Nazgul : другие произведения.

Великая Яса Ченгис-хана

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.30*45  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Восемьсот лет назад по этому простому закону, заучиваемому наизусть, жили 4/5 населения Евразии. И им его вполне хватало.

Великая Яса Ченгис-хана.

  

Памятник Ченгисхану [Павел Алексеевич Кучер]

  
  Вступительное слово.
  Один-два раза в тысячелетие человечество бывает захвачено Великим Проектом принципиального переустройства. Миллионы судеб горят в огне очередного пожара за торжество Справедливого Порядка. Двадцатый век дал последний пример такого катаклизма. Кажется, что наши потомки его не забудут вовеки веков. Это ошибка. История никого и ничему не учит. Отличным тому примером служит прошлый рывок за горизонт. Империя Ченгис-хана, в считанные десятилетия, подчинила себе весь громадный континент. Вся огромная Евразия свалилась под копыта вчерашних дикарей и кочевников. Даже через 800 лет (!) мировые элиты содрогаются от ненависти к наследию этого проекта. Продолжают лить на него потоки грязи и лжи. Вероятно, мы никогда не узнаем, чего хотели и к чему НА САМОМ ДЕЛЕ стремились его отцы-основатели. Достоверная информация о Ченгис-хане и его соратниках искажена до неузнаваемости. Методы, которыми он поднял на дыбы и погнал вперед "клячу истории" слишком эффективны, что бы выставлять их на общее обозрение. Только большевикам в ХХ веке удалось произвести сходное возмущение основ геополитики.
  
  Память о "Монгольском Проекте" стирали так старательно, что сегодня утрачен даже полный текст его основного закона "Великой Ясы". Почему? Это короткий документ, который был специально предназначен для заучивания наизусть. Он был доступен для понимания каждому неграмотному пастуху. Он привлекал к монголам людей "длинной воли" всех наций и вероисповеданий, он направлял их "к последнему морю", как символу ВЕЛИКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ. Не верьте лгунам! В монгольском войске никому не полагалось никакого жалования, люди Ченгис-хана шли в бой и умирали "за идею". Память об этой идее так же омерзительна для любой аристократии, как память о идее, ради которой наши деды по собственным трупам шагали на штурм Перекопа и брали Берлин. Те же самые моральные уроды, ныне, глумятся над "Красным проектом" и совершенно нет гарантий, что Конституция СССР достанется потомкам в сколько-то доступном для понимания виде.
  
  Статьи "Великой Ясы", представленные ниже, надо читать с обязательным учетом трех моментов:
  1. Все положения первоисточника формулировались так, что бы каждая фраза произносилась на одном дыхании. Это типичное требование для законодательных актов заучиваемых наизусть. Признак оригинала.
  2. Любая фраза первоисточника не допускает двойного толкования. "Яса" - закон прямого действия.
  3. Если известная фраза "Ясы" записана иначе - она должна быть переформулирована, кратко и точно. Канонического варианта нет, её исходный текст - это стихи (!) на старомонгольском.
  
  Это к тому, что читать полный курс "источниковедения" тут неуместно, а понимать, что "Ясу" много раз дописывали и правили под текущие нужды - надо обязательно. Ченгис-хан, согласно звучанию термина, был человек "с душой широкой, как море". Он никогда не опускался до мелочной регламентации. Полагаю, что положения этого великого памятника человеческой культуры ещё пригодятся. Не нам, так после нас.
  
  Обращаю особое внимание, что выполнение любых положений "Великой Ясы" возлагалось на каждого. Не было возможности "свалить ответственность на государство". Монгольский Проект опирался на сетевую систему "равной ответственности людей" за дела ближних и дальних. Иерархия там была только на поле боя. Никто никого не тащил в суд, не доказывал меру его вины, не нанимал адвокатов. Преступников убивали на месте сами свидетели или обличители, именем Великого Синего Неба. Право на это имел всякий живущий.
  
  Как это выглядело на практике? Для современников - жутко. Столкновение сетевой системы "вооруженного народа", созданной Ченгис-ханом и традиционного иерархического общества оставило в архивах тоскливые вопли, более подобающие советским диссидентам времен застоя - "Они всех убивают!". А почему - всех? В каких случаях - всех? Оказывается, бойцы Ченгис-хана искренне считали, что люди должны отвечать за свои слова и дела лично, полностью, без всяких выкрутасов. Поэтому, если властитель города, надеясь на крепость стен и борзость дружины, казнил монгольских послов (вопиющее нарушение дипломатических норм), то монголы брали этот город, независимо от его стратегической ценности и вырезали поголовно. Ну, дикари же! Звери, сущие звери... Разве можно им объяснить, что виноват только отдавший приказ? Что все, выполнявшие преступные приказы - невинные овечки, всего-то старавшиеся заработать копеечку семье? Что все, кто смотрел на беспредел князя и молчал - вообще ни в чем не виноваты? Что принцип коллективной ответственности, за соучастие в преступлениях, для жителей сословного общества - как гром небесный? Что подданные не отвечают за дела повелителя? Монголы считали, что как раз наоборот. И вбивали эту науку в тупые головы холуев. Предметно доказывали, что все люди равны и за дела урода отвечают все, кто не схватил его за руку. Есть опасение, что в новые демократические времена, когда государственная власть стала формально выборная, принципы "Ясы" ударят по любителям валить ответственность на начальство гораздо больнее. Примерно, как по немцам, времен Третьего Рейха. Сами выбрали себе в правители садистов и людоедов? Тогда и не обижайтесь! Правосудие прямого действия, штука простая и беспощадная. Чистый большевизм.
  

