Ксендзук Александр Васильевич : другие произведения.

Эгоизм.Цена Свободы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Эгоизм. Цена свободы
  
  (Критическая статья на новеллу "Игрушки взрослых женщин. Часть 1. Мишка". http://zhurnal.lib.ru/editors/s/stepnaja_elena/mishka.shtml ).
  
   Vivere est militare.
  
  Говорят, что театр начинается с гардероба...Мне кажется, что, перефразировав эту расхожую фразу можно сказать, что каждое литературное произведение начинается с названия. Очень многое, по-моему, зависит от того, как автор озаглавит свое произведение, неважно, будет это рассказ или короткое стихотворение, пьеса или роман, название должно коротко, но полно и всеобъемлюще отражать суть того, что он хотел сказать миру, какую идею хотел дать окружающим. Кому-то эти слова могут показаться банальными и избитыми? Согласен! Но, ведь, что-то нужно наговорить на минимальных пятнадцать килобайт, необходимых для того, чтобы статью приняли для участия в конкурсе...Но если серьезно, то прочитав название новеллы Елены Степной "Игрушки взрослых женщин. Часть 1.Мишка" мне показалось, что это очередной мыльно-слезливый рассказ о любви в стиле таких популярных в последнее время женских романов и только прочитав это произведение, я могу сказать, что мое первое впечатление было ошибочным и неправильным. Хотя, я по-прежнему считаю, что такое название не отражает смысла этой новеллы, не дает представления об основной идее и вложенных в нее мыслях. Но давать название своему творчеству - это неотъемлемое право самого писателя и пусть это остается его правом, а право каждого читателя дать субъективную оценку тому или иному произведению. Вот об этом хотелось бы сказать отдельно: я не профессиональный критик и не профессиональный литератор и то, что я говорю - это всего лишь мои личные впечатления и мысли по поводу прочитанного...
  Яркие образы, пронизывающие все произведение, складываются в абстрактные картины, которые вспыхивают и остаются в памяти, создавая ускользающее впечатление тревоги. Нет точных указаний ни на конкретное место, ни на отрезок времени в котором происходит действие новеллы. Интересна авторская идея: поместить сюжетную линию новеллы именно в стены лепрозория, среди прокаженных. Ведь у большинства читателей, я думаю, проказа ассоциируется с мрачным и жестоким средневековьем. Но в то же время Елена Степная вносит в свое произведение ставшие привычными детали современности: компьютер, Интернет, мобильный телефон. И этот необычный сумрачный контраст еще более полно оттеняет линию сюжета и дополняет образы героев. Довольно удачное совмещение... Лепрозорий у автора, как бы, вырван из жизни. Он существует сам по себе, вне времени и пространства. Но и этот сюрреалистичный мир "...нереального времени и искривленного пространства. Когда вся вселенная занимает несколько гектаров, все города мира представлены полутора десятком корпусов и где время течет совсем не так, как ему положено." является всего лишь фоном, декорацией для основного действия целиком построенного на личных переживаниях главной героини новеллы Вики.
  Вика...Ее образ в новелле так же размыт и неясен...Это молодая девушка, но трудно точно определить ее возраст, так как практически нигде в произведении не встречается описания ее внешности, очень отрывочны и неясны: "Руки - это самое основное, что досталось Вике в этом мире. Тонкие, с красивыми до трепетности кистями, длинными пальцами с удивительными ноготками, цвета нежного рассветного зарева перед восходом солнца", вот, пожалуй, и все, что можно узнать о том, как выглядит героиня. Безусловно, красочные иллюстрации, выполненные в авангардном стиле, очень дополняют образ, делают новеллу оригинальнее, облегчают восприятие текстовой части, но, как мне кажется, вследствие такого необычного подхода возникает излишняя и неоправданная привязанность текста к иллюстрациям. И без этих картин новеллы уже как бы не существует, то есть автор, сознательно подавляет универсальность слова. Несколько, на мой взгляд, неоправданная и не очень удачная попытка синтеза литературы и живописи. Возможно, я ошибаюсь, но мне показалось, что таким образом Елена Степная просто хотела сэкономить время необходимое для детализации образов героев. Может быть, автор торопился поскорее сдать работу на конкурс?..
  Хотя, конечно, больше всего поражает характер и психология Вики. Все ее поступки и линия поведения продиктованы одновременно несколькими мотивами - это желание свободы, страх и одиночество. То самое глубокое запредельное одиночество, последствием которого и является ее экзистенциализм. Одиночество, при котором окружающий социум, оставаясь внешне родным и незаменимым, становится ненавистным и чуждым. Не чужим, а именно чуждым и подсознательно Вика противопоставляет себя ему, хотя это общество к которому она привыкла, в котором находит кажущийся уют и покой. Другого она просто не знает...
  В самом имени героини, как мне показалось, проскальзывает мягкая ирония. Виктория - победа, что абсолютно не соответствует ни, ни образу действий, ни жизненной мотивации. И это несоответствие, как не странно, придает произведению большую реалистичность, какую-то жизненную неправильность, утонченный упадок...