Кулесский Роланд : другие произведения.

Иерусалим: между христианством и исламом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В русле каждого вероисповедания, верующие стремятся увидеть/запечатлеть в зеркале Иерусалима своё лицо, отстаивая своё понимание святости и "претендуя" на него как на личное "духовное наследство". Это стремление угадывается в сюжетах экскурсий, представляемых данной статьёй.


   Иерусалим: между христианством и исламом
  
   В русле каждого вероисповедания, верующие стремятся увидеть/запечатлеть в зеркале Иерусалима своё лицо, отстаивая своё понимание святости и "претендуя" на него как на личное "духовное наследство". Это стремление угадывается в сюжетах экскурсий, представляемых данной статьёй.
  
   Элементы хронологии
  
   В 570г. родился Мохаммед но уже в 638г., после двухлетней осады, Иерусалим сдался халифу Омару и для города наступила эпоха ислама. Корана ещё не существовало и Омар, наслышанный о святых местах евреев и христиан, ведёт себя осторожно, стараясь не разрушать всё подряд. Лишь в 650г. все проповеди Мохаммеда соединены в одну книгу, где они расположены не в хронологическом или смысловом порядке, а по размеру, от самой длинной до самой короткой суры. Сура 17 Корана определяет Иерусалим как третий, после Мекки и Медины, святой город.
   В 691г. халиф Аль-Малик строит Купол над Скалой (где располагась "святая святых" Второго Храма) в противовес церкви Гроба Господня. Надпись на арабском гласит: "Иисус - пророк, не сын Божий".
  
   Первые четыре столетия мусульманского владычества сравнительно благоприятны. Иерусалим остаётся по преимуществу христианским со множеством прекрасных церквей, мощной стеной и благоустроенными базарами. Идиллия прервана правлением халифа Аль-Хакима, самого жестокого за весь период арабского владычества ( была разрушена церковь Гроба Господня, начались гонения на иноверцев и насильственное обращение в ислам). После смерти/исчезновения (вознесения, как верят друзы) Аль-Хакима в 1021г. наступает время терпимости. В 1071г. Иерусалим захватывают турки- сельджуки (по имени их вождя Сельджука), составлявшие обширный тюркский султанат в Малой Азии.
   Арабы вновь отвоёвывают Иерусалим в 1098г., но ненадолго, так как через год под его стенами стоят крестоносцы.
  
   Иерусалим взят крестоносцами приступом в июле1099г., который сопровождался неописуемой жестокостью. "и если вы спросите, что стало с врагами нашими, ...знайте, что в храме Соломона и на подходе к нему скакали кони наших воинов по колено в крови сарацинов".
   Крестоносцы превращают Иерусалим в столицу Иерусалимского королевства, идеологически провозглашающего "Новый Израиль", расцвет которого начался в середине XIIв. Строятся новые церкви, пышная новая церковь Гроба Господня, торговые рынки и улицы, вводится прообраз чековых денежных отношений. Создаются рыцарские военно-религиозные ордена госпитальеров и тамплиеров.
   Вместе с тем, политика крестоносцев преследовала ложную цель уничтожения Византии, так что мусульмане, ослабленные после первого крестового похода, снова угрожают христианским владениям. Основатель новой правящей династии в Египте, Саладин, курд по национальности, талантливый политик и полководец, в 1171г. отвоевывает Иерусалим у христиан, наводняя его мусульманами и заменив католиков на православных, в значительной степени на армян и грузин.
   Среди семи крестовых походов, состоявшихся после первого, лишь шестой становится для Европы реваншем, когда султан Аль-Камиль и император Священной Римской империи Фридрих II заключили в 1229г. договор о сдаче христианам Иерусалима без войны. Однако борьба между императорской и папской властью привела к тому, что папа отлучает Фридриха II от церкви, Фридрих покидает Иерусалим и в 1244г. город захватывают хорезмийцы (наёмное войско туркмен, нанятых египетским султаном), уничтожая и разрушая всё. Европейцы окончательно теряют Иерусалим.
  
