Кудряц Евгений Витальевич : другие произведения.

Эмиграция в Фрг-2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.50*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение "Эмиграции"


  
  

История моей жизни

(Воспоминания)

Часть VII

Эмиграция

     
      'Gruess Gott, Bayern!'
     
     
      Я не знаю, о чём вы тут говорите, но ехать надо!
      (из старого еврейского анекдота)
     

'Grundig'*

     
   Стоит ли говорить, что после переезда сон совершенно улетучился, поэтому мы заснули лишь под утро, но "покой нам только снился!". Ровно в 6 утра из репродуктора нашей комнаты раздался голос: "Achtung, Achtung!'. Я в ужасе вскочил с постели, но так как спал на втором ярусе, то чуть не свалился вниз. После немецкого текста последовал русский перевод, в результате которого я понял, что данное сообщение к нам не относится, так как касается лишь тех, кто сегодня покидает лагерь. Им предлагалось собрать вещи, сдать бельё и отправляться к автобусам. Мне до сих пор непонятно, почему нужно было поднимать весь лагерь, а не подключить репродукторы только там, где это необходимо. Во всяком случае, за 3 дня, проведенные в лагере, мы привыкли к такой "побудке" и больше не вздрагивали, хотя поначалу ассоциации были весьма определёнными...
   Процесс распределения длился считанные минуты, мы получили распределение в Аугсбург, куда, собственно, и собирались, так что неожиданностей не было. Нам выдали талоны на еду и немного денег, чтобы бы смогли отовариться в ближайшем магазине. Обстановка в лагере была немного нервозная, - постоянно приезжали новые эмигранты и переселенцы, но 3 дня пролетели быстро, и вот настал и наш черёд покидать лагерь. Нам вернули паспорта, мы погрузили вещи в автобус и поехали их Нюрнберга в Аугсбург.
   Дорога была лёгкой, так как в Германии ехать - одно удовольствие, - никаких ухабов и ям, да и скорости на автострадах побольше. Единственное, что нас огорчило, так это то, что в горячке пропал наш чемодан с рабочими инструментами, который так и нашёлся.
   Общежитие было довольно сносным, комната - маленькой, но уютной. Я сразу же помчался оформлять документы, а мама занялась вещами. Когда я вернулся, то увидел, что она не скучает, а находится в компании русского немца, который ей помог разгрузить чемоданы, а также обеспечил питанием. Мама не растерялась и попросила его купить продуктов и на мою долю, так что голодными мы не были.
   Одним из важнейших атрибутов общежития являются дежурства. Раз в месяц каждой семье приходиться демонстрировать искусство уборки. Один раз из-за болезни мамы я вынужден был этим заняться самостоятельно, но не преуспел, за что был в пух и прах раскритикован, причём не персоналом, а самими жильцами. Но я мужественно воспринял критику и не вступил в спор.
   Мы приехали в Аугсбург в начале июля, а уже в начале сентября стали готовиться к переезду в квартиру. Так что наша общежитейская жизнь оказалась недолгой, в отличие от некоторых обитателей общежития, которые там прожили более года. Следует отметить, что раньше эмигранты не имели права снимать квартиру, пока не пройдёт год, но к нашему приезду данное правило отменили.
   Квартиру нам помогли снять, что было очень кстати, так как этот процесс непростой, тем более, что социальное ведомство оплачивает только дешёвые квартиры, а их количество ограничено.
   * - название лагеря-распределителя в Нюрнберге
     

Увидеть Париж и не умереть

     
   После получения квартиры нам вдруг резко захотелось в Париж. Не знаю, чем было вызвано такое решение, но сердцу не прикажешь. А посему в середине сентября мы отправились в французскую столицу, гда как раз накануне произошла трагедия - в автомобильной катастрофе погибла принцесса Диана.
   Три дня, проведённые в Париже оставили неизгладимый след, мы побывали в Лувре, побродили по Елисейским Полям, были возле Триумфальной арки и Эйфелевой башни, покатались по Сене и прошагали по улицам французской столицы немало километров. Правда, номер гостиницы оставлял желать много лучшего, но это не имело никакого значения, по сравнению со всем остальным. Первая заграничная поездка послужила хорошим примером для дальнейших путешествий. На данный момент в моём арсенале 15 стран и 22 поездки.
     

Курсы немецкого языка

   Осень была в самом разгаре, когда я, утомившись от безделья, созрел для курсов немецкого языка. Наша группа была довольно большой - более 20 человек. Половину из них составляли русские немцы, а остальные были - евреи. Ещё находясь в Харькове, я начал осваивать немецкий язык, частично - самостоятельно, а частично - с учителем. Поэтому за 3 года ожидания уже мог довольно прилично изъясняться, хотя и простыми предложениями. На первом же уроке учитель меня быстро вычислил и даже поинтересовался, что я тут делаю, так как мой уровень был виден. А всё произошло потому, что я на вопрос "Откуда Вы приехали?" ответил с правильным артиклем - aus der Ukraine, в то время как остальные его просто "потеряли". За что и был изобличён бдительным преподавателем. Первые занятия для меня были абсолютно неинтересными, так как на них мы учились задавать элементарные вопросы, ответы на которые я знал наизусть: "Как Вас зовут?", "Сколько Вам лет?", "Кто Вы по профессии?" и т. п. Только через месяц для меня наступили более весёлые времена, когда мы приступили к грамматике. Одной из моих самых любимых форм было описание картинок, по которым нужно было составить связный рассказ к картинкам. Они были очень забавными, поэтому и рассказы (правда, не у всех) получались смешными. Например, такая история:
   Папа и сыном гуляли в парке, где на каждом углу продавалось пиво. Папа не пропустил ни одного продавца, поэтому к концу прогулки был очень "хорошеньким". Но самое смешное произошло, когда папа отправился покупать билеты на ж/д вокзал. Он подошёл к кассиру и попросил 4 билета, так как в глазах его троилось. Я написал примерно следующее: "... он видел 3 ребят, и все были его сыновьями."
   6 месяцев - срок курсов промчались стремительно, я даже не успел к ним привыкнуть. Очередной этап был пройден, а на горизонте опять замаячил Социал.

