Кучеренко Валентин Николаевич : другие произведения.

О спасении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как Христос спас нас, в чем состоит "механизм" спасения

  Одним из объектов изучения такой науки, как богословие является сотериология, т.е. учение о спасении. Есть ряд узловых моментов в учении о спасении, которые волнуют не только ученых - богословов, церковных клириков, но и простых мирян. Глядя на спасительный подвиг Иисуса Христа, невольно возникают такие вопросы: для чего Бог стал человеком? Почему Богу Отцу угодно было отдать Сына Своего Единородного на страдания и смерть? Были ли они необходимы? Носили ли они характер жертвоприношения? Если да, то кто принес эту жертву, и кому она была принесена? В чем заключается спасающее действие земной жизни, смерти и воскресения Богочеловека? В силу чего результаты подвига, совершенного одним человеком, распространяются на все человечество?
  Безусловно, всю глубину Божьего замысла о спасении человека постичь невозможно, однако некоторые аспекты, доступные человеческому разуму, можно попытаться осмыслить. Основываясь на Священном Писании попробуем составить общую картину, механизм спасения, насколько конечно возможно применение таких терминов к этой великой тайне.
  Вследствие первородного греха была нарушена человеческая природа, гармония души и тела, человек утратил свое царственное достоинство, в мир вошли болезни, разрушение и смерть. Не являясь источником жизни, человек уже не мог своими силами исправить последствия греха, преодолеть смерть, для этого требовалось Божественное вмешательство. По Предвечному Совету Бог - Слово принимает на себя человеческую плоть и через крестные страдания и смерть приносит Самого Себя в жертву, но кому? Конечно Богу, и конечно человеку.
   Что является жертвой Богу? Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50.19). Иисус Христос принес в жертву Богу кроткое и смиренное человеческое сердце, человеческую волю, во всем послушную воле Божьей, вплоть до крестных страданий и смерти. "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26.39). Хотя все человечество было повинно греху, никто из людей не имел такого сердца смиренного и сокрушенного, какое было у Христа. "Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвыситься" (Лк 18.14). Насколько необозримую глубину уничижил Себя Иисус Христос, настолько недосягаемую высоту Он был вознесен Богом. Нет такого имени ни на Небе, ни на земле, которое было бы выше имени Иисуса Христа.
  А что же было принесено в жертву человечеству? Человечеству было принесено Его Пречистое Тело и Его Пречистая Кровь. Однако из Ветхозаветной истории мы знаем, что жертвы приносят Богу, жертва является священной и предназначается только для Бога. Таким образом, через жертву Иисуса Христа, через принятие Его Святой Крови и Плоти, происходит обожение человека. Потому и нужна была такая жертвенная смерть на кресте, а не просто умер от старости, болезни или несчастного случая, что бы всякий верующий во Христа Иисуса, и принимающий Его жертву Плоти и Крови облекался в нового человека, и имел жизнь вечную. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6.54).
  Именно через причастие Тела и Крови Христовой, через таинство Евхаристии, распространяется спасающее действие жертвы Иисуса Христа на все человечество, на всех людей, принимающих эту жертву. Поэтому причастие Тела и Крови Христовой является непременным, обязательным условием спасения. Не принимающий Тела и Крови Христовой отвергает жертву, отвергающий жертву отвергает Самого Иисуса Христа, тот продолжает оставаться плотским, ветхим человеком, а "человекам это (спастись) невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу" (Мк. 10.27). "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6.53).
  Кроме того, жизнь и крестная смерть Иисуса Христа имеет еще и огромное нравственно-воспитательное значение. Если так возлюбил Бог нас, что послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, то и мы должны любить друг друга (1-е Ин. 4.10,11). Если Всемогущий Творец с такой кротостью и смирением принял мучение и смерть от руки созданной Им твари, то с каким смирение и кротостью должны мы переносить скорби и лишения этой жизни, тем более нами заслуженных.
  Таким образом, Бог дал нам все необходимое для нашего спасения. Но это не означает, что теперь все автоматически попадают в Царствие Небесное и человеку уже не нужно предпринимать никаких усилий для собственного спасения. Наоборот. Для того, что бы войти в жизнь вечную, мы должны стать едины с Иисусом Христом не только Плотью и Кровью, но и Духом Святым, т.е. нам необходимо духовно родиться из ветхого в нового человека. "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3.5). Иначе говоря, мы должны устроить из себя храм Божий, очистив свое сердце от греховных страстей для принятия Святого Духа. "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1-е Кор. 3.16). "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8.11). Поэтому по слову преподобного Серафима Саровского, основной целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. И если событие вочеловечения Сына Божия и искупления Им человеческого рода, есть благой дар (иначе - благодать), дарованный миру любящим его Богом (Рим. 5.8; Ин. 3.16), то стяжание благодати Святого Духа требует усилий от самого человека, зависит от его свободного выбора: следовать за Христом или за дьяволом.