   В 1248г. состоялся седьмой крестовый поход в Египет, закончившийся пленением Людовика IX. Очевидно, это была неудачная попытка христианизации мусульманского мира. Одновременно в Египте происходит переворот, при котором мамлюки (каста профессиональных воинов, не уроженцев страны) приходит к власти. Иерусалим захвачен мамлюками в 1260г.
   При мамлюках население Иерусалима пёстро, практически все нации, кроме европейцев-католиков: эфиопы, копты, грузины, евреи... Грузинам, в частности возвращается монастырь Святого Креста. Из всех палестинских религий мамлюки поддерживют лишь иудейство и Рамбан восстанавливает еврейскую общину Иерусалима. Город превращается в центр мусульманского богословия, реконструируются мечети на Храмовой горе, принимая вид, сохранившийся до наших дней.Однако Иерусалим не избежал краткого монгольского вторжения и разграбления в 1308г.,
   Подточенный внутренними распрями и коррупцией, мамлюкский султанат пал в 1517г., завоёванный турками-османами и оставался в их руках до 1917г.
  
   "Претензии" на духовное наследство
  
   Каждое "собственное открытие" смысла или сути некого явления вносит личный элемент в новое для человека знание и он, в каком-то смысле, претендует на привилегию уникального понимания и трактовки этого явления, как если бы это явление открылось только ему лично.
   Нечто подобное справедливо для такого явления как святость Иерусалима, которая наполнена многими оттенками смыслов для евреев, греков, римлян, персов, египтян, турков, русских, эфиопов, сирийцев, грузин, армян, французов, немцев, арабов, и мн. других народов.
   Всем известно, что Иерусалим - Святой город трёх религий. Но даже в рамках этих трёх, иудаизма, христианства и ислама, существует огромное разнообразие конфессиональных оттенков, как, к примеру, караимов, самаритян, ашкеназов, сефардов, католиков, протестантов, православных, шиитов, суннитов, исмаилитов, друзов и мн. других.
  
   В русле каждого вероисповедания, верующие стремятся увидеть/запечатлеть в зеркале Иерусалима своё лицо, отстаивая своё понимание святости и "претендуя" на него как на личное "духовное наследство". Ниже мы останавливаемся у некоторых святынь (христианских, иудейских, мусульманских), воплощающих материально то, что часто следует скорее из легенд, чем из реальных фактов. Это однако ни в коей степени не ставит под сомнение нравственных идей, следующих из легендарных событий, так что становится не столь уж важным реальность их происхождения. Мы не будем останавливаться у достаточно известных большинству святынь (часть из которых была предметом рассмотрения в предыдущих наших статьях), и задержимся у менее известных и посещаемых.
  
   Иверийский (грузинский) монастырь, долина Креста
  
   По преданию, в долине, где стоит монастырь, росло дерево, из которого был сделан крест для распятия Иисуса, поэтому говорят о Долине Креста и о иверийском (Иверия, древнее название Грузии) монастыре Святого Креста. Дерево проросло, как триединое - пиния-кипарис-кедр - из трёх посохов, что оставили Аврааму ангелы, когда посетили его, направляясь в Содом. Эти посохи посадил Лот, чтобы искупить грех двух своих дочерей (Быт.19), напоивших отца и совершивших грех кровесмешения (поскольку посохи проросли, грех дочерей был прощён).
  
   St.Cross [R.Kulessky]
  
   Согласно рукописным и археологическим источникам, монастырь был основан в византийский период. Фрагменты раннего мозаичного пола датируются VI веком (грузинские монахи стали селиться в Палестине в начале VI в) и в XIв обитель Святого Креста - центр духовной жизни грузин. При вторжении персов в 614 году монастырь разрушен, но после победы Византии Крест Господень был возвращен в Палестину, а монастырь восстановлен. Арабское нашествие в 638 году стало началом нового периода тяжелых испытаний. В период правления Аль-Хакима монастырь Святого Креста, скорее всего, был разрушен снова. Окончательно монастырь был возвращён в 1357г:"...они привезли подарки и письмо с просьбой вернуть грузинам монастырь...Султан распорядился монастырь открыть вновь, и с тем отправил послов назад".
   Монастырь очень живописен, в его уютный двор ведёт снаружи низкий и узкий проход, так что двор открывается как переход "из 2-у мерного в 3-х мерное пространство". Есть указания на то, что в период написания "Витязя..." здесь монашествовал Ш.Руставели. Можно видеть его автопортрет, написанный в этом монастыре
  
