ЗАП - запасной авиационный полк. Учебно-боевая воинская часть ВВС РККА, занимавшаяся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей, осуществляла подготовку маршевых полков.
После кровавой кубанской мясорубки поредевший полк передал остатки машин соседу, погрузился в "пятьсот весёлый" и убыл на переформирование. Отсыпаясь в дороге и снимая адское напряжение боёв народным методом.
ЗАП (1) располагался в приволжской степи. Им подкинули народа вместо выбывших, дотянув почти-почти до полного штата. "Новенькие" были не новенькими - ребята все сплошь из госпиталей, пороху понюхавшие и тёртые. И было это правильно. Потому как назревала летом какая-то весьма серьёзная заруба. Вот и гоняли лётчиков и техников в хвост и гриву, под непрерывное, сиплое "давай-давай!" инструкторов.
Переучивание на Ла-5 шло нормально-рутинно. С поломками, но без особых эксцессов. Сам Егор умудрился зарулить "дутиком" (2) в сурчиную нору и подломил стойку. Ну, это не авария, а так, мелочь. В основном же народ схватывал всё на лету.
А что? Считай, тот же самый ЛаГГ, только мотор другой, а с ним весь оголовок (ага, и режимы, и прочая.). Правда, новая "лавка" потеряла в шарме, превратившись из элегантной рыбины в эдакого лобастика-головастика. И обзор на взлёте-посадке стал никакой. А стоявшая в кабине жарища была - мама не горюй! Гимнастёрки после полёта можно было выжимать (3).
Зато солидную прибавку в резвости и на вертикалях оценили все, рассчитывая теперь пободаться с "Удетами" на равных. Ну, не будем врать. Почти на равных. Второй синхронный ШВАК (4) вместо целого "оркестра" пулемётов был к тому очень приятным довеском.
Нет, конечно и на ЛаГГ-3 кувыркались с фрицами не по-детски. А услышав от какого-нибудь умника про "лакированный авиационный..." просто били в морду. Но силёнок той машине, красивой и стремительной внешне, и вправду было маловато. А это и горько, и обидно...
Лето, едва успев начаться, выжгло приволжскую степь паяльной лампой, не скупясь на солнечные дни. Светило выскакивало из-за горизонта внезапно, так же мгновенно испаряя рассветную росу и принимаясь топить печку на все сто. Седая трава, больше похожая на прошлогоднее сено, ломко путалась под ногами и клочьями наматывалась на шасси ушатаных "ла-пятых", отданных лётчикам ЗАПа на растерзание. Почти непрерывное жужание этих машин, превращённых солнцем и погодой из чёрно-зелёных в обшарпанные серо-салатовые, вечный пересвист байбаков да горькая пыль в глотке - вот что Егору запомнилось навсегда.
И постоянная жажда. Было тут с водой не очень, и возили её на подводах издалека. За это время вода становилась противно тёплой, но, что поделаешь! Промывка вообще превращалась в грандиозный праздник.
И сосущий голод. Нет, и на передке особо не разгуляешься. Но здесь-то норма - тыловая. Поэтому, несмотря на запреты и угрозы докторов, ловили ребята втихую сурков. Было их жирное, вкусное, чем-то похожее на баранину, мясо приварком, не дающим потерять штаны на ходу.
Комполка, невысокий, коренастый мужик, сбивший своего первого "мессера" ещё над Мадридом, смотрел на это философски. То есть предельно здраво. Потому как знал: голодный лётчик - не боец, а совсем уж дураков, жрущих сыромясие, тут не держали.
Вообще, с командиром им повезло. Таких, наверное, на всю страну было - пальцев на руках хватит. Летал он мастерски, вызывая восхищение резким, агрессивным пилотажем. И тактик был - от бога. Иначе бы не продержался и сгноил полк над Таманью целиком.
Начавший с неуклюжих этажерок Гражданской, прошедший и Крым, и рым, имевший на счету более десятка побед в Испании и на Халхин-Голе, точно хорошо знавший Валерия Павловича (5), а по слухам - знакомый с Самим, чихать подполковник хотел на грозные указивки сверху, если они мешали воевать. Ершистый был. Потому и носил три шпалы в петлицах да одинокий орден БЗ (6) с медалькой "ХХ лет РККА" на груди тогда, когда некоторые за куда меньшие заслуги получали Героя и делали головокружительную карьеру. А бумаги на повышение, если кто с дуру и отсылал, возвращались с мстительным: "... занимаемой должности соответствует". Ну, не посадили, и то хлеб!