Sozialamt

     
   Прежде всего, я хочу кратко описать социальное ведомство Германии. Сразу после приезда евреи-беженцы оформляют социальную помощь, независимо от возраста. Но почти сразу их "гонят" на языковые курсы и снимают с социала, так как курсы - прерогатива Арбайтсамта (Биржа труда), а как только их срок истекает, то вас сразу же вызывают в Социал, чтобы вы доложили о своих дальнейших шагах. На момент моего приезда в ФРГ Социал "предлагал" так называемую социальную работу - на кладбище или доме престарелых. Мне повезло, я попал по второму адресу. А суть социальной работы заключалась в том, что вы работаете 4 часа в день, но за 2 марки в час, который на самом деле стоит как минимум 10 марок. Зато Социал вам оплачивает жильё и небольшую разницу, а львиную долю кладёт в карман государства. Таким образом, временно решается проблема вашего трудоустройства, хотя работа не приносит вам радости.
     

Altenheim

     
   Мне крупно повезло, так как я попал не на кладбище, а в дом престарелых. Естественно, не в качестве пациента, а "социального работника". Первый день был самым трудным, так как был морально не готов к подобному зрелищу. Чтобы не напрягать память, я позволю себе привести здесь статью, написанную по свежим следам, которая отражает все этапы моего "большого" пути в доме престарелых:
     
     

'Machen Sie Ihren Kopf frei'

    
   Сразу по окончании курсов немецкого языка я оказался в Altenheim'e. Если вы думаете, что я послепенсионнго возраста, то вы ошибаетесь; я - молодой человек, а попал туда не в качестве пациента, а на социальную работу. Не мне крупно повезло, так как многих отправляют вообще на кладбище, тоже на работу, а не в качестве клиентов. Здесь они обязаны отработать, как минимум, 3 месяца, получая 2-3 марки в час. Как вы понимаете, таких ставок в Германии нет (например, уборщица получает 15 DM в час). Поэтому львиную долю дохода забирает Sozialamt, а вам достаётся лишь четверть заработка. Но зато вам оставляют Sozialhilfe, и вы получаете около 700 DM. А если в течение 3 месяцев вы не находите работу, то продолжаете трудиться на кладбище. Это может длиться ещё несколько месяцев. Но я немного отвлёкся. В первый день своего пребывания в Altenheim'e я был в шоке: бабушки - "божьи одуванчики", большинство слабо ориентируется в происходящем, запах специфический, одна Frau всё время ходит туда-сюда с криками... И самое интересное, что меня заставили застилать постели (!). сначала было трудновато, потом я втянулся. Но я имел неосторожность сказать в Sozialamt'e, что считаю эту работу "мягко говоря" не вполне мужской. (Я что-то не припомню горничных мужского пола). Не успел я вернуться в Altenheim, как был сразу же вызван к начальнику. Herr Stolzпрочёл мне целую лекцию о том, что в Германии нет мужских и женских профессий, и каждая из них важна. А если я уже сюда приехал (в подтексте читалось, что меня здесь не ждали), то должен быть рад любой (!) работе. И ещё он произнёс сакраментальную фразу: 'Machen Sie Ihren Kopf frei', ни о чём не думайте; вам говорят - делайте, нет работы - ищите сами, например, поменяйте салфетки, у вас ведь в Казахстане нет салфеток? (Честно говоря, я никогда не был в Казахстане, я приехал из Эстонии, но мне всё равно стало обидно). Или побеседуйте со старушками. Тут я уж не вытерпел и взорвался: "О чём с ними говорить, многие из них не знают даже, какой сегодня день!". Herr Stolz слегка опешил, не ожидая от меня такого напора. А я уже не мог остановиться: "А это ваша Frau, которая ходит туда-сюда с криками. И вообще, у меня высшее образование, и я не для того столько лет учился... Но Herr Stolz уже овладел собой и перебил меня: " Всё, чем вы занимались там, нас не интересует. Здесь у вас - новая жизнь, и каждый опыт (в том числе, и застилание постелей) очень важен для будущего. И добавил с явной угрозой: "Я могу, конечно, сообщить в Sozialamt, и вас лишат пособия!". Никто не мог меня лишить пособия, в крайнем случае, его бы сократили на 25%. Это он меня так пугал. Мы разошлись, и каждый остался при своём мнении. Ещё напоследок начальник сказал, что через 6-8 месяцев моё мнение изменится. Но я надеюсь, что мы распрощаемся гораздо раньше. Даже 2-разовое питание не могло скрасить моё пребывание в Altenheim'e. (Как вы понимаете, такой сервис на кладбище отсутствует). И вот настал радостный день. После 3 месяцев я оказался на свободе!
     
   PS Недавно я заходил за справкой в Altenheim. Узнав, что я нашёл работу, причём по специальности, Herr Stolz воскликнул: "Gott sei dank!' Наверно, "что-то с памятью его стало?"

Клим Шилов, Аугсбург

     
   Здесь требуется несколько пояснений. Во-первых, как известно, я приехал не из Эстонии, а из Украины. Но это - отсебятина редакции, так как в тексте было написано, что я приехал по другой линии. Во-вторых, многие поинтересуются, почему статья подписана не моим именем, а псевдонимом? По этому поводу я заявляю, что на это имелись причины, о которых я скажу позже. Единственное, что могу сообщить сейчас, - это никак не связано со страхом или тому подобными вещами.
     
