--
Раньше бардовская песня воспринималась как протест существующему режиму. Изменилась ли она после крушения советского строя?
--
Прежде всего, поменялась реальность, а бардовская песня всегда была и есть отражением эпохи.Родилось новое поколение людей, которое по-иному слышит и выражает мысли. В силу того, что живет в другом времени. Бардовская песня является конфронтацией попсе. Если у человека что-то наболело в душе, бардовская песня все равно об этом говорит, даже если об этом нельзя сказать, поэтому она всегда будет в оппозиции. То, что она основана на настоящей поэзии, - это оппозиция, так как совершенно оголтелая пропаганда идет от отсутствия смысла в песне. Ее девиз можно сформулировать следующим образом "Умная песня для думающих людей". Так считаю не только я, но и многие классики жанра. С теми, кто слушает авторскую песню, справится сложнее. Власти проще руководить безумствующей толпой пустоголовых, которые идут туда, куда им сказали, бездумно хлопают в такт, а у авторской песни совсем другая публика, и ею намного сложнее управлять.
--
Тогда авторская песня в некотором смысле ближе к стилю "рок"?
--
Да, конечно, а в последнее время даже произошло слияние этих музыкальных направлений. Например, Гриша Донской, Андрей Козловский, в какой-то мере Оля Чикина из молодых и очень сильных авторов как раз являются примерами такого симбиоза. Это течение получило название бард-рок, так что "родственников" у нас много. Более того, очень многие представители рок музыки не только увлекаются авторской песней, но и поют. Например, Андрей Макаревич записал альбом из песен Окуджавы, Диана Арбенина тоже спела его песни в Переделкино в день рождения Булата Шалвовича.
--
Мне кажется, что Олег Митяев нашел "золотую середину", но то, чем он сейчас занимается, трудно назвать авторской песней в чистом виде. Его творчество трудно классифицировать...
--
Олег пишет и поет шансон.
--
Но шансон многие воспринимают как некий жанр, тесно связанный с так называемой "блатной" музыкой, но что получится, если его отчистить от этой шелухи?
--
Слово "шансон" в переводе с французского обозначает песню и, по сути, является городским романсом. Это песня с запоминающейся мелодией и несложным текстом, которую хочется петь. Но нам навязали шансон в качестве блатной музыки, к примеру, люди, создавшие радиостанцию "ШАНСОН", где они стали крутить свои любимые песни, то есть - блатные, причем очень низкого уровня. Тюремные, написанные теми, кто ни разу не был осужден и лишь понаслышке что-то знал об этом, а, кроме того, качество текстов тоже было ужасным. Это не Высоцкий, который тоже не сидел в тюрьме, но создавал потрясающие стилизации. Однако из-за того, что радио распространилось по всей России люди стали считать эти низкопробные песни настоящим шансоном. Самое ужасное, что люди считают все, показанное по телевидению или услышанное по радио, истиной в последней инстанции.
--
Теперь давайте поговорим о проекте "Песни нашего века". Чем было вызвано его появление?
--
Сначала он подразумевал запись двух альбомов песен, где будут собраны наиболее поющиеся хором произведения. Инициатором этого проекта был Георгий Васильев, который известен как очень удачливый и мудрый бизнесмен. Он взял идею, которая лежала на поверхности, и превратил ее в проект, а основная мысль заключалась в том, что любители бардовской песни, собираясь у костров или на кухне некоторые песни, пели хором. Эти песни хорошо запоминались, они были понятны, их мелодии легко пелись и игрались, и таким образом появились некие хоровые шлягеры.
--
Как производился отбор этих песен?
--
Гоша Васильев определил два критерия для отбора: это песни и имена, которые у всех на слуху. Таким образом, в проекте собрались 9 известных на тот момент людей и одно неизвестное имя. Сергей Никитин и Виктор Берковский стали руководителями этого проекта, а потом мы стали отбирать песни. Собралось 10 человек, и каждый на листке бумаги написал песни, которые соответствуют этим критериям. Кроме того, нужно было, чтобы песни пелись в течение последних 20 лет, поэтому в этот список не попали Александр Галич, Новелла Матвеева. Всего в списке оказалось 230 песен, а потом путем анкетирования он снизился до 30 песен, а в конечном итоге для первого диска было отобрано 19 песен. Когда мы записали два диска, то подумали, что проект закончен, дали несколько концертов, но вскоре увидели, что все залы хором нами подпевают, поэтому проект оказался очень живучим и востребованным, и нам попросту не дали остановиться. Мы записали третий диск, уже в новом составе и решил закрыть проект "Песни нашего века" и открыть этим же составом новый проект "Песни на века".
--
Галина, я вас благодарю за эту интересную беседу.