Характер Вики представляет собой сложное сплетение противоречивых взглядов и суждений, прочно стоящих на фундаменте глубокого эгоизма. Именно этот ницшеанский эгоизм, присущий в той или иной степени всем мыслящим существам, развит в Вике до невероятных размеров, что автор подсознательно пытается объяснить ее болезненным состоянием и, как следствие, таким же болезненным одиночеством. Даже ее любовь к Мише - это одно из проявлений все того же эгоизма: она больше любит себя, чем его, ее больше привлекает сам процесс, чем результат. Ей не нужна ответная любовь, потому, что она зациклена на своих чувствах, которые полностью удовлетворяют ее потребность в любви. Попытки же отказаться от обреченной любви, которые на первый взгляд можно принять за самопожертвование, По большей части продиктованы желанием подняться над собой, над своей сущностью и перешагнув через, как ей кажется, глубокое чувство, возвысится в своих же глазах. Но и эта неполноценная любовь осложняется противоречивым характером героини, в котором чувствуется какой-то конформизм и незавершенность. Она любит, но готова принести свою любовь в жертву предрассудкам. У нее напрочь отсутствует инстинкт борьбы и выживания, что, скорее всего, объясняется влиянием того окружения, в котором формировался ее характер. Общество, в котором жила Вика - это изолированная группа людей неполноценных как физически, так и психически. По причине своей болезни они не могут жить в тесном контакте со здоровыми людьми. Так уж исторически сложилось, что социум сделал прокаженных изгоями, что и показывает автор данного произведения, цитируя книгу Мишеля Фуко "...Прокаженный изгнан из этого мира, из сообщества видимой церкви, однако его бытие по-прежнему остается напоминанием о Боге, ибо оно несет на себе знак его гнева и отмечено его милостью...", "...И пусть ты отлучен от церкви и от заступничества святых, но не отлучен от милосердия Божьего..." Все, что остается этим людям - жить воспоминаниями прошлого: "Вика очень любила слушать рассказы старших о жизни ТАМ - за чертой их мира. Любила рассматривать фотографии когда-то молодых и красивых людей, которых она знала и помнила уже старыми и со следами болезни". Но у Вики нет даже воспоминаний. И это, по-моему, и есть ее личная трагедия. И потому она жадно прислушивается к рассказам слепой бабы Мани о ее далекой молодости. Баба Маня в данном случае представляет собой обобщенный образ прокаженного в современном мире. Она - человек у которого есть прошлое, но нет ни настоящего, ни будущего. Личность, стоящая на пороге медленной и мучительной смерти. Изгой, отщепенец, которому нет места в социуме, человек отброшенный болезнью даже не на дно - на обочину жизни. И под влиянием таких изгоев формируются личные качества Вики, с рождения находившейся в этой замкнутой полукасте. Одним из этих качеств является преувеличенный страх перед внешним миром. Она подсознательно боится быть непонятой и непринятой обычными людьми. Поэтому возвращается в лепрозорий, к людям к которым привыкла, в стены, которые кажутся родными и безопасными: "Хочется верить, потому что без веры жить совсем страшно. Из-за страха она вернулась после детдома сюда, к матери. Страх того, что она несет в себе печать этой болезни". Но она не больна проказой и лепрозорий не ее мир. Понимание этого находит свое отражение в ее творчестве: "Штрихи, несущие жизнь. Жизнь души на лист бумаги. Мыслей нет и чувств нет. Есть только желание увидеть на листе то, что жжет внутри", ее сюрреалистичных фантазиях: "Вике часто снился ее Ангел.", "Своим молчаливым присутствием и своим взглядом он успокаивал Вику. Утешал ее боль. Усмирял слезы. Когда он был рядом, Вика становилась тихой-тихой, послушной и спокойной" и, в какой-то степени, ее любви. Ее любовь к Мише - это попытка изменить что-то в своей жизни, Продиктованная желанием жить полноценной жизнью. И Миша, в этом случае, всего лишь средство, которое Вика, сама того не осознавая, использует для достижения своей цели. Можно предположить, что не окажись в тот момент рядом Миши, его с таким же успехом мог бы заменить кто-то другой. Это, конечно, довольно эмпирическое предположение, но достаточно наглядно показывающая то, что речь не идет о какой-то возвышенной и запредельной любви - это все тот же эгоизм, так тщательно культивируемый в замкнутой душе героини. Как следствие этого размытость и нечеткость авторского видения данного героя новеллы. По логике произведения Миша должен быть одним из главных героев но, судя по описанию его трудно отнести даже к второстепенным. Я думаю, что здесь присутствует намеренное помещение этого героя на второй план, для того чтобы сохранить и подчеркнуть целостность образа главной героини Вики. Психологически Миша чем-то похож на Вику. Та же раздвоенность чувств: он находится одновременно и в реальном мире, и в лепрозории. Тот же страх свободы, прежде всего свободы выбора: в реальном мире у него есть невеста, но любовь к Вике заставляет его пересмотреть эти отношения, чему способствует их недолгая разлука во время его отпуска. Любовь заставляет его сделать выбор, и он делает его, но делает под влиянием сильных чувств, чуть ли не принужденно и вряд ли осознанно. Исходя из этого, окончание новеллы, описывающее его возвращение и встречу с Викой, трудно назвать "хэппи-эндом"...Это скорее похоже на драму. Драму диктатуры чувств, где главные герои представлены чуть ли не "героями нашего времени". Черты их личностей - это черты целого поколения молодых людей, вырастающих и взрослеющих абсолютно свободными и конечно же не умеющими ценить эту свободу. Этим частично объясняются моральные поиски, склонность к самоограничению, противопоставление себя обществу и крайний индивидуализм. Все эти проблемы, к тому же отягощенные отсутствием четких моральных ориентиров автор, по-моему мнению сумел отразить в своем произведении, придав им интересную и неожиданную форму.
  Подводя итог, хочется сказать, что новелла Елены Степной "Игрушки взрослых женщин. Часть 1. Мишка" мне показалась в целом неплохим образцом экзистенциальной авангардной прозы, несмотря на некоторую трудность для восприятия, что можно объяснить сложными стилистическими оборотами, не всегда оправданными и используемыми автором по назначению. По крайней мере я лично не пожалел о том, что потратил несколько часов на чтение. Судя по названию, новелла задумана как одна из частей целого цикла произведений. Я думаю, что для того чтобы высказать мнение максимально приближенное к объективному, стоит дождаться продолжения.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"