     

Мои хоры

     
   Ещё в Харькове я слышал, что в Германии есть самодеятельные хоры, участники которых платят за пение. Я, конечно, не знал всю механику и надеялся познакомиться с ней уже непосредственно на месте. Но прежде всего меня интересовало подтверждение диплома. И тут я впервые столкнулся с так называемым "нашим" менталитетом. Он заключается в следующем - "нам никто не помогал и мы не будем этого делать", то есть другими словами - "сами выплывайте, как хотите". Я обратился с просьбой сообщить мне адрес министерства культуры в Мюнхене, которое занимается подтверждением диплома к коллеге из Киева, которая уже успешно прошла данную процедуру. На это мне было заявлено, что дело было давно, поэтому точный адрес она не помнит, а может сообщить лишь улицу. Мне пришлось узнавать адрес официальным путём, а потом я понял, что дело - не в склерозе, так как адрес указан и на подтверждении. От этой женщины я узнал также, что в Аугсбурге есть полулюбительский хор. Мы приехали летом, а с сентября я влился в его славные ряды.
   Скажу без лукавства, что меня больше интересовало не пение (я пою в хоре с 6 лет), а налаживание связей, и надо сказать, что в этом я преуспел. Я близко познакомился со вторым хормейстером, даже походил на индивидуальные занятия по вокалу, а потом сказал ему, что заинтересован в работе с хором и попросил о помощи. Он не стал ломаться и сразу же мне дал координаты человека, который заведует всеми хорами Аугсбурга и области. Я позвонил ему, и он попросил письменно сообщить ему, кто я, что я могу и т. д. Естественно, я сразу же написал, сто я могу работать с любыми хорами, а через несколько недель у меня раздался телефонный звонок. Звонил председатель мужского хора и приглашал меня на работу. Оказалось, что они давно ищут хормейстера. Единственная проблема заключалась в том, что хор находился не в Аугсбурге, а в пригороде, но мы договорились, что меня будут отвозить на машине туда и обратно. По дороге Генрих (так звали шефа) поинтересовался тем, сколько я хочу получать, и тут я опростоволосился, так как не имел ни малейшего понятия о заработке хормейстера, поэтому назвал несусветную сумму - 1000 DM. На что мне сказали, что гонорар хормейстера равен 200 DM. Так началась моя работа по специальности.
   Конечно, уровень хора был не очень высоким, да и репертуар не менялся лет 40, но мне выбирать не приходилось, я и рьяно взялся за работу, а вскоре появилась первая статья обо мне, которая называлась "Молодой дирижёр из Украины". В ней в восторженных тонах сообщалось, что наконец-то у мужского хора появился новый перспективный хормейстер с хорошей музыкальной подготовкой. Я даже сделал ксерокс этой статьи и отправил в Харьков, в институт искусств на кафедру хорового дирижирования, с едким комментарием, что я и за границей высоко несу знамя украинской музыкальной культуры. А подтекст был такой - вы не хотели, что бы я работал в Харькове, так я буду успешно работать в Германии. Из скромности я "забыл" указать обратный адрес, так как совсем не жаждал вступать в переписку с малоприятными людьми, в частности с зав кафедрой В. Палкиным, который в своё время "попил" много моей крови.
     

"Мы начинаем КВН. Для чего, для кого?"

     
   К хорам я ещё вернусь, а сейчас хочу поделиться с любезным сердцу читателем небольшим, но весьма поучительным эпизодом, связанным с германским КаВээНом.
   Меня всегда увлекала эта весёлая телеигра, а по долгу службы я брал интервью у капитана сборной ХАИ - Андрея Чивурина, которое можно прочитать здесь(ссылка) и у Михаила Марфина. Когда я прочитал в нашей синагоге объявление, что в команде КВН Аугсбурга нужны игроки и авторы, то я решил откликнуться. Как выяснилось, кроме желания у ребят не было практически ничего. Я тоже рьяно взялся за работу, неделю не вставал из-за письменного стола, но позже выяснилось, что мой сценарий на 90% написан впустую, так как я писал его, ещё не зная типажей команды, да и тема потом была сильно изменена. Но мой труд не пропал, поэтому желающих посмеяться я отсылаю на страничку, где можно ознакомиться с этим опусом (ссылка).
   Но начинать надо было с имиджа и названия команды. Так как часть "народа" была из Мюнхена, я предложил назвать нашу компанию "Мюнхенские бароны", создав аллюзию с небезызвестным героем Э. Распэ. После небольшого совещания команду было решено назвать "Баварские бароны", чтобы не ущемлять интересы аугсбургской части коллектива. Стимулом для нас был фестиваль немецких команд КВН в Гамбурге, ради которого, собственно, всё и начиналось.
   К моему большому сожалению, в скором времени я ощутил большую разницу между скромными способностями ребят и небывалыми амбициями. Многие мои шутки принимались в "штыки", причём безо всяких видимых причин, да и вообще критика была неконструктивной, так как взамен не предлагалось вообще ничего.
   Я наделся, что постепенно всё утрясётся, но, - увы. Поэтому, несмотря на то, что львиная доля нового сценария была написана мной, я вынужден был досрочно покинуть не очень стройные ряды КаВэзНщиков местного "разлива".
   Жители нашего города тоже имели возможность оценить выступление ребят. в той же синагоге были показаны фрагменты выступления команды, а по окончании была выражена благодарность, но только режиссёру, хотя я и сидел в первом ряду. Что же, не будем мелочиться. После выступления в Гамбурге сборная команда Аугсбурга и Мюнхена "Баварские бароны" "приказала долго жить". Такого приказа я не отдавал, но местный КВН слишком быстро закончился, а теперь я и не уверен, стоило ли его вообще начинать.....
     