   St.Cross [R.Kulessky]
   .
   Французская церковь Святой Анны: здесь родилась Богородица
  
   Согласно апокрифическому Евангелию от Якова, родители Марии (Иоахим, из потомков царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона) не имели детей. Явился им ангел, возвестивший, что у них будет дочь, от которой произойдёт Сын Божий. Таким образом, и по женской линии нравственная святость Спасителя у христиан возводится к царскому роду Давида.
   Церковь построена королевой крестоносцев Мелисандой на месте, которое определяется традицией как место, где Анна родила Богородицу (отмеченное алтарём в крипте церкви).
  
   St.Cross [R.Kulessky]
  
   После изгнания крестоносцев многие церкви были разрушены, но эта так поразила Саладина своей красотой, что он сохранил её, превратив в медресе. В 1856 году церковь была подарена турецким султаном Франции в знак благодарности за поддержку в Крымской войне против России, а позже церковь передаётся братству монахов "Белых отцов" (миссионерствующих в Азии и Африки). В новейшие времена территория церкви отмечена скандалом, устроенным президентом Франции Ж.Шираком в ходе его визита в Иерусалим, не разрешившим его израильской охране войти всед за ним на территорию церкви.
   Церковь типична для крестоносцев. Это базилика без купола, с романскими колоннами и бочкообразными соединениями арок; она имеет три окна с квадратными и круглыми отверстиями (мусульманская традиция); над входом в память о Саладине оставлена арабская надпись.под "ломающейся" аркой.
  
   Австрийский странноприимный дом: мирный крестовый поход на Иерусалим
  
   Идея нового крестового похода на Иерусалим никогда не умирала и нашла своё выражение в мозаике гостиницы для пилигримов, которая существовала во времена крестоносцев и сегодня функционирует недалеко от третьей остановки на улице Виа Долороза (Крестного пути Иисуса). Однако этот крестовый поход, к которому призывает император Австро-Венгрии Франц Иосиф, стоящий в центре мозаики, - на мирное, точнее, на духовное завоевание.
  
   Austria hotel [R.Kulessky]
  
  
Император без короны, которая "неуместна" там, где проповедывал Иисус (корону держит коленопреклонённый слуга), его рука направлена на солнце, встающее из-за стен Иерусалима. Справа король Венгрии, чуть ниже ростом, а слева - герои крестовых походов - рыцари орденов госпитальеров, тевтонцев, храмовников. Мозаика была выполнена к приезду Франца-Иосифа.
   В 1869 г. Франц-Иосиф останавливался здесь в качестве пилигрима, прибыв в в Святой город через яффский порт, будучи встречен овациями, триумфальными арками и полутора тысячами конных всадников.
   Англия конфисковала здание в первую мировую войну, как принадлежащее "немцам", затем здесь располагался иорданский правительственный госпиталь, а после освобождения Иерусалима в результате Шестидневной войны Израиль вернул здание Австрии. Сейчас здесь вновь гостиница для пилигримов, с отличным видом на Старый Город с его крыши.
  
   Мусульманская традиция в мамлюкских фасадах
  
   При мамлюках Иерусалим превращается в центр мусульманского богословия. Строятся многочисленные медресе; усиливается вера в воскресение мёртвых и, соответственно этому, состоятельные люди подготавливают себе захоронения, по возможности ближе к Храмовой горе. Всё это приводит к появлению особого архитектурного стиля в оформлении фасадов домов-могил и медресе, а именно(смотри на левом фото): лепной карниз ("мукарнас"), типа сталактитов; архитектурно оформленные фасады, открывающие здание, внутри же - обычный дом (первый этаж - могила, второй -жилой); использование цветных камней, особенно красного и белого, уложенных слоями; памятные надписи в виде арабской вязи; железные решетки для защиты окон на главном фасаде.
  
