Кэнский Сергей Л. : другие произведения.

Уникальные сопоставления can, may, must

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*4  Ваша оценка:


Эпилог

   Серию справочников, которую я тут публикую, не нужно читать, если у вас есть только один учебник и счастливая способность учить "от сих до сих". Или если у вас есть несколько учебников и еще более счастливая способность испытывать к каждому из них первую любовь. Возможно, вы девушка и у вас девичья память.
   Но и у девушек есть свои неприятности. Например, может попасться преподаватель, который сам учил грамматику по другому учебнику.
   Или вы просто один из малосимпатичных людей, которые способны, заложив место в книге пальцем, вернуться на несколько страниц назад, потом снова к пальцу, потом снова назад, потом.... и, наконец, произнести: "А в чем же разница?"
   Или вы делаете упражнения, и в ответах (которые почему-то называются ключами) находите такие конструкции, о которых учебник грамматики (бывает, тот же самый) ни сном ни рылом.
   Или вы просто, вперив невидящий взгляд в страницу, спрашиваете соответственно незримый дух автора: "А почему тАк нельзя?"
   И это не умничанье и не праздное любопытство, а желание понять, причем "понять" для вас означает "составить общую картину".
   Но как это сделать, если учебник не только не дает очертаний предмета, но и просто недоговаривает, в лучшем случае считая, это, видимо, непрактичным :)? Как собрать пазл, если нет ни картинки, которая должна получиться, ни половины деталей?
   А для вас это даже больше, чем желание понять. Это именно практическая необходимость. Потому что ваши мозги устроены таким образом, что у вас иначе и запоминать не получается. А без запоминания - какие уж иностранные языки!
   То, что предлагает большинство учебников,- точнее, все, которые мне приходилось видеть,- это запоминать раскраску отдельных кусочков пазла. Что за увлекательное, осмысленное занятие!
   И этой-то ученостью, как часто приходится видеть (и почти всем студентам испытать на собственной шкуре), люди потом (или пОтом) очень гордятся, и какие-либо несовпадения в трактовках или, тем более, предложение изменений они воспринимают как покушение на собственную личность, никак не меньше. С одной стороны, это понятно, потому что мы ценим не то, что ценно само по себе, а то, что нам дорого досталось. Но с другой, это и смешно, и наводит на размышления о методике преподавания. Ведь в конце концов (если мы говорим об английском языке) в результате всех этих интеллектуальных сверхусилий мы получаем навыки, которыми владеет любой прохожий в Австралии.
   Итак, мои "справочники", как полезное дополнение, адресованы тем, для кого отсутствие логики в учебниках испортило легкое, красивое и интересное занятие изучения английского языка, и довело особенно отчаявшихся до такой несправедливости к себе, что тупость учебников они стали воспринимать как свою собственную.
   Облегчайтесь!
  
  
  

СОПОСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ CAN и TO BE ABLE TO.

  
   Для выражения возможности, умения или способности can (прошедшее время could) сочетается только с Indefinite Infinitive (обозначено do).
   1) В настоящем времени
   can выражает постоянную способность, умение или возможность, а to be able to способность или возможность в данной ситуации.
   2) В прошедшем времени
   could - способность, умение или возможность постоянную или в данной ситуации: ("It was so stuffy there that we could hardly breathe", "He could swim very well when he was young"), но когда речь идет о фактически совершившемся действии употребляется только to be able to ("смог", "сумел"): ("We were able to do it ourselves", "He was able to translate the article without a dictionary")
   couldn't может выражать и постоянную и ситуативную неспособность, неумение или невозможность.
   3) В будущем времени
   используется только to be able to (will be able to..., shall be able to...)
  
   Примечание 1.
   Во всех случаях для выражения возможности, умения или способности can может быть заменен на to be able to, хотя от этого может пострадать точность передачи мысли. Кроме того, если в этом модальном качестве can и could с Indefinite Infinitive образуют только времена Present Indefinite и Past Indefinite (Active и Passive), то сочетание to be able to может быть в любой форме, существующей для глагола to be.
   Примечание 2.
   Сочетание could do и could have done может быть Subjunctive mood, и тогда его следует рассматривать как главную часть сложноподчиненного предложения с невыраженным условием. В русском переводе таких предложений всегда присутствует частица "бы".
   Примечание 3.
   Сочетание can do по правилу последовательности времен меняется на could do (но could do не меняется на could have done, поскольку эта форма здесь отсутствует).
   Примечание 4.
   Удивление и сомнение по поводу отсутствия действия выражается can (could) в положительной форме, поскольку в грамотном английском предложении может быть только одно отрицание. В этом случае частицу not, вопреки обычному употреблению, приходится писать отдельно от can ("Can you not like it?" и даже "Can not you like it." с соответствующей интонацией (древняя форма; впрочем, я ее придумал только что, но, кажется, вышло неплохо)), либо, где это не искажает смысл, заменять выражения отсутствия действия на глагол противоположного действия ("Can you dislike it?"), либо использовать составное глагольное сказуемое не только с can (could), но и c глаголом to fail ("Can you have failed to like it?")
  