Realschule

     
   В Германии система школьного образования с значительной степени отличается от нашей СНГовской. Впрочем, всё зависит от степени одарённости или нерадивости ученика. Для самых "продвинутых" существует гимназия. Попасть туда не очень просто, это престижное заведение, дающее более глубокие знания. На ступень ниже находится Realschule (реальная школа), а вот на самом дне общества - Hauptschule, то есть обыкновенная школа. В ней обычно учатся лентяи и лоботрясы.
   Мне довелось проработать хормейстером в Realschule, о чём я хотел бы поведать в этой небольшой главе. Сразу оговорюсь, что взяли меня туда по "блату". В Германии "блат" получил название 'Vitamin B', от слова 'Beziehungen' - связи. Но о нём и других "вливаниях" я напишу позже, а сейчас вернёмся к школе. У меня была "крутая" нагрузка - 2 часа в неделю, но оплата составляла 300 DM, что являлось весьма недурным подспорьем к моим хоровым гонорарам. По рекомендации председателя женского хора меня взяли в школу. Но больше всего меня поразила волокита, связанная с моим оформлением на работу, которое растянулось на несколько месяцев(!). прежде всего у меня попросили предъявить разрешение на постоянное пребывание в ФРГ, вклеенное в паспорте. Затем - справку о том, что я не совершал никаких правонарушений на территории Германии. Так как мне предстояло работать с детьми, от меня потребовали свидетельство медицинской комиссии о том, что я здоров и могу работать в детском коллективе. После того как с этими бумажками было покончено, мпня вызвал директор школы (здесь он называется ректор) и попросил заполнить несколько анкет, где была масса интересных вопросов, например, не являюсь ли я членом какой-нибудь террористической группы* или находился ли я до 1990 года на территории ГДР и тому подобной чепухи. На "закуску" я подписался под тем, что не буду никому передавать разговоров в учительской и не стану принимать от детей подарков. После подписи по просьбе директора я поднял руку и поклялся, что буду верен конституции Баварии (здесь свой Основной закон). Таким образом, я был зачислен на почасовку в школу. Год пролетел незаметно, на Новый Год я показал свою работу - устроил концерт хора совместно с театром теней, а перед летними каникулами я осторожно поинтересовался у директора, продлят ли мне годовой контракт, на что он мне с мерзкой улыбкой ответил: "Нет" и совершенно не стесняясь добавил, что ему позвонили из Мюнхена и попросили взять другого педагога. Так что уволили меня тоже по "блату"
   * - это задолго до взрывов в Америке 11 сентября 2002 года
     
     
     

Журналистская деятельность

     
   Я даже не предполагал, что в Германии окажется столько русскоязычных изданий. Этот факт меня поразил, но одновременно и порадовал, так как я решил продолжить журналистскую работу и за рубежом. Когда я ещё жил в общежитии, я послал в редакцию газеты "Контакт" несколько миниатюр, о чём благополучно забыл. Каково же было моё удивление, когда через некоторое время мне пришёл толстый пакет с журналом "Радуга", где был опубликован мой "Музыкальный момент":
   <Композиитор>Римский-Корсаков протёр Глазунова, вычистил Зуппе, причесался Гребенщиковым, Бриттен Бородина, почесал Лысенко и сел завтракать. Кормухина была Образцова Щедрин: на закуску Раков и Сметана, затем уха из Атлантова Рыбникова, жареный Лещенко с Гречаниновым, компот из Малинина с Вишневской, потом Мясковский с Хренниковым, на десерт - Чайковский с Бизе.
   Вдруг он широко раскрыл Ротару и Мигуля глазами, закружился Голованов, в животе образовались Колкер и Резников. Он стал Белини, потом Серов и Черни. Шостакович? Ойстрах!!! Неужели Ханок? Стало Тосканини. Он зажёг Лученок, поставил Богословскому Свешникова. Всё равно было Паганини и Пуччини. Он надел Шуберта, Шаляпина с пером Штрауса, Брамс - и Направник во Дворжак. На Паваротти от ужаса с Верёвки сорвался Дога. Римский-Корсаков присел на Глинку возле Мусоргского, закусил Губайдулину, Шмыга носом. Раздался Шуман и Бах. Он вытер Шопена Листом.>
  
   Таким образом, с этого момента я понял, что "процесс пошёл". А в январском номере газеты "Контакт" красовался мой (совместно с Чеховым) "Ванька Жуков". В 'Контакте' вышло ещё несколько моих миниатюр, но потом юмористическая рубрика исчезла. Несмотря на обилие русскоязычной прессы, попасть на страницы её изданий 'с улицы' было не так-то легко. Однажды на вокзале я увидел юмористический журнал 'Самовар'. Он, конечно, не блистал высокохудожественным уровнем, но за неимением 'гербовой', приходилось писать на 'простой', то есть довольствоваться малым. На страницах 'Самовара' появились мои опусы: 'Песнь о Буратино', Муму', 'Чем можно понять Россию?', 'Мой дядя' и некоторые миниатюры, но постепенно мы стали остывать друг к другу, а потом и вовсе распрощались, тем более, что вместо гонораров, редакция высылала несколько журналов, то бишь платила 'натурой', что меня мало радовало.
   Теперь пришла пора объяснить, почему я использовал псевдоним в статье о социальной работе. Дело в том, что газету, где я поместил данную заметку, выпускают те же люди, который в своё время занимались КаВээНом. Поэтому я и не стал себя афишировать, а передал материал через 'третьи руки'.
   Я не буду перечислять весь список изданий, с которыми я сотрудничал, тем более об этом можно прочитать в краткой аннотации обо мне. Скажу только, что, в основном, это были случайные связи, не переходящие в дружбу или любовь. Лишь один раз произошло обратное. Чтобы не делать лишний раз рекламы этому изданию, я не буду его называть.
   Однажды на страницах крупной русскоязычной газеты Германии появилась детская рубрика. Я с интересом ознакомился с её содержанием, но не во всё был согласен, а посему написал весьма едкую и ироничную рецензию, а затем отослал её в редакцию. Зачем я это сделал - не знаю, но это письмо сыграло большую роль в моей дальнейшей журналистской судьбе. Через несколько дней из Берлина раздался звонок. Приятный женский голос поинтересовался, беседует ли он с автором критического письма. Наш разговор длился около 2 часов, а результатом его стало предложение о сотрудничестве в приложении данной газеты. Вот так, совершенно случайно я стал автором одной из крупнейших русскоязычных газет ФРГ. Но тут произошли некоторые события, который я решил выделить в отдельную главу.
     

