Хван Джо: другие произведения.

Стимпанк

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не моё. Размещается в порядке испытания движка сайта.

  Технический прогресс одаривает нас все более совершенными средствами для движения вспять.
  Олдос Хаксли, английский писатель
  По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове - отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка.
  Стимпанк - подвид фантастики, действие которого происходит в мире, где главенствуют технологии паровых машин, заменивших электронику. Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
  НЕ КИПЯТИТЕСЬ, ПАНКИ!
  Первый вопрос, который здесь может возникнуть, - а почему, собственно, "панк"? Как и в случае с киберпанком (см. "МФ" ?6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики должны быть основаны на "панковских" идеях в их самом общем понимании.
  
  
  Многие представляют себе стимпанк именно таким.
  Иначе говоря, слово "панк" в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками "Анархия" на лбу, а персонажей - ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
  Термин "стимпанк" впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего "старшего брата" с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина - все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. "Панковское" отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
  Я был бы рад, если бы на нее (книгу "Машина различий" - "МФ") не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то "стимпанк", но не думаю, что это приживется.
  Брюс Стерлинг
  Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной "альтернативной" вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
  Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) - и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы - романтическое очарование науки, утопизм, эстетика "старой доброй Англии". Именно таким мы знаем его теперь.
  Это интересно
  Лайнер "Королева Елизавета", построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
  В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку - "Наутилус".
  В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
  Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом "Дикая утка" серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
  
  
  Машины стимпанка - "Наутилус" Фултона и "Дикая утка".
  
  НА ВСЕХ ПАРАХ
  С "панком" мы разобрались - но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара - это и дало название всему жанру.
  ВИКТОРИЯ! ВИКТОРИЯ!
  Применительно к стимпанку часто говорят - "викторианская эпоха"... Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год - время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.
  К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий - свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).
  Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)... Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка - начиналась, но так и не началась.
  
  
  Британская империя в 1897 году (выделено красным).
  Королева Виктория - "бабушка" стимпанка.
  
  Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил ("шар Эола" - бога ветра) - вращающийся под давлением пара металлический шар.
  
  Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
  Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый "диолкос" - вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование "архаичных" разновидностей стимпанка.
  Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как "изобретатель" паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова - он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
  Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем (о ней известно очень мало - речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат).
  
  Пароход "Клермонт". Первая "ласточка" парового флота.
  Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода "Клермонт", построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы - живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.
  
  Паровой тягач Куньо.
  Что касается "сухопутных" паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725-1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его "fardier a vapeur" (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час.
  В 1771 году "паровая телега" Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием "автомобиля".
  Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771-1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике "Пыхтящего Дьявола" - первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя - более удачный "Лондонский паровой экипаж".
  
  Паровой автомобиль Тревитика.
  В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с "лошадиным приводом").
  Паровозы и пароходы не только "приблизили" друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
  КОЧЕГАРЫ ИЛИ ГОНЩИКИ?
  Паровые автомобили требовали времени на разогрев пара, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 километров в час. Например, самый массовый и популярный паровой автомобиль начала 20 века, Stanley Steamer, в 1906 году разогнался до 205,5 километров в час.
  
  "Ламборгини" эпохи стимпанка - Stanley Steamer сборки 1923 года.
  
  Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
  Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей - нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
  Однако у паровых двигателей есть один - самый главный - недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными - они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
  Стимпанк как образ жизни
  Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как "нео-викторианство", объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям. Стимпанк-мода - синтез стилистики готов, панков и "индастриал" с некоторыми элементами викторианства. У женщин - подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин - крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк - атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.
  
  Викторианская мода по-японски.
  
  ШЕСТЕРЕНКИ, МАГИЯ И САНДАЛИИ
  Стимпанк появился не на пустом месте. "Дедушкой" жанра именуют Жюля Верна(статью о нем читайте в разделе "Книжный ряд"), чьи "20 тысяч лье под водой", "Робур-завоеватель", "Паровой дом" оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи - Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к "классическому" стимпанку.
  Следующая ступенька - "прото-стимпанк", авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются "Бомба королевы Виктории" Рональда Кларка, "Машина пространства" Кристофера Приста, "Врата Анубиса" Тима Пауэрса, "Гомункулус" Джеймса Блейлока, "Ночь Морлока" Кевина Уэйна Джетера и "Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!" Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
  В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом - от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют "стимпанком", можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк. НАЗАД В БУДУЩЕЕ
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  М.Вольная "Капитан "Пересмешника" " (Любовное фэнтези) | | Н.Любимка "Чёрт те кто и сверху бантик!" (Попаданцы в другие миры) | | П.Рей "Триггер" (Короткий любовный роман) | | Э.Грант "Тест на отцовство" (Современный любовный роман) | | С.Грей "Гадалка для миллионера" (Современный любовный роман) | | А.Емельянов "Мир Карика 5. Бесконечная война" (ЛитРПГ) | | А.Эванс "Сбежавшая жена Черного дракона. Книга вторая" (Приключенческое фэнтези) | | З.Анна "Держи меня крепко" (Любовное фэнтези) | | К.Кострова "Горничная для некроманта" (Любовное фэнтези) | | А.Ардова "Мужчина моей судьбы" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Смекалин "Ловушка архимага" Е.Шепельский "Варвар,который ошибался" В.Южная "Холодные звезды"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"