Хорошо, что я не сильно умный (сам себя не похвалишь...) и решил писать обзоры как читатель, а не как лингвист. Хотя думаю, что задача лингвиста заключается в том, чтобы обогащать язык, а не укорачивать. Но это так... МыслЯ. Не стоит на ней заморачиваться.
Нам, читателям, проще. Встречаемся, у книжного стеллажа. Читал? Читал. Ну и как? Фигня. Я так и думал. И разошлись - один налево, а другой направо. Через десять минут, у другого стеллажа. Читал? Читал. Ну и как? ВЕЩЬ!!! Хвать и в кассу.
Нам, читателям, по фигу:
Могут ворота ползать или нет?
Могут ли лбы плющиться?
Может ли меч быть похожим на лопату?
Можно ли в один ряд вставлять живые и неживые планеты?
Нас больше интересует: Можно ли это читать или нет!!! Мало того! Мы точно знаем, что:
Ветер свистит, мозги кипят, пуля дура, а штык молодец.
Мы, читатели, без всякого труда можем представить себе: как, путаясь в соплях, вошел мальчик.
Мы отлично видим: как контора пишет.
Нам, читателям, в голову не придет: кто избитый? Кивер или тот, кто его чистит? И почему кивер избитый, а не помятый? Мы подходим к этому проще. Если избитый - значит плохо бегает.
Мы, читатели, читаем внимательно, а не дергаем из контекста. Может это из-за недостатка образования? Может! Но нам об этом думать некогда. Нас ведь спросят: Можно читать или нет? И мы должны ответить. Это вам хорошо! Вы прокукарекали, а там хоть трава не расти.
И язык повествования мы не меняем. Если нам понравилось то, что мы начали читать, то мы стараемся приспособиться к этому языку, чтобы читать было еще интереснее. Если мы будем влезать в манеру письма, то, как говорит мой комп: "Пеняй на себя!"
Всего пара примеров:
У госпожи Тихоновой, попробовал переиначить "узину ущелья" на "узость ущелья". Был с треском вышиблен из Заонежья на Мясницкую улицу в Москве. Причем с ощущением, что на улице конец февраля. С крыш свисают сосульки, тротуары перегорожены полосатыми ленточками, дальше припаркованные машины, а ближе к центру улицы, пешеходы и автомобилисты, соревнуются - у кого длиннее средний палец.
Второй пример:
При чтение "Игры в вечность", попробовал поставить глаголы в настоящем времени, а некоторые слова переставить так, как посчитал нужным. Другими словами решил блеснуть умом (чем я хуже других). Весь роман начал разваливаться на предметы непонятного назначения. Решил вернуть все назад, как было. И произошло чудо! Бесполезные предметы стали складываться в дорогой подарок, лежащий в изящной корзине!
Хотелось бы, чтобы критики делали свои замечания, понимая, какой жанр они читают. Если юмористический - то одно. Если кандидатскую - другое.
Помните! Если вы не понимаете, что читаете, то можете навредить!
Пример тому - Чернышева Ната. Она во всех коммах просила разобрать ее вне очереди. Мол, я тороплюсь, руки не доходят (!), не успеваю, мне надо. И ей дали! Несколько прямых в голову. Потом поддержали, мол, неплохо написано. Тут же крюк с левой и, когда она начала заваливаться, крюк с правой. Пока летела к полу, кто-то сказал, что стиль у нее хороший и, тут же, ногой под дых. А ей некогда закрываться, она торопится. Вот и пропустила все удары. А тут Кудрявцев со своим внутренним голосом. ЖУТЬ!!!
Я думаю, что это не компьютер сожрал у нее 1,5 мега текста, а ваши советы, которые она, не думая, всандаливала (именно так, а не иначе!) в свой роман. Отсюда и истеричность, и бестолковщина.
У меня все к вам. Можете пока садиться, а я перехожу ко второму вопросу.
Великий Шекспир! Какой огромнейший вклад ты внес в мировую фантастику! Сколько миров-театров создано по твоей подсказке! Сколько существ-актеров бродит по подмосткам!
Все было как всегда. Сел, включил, подождал, начал. Еще подумал: "На инструкцию похоже".
От повседневности отвлек голос. Монотонный, необычный. У него был свой мотив, свой ритм. Было в нем что-то библейско-былинное, что-то повествовательное. Все в прошедшем времени. Не давнО прошедшем, а только что. Кажется, что выгляни в окно, и ты еще сможешь застать всю картинку. Я выглянул и увидел того, кому принадлежал голос.
Он стоял посреди собравшейся толпы и рассказывал. Седые, длинные волосы. Немолодое строгое лицо. Черная повязка на глазах. Но от него веяло такой древностью, что я невольно подумал: "Да он же знал Творца! Еще до создания мироздания!"
Я не помню, как вышел на улицу, как протискивался сквозь толпу, как оказался стоящим рядом с рассказчиком. Я слушал.
А он тихо говорил:
О Творце, который создал все, оставил десять законов и ушел навсегда. О Богах, которые пришли после Творца и добавили свои законы игры. О Титанах, которые восстали против правил игры и погибли, уничтожив часть бессмертных Богов. О новых богах, но более мелких, чем предыдущие. Они тоже добавили свои законы. О героях, противившихся этим, новым.
Люди стали расходиться. Им было некогда слушать сказки. Они играли в серьезные игры. Я остался один на один с рассказчиком.
А он продолжал говорить:
О еще более мелких богах, которые выбирались на выборах. О законах, которые обратно пропорциональны величию поднимающихся на трибуну богов. О 2012 г...
Он замолчал. Замолчал внезапно, словно прервал игру.
Черная повязка немного сползла и приоткрыла страшный застарелый шрам. Его глаза были кем-то жестоко выколоты.
- Как зовут тебя, мил человек? - Спросил я.
- Гордеем. - Ответил он, чуть дернувшись на мой голос.
"Гордей. - Подумал я. - Гордый, значит".
- Откуда ты это взял? - Удивился внутренний голос. - Там же совсем не об этом!
- Почти не об этом. - Не согласился я. - Просто неожиданно для себя, я стал читать между строк.
- А оно тебе надо?
- Хм! - Я усмехнулся. - Грех было отказываться. Не каждое произведение заставляет читать между строк. Подтекст есть у всех, но докопаться до него не всегда удается.
- И что тебе это дало? - Не унимался внутренний голос.
- Что дало? - Я задумался. - А знаешь что, дружок? Когда мы с тобой дождемся обзора на наш роман, где от нашей гордыни камня на камне не оставят, то сядем писать свою игру, со своими правилами. Из нас могут получиться неплохие боги!
- Только, чур, я Верховный! - Выкрикнул внутренний голос.
Я расстроился. По правилам, кто первый встал, тому и тапки.
Вот теперь точно все! Обзоры закончены. Грустно! Пусто! Жалко! Жалко, что ничем не смог помочь конкурсантам. Жалко, что выступал в роли читателя, а не советчика. И еще, почему-то жалко себя.
- А оценки? - Шепнул партнер.
- Оценки будут, не волнуйся. - Вздохнул я. - На грани фола.
- Это, как это?
- Почти с нарушением правил. - Пояснил я.
- Это как Ца-а-арь? - Испугался внутренний голос.
- Слишком гниловаты мы для Царя Атну. - Я снова вздохнул. - Поэтому и играем на грани допустимого. Перешагнуть не хватает смелости.