Служебный роман

     
   Я никогда не думал, что понятие 'Служебный роман' каким-нибудь боком коснётся меня. Я хорошо помню одноимённый фильма Эльдара Рязанова. Но представить себя на месте главного героя представлялось мне мало возможным. Прежде всего я хочу разочаровать любителей 'клубнички' и похожих 'ягодок'. Я не собираюсь тут смаковать интимные детали и тому подобные вещи. Так что можете смело листать дальше - вам тут ничего не 'обломится'.
   Роман был на 90% заочным, что придавало ему больше таинственности и романтизма, поэтому сводился к многочасовым телефонным беседам и переписке по электронной почте, которые обычно начинались около часа ночи. Почему я вспомнил фильм с участием Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих? Да потому что у меня была похожая ситуация - роман с начальницей, которая обеспечивала меня работой. Естественно, что мы сразу были в неравных условиях, поначалу меня это абсолютно не смущало, но постепенно начальница стала побеждать женщину, что в конечном счёте и привело к полному разрыву, как личных, так и профессиональных отношений. Возможно, что это было закономерно, но не стоит забывать, что все мы - живые люди, наделённые не только достоинствами, но и массой недостатков, которые могут проявиться в совершенно неожиданном ключе.
   За 5 месяцев знакомства мы виделись только один раз, вернее это было свидание, длиною в шесть дней и пять ночей. Хорошо, что любители 'клубнички' уже перелистнули эти страницы и не читают их, а то у них мог возникнуть ряд вопросов по поводу ночей. Остальным я открою секрет -да, у нас было и ЭТО, но никаких подробностей я сообщать не собираюсь...
   Сейчас по прошествии некоторого времени мне кажется, что это было не со мной и в другой жизни, только мои публикации с неистовым упорством заставляют поверить в то, что всё было именно так, а не иначе, и я играл одну из главных ролей в это бурном романе.
   Жизнь полна сюрпризов и неожиданностей, приятных и не очень. Главное - вовремя понять, куда ты идёшь и с кем тебе по пути, а с кем - не по дороге. И чем раньше наступит 'момент истины', - тем лучше. Не знаю, многим ли близка такая философия, но я не могу выходить за рамки плавного повествования и углубляться, посему - подведём черту и под этим эпизодом моей жизни...
     

Литературная и концертная деятельность

  
   Для начала следует вернуться в 1997 год, потому что именно от него и стоит "плясать". Буквально в первые дни после приезда выяснилось, что в Аугсбурге есть еврейское землячество под названием 'Shalom-Frieden' (в переводе с иврита и немецкого - "Мир"). Сей факт меня весьма порадовал, так как я понял, что и на новом месте есть культурная жизнь. Но всё оказалось совсем не так. На собраниях, проходивших раз в два месяца в душном помещении каждый раз о(б)суждалась деятельность (вернее бездеятельность) еврейской общины, к которой землячество не имело никакого отношения, так как являлось сугубо светской организацией. Когда я понял, что никак не могу там быть востребованным, ни в качестве журналиста (я предлагал помощь, но получил отказ в резкой форме), ни - юмориста (несколько раз я просил лишь 10 минут(!) для выступления - чтения собственных юмористических миниатюр, но каждый разу на меня не хватало времени, ведь дебатировались более "важные" и "насущные" проблемы). Так что нет никакого чуда в том, что я покинул ряды этого общества без малейшего сожаления. Чуть позже я ещё вернусь к противостоянию еврейских организаций в Аугсбурге. Потерпите немного до главы "Как я "ходил" во власть".
   После годичного пребывания в землячестве я узнал, что в нашем городе открылось новое общество - "ИКАРус" ("Интернациональные контакты Аугсбург-Россия"). Многие люди, разочаровавшись "Шаломом", ринулись покорять "ИКАРус". Меня тоже не миновала сия чаша. Здесь, в отличие от предыдущего "оратора", царили более демократические взгляды. Поэтому, поначалу я находился в состоянии эйфории, но постепенно выяснилось, что общество замкнулось в себе, не развивается, не пополняется новыми членами, его работа начала "буксовать", а люди медленно, но уверенно разбегаться. В рамках "Икара" мне удалось провести авторский вечер сатиры и юмора, который состоялся 14 ноября 1999 года, за что я очень признателен руководству этого общества. Я активно участвовал во всех мероприятиях (особенно хочу отметить своё участие в концерте, посвящённом юбилею со дня рождения А. С. Пушкина), писал сценарии, вёл концерты, руководил вокальной группой. К сожалению, я почувствовал, что пребывание в "Икарусе" меня тяготит, поэтому после годового срока я вышел из его рядов. С тех пор я больше не являюсь членом каких-либо обществ и не несу никакой ответственности за их деятельность.
   На моём концерте состоялась презентация литературного журнала "Родная речь", в котором была опубликована моя пародия. Но если вы думаете, что и здесь было всё гладко, то вынужден вас разочаровать...
   Не вдаваясь в подробности, скажу, что пришлось пойти на разумный компромисс, результатом которого и послужила публикация моего рассказа.
   С тех пор я ещё несколько раз выступал с сольными концертами, но, к сожалению, самому очень трудно пробиться.

