Кубрин Михаил Сергеевич : другие произведения.

Рецензия И.А.Ефремова на трилогию О.Н. Верещагина "Хрустальное яблоко" (вымышленная)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия, на самом деле, разумеется, написана мной. Но на основе реальных отзывов и рецензий Ефремова к различным книгам, с помощью которых я постарался приблизиться к его стилю...

   Думаю, будет ошибкой отнести трилогию О. Н. Верещагина к научной фантастике. Несмотря на то, что действие романов происходит в отдаленном будущем, автор чаще устремляется в сферы чистой фантазии, не имеющей под собой научной основы, чем экстраполирует эволюцию каких-либо известных в его времени научных открытий. Скорее его книги сродни западным "космооперам".
   Как это часто бывает и в западных произведениях, основой сюжета является борьба между землянами и различными враждебными инопланетными цивилизациями, которая, по мнению Верещагина, должна стать неотъемлемой частью будущего человечества.
   Трудно также назвать его фантастику гуманистической - учитывая описываемый на страницах трилогии разгул убийственных катастроф, насилия и угнетения - все то же, о чем любят писать многие зарубежные фантасты нашей эпохи. Так, в ходе описываемых войн землян с иными цивилизациями вооруженная борьба доходит до абсурда - обе стороны призывают в свои армии даже детей, затыкая ими "бреши" в фронте (хотя не скрою, описания участия в битвах детей и подростков - производят сильное впечатление).
   Все же существенным плюсом книг является то, что их автор не считает капитализм единственным путем развития разумных цивилизаций - как на Земле, так и на иных планетах разумные существа ведут борьбу за построение лучшего общества.
   А минусом, в свою очередь - его уверенность как в том, что капитализм может в принципе существовать так долго и быть столь прочным, чтобы вести масштабную колонизацию космического пространства и космические войны, создавая огромные звездные империи, столь типичные для западных космоопер, так и в том, что по-настоящему лучшее будущее может обеспечить лишь возвращение феодально-аристократической власти.
   При этом Верещагин отлично показывает тенденции развития современного ему буржуазного общества и более всего - свойства его идеологии разлагать души людей, воспитывать отупелых потребителей, ищущих во всем широком мире только сытости и наслаждения, понимает ту смертельную опасность, которую может принести миру убийственная сила высокотехнологичного оружия, попавшая в руки маньяков войны и империализма.
   Однако обозначенная в трилогии альтернатива буржуазно-капиталистическому миру - в корне неверна и никак не может быть принята советским читателем. Ведь новое общество там зарождается в результате прихода на место капиталистической буржуазной "демократии" - "просвещенного абсолютизма", воспеваемого Верещагиным, как "самый лучший строй всех времен и народов".
   Наш читатель ищет теперь в научной фантастике путей формирования нового человека и нового общества. Автор "Хрустального яблока" утверждает идею, что его земляне - именно такие новые люди, однако единственным путем к созданию нового общества видит восстановление феодально-аристократических порядков - со стоящим во главе государства Его Величеством Императором, возглавляющими общество дворянами и т.п. К тому же описанию обычной жизни землян в трилогии уделяется очень мало места, Верещагин предпочитает показывать землян как отважных воинов, но не как ученых и исследователей (которым зачастую требуется не меньше отваги в их работе!).
   Творчество художника двойственно, как и отражаемый им мир. С одной стороны, художник непримиримо обнажает отрицательные явления жизни, неприятие и борьба с которыми составляют одну половину его творчества. Другая половина - это создание воображаемого мира, мира мечты, фантазии, научного расчета, в котором устранены недостатки той жизненной реальности, с которыми сталкивается писатель.
   Как достаточно талантливый писатель, Верещагин вскрывает недостатки капитализма и, утрируя их иногда до абсурда, очень ясно показывает читателю, куда идет общество, отданное во власть крупного бизнеса, обмана и эксплуатации. Но, видя и осознавая классовую борьбу, он в то же время не приемлет идеи социалистического переустройства общества.
   Писатель может попытаться создать воображаемое общество по своему вкусу - утопию. Однако при идейно-философской незрелости у художника не получится убедительной картины утопического будущего. Таковым незрелым в этом отношении художником, очевидно, является и О. Н. Верещагин. Он видит в своей фантазии идеальное общество будущего, но фантазия эта обращена в прошлое, к давно отжившим свое общественным формациям. Что не может не вызывать сожаления, учитывая его талант и патриотическую направленность его книг...
  
  И. Ефремов.
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"