И в сорок первом запреты были ему до одного места. Он видел - война уже вот-вот. И ругался с Копцом (7) до хрипоты. Генерал-майор, говорят, едва за пистолет не хватался. А в полку ребята учились, стреляли, летали и бились, бились, но летали и стреляли.
И встретили воскресным утром гадов парами, а не ублюдочными уставными тройками (8). И дали фрицу по сопатке. Горели, шли на таран, погибали, но дали! А что такое - идти в бой на "ишаке", от которого даже бомбёр мог оторваться, идти и сбивать, - пусть расскажут вам те, кто сам сидел в кабине поликарповской машины, стиснув плетёную "баранку" РУСа (9).
А командующий только двадцать второго прозрел. И вновь за пистолет. Нашёл выход полегче (10). Подполковник себе такого облегчения не позволил...
Хотя хвосты комполка крутил подчинённым со страшной силой. Макал, как котят, мордой в лужу, заставляя учиться на ошибках. Лучше, конечно, на чужих, но кто ж за тебя столько наворотит! Так что всё сам, сам... Не давал расслабляться не по времени. И учил разбирать по косточкам результаты на ставших привычными "толковищах".
Многое из того, что совершенно естественным выглядело в их полку, Егор потом слышал на фронтовых конференциях летунов как откровение свыше. Охренеть! А передним мозгом своим думать сразу не пробовали?
Кстати, целёхонький коричнево-зелёный "мессер" в прошлом году взял именно командир (11). Отбил от стаи, зажал своим звеном, трассами рисуя немецкому унтеру тропинку к жизни, и привёл "худого" на аэродром. А потом ещё и успел на нём подлететь.
- Руки-то помнят!.. В Испании тоже одного такого взяли... Правда, тот ранний был... А этот уже модель "Фы" (12)... А, Бэ, Цэ, Дэ, Йэ, Фы (13)... За пять-то лет, мать твою!.. Вот и довелось сравнить...
В общем, готовились все в темпе "хватай мешки, вокзал отходит!", надеясь побыстрее вернуться к привычной фронтовой жизни и норме...
На Н-ском (каждая собака знала, что 21-м) авиазаводе (14) Егор уже был, в прошлый раз там он же получал новую машину. И помнил, какими мрачными стали лица ребят, когда их показательно провели по цехам: почти дети за станками, девчонки на сборке и окраске...
Прочувствовали. Что-то у всех в душе от этой прогулки вызрело и поменялось. Нет, потом, конечно, отлегло и замылилось, но в первых-то боях... Бились иначе, чем прежде. Жёстче, что ли, безрассуднее. С остервенением. Ощутив за собою горькую вину.
Ну, и потери выросли. Это само собой. Потому что. Потому что себя щадить перестали. Невзирая ни на какие приказы. Комполка с комиссаром орали до хрипоты:
- Млять!.. По головке вас за эти подвиги гладить не собираемся!.. Не умирать за Родину нужно!.. Ты выживи и защити её! Сделай так, чтоб тот гад в землю вошёл, крестом самому себе!..
- Взяли, понимаешь, моду, чуть что, бац - и в дамках!.. А то, что "ильюшиных" прикрывать будет некому, о том, что "лапти" пехоту утюжат с утра до вечера... Ну, конечно, какое вам дело!.. Вы же не выполнять поставленные задачи собираетесь, а сразу в гости к святому Петру, в райские кущи!..
- Ну, об ушедших нельзя... Зато вон, глядите, сокол наш сизокрылый!.. Да, Лесков, о тебе речь!.. Встань, покрасуйся!.. Таранщик хренов!.. Истребитель своих истребителей!.. Живой, рот до ушей!.. Рад, что удачно выпрыгнул?!.. Щас я тебе эту радость на ноль помножу!.. Щас я тебе такую звезду повешу - мало не покажется!..
Кто тебе новую машину теперь даст?!.. Я?!.. Выкуси!.. Товарищ комиссар?!.. Хрена тебе лысого!.. Они нам нужнее!.. А то поделись с тобой, и ты опять с растраченным БК будешь "юнкерсу" жопу целовать!.. Ты что, стрелять разучился?!.. Или косоглазие обострилось, снайпер ты безрукий?!..
Сгною в дежурных!.. В штрафную эскадрилью отправлю!.. Не-е-ет, слишком честь велика!.. Разжалую - и в штрафную роту (15)!.. В пехоту!.. Будешь на пузе ползать, из обломков себе истребитель мастерить!.. И пока не соберёшь - в полк не вернёшься!.. Меня и Родину размен один на один не устраивает!.. Внял?!..
