Сапфира Алла : другие произведения.

Голубая хризантема

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вечером, после работы за чашкой чая с вареньем - почему бы не поболтать о современных тенденциях в фэнтези?


   Начиная издалека, следует признать, что для обычного читателя, не обремененного знанием истории литературы, точкой отсчета для жанра фэнтези (Ф) является "Властелин колец", хотя в определенной степени это не так, тем более, что жанр литературной сказки и тем более фантастики имеет давнюю историю. Наверное, самым старым известным всем литературным примером является сочинение Платона об Атлантиде. Но не будем трогать пыль веков, поскольку данный текст вовсе не об истории жанра.
   А собственно, о чем хотелось бы поболтать? Например, о том, как далеко ушли мы от этих самых колец, о современных особенностях развития Ф, о том, зачем мы все это пишем, и иногда читаем.
   Простейшие выводы об изменениях, происходящих в облике жанра, хорошо просматриваются в текстах, которые находятся на Самиздате. Не осложняя ситуацию примерами, можно сказать, что Ф чем дальше, тем больше становится зеркалом жизни, пусть и обрамленным в богато украшенную раму и отражающим ее хоть и не во всей полноте, как положено великой литературе, но в определенных аспектах, которые может быть имеют не меньшее значение для нас, чем то великое и вечное, о чем не всегда принять говорить ( а то уж в зубах навязло...).
   Кто-то сказал, что если научная фантастика исследует взаимоотношения человека и общества, то фэнтези - в первую очередь - отношения между людьми. Впрочем, это две вечные темы всей литературы.
   Если раньше основным признаком жанра следовало считать детально проработанный мир, в первую очередь живущий по законам средневековья, где обитают люди, эльфы, гномы, орки, боги и т.п., то теперь миры Ф становятся все причудливей, расы, населяющие их, подчас мало чем отличаются от разнообразных инопланетян, населяющих НФ. Границы жанра постепенно размываются, и нередко очень трудно бывает отнести тот или иной текст к Ф или НФ. Видимо, это не так уж и важно, хотя как показывает чтение литобзоров, среди пишущих не так уж редки принимающие или не принимающие или только одно или только другое. Кроме того, красочный и многоцветный мир можно реально соорудить только в романе, в крайнем случае, в повести, а в рассказе возможен только контур. Но контура иногда вполне достаточно, чтобы не только автор осуществил свое желание о чем-то сказать, но и читатель получил ему причитающееся.
   Если взглянуть на один из последних конкурсов, например, Грань миров, то видно, что великие идеи и антиутопии встречаются крайне редко и, видимо, не пользуются особой любовью у любителей жанра. Основными, если можно так выразиться мотивами, в рассказах являются психологические конфликты, юмор (в первую очередь, связанный с природой человека, гораздо реже социально-политические аспекты), эротика - т.е. вещи, не имеющие прямого отношения к собственно Ф. В принципе, ничто не мешает реализовать эти мотивы в прозе. Однако, не кажется удивительным, что именно Ф является тем самым местом, где отражение любых, в том числе и скрываемых желаний автора, осуществляется гораздо проще. Почему?
   Да не обидятся авторы, для того, чтобы написать интересный текст про Иванова Ивана Ивановича, каждый день идущего на работу в свой офис, и заставить еще это прочитать - нужен изрядный талант. Когда-то люди существовали в мире, где перерабатывать новую информацию приходилось не так уж часто. Тогда любая книга, дающая пищу воображению, могла скрасить долгие зимние вечера, развлечь, порадовать, дозволить сопереживать. Теперь же на нас сплошным потоком сыплется информация - от рекламы до телевизионной чернухи. Никакими ужасами нынешнего человека не удивишь - он все это видел по телевизору или прочел в газете, никакими разоблачениями не проймешь. При таком напоре только очень талантливое произведение в стиле реализма способно быть востребованным. С Ф - иная ситуация. Незатейливая история, одетая в эльфийский плащ и более-менее грамотно написанная уже годится для развлечения читающего и не в меньшей мере самого пищущего уже хотя бы потому, что позволяет вырваться из повседневности. Поэтому все, хоть сколько-нибудь прилично написанное в данном жанре находит своего потребителя, и мало того, приносит пользу, давая передышку мозгам, утомленным постоянным давлением никуда не исчезающих повседневных задач, от которых подчас средний человек не знает, куда деваться.
