Кулесский Роланд : другие произведения.

Золотой век Иерусалима

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это вторая экскурсия из числе четырёх,запланированных с др. Раффи Касимовым в рамках цикла "История Иерусалима". Экскурсия знакомит с результатами археологических раскопок последних лет из "Иерусалимского археологического парка" и музеев "Иродианский квартал" и "Сожжёный дом".


   Золотой век Иерусалима
   Это вторая экскурсия из числе четырёх,запланированных с др. Раффи Касимовым в рамках цикла "История Иерусалима". Экскурсия знакомит с результатами археологических раскопок последних лет из "Иерусалимского археологического парка" и музеев "Иродианский квартал" и "Сожжёный дом".
  
   Некоторые факты биографии Ирода Великого
  
   Золотой век Иерусалима связан с именем Ирода Великого, выдающегося царя Израиля. Об этом периоде истории сохранились свидетельства, главным образом,историка Иосифа Флавия, достоверность которых общепризнана.
  
   В 63г до н.э. административную власть в Иудее осуществляет Антипатр (отец Ирода), у которого четверо сыновей и дочь Шломит.
   После смерти Антипатра ("прямым следствием настоящего и будущего возвышения Ирода явилась гибель его отца - ведь из-за опасения перед возвышением Ирода, Малих подкупил одного из виночерпий, чтобы тот дал Антипатру яду") Марк Антоний назначает Ирода и его брата, Фацаэля, тетрархами и "наделил их полномочиями по управлению всей Иудеей".
  
   Через два года парфяне вторгаются в Иудею, захватывают Иерусалим, где погибает его брат Фацаэль, "попавший в западню сатрапа, очень тонкого негодяя". Ирод, будучи ставленником Рима, с тяжёлыми боями пробивается к крепости Масада, оставляет там семью, а сам отправляется через Александрию и Родос в Рим. В Риме его ждёт триумф, и он выходит из сената царём над Израилем и "Антоний и Цезарь вышли вместе с Иродом, который шёл в середине между обоими".
  
   Ирод во главе внушительного войска возвращается из Италии и после трёх лет тяжёлых войн, потеряв другого брата, не проиграв ни одного сражения, освобождает Иерусалим, где встала задача "одолеть также своих иноземных союзников, ибо толпы чужеземцев были исполнены решимости взглянуть на Храм и его священные предметы". Ирод, понимая, что если это произойдёт, то "победа его будет хуже любого поражения, раздал войскам награды из собственных средств", предотвратив разграбление Храма.
  
   К счастию для Ирода, "...хитрые замыслы Клеопатры не позволяют Ироду разделить выпавшие на долю Антония невзгоды": он завоёвывает для неё Аравию, теряет (Антоний их дарит Клеопатре) и берёт в аренду у неё свои собственные плантации благовоний (всё это вместе с рудниками Кипра потом вернёт ему Октавиан) и после поражения и смерти Антония и Клеопатры, прибывает на Родос к Октавиану как один из союзников повергнутого Марка Антония. Там после полной достоинства и благородства речи (как её передаёт Флавий) Ирод вновь обретает корону царя : "Цезарь возложил ему на голову венец, сказав: постарайся теперь быть столь же верным тем, на чью долю выпала удвча. Я же предсказываю блестящее будущее тому, дух которого столь высок... Начиная с этого времени, Ирод поднялся до самых вершин процветания, а по степени расположения к нему Цезаря он уступал лишь Агриппе".
  
   При Ироде Израиль в экономическом расцвете, территория его сильно расширяется благодаря землям, добавляемым Римом царству Ирода и "на 15-м году правления, он заново отстроил Храм, вдвое расширив его площадь". Он строит новые города (!) и храмы (даже языческие, но вне Иерусалима) и в других странах, и он же, "видя упадок Олимпийских игр из-за отсутствия средств, не только возглавил это четырёхлетнее собрание, но и снабдил его средствами на будущее", В Иерусалиме он строит дворец, крепость "Антония", театр и многое другое. Фактически, всё, что мы находим сегодня от древнего Иерусалима, прямо или косвенно связано с его именем.
  
   Храм
  
   Перестроенный Храм был, по-существу третьим Храмом, ибо было перестроено всё: "в особенности это проявилось в больших колоннадах, полностью охвативших Храм, и возвышающуюся над ним с севера крепость. По роскоши она не уступала дворцу и была названа в честь Антония Антонией. Дворец самого Ирода был возведён в Верхнем Городе... по сравнению с которым даже Храм выглядел невзрачным".
   На чертеже приведена реконструкция Храма, выполненная историками и археологами. Ирод построил подпорную стену с укрепляющими арками, проложив улицы вдоль стен внизу и вверху. При этом площадь храмовой горы стала вдвое больше. Сам Храм, находяшийся в центре храмовой горы был тоже перестроен , став более величественным и впечатляющим. Полагают, что "святая святых" Храма располагалась над "камнем мироздания": "Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир". На этом месте состоялось и жертвоприношение Ицхака, сына Авраама.
   Temple, reconstruction [Archaeological park]
  