Восстановленный, по правилам современного русского языка, текст "Великой Ясы", с комментариями:

  

1. Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности - смерть;

  
  (Главный принцип солидарного общества. Очень похож на главный закон империи Инков - "Не будь трусом, не будь лентяем, не будь прелюбодеем, не будь вором, не будь лгуном, работай сам или умри")
  

2. Тому, кто помогает одному из двух спорящих между собой, без различия возраста и знатности - смерть;

  
  (Статья уничтожает состязательность судебного процесса и судебную власть вообще, все люди, по "Ясе", абсолютно равны между собой и должны решать любые конфликты самостоятельно, без адвокатов. Мир "Ясы" - это живущее по обычному праву общество тотального самосуда.)
  

3. Тому, кто мочится в открытую воду или на пепел костра - смерть;

4. Запрещено черпать открытую воду для питья рукой - можно только посудой для черпания воды;

5. Запрещено стирать одежду в открытой воде, пусть даже, из-за грязи, она не годна для ношения;

  
  (Статьи отражают огромную ценность для степных кочевников любых источников питьевой воды, до обыкновенной лужи включительно. Пепел от костра служил им заменой соли или же лекарством. Вода и огонь, кроме того, считаются, в понимании монголов, очистительными началами и потому священны.)
  

6. Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза - смерть;

  
  (Статья отражает ограничение кредитоспособности физического лица на необеспеченном доверии.)
  

7. Кто дал еду или одежду пленному, без позволения его пленивших - смерть;

8. Кто поймает бежавшего пленного и не передаст его пленившим - смерть;

  
  (Статьи отражают суровые законы степной войны в условиях разложения родоплеменного строя)
  

9. Кто режет скоту горло, а не вяжет ноги и вскрывает ему брюхо, что бы потом сжать рукой сердце - смерть;

  
  (Статья до ХХ века строго соблюдалась у большинства степных кочевников Восточной Евразии)
  

10. Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части, вещами, людьми или скотом;

  
  (Статья ограничивала предельные размеры налогообложения для всех жителей, без различия. Интересно, что о существовании этой статьи хорошо помнили враги монголов, завидовавшие низкой ставке, но "старательно забыли" прямые наследники режима Ченгис-хана.)
  

11. Запрещено требовать налог с лекарей, ученых, погребателей тел и служителей любого культа;

  
  (Статья освобождала от налогов представителей общественно полезных профессий и духовенство)
  

12. Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения;

  
  (Статья устанавливала светский характер власти Ченгис-хана и его наследников)
  

13. Запрещено есть из рук чужого, пока он не попробует сам, пусть хоть князь угощает пленного;

14. Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят;

  
  (Статьи отражают постоянную опасность для монгола быть отравленным врагом или побежденным.)
  

15. Запрещено есть одному, есть больше других и есть, не предложив еду тем, кто находится рядом;

16. Приказано всякому, едущему мимо едящих, сойти с коня и есть вместе с ними, без их позволения;

  
  (Статьи отражают характерную для бедных кочевников "этику голодных", идею "равенства в еде".)
  

17. Запрещено говорить о любом предмете, что он нечист - все вещи чисты одинаково;

  
  (Статья предназначена искоренять всевозможные суеверия, классовые и расовые предрассудки.)
  

18. Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне;

  
  (Статья, в XIII веке (!), утверждает полное равноправие мужчин и женщин.)
  

19. Приказано, в начале каждого года, представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты;

  
  (Статья уравнивает возможности девушек на свободное замужество вопреки сговору родственников.)
  

20. Запрещены браки первой и второй степени родства, но мужчина может взять в жены родных сестер;

  
  (Статья запрещает грозящие вырождением близкородственные браки.)
  

21. Все рожденные дети законны, без различия, от жены, или от наложницы и наследуют отцу;

22. При разделе наследства старший сын получает больше младших, меньший сын наследует отцу;

23. После смерти отца сын полностью распоряжается судьбой его жен, кроме собственной матери;

24. За присвоение вещей покойного кем-либо, кроме его законных наследников - смерть;

  
  (Статьи заменяют положения "Семейного кодекса".)
  

25. Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина;

26. Запрещены унизительные или телесные наказания - только дурная слава, изгнание или смерть;

27. За попытку уклониться от наказания, под предлогом знатности, возраста или чина - смерть;

  
  (Статьи заменяют в сетевом обществе равных положения "Уголовно-процессуального кодекса".)
  

28. За провозглашение вождем не избранного людьми, на общем совете - смерть;

29. Запрещено главам племен и народов носить почетные титулы - всех называть только по имени;

  
  (Статьи ограничивают возможность узурпации власти, под любым предлогом и в любой форме, а равно не дают развиться "культу личности".)
  

30. Запрещено заключать мир с любым врагом, пока этот враг не побежден или не сдался;

  
  (Статья предотвращает возможность преступного сговора с противником во время войны. Нам эта статья знакома в её кратком варианте "Если враг не сдается - его уничтожают".)
  

31. Приказано, законы Ясы вырезать на стальных досках и каждому выучить их наизусть;

  
  (К сожалению, не помогло. Ни одного экземпляра текста Ясы, "изданного при жизни" Потрясателя Вселенной - до современности не дошло. Уже при внуках Чингис-хана (!), за одно их хранение - хоронили живьем.)
  
  Всемирно историческое значение "Великой Ясы" состоит в том, что этот универсальный свод законов "на все случаи жизни" занимал всего одну страничку текста. Но, как предметно доказал нам Потрясатель Вселенной, нормальным людям - больше и не надо. Главное - не мешать им убивать плохих людей. Великий принцип самоуправления обществом, если вдуматься. Оно реально работало!
  
Оценка: 6.30*45  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"