   Mamluky facades [R.Kulessky]
  
   В мусульманском квартале Иерусалима можно видеть сегодня улицу домов-могил (на фото в центре). На фото справа могила Барахат Хана (его символ - две хоккейные клюшки, поскольку он "отвечал" за хоккей на траве); на втором этаже сегодня библиотека древних арабских рукописей
  
   Ашкеназская синагога XVIII в: здесь родился Ари и жил Ор а Хаим
  
   Дом, где родился Ицхак Луриа ("Ари" - Ашкенази Раби Ицхак, 1534 - 1572), выдающийся каббалист, автор так называемой Лурианской каббалы, можно и по сей день найти в Иерусалиме: улица "Ор а хаим", 6 (реставрированное пятисотлетней давности строение). Благодаря Ари, наука Каббала, которая до этого была привилегией избранных единиц, вышла в мир, в массы. До семи лет Ари жил в этом доме, затем в Египте, где он учился у главного раввина, а в 36 лет возвращается в землю Израиля, в Цфат, где, ошеломлённые его знаниями выдающиеся раввины, становятся его учениками, признав его величие и главенство. Лишь раби Хаиму Виталю он разрешал записывать всё, что говорил, однако вплоть до своей смерти, раби Хаим хранил учение Ари в тайне. В возрасте 38-и Ари умирает.
В этом же доме, почти на 200 лет позднее, снимал жильё один из крупнейших комментаторов Торы Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар), которого именно потому привлёк этот дом, что "дух" великого Ари защищал здесь от "нечистой силы". Теперь в этот доме синагога " Ор а-Хаим".
  
   ARI house [R.Kulessky ]
  
   Семья Вайсгартен и её предки, жившие здесь все эти годы, видела свою роль в сохранении реликвии. Лишь в 1948г. семья временно покинула дом, вернувшись после Шестидневной войны. Дом интересен ещё и как место "подпольной" синагоги XVIII в, поскольку в оттоманский период запрещалось строить новые синагоги, а еврейское население росло. Домашняя синагога была устроена просто и доказать, что она существует было практически невозможно, впрочем власти смотрели на это сквозь пальцы. В этом же доме сегодня музей истории еврейской общины Иерусалима.
  
   Сирийская ортодоксальная церковь: здесь проходила Тайная Вечеря
  
   Существует много мест, претендующих на Тайную Вечерю, и данное место не самое убедительное в своих доказательствах. Однако более интересен тот факт, что речь идёт о, вероятно, первой христианской церкви Иерусалима, ибо в её фундаменте есть камни времён Второго Храма. Как утверждает настоятельница, церковь сооружена на месте дома, где жила мать Святого Марка, и где, в силу этого и состоялась Тайная Вечеря. Церковь знаменита и чудотворной иконой, к написанию которой якобы имеет отношение сам Святой Лука.
  
   Syria church [R.Kulessky]
  
   Эта церковь объединяет сирийских арабов-христиан, где, вопреки её ортодоксальности, служба идёт на диалекте арамейского языка (сегодня Рим разрешает службы на национальных языках). Настоятельница спела нам молитву на этом языке в подвале церкви, где согласно традиции скрывались апостолы во время казни Иисуса (на правом фото).
  