   Как известно, подарок без упаковки - это несовременно. Обычный Ф-рассказ - это именно подарок, безделушка, потребительская ценность которой определяется ее способностью удовлетворить те или иные психологические запросы читателя. И не стоит этого стесняться. От подарка ждут сюрприза, неожиданности. Действительно, самые симпатичные образцы Ф-рассказов замечательны именно своей концовкой, где реализуется какое-нибудь парадоксальное происшествие, которого при самом внимательном чтении никак нельзя предвидеть.
   Психологические парадоксы - это явление в Ф (неудачливые маги, добросердечные женщины- воительницы, ласковые и любящие ведьмы, умные драконы и трусливые рыцари) несомненно порождено большими перестройками, происходящими в психологии современного человека. Хотелось бы на этот счет знать мнение квалифицированного психолога (кстати, где об этом хорошо и доступно?) Например, давно ли символом мужества был воин, а основным занятием мужчины - война и власть? Вроде бы ничего не изменилось, но в сознании людей изменения начались - уже не всякая война - геройство, не всякая власть достойна человека. Глобализм становится на место патриотизма, интересы отдельной личности на место интересов общества или государства или толпы - кому как нравится формулировать... Идет смена общественных стереотипов и это на фоне одной из самых значительных ломок в истории - слома демографической кривой, когда приумножение человечества уже не нужно для его дальнейшей эволюции, да и невозможно. Складываются социальные и биологические эффекты, меняются роли мужчин, для которых главным становится, видимо, не агрессивное, а творческое начало, и женщин, которые пока еще в полной мере не восприняли роль хранительницы не только очага, но и стабильности в целом - однако к тому идет. Чего только не вырастает на этом фоне в литературе - и уродливое, и прекрасное, и новое и хорошо забытое старое.
   Кроме того, если хочется в рассказе чего-нибудь невозможного и запретного - вперед к Ф. Ужастики, избыточная временами эротика, в том числе и голубая - все это в нормальной прозе уже было, а в шелковых лентах сказки еще поработает. Хотя иногда это всего лишь маскировка. Вот, не удержусь от примера:
  http://zhurnal.lib.ru/k/kuznecow_sergej_borisowich/ - такая жутковатая голубая проза, однако помещен в жанр Ф, всего лишь из-за одного- двух полумистических эпизодов. Не всегда и не всем удается преодолеть некоторые комплексы, и многие вещи легче писать про эльфов и орков, нежели про людей, или наводить туман мистики. Эротика в Ф позволяет говорить о любви, пусть нередко не в самой поэтической форме. А возможность выговорится, даже перед компьютером, а потом еще получить комментарии, и пообщаться с кем-то, кого никогда не увидишь и перед кем не надо стыдиться самого себя - многого стоит. Такова, видно, печать времени, - люди часто скрывают лучшие порывы души, стыдятся романтических эмоций в жизни, а куда-то их выплеснуть надо? Это большой вопрос, потому что, несмотря на физиологическую раскованность, нынешний человек часто зажат в общении, ему не хватает слов для выражения своих чувств, он боится показаться слишком эмоциональным - и покрыт броней, которую наращивает и бережет до тех пор, пока она не станет неснимаемой.
   Что касается юмора, то юмористическая Ф уже превратилась в целый поджанр. Иной раз пародии занимательней и многочисленней исходника - к примеру на Гарри Поттера. Рождаются тексты, которые уже сразу несут в себе элементы самопародии, и все это нисколько не приводит к гибели жанра, который, видимо, не исчерпал себя, раз пока успешно переваривает все это.
   В целом, жанр Ф несомненно далеко ушел от первоисточника, став прибежищем не только творцов вселенных, но и всех, кто хочет допустить в свои тексты элементы несоответствия прозе жизни. Интересно, если бы роман "Мастер и Маргирита" родился сегодня - не попал ли бы он в разряд Ф?
   Есть еще один момент - многие и не без основания считают Ф чем-то почти второсортным в словесности. Действительно, обилие книжек этого жанра на прилавках , сюжеты, иной раз похожие на компьютерные игры, способны вызвать презрение истинного ценителя литературы. Но не будем забывать, что в любом деле есть мастера и подмастерья. И случается, удача может улыбнуться самому что ни на есть махровому графоману.
   При чем тут голубая хризантема? Очень просто. В рассказе Чапека это чудо выращивала на неважной почве полусумасшедшая девушка. А когда достойный коллекционер и знаток заполучил это растение и обеспечил его качественным уходом - она стала обычным лиловым цветком, утратив все свое своеобразие. Поэтому пресловутая второсортность и обилие непрофессионалов, на мой вкус, - как раз и хороши тем, что в таком ведьмином котле можно смешивать самые разные компоненты - от сушеных тараканов до слез феи - и кто знает, чем еще удивит нас это варево стилей, тем, идей...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"