  Есть начало духовного обновления - это таинство Святого Крещения, но нет конца духовному возрастанию. "Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2-е Кор. 3.18). Конечно, никто и никогда в жизни не может достигнуть уровня Иисуса Христа, поэтому никто и никогда при жизни не может сказать про себя: - "Я достиг спасения", ибо это то же самое, что сказать - "Я - Бог". Только одному Господу нашему Иисусу Христу было по силам победить смерть. Поэтому человек должен помнить, что не он сам себя спасает, а спасает Бог, живущий в человеке. Где же тот минимально допустимый порог духовной чистоты, который позволяет войти нам в Царствие Небесное? Это неизвестно, ибо это является областью действия бесконечной к нам любви и милосердия Божия. Ни на какие наши заслуги, подвиги и звания мы не можем рассчитывать в деле спасения, только на любовь и милосердие Божье. "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3.5).
  Но мы должны быть достойными этой любви, поэтому нам необходимо самим любить друг друга и быть добродетельными и милосердными. Однако человек слаб и постоянно творит дела беззакония. Своими грехами человек сам разрушает храм Божий, убивает в себе Бога, тем самым соучаствуя в распятии Иисуса Христа. Что нам делать, что бы спастись? Такой вопрос задавали иудеи Апостолу Петру, такой же вопрос задавал темничный страж Апостолу Павлу. Что же отвечали Апостолы: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2.38); "веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16.31). Только чистосердечным покаянием, живой верой в Господа нашего Иисуса Христа, и причастием животворящих Его Тайн можно изгладить всякий грех и беззаконие. Главное не терять надежду и не отчаиваться.
  Есть еще вопрос: для чего Бог вочеловечился, неужели не было другого способа спасения человека? Для ответа на него надо помнить, что человек создан по образу Божьему, т.е. разумным и свободным. Конечно, Всесильный Бог в состоянии был просто "механически" исправить человека, или даже вообще не допустить грехопадения людей, оградив Эдемский сад от проникновения туда змия. Однако тем самым был бы нарушен образ Божий, ограничена человеческая свобода, его право на выбор. Нарушением заповеди Божьей человек сделал свой выбор, обратился от духовного к душевному, плотскому и сам себя приковал узами греха к смерти. После этого у человека не осталось выбора, что бы он не делал, уйти от смерти он уже не мог. В нем был нарушен, поврежден образ Божий, но не уничтожен. Человек остался свободен настолько, насколько свободна собака, сидящая на цепи (если уместно здесь такое сравнение). Но даже такую свободу Бог не хотел нарушать, и если человек сам себя приковал, то сам себя он и должен был освободить. Грех, сковавший человека, познается законом (Рим. 3.20), данный Богом через Моисея, и если бы человек мог его соблюсти, то он был бы свободен от греха. Однако у ветхого человека не доставало сил освободиться от власти греха, для этого нужен был новый человек, новый Адам, и Он пришел - это Господь наш Иисус Христос.
  Надо заметить, что даже в самом акте воплощения не было насилия над человеком. В том и состоит заслуга Богородицы и Приснодевы Марии, что своей святой и непорочной жизнью Она соделала из Себя сосуд, достойный принять Духа Святого, оградила Сына Своего от распространения на Него первородного греха, Она со смирением согласилась стать Матерью не только Сына Божьего, но и всего обновленного человечества: "се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1.38). Поэтому и родившийся Сын Человеческий был по сути Адамом до грехопадения, или Новым Адамом.
  Господь наш Иисус Христос всей своей земной жизнью исполнил закон Божий. "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5.17). Тем самым были разрушены узы греха, восстановлен образ Божий, человек стал свободен, у него появился выбор: следовать за Христом в Жизнь Вечную или отдать себя смерти. Но почему Христос умер, неужели Он не имел власти над смертью? Конечно имел. Он для того и умер, дабы все уверовали, что только у Него есть источник жизни, и смерть не может Его удержать и не имеет над Ним власти. Так была одержана победа над смертью, а это можно было сделать, только умерев и воскреснув. Так было устранено препятствие, стоявшее между человеком и Царством Небесным. А мог ли Иисус Христос умереть иначе, не такой страшной смертью на кресте? Иисус Христос воспринял всего человека, кроме греха, и по своему человеческому естеству Он испытывал и усталость, и голод, и жажду, и физическую боль. Однако смерть есть следствие греха, а у Христа его не было. Потому и умереть Он мог только насильственной смертью, добровольно отдав Себя на крестные страдания. При этом Он не отнимает жизнь у Себя, но добровольно отдает ее за других и для других. "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин. 10.18). Что произошло, то и должно было произойти. Нам остается только удивляться и восхищаться бесконечной Премудрости Божьей и Его к нам любви и милосердию.
  В заключение можно сказать следующее. Господь наш Иисус Христос Своим вочеловеченьем и крестными страданиями разрушил узы греха и смерти, и через воскресение вошел в Жизнь Вечную. И только в Нем и через Него можно достичь спасения, только став с Ним одним целым: Плоть от Плоти, Кровь от Крови, Дух от Духа, можно войти в Царствие Небесное. Иного пути нет. И для этого нам дарованы Богом Его Святая Жертва и наша собственная жизнь, дабы мы провели ее в чистоте и святости, и вошли в Жизнь Вечную.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"