  

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ CAN (COULD)

  
   В отличие от основного значения ("могу", "мог") can (could) может сочетаться с инфинитивом глагола любого вида (Active и Passive), когда он используется для выражения удивления по поводу действия, выраженного глаголом, или сомнения в его реальности. Подобным образом can и could используется только в вопросительных и отрицательных предложениях, зависит по смыслу от формы главного глагола, и придает ему большую или меньшую степень сослагательности (поскольку, выражая сомнение или удивление мы переводим действие из категории реального факта в предполагаемое).
   Could употребляется в тех же случаях, что и can, но выражает бОльшую степень сомнения или удивления, отличающуюся от сослагательного наклонения только тем, что не имеет утвердительной формы и не употребляется с союзом if (исключение представляет случай, когда вопросительное предложение меняет свою форму на повествовательную в качестве придаточного по правилу последовательности времен).
   В этом модальном значении could употребляется редко.
  
   Примечание 1.
   В сочетании с Indefinite Infinitive can и could употребляется аналогично вспомогательным глаголам do и did (и могут быть ими заменены), но придают или меняют эмоциональную окраску в различной степени: ("Can you see that tree?" - "Do you see that tree?"; "You don't say that!" - "You cannot say that!"; "He didn't do that" - "He couldn't do that" и т. п.)
   Примечание 2.
   По правилу последовательности времен can do меняется на could do, а can have done на could have done.
  
  
  

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОДАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ CAN, MAY, MUST

  
   Модальный глагол may в сочетании с Indefinite Infinitive используется для разрешения (в отрицательной форме may not - запрещения) от имени говорящего, или для получения разрешения от лица (лиц), к которому обращен вопрос. Но помимо этого основного значения, он может выражать дополнительные значения, аналогично сan (could).
   Глагол must в сочетании с Indefinite Infinitive, помимо основного модального значения "должен", также имеет дополнительное значение.
   Различия заключаются в следующем.
  
   Если can (could) выражает удивление или сомнение и употребляется только в отрицательных и вопросительных предложениях, то may (might) выражает предположение, в правдоподобии которого говорящий не уверен, поэтому кроме отрицательных и вопросительных (реже), употребляется также (и в большинстве случаев) в предложениях выражающих положительное утверждение. Глагол must выражает предположение, которое говорящий считает вполне вероятным, поэтому он не употребляется ни в отрицательной форме, ни в вопросительных предложениях. ( N. B. Можно говорить об вопросительных и повествовательных предложениях, причем последние включают в себя и положительные и отрицательные утверждения. Сам модальный глагол может, помимо основной, иметь отрицательную, но не вопросительную форму. Эта терминологическая путаница, на которую для ясности выражения мысли иногда приходится закрывать глаза, связана, вероятно, с сокращенными, то есть неделимыми отрицательными формами модальных и вспомогательных глаголов).
   Глагол must не имеет формы прошедшего времени. Прошедшее время как may, так и can, то есть might и could выражает бОльшую эмоциональную окраску, но разница между might и may далеко не так велика, как между could и can. Смысловой оттенок всех трех модальных глаголов зависит от вида инфинитива.
  
  
   Примечание.
   В сочетании с Indefinite Infinitive к событиям будущего времени может относиться can - в основном и дополнительном значениях, may - в дополнительном значении, must - в основном значении, а также could и might (эти всегда только в дополнительном).
   В сочетании с Perfect Infinitive или Perfect Continuous Infinitive (то есть в дополнительном значении) can (could) и may (might) относятся к событиям прошедшего времени.
   В сочетании со всеми инфинитивами, кроме перфектных, модальные глаголы в основном и дополнительном значениях могут относиться или относятся (с Continuous Infinitive) к событиям настоящего времени.
  
  
   Другие модальные глаголы дополнительных значений не имеют.
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"