Моя "борьба" с "МИРом"

   В данной главе я использую большое количество подлинных документов, требующих комментариев. А всё началось с того, что в одной из русскоязычных газет я прочитал следующее объявление:
     
  
  
     
     Всем, всем, всем, кто любит смеяться и смешить!
   2 апреля 2000 года Мюнхенский центр русской культуры MIR впервые в Баварии проводит День российского юмора и сатиры - "Смейтесь с нами, смейтесь лучше нас!' Начало смеха в 7 часов вечера
     
      Таланты, желающие посмешить публику, обращайтесь по телефону 089/********к ведущей праздника - Татьяне Войновой.
      Возраст, пол, гражданство, вероисповедание, сексуальная ориентация и профессия значения не имеют. Главное - юмор!
     
   Меня оно порадовало, а посему я сразу же позвонил вышеуказанной даме, но тут началась мистика, о которой я пишу в следующем письме:
     
   Уважаемая госпожа Лукина!
     
   Прошу прощения за то, что приходится Вас беспокоить, но только Вы в состоянии помочь в данной ситуации. Я разговаривал сегодня с Вами по телефону, но решил обратиться письменно. Речь идёт о концерте сатиры и юмора 2 апреля. Я связался по телефону с ответственной за проведение этого мероприятия госпожой Войновой. Она мне продиктовала свой адрес: (********), по которому я и отправил ей материалы, но по неизвестной мне причине это письмо вернулось назад. Я послал второе письмо, но и его постигла та же участь. Когда я позвонил Татьяне для разъяснения ситуации, то в ответ услышал, что я - несерьёзный человек, что я вообще никакого письма не писал(!?) и т. д. и т. п. Кроме того тон её был недопустим. Она разговаривала со мной, как с провинившимся школьником. Я попросил сообщить другой адрес, но она заявила, что другого адреса не существует(!?)*, а все вопросы она решает единолично. Между прочим, она работает от организации MIR, не являясь истиной в последней инстанции. В качестве доказательства моей правоты высылаю Вам копию конверта первого письма** (второе письмо я отослал в Мюнхен для выяснения обстоятельств).
   Я прошу Вас разобраться в моём вопросе, передать госпоже Войновой это письмо, мои материалы, а также то, что её поведение вызвало у меня, мягко говоря, недоумение. В том, что письмо вернулось, нет моей вины! Я мог бы точно также обвинить её в том, что она мне специально дала неправильный адрес! Из-за этой трагикомической ситуации у неё сложилось предвзятое отношение ко мне, которое она может автоматически перенести и на моё творчество, чего мне бы никак не хотелось. Я считаю, что имею все основания для участия в концерте.***
   14 ноября 1999 года в Аугсбурге прошёл мой 2-х часовой сольный концерт сатиры и юмора, а мои миниатюры периодически появляются в русскоязычной прессе. Одна из последних публикаций - рассказ-пародия на детектив в журнале "Родная Речь" (N6).
   Кроме этого я делаю голосовые пародии на политических деятелей: Михаила Горбачёва, Бориса Ельцина, Владимира Жириновского, Александра Лебедя, Александра Лукашенко и писателей-сатириков Григория Горина и Семёна Альтова, а также музыкальные пародии на артистов российской поп-музыки В. Преснякова, В. Леонтьева, В. Меладзе, Л. Агутина, А. Варум, А. Губина, Т. Буланову, А. Новикова, К. Метова, А. Розенбаума, О. Газманова, М. Распутину и др.)
     
   Заранее Вам признателен
   С дружеским приветом
   Евгений Кудряц
     
   PS У меня есть также литературные пародии на Ф. Тютчева, А. Чехова, А. Аверченко, М. Зощенко, М. Горького и В. Кунина. * - есть адрес, по которому я пишу, т.е. Ваш.
   ** - на штампе написано, что адресат переехал.
   ** - в анонсе концерта написано, что в нём может участвовать любой, независимо от возраста, национальности и т. д. И там не было ничего сказано, что выступающие должны иметь большой опыт работы в данном жанре и быть профессионалами.
   PPS Пусть госпожа Войнова свяжется со мной по телефону: (0821) *** ** ** для сообщения результата.
     
   После многочисленных переговоров состоялся так называемый показ, где я продемонстрировал всё, на что был способен, но по все фронтам был "зарезан", так как программа была уже готова заранее. Возможно, что я бы не стал продолжать борьбу, но председатель "МИРа" госпожа Лукина в ироничной форме сказала, что я могу описать всю историю, чем я и воспользовался. Мой фельетон был опубликован в газете "Деловой курьер" с указанием всех фамилий и фактов:
  

"МИРная" инициатива или Укрощение строптивого

(Как меня не допустили к участию в Юморине)