   К конституции Ливана: маронитская церковь
  
   Маронитская церковь объединяет приверженцев еще одной христианской конфессии, возникшей на территории современной Сирии. Большинство маронитов сегодня (патрон церкви - Святой Марон) проживает в Ливане, где они в своё время отказалось присоединиться к монофизитам, так что, начиная с 1182 года, марониты признают главенство Римско-католической церкви и является
  
   St.Maron [R.Kulessky]
  
   единственной чисто католической восточной церковью. Монофизитство - течение в христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой, то есть Сын Божий воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью.
   Кстати говоря, современные политические проблемы Ливана связаны с тем, что президентом страны по конституции может быть лишь маронит.
   Будучи униатской церковью (восточной церковью, признающей верховный авторитет римского папы), она в то же время сохраняет свою организационную и литургическую самобытность. Богослужение происходит на ассирийском языке согласно антиохийскому ритуалу.
   Внешне, строгостью убранства, церковь похожа на протестантскую. Впечатляет рапятие в "авангардом" стиле: вместо распятого Иисуса на кресте гвозди, молоток, терновый венок, щипцы для гвоздей. Очень впечатляет вид, открывающийся с крыши (на фото справа виден серый купол Греко-католической патриархии, следующий сюжет).
  
   Греко-католическое патриаршество: тяга к прогрессу
  
   В 17-18 веках выясняется, что византийское/греческое духовенство невежественно, малограмотно в сравнении с римско-католическим, так что возникает стремление перейти "под римско-католическую крышу", сохраняя свою самобытность. Сегодня греко-католическая церковь - это духовный центр множества арабских общин, исповедующих христианскую веру; в Израиле это
  
   Grec-cat. patriarcat [R.Kulessky]
  
   самая большая христианская община. Их иначе называют мелхитами от сирийско-семитского слова "мелех" (царь), напоминая о духовной связи и преемственности с Византийской империей. Община образовалась в Антиохии в результате раскола поместной церкви, и в 1846 году папа Римский назначил греческого патриарха в Иерусалиме.
   Церковь построена в стиле восточной базилики. Вся роспись стен и потолка выполнена в традициях византийства. Справа от входа фреска, изображающая объятия двух братьев, апостолов Петра и Андрея, игнорирующих вековечный спор - кто из двух апостолов главнее: Андрей Первозванный, проповедовавший христианство в Греции, или Петр - первый из Римских пап.
   Как и в православных церквях, есть иконостас (в католических храмах иконостас отсутствует), все надписи на греческом и арабском, причём арабские надписи расположены выше (фото слева). В бронзовых рельефах изображены павлины - символ вечной жизни, и двуглавые орлы - древний герб Византийской империи.
  
   Мусульманская святыня: Мечеть Омара
  
   Как говорит предание, после того, как  Омар взял Иерусалим, патриарх  Сафроний пригласил халифа и всю его свиту в храм Гроба Господня и предложил помолиться. Халиф отказался, якобы сказав, что, если он помолится, то на этом месте соорудят мечеть и потому помолился рядом со входом. Здесь и была сооружена мечеть, видная на левом фото. В действительности, во времена крестоносцев вход в храм Гроба Господня был с другой стороны, так что место молитвы Омара не соответствует положению мечети. Заметим также, что есть ещё одна "мечеть Омара", в Вифлиеме, рядом с церковью Рождества. На самом деле, мусульмане любят строить мечети рядом с христианскими храмами. Патриарх передал халифу и ключ от главной церковной обители христиан, который до сего дня в руках мусульман.
  
   Omar's mosque [R.Kulessky]
  
   Часто мечетью Омара ошибочно называют золочёный наскальный купол на Храмовой горе (на фото справа). Наскальный купол не является мечетью, там не молятся, но он является самой важной точкой Храмовой горы. По-арабски он называется Куббат эс-Сахра, а на иврите Кипат ха-Сэла. Этот купол расположен над скалой. где согласно традиции состоялось жертвоприношение Авраама, борьба Иакова с ангелом, где располагалось "святая святых" Иерусалимского Храма, и откуда Магомет возносился на небо.
  
   Заключение
  
   Вышеизложенные сюжеты иллюстрируют стремление людей запечатлеть материально, главным образом в камне, принципы морали, данные в Моисеевых законах и легендарных историях, более того, "превратив эти легенды в реальные истории" своим личным участием в их трактовках. Тем самым, сформировано наследство, духовная ценность которого значительно превышает материальную. Остаётся лишь дождаться того времени, когда всё человечество это осознает и будет следовать обретённому пониманию сути святости.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"