, старая соседка по подъезду (всенепременно ведьма!) и гроб на колесиках.
  Большинство из нас, переболев этой тягой к страшилкам и сказкам в юном возрасте, увлеклось куда более половозрелыми проблемами и начисто позабыло об увлечениях юности. Однако не стоит забывать о тех, кто продолжает испытывать тягу к ужасам и мифам, переступив шестнадцатилетний порог.
  В числе оных оказалась и Ольга Вербовая, представившая свой рассказ "Реальная жизнь" на Конкурс Критики, и попытавшаяся совместить мистический флер египетских легенд с грубовато-разухабистой легендой про упыря в Балашихе, приправив все это витиеватой любовной историей. Только ли вкусным ли вышло у Ольги подобное "блюдо"?
  Прежде, чем говорит непосредственно о сюжете "Реальной жизни", стоит сказать пару слов о персонажах, на коих весь этот сюжет держится. Главных героев в рассказе двое - журналист Андрей, за неслыханно короткие сроки поднявшийся аж до главного редактора газеты, и любительница египетских мифов Лиза, когда-то активно тусовавшаяся с Андреем среди пирамид, а затем резко шатнувшаяся в экологию и защиту родных лесов.
  Собственно, ничего особенного про персонажей сказать нельзя - их будто бы и нет. Посвятив рассказ медленно нарастающему конфликту между Андреем и Лизой, Ольга не позаботилась о том, чтобы наделить их хоть какими-то мало-мальски яркими чертами, дабы они вызывали хотя бы толику эмоций. Увы. Персонажи блеклые и полупрозрачные,и их поступки им под стать - герои действуют будто во сне, еле-еле передвигая конечности. Уже с первых абзацев Андрей производит впечатление полностью бесхарактерного, хорошо управляемого существа: не живет, а плывет по течению, покорно исполняя все приказы вышестоящего начальства, не оживляясь даже на страшный сон про упыря. Будто бы так и надо.
  Лиза, позиционирующаяся, как активный борец за экологию, тоже не выглядит особо активной девушкой. Вся ее "борьба" заключается в визите в газету и просьбе опубликовать альтернативный проект строительства трассы. Когда же становится известно о вырубке леса, она опускает лапки и с тяжелым вздохом подчиняется судьбе, мол, так тому и быть. А то, что упырь может вырваться - что в этом такого, авось, пронесет.
  Второстепенные персонажи не отстают от главных в плане невзрачности: они сливаются с общим фоном, производя впечатление безликой массы. Нет ни единого героя, которого хотелось бы выделить, а запоминается лучше всего, почему-то, пресловутый упырь, наверное, в силу того, что на нем было акцентировано наибольшее внимание.
  Сюжет рассказа, как и было сказано выше, представляет из себя разношерстное "блюдо" из всего, что сумела зацепить фантазия и память Ольги. Египетские легенды мирно соседствуют с городскими преданиями про нехороших кровососущих тварей, где-то плетется параллельная линия коррупции и продажности прессы; тут же Лиза с придыханием рассказывает о своей неземной любви к мужу. Будто бы автору показались интересными и увлекательными несколько сюжетных завязок, она начала их развивать отдельно друг от друга, однако свести в общую картину то ли побоялась, то ли не сумела. Вообще, основной, и самый крупный минус повествования - его обрывочность. События несутся со страшной скоростью, перескакивая на два-пять-десять лет вперед, отчего рассказ превращается в паззл, половина деталей которого утеряна, а еще из половины безуспешно попытались сложить цельный рисунок. Ольга не удосуживается объяснить нам, что происходит с героями в этих самых промежутках, и спонтанно взрослеющие и приобретающие квартиры на Арбате персонажи выглядят странно и неуместно. Претендуя на жанр "хоррор", рассказ соответствует ему весьма и весьма слабо; упырь упоминается как-то буднично и без страха; расправа над ним и вовсе приобретает налет комичности, особенно, при упоминании про грязно ругающийся труп.
  Под финал вылезает и вовсе неуместная любовная линия, которую автор начинает вдруг описывать с таким жаром и пылом, что немедленно становится ясно: вот оно - то, ради чего, собственно, все и затевалось. Становится, правда, неясна роль всего сыр-бора с Андреем и упырем, но читателя так и оставляют в недоумении.
  Сугубо непонятен и смысл названия. "Реальная жизнь" - чья жизнь имеется в виду? Лизы? Так у нее, вроде бы, и так все вполне себе реально. Андрея? Он твердо стоял на ногах, не верил ни байкам про нечисть, ни сказкам про египетских богов. Может быть, подразумевается конфликт между вымышленным миром мифов и реальным? Но, даже если и так, тема этого конфликта не раскрыта абсолютно. В общем, оставляю смысл заголовка и его связь с содержанием рассказа на усмотрение читателей.
  Язык "Реальной жизни"...ничего плохого про него сказать нельзя. Хорошего, впрочем, тоже. Он пресный и не блещет особыми литературными изысками, под стать описываемому сюжету. Иногда создается ощущение, что читаешь не литературный текст, а некую документальную хронику - настолько безжизненно ведется повествование. Диалоги веют сухостью: герои будто вымучивают из себя каждую фразу. Попытка хоть как-то приукрасить текст, добавить в него жизни проскальзывает лишь ближе к финалу, когда основное внимание вдруг заостряется на романтической линии между Лизой и мужем.
  К моему великому сожалению, плюсов у "Реальной жизни" совсем немного. У автора не получилось свести воедино параллельные сюжеты, будто относящиеся к разным мирам, однако, если рассматривать каждую сюжетную завязку в рассказе по отдельности, абстрагируясь от остальных, то перед нами возникает вполне себе неплохой очерк о коррупции в сфере российского СМИ/полумистическое повествование о мифах и легендах Египта/городская легенда про упыря/рассказ про трепетную любовь к мужу. Увы, в своем стремлении свалить все яйца в одну корзину и объять необъятное Ольга Вербовая не преуспела.
  
  Итог: 4 балла из 10. Ничем не примечательный, проходной рассказ; из тех, что с легкой руки автора определяются в жанр "хоррор", но никоим образом не пугают и не ужасают читателя. Хотелось бы дать Ольге Вербовой искренний совет: определитесь, в каком жанре Вам все же хочется писать, придумайте полноценную историю, с цельным сюжетом, без каких-то либо "вкраплений". Уверена, у Вас получится неплохо, при условии, что Вы тщательно поработаете и над образностью и живостью языка.

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"