Фельетон

   Я всегда верил в силу печатного слова, поэтому, прочитав приглашение для участия в баварской Юморине, воспрял духом, тем более, что я не был новичком в этом жанре: у меня были сатирические публикации, в том числе и в "Родной речи", я получил 1-е место в конкурсе разминки КВН и т. д. и т. п. Не буду подробно останавливаться на всех коллизиях, но 6-го марта я предстал пред очами высокой комиссии, созванной для меня, хотя я также специально приехал из Аугсбурга, пожертвовав выходным и 40-ми марками.
   Атмосфера на прослушивании была очень напряжённой, а когда оно закончилось, то начался разбор, вернее "разборка" - обсуждение, больше похожее на осуждение. Из 40-минутной программы не смогли отобрать ничего, а в адрес вашего "покорного" слуги раздалось немало нелицеприятных слов и выражений, а когда я попытался возразить, то в ответ услышал: "Вы понимаете, с кем Вы говорите? Вы вообще не имеете права голоса!" Я хотел себя ущипнуть, чтобы проверить - не сон ли это, а может я присутствую при чистке 30-х годов или на собрании по борьбе с безродными космополитами?
   Оглянулся - нет, 2000 год, столица Баварии - Мюнхен, центр "МИР", но от этого всего так повеяло пылью родного "совка!"
   Что же всё-таки произошло? Можно как-нибудь объяснить причину показательной "порки?" Всё очень просто: программа была уже составлена заранее, и я в неё не "вписывался!" Тогда возникает второй вопрос: "Зачем нужно было разводить весь этот "сыр-бор"? А чтобы а) не пущать новых, молодых авторов, б) не смущать ветеранов сатиры и юмора и в) другим впредь неповадно было!
   А судьи кто? В так называемое жюри входило 8 человек: Борис Рацер, Исай Шпицер, примкнувшим к ним гость из Израиля Виктор Гин, который накануне на концерте в Аугсбурге жаловался на то, как его в своё время "зажимали". Но, по-видимому, у господина Гина есть 2 правды: одна - для себя, а вторая - для других. Ещё в комиссию входило трое музыкантов, абсолютно не компетентных в жанре поп-музыки - исполнитель евр. песен Яков Магит, баянист Анатолий Фокин и бывший солист оперного театра Валерий Кочкин, сыгравший роль детонатора - ведь с его "лёгкой" руки началась травля, подхваченная всеми! Не обошлось и без дам - ведущей вечера Татьяны Воиновой и её тёзки Лукиной - президента центра "МИР", которая и посоветовала описать мне данную ситуацию в сатирическом ключе, что я и делаю. Правда я не уверен, что госпожа Лукина будет в восторге от всего прочитанного!*
   Раньше мне казалось, что мир - не без добрых людей, но я ошибся: "МИР" - без добрых людей! Люди, будьте бдительны, не верьте подобным объявлениям в газетах, так как

"МАФИЯ БЕССМЕРТНА!"

  
   * последний абзац в статью не вошёл, а жаль!
     
   Я сделал ксерокс статьи и отослал в общество "МИР" вместе с Открытым письмом:
     

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОБЩЕСТВУ "МИР":

     
      06.03.2000 состоялся так называемый показ, на котором я исполнил музыкальные пародии и литературную часть. Какова была цель моего приезда в Мюнхен?
  -- Заявить о себе
  -- Познакомиться с мэтрами
  -- Выступить на "Юморине" с последующей перспективой сольного концерта
      У вас всех была противоположная задача, а именно - не "пущать", а так как программа вечера юмора уже была составлена (я это знаю, ведь накануне я её получил на концерте В. Гина*), то вам оставалось лишь одно - устроить показательный процесс, "прокатив" меня по всем статьям. Немаловажную роль при этом сыграла Т. Войнова, которая заранее стала предвзято ко мне относиться из-за истории с письмом. Она мне так и не простила того, что я перепрыгнул через её голову, напрямую обратившись к Вам. Такие вещи не прощаются!
      Мнение вашего "компетентного" музыкального жюри, состоящее из людей ничего не смыслящих в современной музыке - баяниста, вокалиста и исполнителя еврейских песен, не произвело на меня никакого впечатления, а с лёгкой руки вокаклиста-графомана началась самая настоящая травля. Единственное РАЦиональное зерно было у Бориса Рацера (извините за каламбур!), я Вам его напомню, так как в горячке никто не обратил на это никакого внимания. Он сказал, что к пародиям можно написать новый текст, на эмигрантские темы, не трогая при этом "Социал"(?!!) Слова мэтра потонули в рёве негодования. Очень удивил меня и Я. Магид, сказавший, что я не имею права(?!) вступать в дискуссию с "такими" людьми! Он наверно забыл, какой сейчас год? А когда я только попытался прочесть Ваш анонс - "приглашение", то он демонстративно покинул помещение. Кстати, почему Вы так рассердились, когда я сказал, что возраст выступающего очень важен? Разве это не так? Возьмём хотя бы Н. Сквирскую. Конечно, у дам неприлично интересоваться возрастом, но мне кажется, что артист не должен вызывать смех и жалость. Накануне моего "показа" на вечере В. Гина в Аугсбурге Н. Сквирская пыталась прочесть 2 стихотворения. Она постоянно забывала текст, её голова тряслась - этот было поистине жалкое зрелище! Надо всегда вовремя уходить со сцены!
      Ещё раз вернусь к Вашему злополучному объявлению. В нём написано, что главное - юмор! Хочу внести в эту фразу существенную поправку: "Главное - блат! Здесь его называют витамин "Б". Сейчас весна, и меня наступил полный авитаминоз!
      До последнего момента я ждал, что кто-то прервёт эту чудовищную вакханалию, напоминающую шабаш ведьм. Увы, чуда не произошло! Ни у кого не хватило смелости остановить гнусное шоу, которое я потом назову "Избиение младенца мэтрами сатиры и юмора".
      Вы сказали, что меня надо показывать в качестве экспоната в театральных ВУЗах. Могу ответить Вам тем же! Вас всех нужно показывать как церберов-душителей всего нового. Вы также посоветовали описать всю историю в юмористическом ключе. Я написал фельетон под названием "МИРная" инициатива, где вы все представлены в очень невыгодном свете под своими фамилиями!
      Чего же вы так все испугались? Почувствовали во мне силу и конкуренцию? Вроде нет - все в один голос утверждали, что я не представляю никакой угрозы. Тогда к чему весь этот "цирк"?
      По свежим следам я написал басню и стихотворение по этому поводу. Басня не имеет большой художественной ценности, её сила в другом - в исторической правде:
     
   "Избиение младенца"
     
      Когда в товарищах согласье есть,
      Совсем не важен ум и честь,
      Талант, способности и дар,
      Ведь чтобы нанести удар
      Не надо много напрягаться,
      Чтоб постараться и придраться!
     
