"Мало известный ныне не только читателям, но и литературоведам поэт "серебряного века" Никодим Буйнов родился в городе Егорьевск Рязанской губернии 30 (17) апреля 1883 года. Он был единственным ребёнком в семье Ивана Федосеевича Буйнова, который работал в должности главного механика ткацкой фабрики братьев Хлудовых...
Никодим Буйнов остро заявил о себе в первое десятилетие века XX... Близко знакомый с Сергеем Соловьёвым, Блоком, Эллисом и другими "младосимволистами", он неоднократно бывал в "башне" Вяч. Иванова...
После событий октября 1917 года Никодим не принял советскую власть и через год с большим трудом сумел выбраться на юг. Вначале в Одессу, а затем - в Крым...
К сожалению, почти все его личные бумаги и черновики пропали вместе с багажом во время эвакуации из Севастополя...
Через полгода Никодим остался совершенно без средств к существованию. Он не пытался попрошайничать и какое-то время жил на скудную нерегулярную помощь своих знакомых-эмигрантов...
Умер от истощения и похоронен на русском кладбище Константинополя в декабре (дата неизвестна) 1921 года. До настоящего времени могила Н. Буйнова не сохранилась..."
("Энциклопедия "Серебряного века", издательство "БАС и Ко", Кзыл-Орда, 2008)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
"Самое раннее из известных исследователям стихотворение Никодима Буйнова написано под впечатлением первой поездки из родного Егорьевска в столицу для поступления (неудачного) в Императорский Московский университет..."
("22" Израильский литературный журнал он-лайн, выпуск 115, Тель-Авив, 2016)
ДОРОЖНАЯ ЗАДАЧА
Состав идёт, двуцветный "микст"
Сияет лаковой обшивкой.
И стал задачный, глупый "икс"
Математической фальшивкой.
А дым, рождаясь на трубе,
Поверх циклопьего шипенья,
Из пункта А до пункта Б
Плывёт строкой стихотворенья.
И лес. И сбоку, и вокруг,
Где всё темнО и всё елово.
И, вдруг - разрыв. Как в скобках, вдруг -
Оторопевшее Хорлово.
А после, циркульно - дуга
На ход на торный переправа.
Тот, что английская брюзга
Чертила, путав лево-право*.
И вдоль пунктира из столбов
Состав вздыхает и кренится.
Ползёт меж дачных островков,
Везёт провинцию в столицу.
И вот - тускнеет в окнах свет
Под дебаркадерною крышей.
Как под решением ответ
Шепчу: Я здесь! Москва, ты слышишь?
1900 г.
* - Строить и проектировать участок дороги Москва-Коломна пригласили специалистов из стран с практикой левостороннего движения: англичан Георга Гаве, Жаклина, Бергеля, Колли, Ватсона. Так возник единственный в России участок с левосторонним движением поездов.
"Это стихотворение, пронизанное нечеловеческой болью и горечью, Н. Буйнов написал, как ответ на введение по предложению премьер-министра П. А. Столыпина "Положения Совета министров от 19.08.1906 года о военно-полевых судах".
(Алферов Т., Воронова С., Бобков З. "Поэты и первая русская революция", С-Пб, "Страта", 2017)
РОССИЯ СПИТ
В венке из золотых берёз,
На сочном атласе полей,
Россия спит, и сонмы грёз
КружАтся птицами над ней.
И шепчут в ухо, ворожа,
И обещают светлый рай:
"Не просыпайся, госпожа,
Лежи, родная, отдыхай!"
И пышность ложа из цветов,
И мягкий ветер чёрных крыл
Свивают крепче узы снов
И остужают сердца пыл.
И деве русской не узнать
В тех грёзах мерзостных ворон,
И не очнуться, не прогнать
И стаи жуткие, и сон.
Заполонили небеса
И несогласных в клочья рвут.
Во мраке гаснут голоса,
А по спине мужицкой - кнут.
И не найти богатыря,
Чтоб встал над спящею страной
И, правдой чистою горЯ,
Развеял мОрок колдовской.
И, розы обращая в лёд,
Всё крепче сон, страшнее явь.
Лишь клёкот дьявольский с высот:
"Россия - спит, Неправда - правь!"
1906 г.
"Опубликованное в декабре 1907 года стихотворение Н. Буйнова
подверглось резкой обструкции со стороны части столичной окололитературной богемы за "...настроение, несоответствующее исконному духу русского крестьянина, всегда бодрого, смекалистого и работящего...". Правда, как оказалось, никто из критиков дальше своих дач из Петербурга не выезжал..."
(Базанова В. "Поэзия крестьянских праздников", "Советский писатель", М., 2009)
РОЖДЕСТВО В ДЕРЕВНЕ
Замело дороги, избы замело.
На полях пустынно и белым-бело.
Дым стоит столбами, небо продперев.
Вечерами, длинно, бабы нараспев.
Замело тропинки к церкви да в кабак.
Не продашь тут душу, даже за пятак.
Лезет в тюрю ложка, на запивку - квас.
Рождество в деревне. Грустно, без прикрас.
На полатях ворох: дети да тряпьё.
По осинам голым жмётся вороньё,
На гнилые крыши смотрит свысока.
Русская деревня, русская тоска...
1907 г.
"Представленное ниже стихотворение Никодим Буйнов написал, подшучивая над "Недоразумением" Саши Чёрного, с которым был очень дружен. А свёл этих двух поэтов сам Николай Владимирович Ремизов-Васильев, известный под псевдонимом Ре-ми. С его лёгкой руки и Буйнов, и Чёрный стали регулярно публиковаться в петербургском "Сатириконе", "выросшем" в 1908 году из журнала "Стрекоза"..."