Вняли, понятное дело. И в небе Кубани дрались с оглядкой, головой хоть изредка, но всё-таки думая. Пример некоторых, пытавшихся брать фрица нахрапом и сгоравших за неделю-другую очень этому способствовал...
Егору приглянулась машина с бортовым "двадцать два", выведенным красивыми цифрами (16). Полковые остряки за это тут же прозвали их эскадрилью "гусями". Ну, "гуси", так "гуси". Птица хорошая, полезная. И позывной теперь у него был - "Гусь - ноль первый". Как же - вожак, самый крикливый, наглый и злющий в стае.
Вот первая стала - "пожарниками". Да, не клопами! Шурке Васину досталась именная "лавка", на правом борту которой вместо своеобычных "От колхозников и колхозниц..." (17) гордо красовалось "Н-ский пожарный" (18). Кто-то даже выцыганил у заводских работников помпы и брандспойта старый, чуть ли не царских времён шлем, отчистил его песком и торжественно Васину вручил...
Облетали машины, перегнали их в степь. Пару дней технари их проверяли и устраняли косяки, вылезшие, как обычно водится, в последний момент. Потом собрали по палаткам нехитрые пожитки и, погрузив их в старенький полковой ПС-84 (19), переделанный в транспортник, отправили "малой скоростью" на новое место. А сами, проведя последнюю ночь на парашютах, ранним утром, поэскадрильно, отправились за лидирующим ДБ-З на запад...
1 - ЗАП - запасной авиационный полк.
2 - "дутик" - колесо хвостовой стойки шасси.
3 - по образному выражению военного летчика, а впоследствии известного писателя Анатолия Маркуши, "летчиков мучила африканская жара в кабине, а подошвы сержантских кирзачей спекались и трескались после десяти полетов".
4 - ШВАК - (Шпитального-Виноградова Авиационная Крупнокалиберная) советская авиационная автоматическая малокалиберная (!) пушка. Калибр - 20 мм.
5 - Чкалов Валерий Павлович - выдающийся советский лётчик, испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа АНТ-25, впервые совершившего беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс.
6 - орден БЗ - Орден Боевого Красного Знамени.
7 - Копец Иван Иванович, лётчик-истребитель, командующий ВВС Западного особого военного округа перед войной.
8 - Истребительная авиация Германии использовала тактическое построение "четыре пальца" - звено из двух пар самолётов, более гибкое в управлении и эффективное, чем применявшееся многими странами звено из трёх истребителей.
9 - "баранку" РУСа - ручки управления некоторых довоенных истребитей действительно заканчивались не рукоятью, а кольцом.
10 - Копец И. И. действительно застрелился 22 июня 1941 года.
11 - к примеру, такой реальный случай был в 812 ИАП.
13 - к тому времени уже серийно выпускалась следующая модификация. Как сказал бы командир полка - "Гы", "Густав", ставшая основной до конца войны.
14 - Завод ? 21 им. А.С. Енукидзе ВСНХ, НКТП, Орденоносный завод ? 21 им. С. Орджоникидзе НКОП, НКАП, МАП, п/я 200, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе МАП, Р-6719, Нижегородский государственный авиационный завод (НГАЗ) "Сокол", ОАО "Нижегородский авиастроительный завод (НАЗ) "Сокол". Во время Великой Отечественной войны выпускал (за редким исключением) истребители ЛаГГ-3, Ла-5 всех модификаций, Ла-7.
15 - опусописцы всех мастей ввели народ в заблуждение: отдельные штрафные роты - для красноармейцев и младших командиров (сержантов), отдельные штрафные батальоны - для лиц командного и начальствующего состава. Штрафные эскадрильи ВВС, создаваемые по Директиве Ставки ВГК ? 170549, распространения не получили.
16 - 21-й авиазавод одно время использовал для написания бортовых номеров ЛаГГ-3 и Ла-5 так называемый "славянский" шрифт.
17 - 11 сентября 1942 года жители Чкаловского района Горьковской области выступили с призывом к землякам-горьковчанам собрать средства на строительство авиаэскадрильи "Валерий Чкалов". Изначально предполагалось построить 1 эскадрилью, но в итоге построили несколько десятков истребителей (в основном Ла-5). Все они несли по левому борту надпись "Эскадрилья Валерий Чкалов", а по правому - конкрентное указание, кем подарен самолёт.
18 - реальный факт, самолёт "Горьковский пожарный" из числа машин "Эскадрильи Валерий Чкалов" был в 21 ИАП у Девяткина Н. Д.
19 - ПС-84 - двухмоторный пассажирский самолёт, советская "локализация" лицензионного американского DC-3.