   ***
      К младенцу, проявив почтенье,
      Собрался люд на обсужденье,
      Хотя, верней, на осужденье,
      Чтоб посмотреть на представленье.
      Вначале тихо было вроде:
      Послушали слегка пародий,
      Затем на прозу перешли,
      И тут уже не подвели!
      Как только кончился показ,
      То первым оживился бас:
      "Мне не понравилось - и точка!!!
      Здесь монотонна всяка строчка!"
      Как все обрадовались тут
      И понеслось: "Тебе - капут,
      Ты не достоин выступленья,
      Сиди и жди того мгновенья,
      Когда до дядей дорастёшь
      И, может что-нибудь поймёшь,
      Ну, а пока - гуляй, парнишка!"
      Младенец говорит: "Не слишком
      Вы круто обошлись со мной?
      Ведь я уж взрослый! Боже мой!
      Но рот заткнули быстро детке:
      "Тебе тут вовсе не конфетки!
      Как ты посмел здесь возразить?
      Ты всех благодарить обязан,
      Что смог с людьми "такими" быть,
      И то ты был весьма развязен!"
     
      Пора мне перейти к морали:
      "За что же мальчика убрали?"
      Ответ совсем простой, как мыло -
      "Иным чтоб не повадно было!"
     
   06.03.2000
     
      Со своей стороны я торжественно обещаю:
  -- Сделать эту историю достоянием гласности (разместить фельетон в Интернете, рассказать об этой "Мирной" акции всем знакомым в Аугсбурге и в других городах и землях Германии),
  -- Никогда не иметь с "МИРом" никаких дел,
  -- Не верить подобным объявлениям в газетах,
  -- Успешно продолжать осваивать литературные просторы,
  -- Расширять круг выступлений в других городах Баварии,
  -- Не обращать внимания на критиканство и придирки злопыхателей.
      И последнее. Я всегда считал, что мир - не без добрых людей. Теперь я твёрдо убеждён, что "МИР" - без добрых людей!
      Хочешь "МИРа" - готовься к войне!
     
      Ваше "заманчивое" предложение - поучаствовать в Юморине со стороны публики вместе с вашим графоманом-вокалистом, которого я хорошо отчихвостил, считаю ниже своего достоинства". Слишком дорого стоит это удовольствие! Я и так зря потратил 40 марок и 6 часов, чтобы меня изваляли по уши в грязи!
     
     

За что?

     
      За что меня "МИРяне" невзлюбили?
      За острый ум или за бойцовский нрав?
      За что они меня так больно били,
      Все нормы допустимые поправ?
     
      Кто дал им право вволю измываться
      Так желчно, злобно и не по-людски?
      Ведь это очень просто - издеваться
      И рвать при этом сердце на куски!
     
      Набросились, как тигров диких стая,
      Вцепились в глотку - и давай терзать!
      Надежда растворилась, в небе тая,
      Ушла. Что я могу ещё сказать?
      22ч.50м. Mit unfreundlichen Grueßen*
     -- Ваш непокорный слуга Евгений Кудряц
      * - В. Гин рассказывал, как мэтры не пускали Д. Тухманова с песней "День Победы", так как зашёл на "чужую" территорию. Эта история вызовет у меня потом определённые ассоциации...
      ** - с недружеским приветом - пародия на вежливую форму - С дружеским приветом

Конец века и ввод ЕВРО

      Незаметно приближался конец двадцатого века. Такой исторический факт казался малореальным, тем более что все предсказатели в один голос уверяли, что гладко мы не перескочим в новое столетие. Во всяком случае, все компьютеры "накроются синим тазиком", так как навсегда собьются с правильного счёта. На самом деле слухи о полном компьютерном дефолте оказались не только сильно преувеличенными, но и вообще малореальными, так как никаких сбоев не произошло. Переход в новое тысячелетие прошёл незаметно и безболезненно для всех, да и обещанного конца света не наступило.
      Вторым, не менее значимым для Европы событием стало введение с начала 2001 года общей европейской валюты - ЕВРО. Почему-то в русском языке новой денежной единице присвоили мужской род, хотя, логичнее было бы остановиться на среднем.
      Во всяком случае, почти все страны Западной Европы, за исключением Англии, с удовольствием лишились собственных национальных валют. В первые дни Нового Года можно было видеть гигантские очереди жаждущих обменять старые деньги на новые, но постепенно всё "устаканилось".
      Я до сих пор, хотя прошло уже более полугода с момента введения ЕВРО, по старой привычке говорю марки, но надеюсь, что это скоро пройдёт...

Интернет

      Я понимал, что когда-нибудь мои руки дотянутся до "всемирной паутины", как ласково в народе называют Интернет. В первое время я просто купался и наслаждался неограниченными возможностями сети, а потом стал уже лучше и больше в ней ориентироваться. Теперь я себя чувствую там лучше, чем "рыба в воде" и за короткое время смог постичь многие премудрости, обзавёлся электронным адресом, а также персональной страничкой, где могу размещать различные материалы (ссылка)
      Благодаря Интернету я познакомился и подружился со многими людьми из России, Украины. Израиля, стран Балтики, естественно, Германии и даже Америки.
      Кстати, именно благодаря Интернету вы можете читать эти строки. Я не собираюсь стоять на месте, поэтому осваиваю новые вершины всемирной сети, посещаю новые чаты и форумы, не говоря о сайтах. Конечно, общение в Интернете не всегда длительное, происходит ротация, но старые друзья остаются.
      Каждый раз происходят новые встречи и разговоры, так что я продолжаю посещать сеть с завидной регулярностью...
  
   (нем.) - дом престарелых
   * - здесь каламбур, так как на самом деле социальный работник не работает за 2 марки в час, а получает намного больше. Кроме того - это престижная должность
   - (нем) - гордый, фамилия изменена.
   - (нем) - освободите голову.
   - (нем) - Слава Богу!
   По правилам русского языка это слово надо писать через "е" - метры, но тогда она воспринимается в качестве меры длины:)))))
  
  
Оценка: 3.50*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"