"Литературоведы необоснованно относят это неопубликованное стихотворение Н. Буйнова к осени 1909 года. Хотя, упоминание в нём гвоздики, возможно, связано с некоей Флёр Ибер, француженкой, с которой Буйнов познакомился в начале 1910 года. К сожалению, более точной информации о этой женщине в архивах не нашлось.
Аркадий Аверченко в одном из своих поздних рассказов "Душистая гвоздика" (1922) использовал, практически, тот же самый образ. Учитывая дружбу писателя с Н. Буйновым, нельзя исключать определённый "плагиат".
("Нева", 2018-07, С-Пб, 2018)
ГВОЗДИКА
Дождь петербургский, противный и вечный,
На тротуаре - огрызки да лужи.
Дождик глумливый, чужой, бессердечный.
Мне бы - тепла или искренной стужи.
Липкая грязь объедает калоши,
Трётся дворняга спиною о тумбу.
Лица стыдливо скрывая, святоши
С кладбища тащут веночки на клумбу.
Но, моментально в висках застучало:
На папиросной широкой коробке
Алою каплей гвоздика лежала,
Так беззащитно, так просто, так робко.
Вздыбилась совесть, и лопнули путы.
Вспомнил, отдавшись тоскливому крику,
Как я расстался с тобой почему-то,
И в безысходность швырнул. Как гвоздику.
Вставлю цветок осторожно в петлицу
И - в никуда, по огрызкам и лужам.
Всё решено - я покину столицу,
Город, в котором я больше не нужен...
1910 (?) г.
"Следующее стихотворение Н. Буйнов посвятил своему излюбленному месту отдыха в Петербурге..."
("На Невском", 2012-02, С-Пб, 2012)
ЛЕТНИЙ САД
Осень. Столица оскалилась
Криво, улыбкой дежурною.
Осень, в обиде, направилась
В сад, за решётку ажурную.
Город под тучами низкими
Жадно изглодан воронами.
Осень - в саду, с гимназистками
И недовольными боннами.
В лужах гранит отражается
Холодом вечности камерной.
Осень на лодке катается
В прудике, с девушкой каменной.
Карта столицы расколота
Уличной сУетной давкою.
А настоящее золото -
Здесь, за Лебяжьей канавкою...
1910 г.
"Как говорится: Ничто человеческое не чуждо! Никодим Буйнов, внешне неуживчивый и закрытый, на самом деле обладал тонко чувствующей душой. Хотя, свои переживания он обычно описывал весьма саркастически-иронично..."
("Вестник дома литераторов" альманах вып. 3, Орёл, Орловский Дом литераторов, 2013)
ЗАБВЕНИЕ
Поклон. Перчатки. Шляпа. Трость.
Служанки книксен на прощанье.
В душе - задавленная злость.
Из комнат, сдавленно - рыданье...
Ступени. Эхо в такт шагам.
Пике последнего пролёта.
А я же вас любил, мадам!
Любил, без пошлого рассчёта!..
Безмолвье. Вечер. Тротуар.
Столбы с эльфийскими огнями.
Извозчик. Ресторан. Швейцар...
Ведь было что-то между нами!..
Сигара. Кабинет. Коньяк.
За рюмкой рюмка - причащеньем.
Я всей душой, а вы - вот так...
Любовь вернулась униженьем...
- Оф-фициант! Халд-дей! Гарсо-он!
Ик-кры и пь... ш-шесть бутылок "Мум-ма"!
И под шипящий перезвон
Гоню тревожащие думы...
Не помню... Утро... Боль... Кровать...
Родные стены околотка...
- Ах, барин, стоило ль мешать
Коньяк, шампанское и водку?
1910 г.
"Ещё одно, совершенно бездарное, описание двустворчатых или пластинчатожаберных обнаружено в стихотворении русского поэта начала ХХ века Н. Буйнова.
Упоминающиеся в строках произведения ложноножки (псевдоподии) имеются у фораминифер и раковинных амёб, но, никак у представителей класса Buvalvia!
Это ещё раз подчёркивает захватнический и деспотический характер русского царизма и его безудержное стремление к мировому господству..."
("Mollusca linnaeus в мировой литературе, драматургии и живописи", Mushroom Publication, Sandomir, 2019)
МОЛЛЮСК
Я, выпуская ложноножки,
На палец створку приоткрыв,
Ползу тихонько по дорожке,
Шипя: Я жив! Я жив! Я жив!
Для посторонних я рисую
Тенями странный силуэт,
Не удивляясь, не рискуя,
Чужой не слушая ответ.
В обрывках нервных окончаний
Креплю двустворчатую ложь,
Как цепь на голоде желаний:
Не возлюби! Не потревожь!
Броней миланского доспеха
Я от других себя отсёк.
Бегу в лесу людском от эха
И не лечу на огонёк.
Я, перед горестью признанья,
Нажму на револьверный спуск.
Ведь я - закрытое созданье.
Ведь я - двустворчатый моллюск.
1911 г.
"Представляем вам лирическое стихотворение из творческого наследия Н. Буйнова, которое было написано им в Ницце, во время краткого увлечения некоей австрийской баронессой, скрытой поэтом под инициалами "А.Т.", которые исследователи так и не смогли расшифровать...
Несмотря на классическое образование, Н. Буйнов был явно не способен к языкам. В анкете, опубликованной годом ранее в "Сатириконе", поэт иронично заметил: " Пишу со словарём на всех языках мира."