   Положение средней арки на чертеже примерно соответствует положению пандуса на следующем фото. Пандус разделяет Стену Плача "ортодоксальную" (где мужчины молятся отдельно от женщин), и - "консервативную", где молитвы совместные. Ясно, что эти Стены - части сохранившейся подпорной стены.
   Памятное монументальное сооружение с золотым куполом, которое иногда ошибочно называют мечетью Омара (молений в ней не производится), построено в 691г н.э. по распоряжению халифа эль-Малика. Оно находится над "камнем мироздания", где располагались Первый и Второй Иерусалимский Храмы: На пандусе израильские археологи сейчас ведут раскопки, вызывающие неадекватное возмущение мусульманского мира.
   Two walls [R.Kulessky]
  
   Крайняя правая арка на макете Храма, получившая сегодня имя "арки Робинсона", по имени археолога-любителя, открывшего её в 1838г, видна на следующем фото. В средней его части можно видеть то, что осталось от арки. Во времена Робинсона стена не была раскопана и улица проходила на уровне арки, так что он мог её потрогать. Сейчас её можно лишь разглядывать, задрав голову.
  
   Robinsone's Arka [R.Kulessky]
  
   Стена Плача, которая, по-существу, не раскопана до уровня проходящей здесь древней улицы, содержит лишь два нижних ряда камней времён Ирода, в то время, как "консервативная" Стена Плача содержит около 8-и рядов, вплоть до арки Робинсона.
  
   Walls [R.Kulessky]
  
   Трепет и волнение перед древностью "декораций" (следущее фото) охватывют, когда стоишь посреди улицы, события на которой разыгрывались более 2000лет назад:
  
   City street [R.Kulessky]
  
   Камни, из которых сложены стены, весят от 2.5 до 5 тонн. Они пригнаны так, чтобы не было нужды в "цементе": это было вынужденно, так как связующие материалы и штукатурка тогда были очень дороги. Камни подгонялись постепенно со всех сторон, так что каждый камень заключён как бы в рамочку по всем своим краям. Каждый камень везли два быка на телеге.
  
   Market [R.Kulessky]
  
   За пределами Храма располагался средиземноморский базар, где можно было купить, кроме всего прочего, жертвенных животных, голубей, куриц, ягнят...(саму жертву мог приносить лишь священник), разменять деньги, чтобы заплатить шекель для входа в Храм.
  
  
   Жилища знати и дворец Хасмонеев
  
   При строительстве ешивы в Иерусалиме в 1972г строители наткнулись на развалины квартала времён Второго Храма, которые оказались домами знати, а также - на здание, которое можно было отнести или к дому первосвященника, или к дворцу Хасмонеев. Последнее более правдоподобно, так как в здании обнаружили предметы азартных игр, запрещаемые иудаизмом.
   В Маккавейских книгах имя Хасмонеи не встречается. Иосиф Флавий производит имя "Хасмонеи" от прадеда Маттитьяху, лидера восстания, начавшегося в 167 г. до н. э. против Селевкидской Сирии. Хасмонеи происходили из священнического рода, жившего в Модиине, который находился на границе Иудеи и Самарии.
  
   Общий вид реконструкции дворца на фото, где центральная часть позволяет судить о размерах раскопанного здания.
  
   Common look [R.Kulessky]
  
   Это одно из самых больших и изысканных, среди раскопанных зданий, площадь которого составляет 600 квадратных метров. Помещения дома богато декорированы, большой балкон выходит на Храмовую гору. Стены парадного зала были покрыты штукатуркой, моделирующей панели и имитирующие каменную кладку. Пример раскраски можно видеть на следующем фото. Много фрагментов штукатурки с потолка орнаментированы пересекающимися геометрическими фигурами. Этот стиль декорирования типичен для эллинского мира, он обнаружен в Помпеях, другие примеры этого стиля - в Иродионе и Масаде. Строго соблюдена библейская заповедь "не сотвори себе кумира", во всяком случае, в мозаике полов только геометрические фигуры. Это здание просуществовало до 70г н.э., когда Иерусалим был разрушен армией Тита.
   Details [R.Kulessky]
  
   В доме и других домах большое число ритуальных ванн, бассейнов, хранилищ воды, связанных между собой по системе сообщающих сосудов, что свидетельствует о строгом соблюдении законов ритуальной чистоты. Вероятнее всего, что здесь жили коэны.
  
   Details [R.Kulessky]
  
  
   При раскопках найдено большое число предметов быта, относящихся к периоду Первого и Второго храмов, как светильников, кувшинов разного предназначения, украшений дома.
  
