Кубрин Михаил Сергеевич: другие произведения.

Загадки Красной Шапочки

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ответ на статью уважаемой Меролики Лобановой http://samlib.ru/comment/m/merolika_l/kh где она полагает, что реальной основой сказки были местные феодальные разборки. Меня самого в итоге заинтересовала загадка этой истории, и я предпринял некоторые поиски информации, чтобы разрешить возникшие противоречия.

   Собственно, вся версия благородного происхождения Шапочки у Меролики создана исключительно на основе цвета шапки. Но вот в чем дело: в оригинале этой народной сказки (известной в Италии и Франции) никакой красной шапочки у девочки (девушки?) не было! Шапочку придумал лично Шарль Перро. Так что вся версия о том "какая могла быть реальная основа истории" на основании цвета шапки - уже теряет смысл. В народной истории это была просто девочка, которая встретила волка. Причем детали этой сказки порой имеют не то что сексуальный, а прямо маньячный, или, возможно, оккультный оттенок: в одном из вариантов волк, убив бабушку, приготовил из её тела обед, а из её крови - напиток, чем и угостил пришедшую внучку, одевшись при этом бабушкой. А потом предложил раздеться, бросить одежду в огонь и лечь с ним. После чего и съел с предшествующими вопросами о зубах и пр.
   Впрочем, существовала и более оптимистичная версия: девочка, поняв, что перед ней вовсе не бабушка, перехитрила волка и убежала.
   Волк в народных версиях не случайно говорил человеческим голосом и пытался маскироваться под бабушку. Это был не просто волк, а оборотень. А иногда даже огр.
   В таком случае, возможно, эпизод с поеданием девочкой останков бабушки как-то связан с оборотнической или огрской сутью волка как нечисти - может быть, это показывало вовлечение девочки в какой-то темный обряд, желание отдать ее душу темным силам... но настолько глубоко в верования европейцев средневековья я не забирался, так что не знаю точно...
   Обратите внимание, в оригинальных версиях девочка или погибает, или сама убегает от волка. То что ее спасают посторонние - это позднейшее добавление, причем даже не у Перро, а у Гримм (возможно, позаимствовавших эту идею из пьесы 1800 г немецкого писателя Людвига Иоганна Тика ). У Шарля Перро девочка тоже погибает без последующего воскрешения.
   Причем Перро в конце сказки прямо говорит о том, что на самом деле имел в виду лично он (а не изначальные создатели народной сказки):
   Детишкам маленьким не без причин
   (А уж особенно девицам,
   красавицам и баловницам),
   В пути встречая всяческих мужчин,
   Нельзя речей коварных слушать, -
   Иначе волк их может скушать.
   Сказал я: волк! Волков не счесть,
   Но между ними есть иные
   Плуты, настолько продувные,
   Что, сладко источая лесть,
   Девичью охраняют честь,
   Сопутствуют до дома их прогулкам,
   Проводят их бай-бай по темным закоулкам...
   Но волк, увы, чем кажется скромней,
   Тем он всегда лукавей и страшней!
  
   Однако остается вопрос: почему же сам Перро одел девочку в красную шапку? Да, в оригинале Шарля Перро - это красный бархатный шаперон (что-то типа капюшона с длинным шлейфом или, может, плащом). И имя девочки - 'Красный Шаперончик' (Le Petit Chaperon Rouge).
   Действительно, как верно заметила Меролика, во времена Перро (и до французской революции) третьему сословию (к которому, видимо, относилась семья Шапочки) во Франции было запрещено носить одежду из бархата и красного цвета. Но кроме того, шаперон - вообще мужской головной убор!
   То есть, если Шапочка носит этакую "шапку" - то она не просто избалованная любимица родителей, которые подарили ей дорогущую вещь, она еще и бросает вызов общепринятой морали (ладно французские законы, в лесной глуши на это могли не очень обращать внимание :) )!
   Хотя в более ранние времена шаперон носили и женщины, и мужчины - это была обычная дорожная одежда.
   С 16 века (а Перро написал свой вариант сказки в конце 17-го века) шаперон уже практически вышел из моды, оставаясь лишь как часть формального наряда законников, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов. Можно, конечно, по этому поводу придумать, что Шапочка на самом деле была судьей или академиком. :) А волк - соответственно взяточником или ученым-конкурентом. :)))
   Впрочем, когда я уточнил, то выяснил, что на самом деле и во времена Перро шапероны были еще распространены, но именно в деревнях, давно перестав быть признаком знати, как за пару веков до того.
   Перро, конечно, мог иметь в виду, что рассказывает историю о "старых временах" - тогда шаперон Шапочки был бы просто дорожной одеждой, хотя цвет все равно указывал бы на ее стремление выделиться из всех, не походя на девочек своего сословия.
  А может быть, рассказывал Перро именно о своих временах, и красный шаперон, как ни странно, вовсе не противоречит тому, что он мог видеть в своей стране.
   Так, к примеру, в 1665 году во Франции некий Кольете в своих куплетах под названием 'Напыщенность и роскошь простой буржуазии' жалуется: 'невозможно уже отличать наших дам от простых женщин', так как последние часто носят неположенную им одежду. То есть, официальный запрет-то был, но... У кого есть деньги, как мы помним - тому и законы не писаны. :) Да, в 17 веке буржуазия Франции уже вовсю стремилась сравниться с дворянством своим образом жизни (помните "Мещанина во дворянстве" Мольера?), в том числе и в одежде.
   Конечно, это относилось прежде всего именно к буржуа, а не к крестьянам, но Перро мог вполне в духе своего времени изобразить именно простолюдинку (по сословию-то между богатым буржуа и бедным крестьянином не было никакой разницы!), "носящую неположенную ей одежду". Может быть, семья Шапочки была в этих местах вполне небедной, и решила продемонстрировать, что они "тоже не лыком шиты", сделав дочери-внучке красный бархатный шаперон...
   Опять же, такое поведение девочки и ее родителей - наверняка с точки зрения Перро (сказку-то он писал для знати и посвятил ее принцессе Орлеанской, племяннице Людовика 14-го) должно было показывать на неподобающее их происхождению запросы. И за самоуверенность Шапочка и поплатилась - сожрал ее, простофилю, хитрый волк-соблазнитель. Потому что хоть и надела красный шаперон, а дворянского благородства с ним не приобрела. Вот так бывает с наглыми простолюдинами! :) Впрочем, конечно, все могло быть и совсем по-другому...
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"