   Details [R.Kulessky]
  
   Интересны ручки от кувшинов со знаками их владельцев В таких кувшинах в период Первого Храма взимались налоги "натурой", маслом, зерном, вином..., так как денежная система налогообложения ещё не была развита. Среди знаков на ручках, обращает на себя внимание пятиконечная звезда, поскольку шестиконечный "Маген Давид" появился лишь 500 лет назад. Фигурка богини плодородия (Астарта) также относится ко времени Первого Храма, когда языческие корни верований были достаточно сильны.
  
   Стекляная посуда ещё не прозрачная, а часы - солнечные, показывающие время с точностью до 15 минут.. Найдено и древнейшее изображение меноры на штукатурке.
  
   Details [R.Kulessky]
  
  
   Следы Великого Восстания и рузрушения Иерусалима
  
   Сегодня всё более распространяется мнение, что Великое Восстание, названное Иосифом Флавием как Иудейская Война, имело религиозную основу. На фоне усиливающегося социального расслоения, религиозного противостояния между фарисеями, саддукеями, ессеями, жестокости римлян и их неспособности справиться с разбойниками, мошенниками, лжепророками и пр. сбродом, сектанты-фанатики, прибывшие в Иерусалим из районов Иудейской Пустыни и Мёртвого Моря, спровоцировали это восстание. Их фанатическая вера в то, что на их стороне Б-г, который сотворит чудо, и жестокость привели к уничтожению/бегству умеренных и, в конечном итоге, к гибели города.
  
   В ходе строительства в/у ешивы был раскопан так называемый "Сожженный дом".
  
   Burnt House [R.Kulessky]
  
   Это руины дома, принадлежавшего священнослужителю времен иродианской династии.   Часть дома, находясь под зданиями Еврейского квартала, не может быть раскопана, но в целом, очевидно, что этот дом представляет собой жилой комплекс, принадлежавший очень богатому семейству. Обнаруженные в ходе раскопок специфические орудия труда, а также небольшие сосуды позволяют предположить, что в доме, помимо жилых помещений, находилась мастерская по производству благовоний, предназначенных для храмовых служб. Личность владельца дома была определена благодаря находке каменной печати с выгравированной на ней надписью "(принадлежит) сыну Катраса". Это имя упоминается в "Вавилонском талмуде", когда речь идет об одной из семей храмовых священнослужителей: "Горе мне несет дом Катраса, Горе от их ядовитых перьев... Горе от их кулаков. Ибо все они - первосвященники, а их сыновья - казначеи, А их слуги избивают людей палками".  
Сделанное Иосифом Флавием описание того, как римляне разрушали Иерусалим после падения Храма 9 ава (70 года н.э.), подкрепляется археологическими свидетельствами, обнаруженными при раскопках "Сожженного дома". Римляне "запрудили улицы, с мечами в руках, безжалостно убивая всех, кто попадался им на глаза, и предавая огню дома, вместе с их обитателями и с теми, кто пытался укрыться там от римских мечей.... потоки крови заливали огонь пожаров". Комнаты дома были завалены обломками, обгорелыми балками, обожженными и закопченными камнями, где в груде золы, было найдено римское копьё и фрагменты скелета 17-летней девочки, сгоревшей заживо. На следующем фото можно видеть груду камней, упавших с подпорной стены в районе "косервативной" Стены Плача, обгорелые балки дворца Хасмонеев, остатки колонн, во множестве разбросанных вокруг стен. Здесь же модель катапульты для метания камней.
  
   Details [R.Kulessky]
  
  
   Заключение
  
   За всё внешнее процветание страны "судьба покарала Ирода ужасными бедствиями в собсвенном доме. Источником всех его несчастий была страстно любимая им женщина...Эта любовь сделала Ирода слепым ко всем несчастиям, навлекаемым на него предметом его любви, ибо та ненавидела его столь же страстно, сколь страстно он её любил". Не останавливаясь на этой трагедии, которой нет аналога даже среди шекспировских, лишь отметим, что почти всё, им сделанное, пошло прахом после его смерти в 4 году до н.э., точнее, - после Великого Восстания. Чудом сохранившаяся нижняя половина одной из четырёх башен дворца Ирода (несправедливо получившая имя "Башни Давида"), остаётся свидетельством его вклада в образ Иерусалима как столицы Израиля с глубокими историческими корнями.
   Tower of David [R.Kulessky]
  
   Отметим в заключении, что к Ироду несправедлива христианская традиция, обвиняющая его в "избиении младенцев". Мало того, что ни одна хроника, как и свидетельства Флавия, не зафиксировали ничего подобного поголовному истребления младенцев мужского пола, но как мог бы Ирод это сделать, умерев в 4г до н.э., то есть до рождения Иисуса... Можно было бы искать ответ в уточнеии даты рождения Иисуса, которую "вычисляли" в 6 веке. Однако дата рождения Иисуса "привязана" к переписи населения, о которой говорится в евангелии от Матфея, и перепись эта была в 6г н.э.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"